Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города
от 10 июля 2014 г. N 1474
Муниципальная программа
"Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Барнаула (далее - КРППРиВТ) |
Соисполнители Программы |
комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Барнаула (далее - КЭРиИД); отдел по развитию туризма администрации города Барнаула (далее - ОРТ) |
Участники Программы |
комитет информационной политики администрации города Барнаула (далее - КИП); комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (КСАиРГ); комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - КЗРиЗ); комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - КУМС); комитет по энергоресурсам и газификации администрации города Барнаула (далее - КЭиГ); комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - КЖКХ); комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - КДХБТиС); комитет по делам молодежи администрации города Барнаула (далее - КДМ); комитет по образованию города Барнаула (далее - КО); комитет по культуре города Барнаула (далее - КК); комитет по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации города Барнаула (далее - КРОГиОО) |
Подпрограммы Программы |
|
Программно-целевые инструменты Программы |
|
Цель Программы |
Создание благоприятных условий для развития предпринимательства в городе Барнауле |
Задачи Программы |
Использование эффективных инструментов финансовой, информационной, консультационной и имущественной поддержки, ориентированных на субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), внедряющие инновации, реализующие инвестиционные и социальные проекты; создание условий для обеспечения жителей города доступными услугами предприятий потребительского рынка (далее - ППР); развитие кадрового потенциала и создание высокопроизводительных рабочих мест; создание механизма привлечения в город инвестиций в объёме, необходимом для социально-экономического развития города Барнаула; создание условий для устойчивого развития туризма в городе Барнауле |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Удельный вес поступлений в доходах бюджета города от СМСП; удельный вес оборота предприятий неторговой сферы в общем обороте СМСП; оборот розничной торговли в расчете на душу населения; обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 человек населения; рост реальной заработной платы; соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума; темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (в сопоставимых ценах); доля частных (внебюджетных) инвестиций в общем объеме инвестиций; индекс промышленного производства; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки; уровень инновационной активности; туристский поток; количество мест в коллективных средствах размещения (гостиницы, пансионаты, санаторно-курортные организации и другие) |
Сроки реализации Программы |
2015-2020 годы |
Объемы финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 119390 тыс. рублей, в том числе: из бюджета города - 98530 тыс. рублей, из них: в 2015 году - 13475 тыс. рублей; в 2016 году - 13810 тыс. рублей; в 2017 году - 15845 тыс. рублей; в 2018 году - 16970 тыс. рублей; в 2019 году - 18440 тыс. рублей; в 2020 году - 19990 тыс. рублей. из внебюджетных источников - 20860 тыс. рублей, из них: в 2015 году - 2845 тыс. рублей; в 2016 году - 2845 тыс. рублей; в 2017 году - 3155 тыс. рублей; в 2018 году - 3655 тыс. рублей; в 2019 году - 3975 тыс. рублей; в 2020 году - 4385 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период. Объемы финансирования могут быть увеличены за счет привлечения субсидий из федерального и краевого бюджетов, выделяемых на финансирование мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы к 2020 году ожидается: удельный вес поступлений в доходах бюджета города от СМСП составит не менее 47%; удельный вес оборота предприятий неторговой сферы в общем обороте СМСП составит не менее 30%; оборот розничной торговли в расчете на душу населения составит не менее 350 тыс. рублей; обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 человек населения составит не менее 970 кв. м; рост реальной заработной платы составит не менее 106% в год; соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума составит 4,7 раза; темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (в сопоставимых ценах) составит 102,4%; доля частных (внебюджетных) инвестиций в общем объеме инвестиций составит 72,3%; индекс промышленного производства составит не менее 105% в год; индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, составит не менее 107%; уровень инновационной активности составит не менее 25%; туристский поток превысит 500 тыс. человек в год; количество мест в коллективных средствах размещения (гостиницы, пансионаты, санаторно-курортные организации и другие) составит не менее 5 тыс. мест |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для развития малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения.
