Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
Уватского муниципального района
от 06 октября 2020 г. N 286
Порядок
проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии Уватского муниципального района, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии Уватского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок проведения анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии Уватского муниципального района, а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии Уватского муниципального района (далее по тексту - Порядок) устанавливает требования к проведению анализа финансового состояния принципала при предоставлении муниципальной гарантии Уватского муниципального района (далее по тексту - предварительный анализ), а также мониторинга финансового состояния принципала после предоставления муниципальной гарантии Уватского муниципального района (далее по тексту - последующий анализ).
1.2. Предварительный анализ осуществляется структурным подразделением по вопросам финансов администрации Уватского муниципального района на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов. Перечень документов установлен постановлением администрации Уватского муниципального района от 05.05.2012 N 40 "Об утверждении Положения о предоставлении муниципальных гарантий Уватского муниципального района".
1.3. Последующий анализ осуществляется структурным подразделением по вопросам финансов администрации Уватского муниципального района с периодичностью не реже одного раза в полугодие на основании представленных принципалом и (или) бенефициаром документов, перечень которых установлен приложением к настоящему Порядку.
1.4. Анализ финансового состояния принципала, его поручителей (гарантов) включает в себя:
а) для юридических лиц:
анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса;
состояние расчетов с бюджетами всех уровней;
оценку финансового состояния;
оценку и анализ результативности хозяйственной деятельности;
б) для других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:
соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ;
анализ исполнения бюджета по доходам;
анализ кредиторской задолженности;
анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам.
2. Анализ финансового состояния принципала, его поручителей (гарантов) - юридических лиц
2.1. Анализ динамики и структуры статей бухгалтерского баланса проводится путем вертикального и горизонтального анализа бухгалтерской отчетности.
Вертикальный анализ состоит в том, что общая сумма активов, пассивов принимается за 100% и каждая статья отчета представляется в виде процентной доли от принятого базового значения.
Горизонтальный анализ заключается в сопоставлении данных бухгалтерской отчетности за два отчетных периода.
При проведении анализа динамики и структуры бухгалтерского баланса необходимо отразить следующие вопросы:
а) состав основных средств, их структура, процент износа, стоимость, изменения за анализируемый период;
б) характеристика дебиторской задолженности: структура дебиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав должников (основные дебиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной задолженности;
в) стоимость запасов товарно-материальных ценностей, их изменение за анализируемый период;
г) характеристика кредиторской задолженности: структура кредиторской задолженности, ее изменение за анализируемый период, состав кредиторов (основные кредиторы), сроки образования задолженности, наличие просроченной кредиторской задолженности;
д) наличие задолженности по кредитам и ссудам, их структура по срокам (долгосрочные, краткосрочные), расшифровка с указанием кредиторов, указание сроков погашения, обеспечение;
е) изменения, динамика изменений прибыли (убытков) за анализируемый период. При наличии убытков - причины их возникновения;
ж) изменения за анализируемый период капитала, резервов.
2.2. Проверка состояния расчетов с бюджетами всех уровней проводится на основании сведений из налогового органа о наличии (отсутствии) задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
2.3. Для оценки финансового состояния юридических лиц используются 2 группы индикаторов:
а) коэффициенты ликвидности;
б) показатели платежеспособности.
Для расчета коэффициентов ликвидности и показателей платежеспособности используются данные бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее по тексту - ф. 0710001).
Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности (K1) характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств, определяется как отношение денежных средств к наиболее срочным обязательствам (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность, прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов) и рассчитывается по следующей формуле:
.
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) характеризует способность юридических лиц оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства за счет денежных средств, краткосрочной дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений и определяется по следующей формуле:
.
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка статей краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (K3) является обобщающим показателем платежеспособности, он характеризует общую обеспеченность юридических лиц оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности, в расчет которого включаются все активы, в том числе и материальные. Коэффициент определяется по следующей формуле:
.
Для расчета коэффициента текущей ликвидности, кроме названных при расчете К3 статей, корректируются статьи дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев, запасы, прочие оборотные активы на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету "Доходы будущих периодов".
Показатель платежеспособности - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (К4) является характеристикой финансовой устойчивости, показывает степень зависимости юридических лиц от займов (кредитов) и рассчитывается по следующей формуле:
.
2.4. Для оценки результативности финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц используются 2 группы индикаторов:
а) показатели рентабельности;
б) коэффициенты оборачиваемости.
Для расчета показателей рентабельности и коэффициентов оборачиваемости используются данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее по тексту - ф. 0710002).
Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5 определяется по следующим формулам:
а) для неторговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр. 2200 ф. 0710002) к выручке от продажи товаров, продукции, работ (стр. 2110 ф. 0710002);
б) для торговых организаций: отношение прибыли от продаж (стр. 2200 ф. 0710002) к валовой прибыли (стр. 2100 ф. 0710002).
Рентабельность вложений в организацию определяется как отношение прибыли до налогообложения (стр. 2300 ф. 0710002) к валюте баланса (стр. 1700 ф. 0710001).
При определении показателей оборачиваемости среднее значение активов за период определяется на основе данных бухгалтерского баланса на начало каждого отчетного периода по формуле средней хронологической:
а) коэффициент оборачиваемости оборотных активов (число оборотов за анализируемый период) (Кооа) и средняя продолжительность оборота (дни) (Тооа) характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по следующим формулам:
;
б) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) и средняя продолжительность оборота (Тодз) характеризуют скорость погашения (взыскания) дебиторской задолженности и определяются по следующим формулам:
.;
в) коэффициент оборачиваемости запасов (Коз) и средняя продолжительность оборота (Тоз) характеризуют скорость движения материальных ценностей и их пополнения и определяются по следующим формулам:
.