Нормативной правовой базой для разработки программы являются следующие нормативные правовые акты:
федеральные законы:
от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";
законы Алтайского края:
от 17.11.2008 N 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае";
от 11.05.2011 N 55-ЗС "Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве";
от 21.11.2012 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года";
постановления Администрации Алтайского края:
от 15.09.2007 N 437 "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае";
от 23.12.2010 N 583 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011-2016 годы";
от 30.12.2011 N 784 "Об утверждении краевой программы "Развитие торговой деятельности в Алтайском крае" на 2012-2016 годы";
от 17.12.2013 N 653 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов на территории Алтайского края по принципу "одного окна";
от 25.12.2013 N 694 "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Алтайского края на период до 2025 года";
решения Барнаульской городской Думы:
от 28.09.2005 N 199 "Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности города Барнаула";
от 31.08.2012 N 784 "Об утверждении Положения о создании условий для обеспечения жителей городского округа - города Барнаула Алтайского края услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания";
от 19.12.2013 N 234 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года".
Настоящая Программа определяет систему мер, направленных на достижение целей муниципальной политики в области создания благоприятных условий для развития предпринимательства в городе Барнауле.
СМСП создают условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации, включая небольшие звенья в организационной структуре крупных предприятий. Субъекты предпринимательства оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, придают рыночной экономике повышенную мобильность.
Развитие СМСП города Барнаула в течение последних лет характеризуется рядом позитивных тенденций. Субъекты предпринимательства вносят значительную долю в формирование доходной части бюджета города. В 2013 году доля СМСП в налоговых доходах бюджета города составила 41,3% или 1,99 млрд. рублей, в 2012 году - 40,5%, в 2011 году - 34,9%.
За время реализации Программы оборот СМСП увеличился практически в два раза или на 86,8 млрд. рублей (по оценочным данным в 2013 году он составил 182 млрд. рублей).
В 2013 году объемы инвестиций составили 6793,8 млн. рублей, что больше чем в 2012 году в 2,8 раз. За период 2009-2012 гг. среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 142%.
В результате реализации инвестиционных проектов и модернизации производства субъектами предпринимательства осваивается выпуск новых видов продукции (в 2012 г. - около 100 видов продукции, 2013 г. - более 150 видов продукции).
Развитие предпринимательства также способствует положительной динамике социально-трудовой сферы города Барнаула.
За 2011-2014 годы количество работников, занятых в малом и среднем бизнесе, увеличилось на 19% (2010 год - 107626, 2014 год - 128177). Стабилизация деятельности организаций города, увеличение урбанизации на территории Алтайского края обеспечивает ежегодный рост численности человек, занятых в экономике города Барнаула. В структуре занятости по видам экономической деятельности основную долю составляют организации производственной сферы - 20% (обрабатывающие производства - 16,3%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,7%), оптовая и розничная торговля - 19%, образование и здравоохранение - по 11%.
За период реализации программы в малом и микро бизнесе выросла заработная плата на 26,5% и составила 13830 рублей, на средних предприятиях заработная плата выросла на 12,9% и составила 17869,3 рубля.
Созданные бизнес-сообществом новые рабочие места (всего за период 2011-2013 годы создано около 10000 рабочих мест, в т.ч. в 2013 году более 3000), позволили достичь рекордно низкого уровня безработицы - 0,3% по отношению к численности трудоспособного населения.
На фоне положительной динамики в сфере занятости населения остается актуальным вопрос нехватки кадров рабочих профессий на предприятиях города. Потребность в рабочих профессиях составляет более 70% вакансий, заявленных в службу занятости. Более того, не представляется возможным трудоустроить имеющихся безработных, так как их профессиональный состав не в полной мере отвечает потребностям рынка труда.
Однако, несмотря на устойчивую тенденцию к увеличению экономических показателей предпринимательской деятельности, произошло снижение хозяйствующих субъектов на 1127 (2010 год - 43338).
На сегодняшний день хозяйственную деятельность осуществляют 42 тыс. 211 субъектов (средние предприятия - 117, малый бизнес - 1652, микро бизнес - 21255, крестьянско-фермерские хозяйства - 8 и индивидуальные предприниматели - 19179).
Таким образом, в структуре предпринимательства города Барнаула доля малого бизнеса (с учетом микропредприятий) составляет 54,3%, среднего бизнеса - 0,3%, крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 45,5%.
Динамика количества предприятий города за период с 2010 по 2013 годы нестабильна. В 2013 году наблюдается снижение количества малых предприятий на 5,3% (в 2012 году прирост 113%). Количество средних предприятий в 2013 году также снизилось на 17,6%, а в 2012 году на 13%.
Отраслевая структура предпринимательства в Барнауле является оптимальной за счет равного распределения сфер производства, торговли и услуг, что, в свою очередь, предопределяет динамичное развитие экономики города в целом.
Предпринимательство представлено во всех сферах экономики города и имеет большой удельный вес в следующих видах деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования - 33,9%, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 22,8%, обрабатывающие производства - 16,7%, строительство - 9,6%, транспорт и связь - 5,6%.
В сфере потребительского рынка города занято более 50% предпринимателей (торговля, общественное питание и бытовое обслуживание). Потребительский рынок города Барнаула - это активно развивающаяся сфера экономики. Он находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных (региональных) товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из задач экономической политики города. Сеть ППР города постоянно увеличивается, появляются новые федеральные и региональные торговые сети, предприятия общественного питания. Отрасль характеризуется высокой инвестиционной активностью.
Средства вкладываются в строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий, с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий. По состоянию на 01.01.2014 в городе осуществляют деятельность 7 рынков, 10 постоянно действующих ярмарок, 289 предприятий оптовой торговли, работают 2003 стационарных предприятия розничной торговли, 507 предприятий общественного питания, 2191 предприятие бытового обслуживания.
Обеспеченность торговыми площадями увеличилась за 2012-2013 годы на 10% и составила по итогам 2013 года 814,2 кв. м. на 1000 жителей, обеспеченность услугами предприятий общественного питания увеличилась на 15% и составила 52,3 посадочных места на 1000 жителей, в бытовом обслуживании - на 3,3%, что составило 12,6 рабочих места на 1000 жителей.
Бизнес-сообщество города несет дополнительную социальную нагрузку и участвует в решении общественных проблем города. По состоянию на 01.01.2014 в городе осуществляют деятельность 187 социальных предприятия потребительского рынка, из них 59 социальных предприятий бытового обслуживания, 49 социальных непродовольственных магазинов и 79 продовольственных магазинов. Данные предприятия обслуживают более 80 тыс. граждан.
Инвестиции являются основой экономического роста, импульсом социально-экономического развития территорий, поэтому одной из первоочередных задач является создание благоприятного инвестиционного климата. Основным показателем оценки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов территории является объем инвестиций в основной капитал. Годовое значение этого показателя по городу Барнаулу с 2009 года неизменно увеличивалось и по итогам 2013 года составило около 42,6 млрд. рублей. Индекс физического объема инвестиций за 2013 год составил 107,2%. На душу населения ежегодно приходится более 61 тыс. рублей инвестиций в основной капитал.
В целом по городу Барнаулу наблюдается положительная динамика инвестиций в основной капитал малого бизнеса. В 2013 году объемы инвестиций составили 6793811,5 тыс. рублей, что больше в 2,8 раза, чем в 2012 году, объем инвестиций в микропредприятия города увеличился почти в 3,5 раза.
Динамика инвестиций в основной капитал малых предприятий города Барнаула говорит о стабильном и устойчивом положении и финансовом состоянии компаний, а также о позитивных перспективах развития в виде роста эффективности производства, максимизации прибыли, наращивания производственных мощностей, увеличения объемов выпускаемой продукции.
Во многом такая положительная тенденция обеспечена за счет работы, которая проводится в городе в направлении поддержки бизнеса, создания необходимой предпринимательской и инвестиционной инфраструктуры, привлекательных условий для инвестиционной деятельности. В предыдущие периоды достигнуты определенные результаты:
создана система позиционирования Барнаула как развивающегося промышленного города, привлекательного для потенциальных инвесторов, включающая мероприятия по сбору, актуализации, аккумуляции и продвижению информации об успехах и потенциале города;
оказывается финансовая, консультационная, информационная и имущественная поддержка СМСП;
создана инфраструктура поддержки предпринимательства;
в городе создан институт инвестиционного уполномоченного с целью уменьшения барьеров, возникающих при взаимодействии инвесторов и органов власти при реализации инвестиционных проектов;
сформирован перечень перспективных направлений развития бизнеса;
создана база инвестиционных площадок типа "гринфилд" и "браунфилд";
с 2009 года обеспечивается положительная динамика притока инвестиций в социально-экономическое развитие города;
создана "дорожная карта инвестора", представляющая собой алгоритм взаимодействия инвестора с органами власти от появления бизнес-идеи до завершения реализации инвестиционного проекта.