3. Анализ финансового состояния принципала - субъекта Российской Федерации, муниципального образования (других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации)
3.1. Анализ соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации включает в себя проведение проверки соответствия:
а) предельного объема государственных (муниципальных) заимствований требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) объема государственного (муниципального) долга, объема расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга, годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного (муниципального) долга предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации для группы заемщиков с высоким и средним уровнем долговой устойчивости;
в) дефицита бюджета ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации для соответствующего бюджета.
3.2. Анализ исполнения бюджета по доходам проводится на основании данных отчетности об исполнении бюджета, пояснительной записки.
3.3. Анализ кредиторской задолженности проводится на основании бюджетной отчетности, информации о кредиторской задолженности, в том числе просроченной.
3.4. Анализ просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам проводится на основании выписки из долговой книги, копий договоров (соглашений), информации по просроченной (неурегулированной) задолженности.
4. Оценка результатов анализа
4.1. Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов (К1, К2, К3, К4 и К5) заключается в присвоении принципалу, его гаранту и поручителю - юридическим лицам категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными.
Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений:
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
0,2 и выше |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
|
0,8 и выше |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
|
К3 |
2,0 и выше |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
Для неторговых организаций |
1,0 и выше |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
Для торговых организаций |
0,6 и выше |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
К5 |
0,15 и выше |
менее 0,15 |
менее 0 |
Для показателей оборачиваемости и рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики принципала, его гаранта и поручителя - юридических лиц отраслевой принадлежности и других конкретных условий. Оценка результатов расчетов этих показателей основана на сравнении их значений в динамике, анализе причин изменения.
На основе категорий определяется значение сводной оценки (S), которая вычисляется по формуле:
, где:
Вес - вес показателя в сводной оценке;
Категория - категория, к которой относится значение показателя.
Категория = 1, 2 или 3.
Таблица весов для каждого из показателей:
Показатель |
Вес показателя |
К1 |
0,11 |
К2 |
0,05 |
К3 |
0,42 |
К4 |
0,21 |
К5 |
0,21 |
Результаты финансового состояния принципала, его поручителя (гаранта) - юридических лиц:
Коэффициент |
Значение коэффициента |
Категория |
Вес показателя |
Сводная оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К3 |
|
|
|
|
К4 |
|
|
|
|
К5 |
|
|
|
|
Сводная оценка |
|
|
|
|
На основе значения сводной оценки принципал, его поручитель (гарант) - юридические лица относятся к одному из трех классов финансового состояния:
а) финансовое состояние является хорошим, если значение S не превышает 1,05;
б) финансовое состояние является удовлетворительным, если значение S больше 1,05, но не превышает 2,4;
в) финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение S больше 2,4.
4.2. Для оценки финансового состояния принципала - субъекта Российской Федерации, муниципального образования (другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации) используются следующие показатели:
Показатели |
Нормативное значение |
1. Требования Бюджетного кодекса Российской Федерации | |
Объемы привлечения средств в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет), установленные программами государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (программами муниципальных внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), и общая сумма привлечения средств в соответствующем финансовом году не должна превышать общую сумму средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), и объемов погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), утвержденных на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением о местном бюджете), с учетом положений статей 103 и 104 Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
<= 1,0 |
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
<= 0,15 |
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. |
<= 0,10 |
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
<= 0,10 |
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. |
<= 0,05 |
2. Показатели долговой устойчивости | |
Объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) к общему объему доходов соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений (безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц). |
< 0,85 |
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. |
< 0,45 |
Годовая сумма платежей в очередном финансовом году и плановом периоде по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых, неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. |
< 0,18 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) в общем объеме расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. |
< 0,08 |
3. Исполнение бюджета по доходам | |
Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения. |
>= 0,95 |
Исполнение местного бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений не менее 95 процентов от утвержденного значения. |
>= 95 |
4. Кредиторская задолженность | |
Отсутствие просроченной кредиторской задолженности на последнюю отчетную дату. |
0,0 |
5. Просроченная (неурегулированная) задолженность по долговым обязательствам | |
Отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по долговым обязательствам за последний отчетный финансовый год, последний отчетный период. |
0,0 |
4.3. На основании проведенного анализа финансового состояния принципала, его поручителей (гарантов) структурное подразделение по вопросам финансов администрации Уватского муниципального района готовит заключение о финансовом состоянии.
Положительное заключение о финансовом состоянии принципала, а также его гаранта и поручителя может быть вынесено:
а) в отношении юридического лица - если финансовое состояние на основании сводной оценки, определенной в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, является хорошим или удовлетворительным;
б) в отношении субъекта Российской Федерации, муниципального образования (другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации) - если показатели соответствуют нормативным значениям, установленным пунктом 4.2 настоящего Порядка.
Отрицательное заключение о финансовом состоянии принципала, а также его гаранта и поручителя может быть вынесено:
а) в отношении юридического лица - если финансовое состояние на основании сводной оценки, определенной в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Порядка, является неудовлетворительным;
б) в отношении субъекта Российской Федерации, муниципального образования (другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации) - если показатели не соответствуют нормативным значениям, установленным пунктом 4.2 настоящего Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.