Вместе с тем, имеется ряд факторов, оказывающих негативное воздействие на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в городе Барнауле. Первый фактор - информационный. Проблема заключается в отсутствии у инвесторов информации о Барнауле, его конкурентных преимуществах, наличии инфраструктуры инвестиционной деятельности, мерах поддержки инвесторов. Помимо этого, имеет место наличие у инвесторов отрицательных стереотипов о городе, как далеком от европейской части России населенном пункте, где слабо развиты инновации, промышленность, услуги и иные сферы хозяйствования.
Второй фактор - земельный, который заключается в отсутствии свободных земельных участков, подходящих для реализации инвестиционных проектов. В первую очередь, инвесторам нужны инвестиционные площадки с наличием инженерной и транспортной инфраструктуры, находящиеся в промышленной зоне. Помимо этого, у каждого инвестора есть свои дополнительные требования к земельному участку в зависимости от специфики проекта, а также планов по дальнейшему развитию имущественного комплекса, создаваемого на инвестиционной площадке.
Благодаря реализации программы и непрограммных мероприятий, всей комплексной работе по улучшению инвестиционного климата, планируется:
обеспечить доступность базовой информации о городе для максимально широкого круга потенциальных инвесторов;
обеспечить целенаправленное распространение позитивной информации об инвестиционном имидже города и его конкурентных преимуществах;
нейтрализовать стереотипы, распространение которых негативно влияет на инвестиционный имидж города;
создать отлаженную систему индивидуальной работы с потенциальными инвесторами, в том числе по подбору инвестиционных площадок, удовлетворяющих требования инвесторов;
сохранить положительную динамику притока инвестиций в основной капитал.
Одним из направлений бизнеса в городе, требующих внимания органов местного самоуправления, является туристский сектор.
В настоящее время между городами существует конкуренция в части привлечения туристов на свою территорию. С целью формирования конкурентных преимуществ города Барнаула необходимо создавать благоприятные условия для возможности проведения на территории города выставок, различных событийных, деловых мероприятий.
Кроме того, необходимо формировать благоприятный имидж города для привлечения инвестиций в туристскую индустрию города.
Отсутствие комплексного подхода в области развития туризма в городе отрицательно сказывается на всей туристской инфраструктуре. Отсутствует взаимодействие между субъектами туристской инфраструктуры, требуется комплексная единая система привлечения туристов и повышение качества их обслуживания.
Необходимо налаживание взаимодействия между предпринимателями, заинтересованными в развитии туристской отрасли, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, а также межведомственное взаимодействие краевых и городских властей.
Нельзя игнорировать низкий уровень рентабельности, который становится сдерживающим фактором для ведения расширенного воспроизводства. Существует проблема дефицита собственных средств, необходимых для развития бизнеса. Возникает потребность привлечения заемных и иных источников финансирования.
На современном этапе развития экономики города для предпринимательства основное значение приобретают эффективность ведения бизнеса, активизация производственной и инновационной деятельности, развитие человеческого потенциала и обеспечение устойчивого положения предприятий и их продукции на конкурентном рынке, как местном, так и межрегиональном и международном.
Среди основных проблем, препятствующих развитию предпринимательства в городе, в настоящий период можно назвать следующие:
дефицит квалифицированных кадров на рынке труда;
несовершенство системы налогообложения;
высокие затраты на электроэнергию и транспортные расходы;
недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления;
нехватка свободных земельных участков для строительства новых объектов капитального строительства;
недостаточная производственно-хозяйственная кооперация между малым, средним и крупным бизнесом;
сложность прохождения разрешительных процедур при реализации инвестиционных проектов;
отсутствие у субъекта предпринимательства свободных денежных средств на реализацию инвестиционных проектов;
жители города осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность.
Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, необходимо обеспечить комплексный подход к их решению как на региональном, так и на муниципальном уровне, а также посредством межведомственного взаимодействия.
Для реализации потенциала СМСП должны быть сформированы условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики. Необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом, обеспечивающим решение наиболее важных в текущей и стратегической перспективе проблем, нивелирование негативных последствий федеральной фискальной политики и способствующих устойчивости бизнеса в условиях агрессивной и нестабильной внешней среды.
Реализация потенциала развития СМСП города Барнаула невозможна без организации эффективного межведомственного сотрудничества между органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, субъектами предпринимательства.
В целях развития СМСП в городе, становления его как высокотехнологичного, инновационного, социально ориентированного и конкурентоспособного сектора экономики края и города необходима дальнейшая реализация мероприятий, направленных на оказание СМСП муниципальной поддержки.
Комплексная реализация мероприятий Программы будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства на территории города позволит проводить целенаправленную муниципальную политику в области поддержки предпринимательства и инвестиционной привлекательности города Барнаула, а также использование программного подхода позволит объединить усилия всех заинтересованных лиц.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы, цель и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере поддержки и развития СМСП в Российской Федерации определены подпрограммой "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 467-р.
Основными приоритетами являются:
экономика лидерства и инноваций, в соответствии с которыми будут сформированы условия для появления новых инновационных предприятий во всех секторах экономики;
создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику в целях поддержки образования новых предприятий и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;
структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития за счет формирования национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и другие;
переход к новой модели пространственного развития российской экономики за счет формирования новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.
Приоритеты региональной политики определены Стратегией социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС.
Стратегическими целями являются:
обеспечение занятости населения;
развитие самозанятости;
рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Муниципальная политика в сфере развития предпринимательства, промышленности, туризма, потребительского рынка, уровня и качества жизни населения, повышения инвестиционной привлекательности города определена Стратегией социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 N 234.
Стратегическими целями в развитии вышеназванных сфер в городе Барнаула являются:
создание устойчивых внутригородских технологических и кооперационных связей предприятий крупного и малого бизнеса различных отраслей посредством создания бизнес-инкубатора производственного типа (технопарка);
изменение отраслевой структуры СМСП за счет развития его производственной составляющей;
развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса и обеспечение ее доступности;
модернизация основных производственных фондов предприятий;
развитие производства пищевых продуктов (молочных, мясных, растительных масел, продуктов зернопереработки, плодово-ягодных культур, производства БАДов из натурального сырья) и детских товаров;
развитие текстильного и швейного производства;
развитие предприятий по производству энергосберегающих товаров и изделий, широкое внедрение энергосберегающих технологий;
участие в развитии краевого кластера энергомашиностроения и энергоэффективных технологий;
создание условий для развития внутреннего и въездного туризма, в том числе культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного и школьного;
создание инфраструктуры для развития конгрессно-делового и событийного туризма (строительство конгрессно-выставочного центра);
восстановление исторической части города;
развитие гостиничного сервиса;
повышение качества услуг, оказываемых в сфере потребительского рынка;
создание условий для развития дистанционного способа продаж;
развитие рынка труда и содействие занятости населения;
повышение доходов населения относительно стоимости жизни;
повышение уровня благоустройства и инфраструктурное развитие города;
обеспечение доступности к социально значимым объектам и услугам маломобильных групп населения;
увеличение средств, привлекаемых из вышестоящих бюджетов (ФАИП, Инвестиционный фонд РФ, ОАО "Роснано", краевой бюджет и др.);
реализация проектов по системе государственно-частного партнерства;
привлечение средств частных инвесторов в сферы производства, оказание медицинских услуг, гостиничного сервиса, торговли и общепита.
Развитие обозначенных приоритетов и стратегических целей требует постоянного совершенствования существующих механизмов поддержки субъектов предпринимательства, в особенности инновационно-активных и социально ответственных.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для развития предпринимательства в городе Барнауле.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
использование эффективных инструментов финансовой, информационной, консультационной и имущественной поддержки, ориентированных на СМСП, внедряющие инновации, реализующие инвестиционные и социальные проекты;
создание условий для обеспечения жителей города доступными услугами ППР;
развитие кадрового потенциала и создание высококвалифицированных рабочих мест;
создание механизма привлечения в город инвестиций в объеме, необходимом для социально-экономического развития города Барнаула;
создание условий для устойчивого развития туризма в городе Барнауле.
2.3. Конечные результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы к 2020 году ожидается:
удельный вес поступлений в доходах бюджета города от СМСП составит не менее 47%;
удельный вес оборота предприятий неторговой сферы в общем обороте СМСП составит не менее 30%;
оборот розничной торговли в расчете на душу населения составит не менее 350 тыс. рублей;
обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 человек населения составит не менее 970 кв. м;
рост реальной заработной платы составит не менее 106% в год;
соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума составит 4,7 раза;
темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (в сопоставимых ценах) составит 102,4%;
доля частных (внебюджетных) инвестиций в общем объеме инвестиций составит 72,3%;
индекс промышленного производства составит не менее 105% в год;
индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, составит не менее 107%;
уровень инновационной активности составит не менее 25%;
туристский поток превысит 500 тыс. человек в год;
количество мест в коллективных средствах размещения (гостиницы, пансионаты, санаторно-курортные организации и другие) составит не менее 5 тыс. мест.
2.4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в течение 2015-2020 годов. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы.
3. Общая характеристика мероприятий Программы
Система программных мероприятий на 2015-2020 годы представляет собой действия, ориентированные на финансовую, информационную, консультационную и имущественную поддержку предпринимательства в городе Барнауле.
В рамках совершенствования механизмов финансовой поддержки СМСП предусмотрены наиболее востребованные в последние годы инструменты поддержки:
предоставление грантов СМСП на разработку и реализацию инновационных проектов в экономику города;
предоставление субсидий на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных видов деятельности по уходу и присмотру за детьми;
предоставление субсидий социальному предпринимательству;
предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) на модернизацию производства;
целевые гранты на открытие собственного бизнеса начинающим СМП;
размещение муниципального заказа, предусматривающее приоритетное участие СМСП;
информирование СМСП о свободных помещениях, находящихся в муниципальной собственности, выставлении на продажу объектов муниципального имущества, свободных земельных участках, свободных производственных помещениях, перспективных направлениях для ведения бизнеса.
Обозначенный комплекс мер поддержки ориентирован в основном на СМСП, осуществляющих деятельность в сфере материального производства и инноваций, реализующих инвестиционные проекты, в том числе в социальной сфере.
Кроме того, в Программе предусмотрены мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательства, в том числе среди молодежи:
информационное сопровождение реализации мероприятий по муниципальной поддержке СМСП и пропаганда предпринимательской деятельности в городе Барнауле;
издание информационного бюллетеня "Предприниматель Барнаула";
конкурсы "Лучший предприниматель Барнаула", "Лучшее предприятие потребительского рынка";
конкурс среди журналистов на лучшую публикацию о СМСП;
ведение твиттер-аккаунта комитета, содержащего актуальную информацию для СМСП.
Также Программа содержит ряд мероприятий, направленных на информационно-консультационную и методическую поддержку СМСП, среди которых:
информационно-разъяснительные семинары и консультации для СМСП;
реализация сервиса "Онлайн консультирование предпринимателей" на официальном Интернет-сайте города Барнаула;
осуществление мониторинга деятельности СМСП и анализ динамики развития;
ведение реестров.
Наряду с вышеуказанными группами мероприятий предусмотрен комплекс мер по повышению социально-экономической эффективности потребительского рынка города посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения города в качественных товарах и услугах, обеспечения устойчивого функционирования и сбалансированного развития потребительского рынка.
Максимально полное удовлетворение потребностей населения города в товарах и услугах за счет обеспечения эффективного развития инфраструктуры ППР посредством создания благоприятных условий для роста предпринимательской активности, конкуренции и сбалансированного развития различных форматов торговли, общественного питания и бытового обслуживания путем:
обеспечения сбалансированного развития и размещения инфраструктуры предприятий потребительского рынка;
создания условий для обеспечения качества и безопасности товаров и услуг, внедрения стандартов работы и обслуживания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
совершенствования механизмов организационного и правового регулирования сферы торговли и услуг с устранением излишних административных барьеров в целях создания условий для развития конкуренции;
развития информационно-аналитического обеспечения отрасли;
предоставления всем категориям потребителей возможности выбора максимально широкого ассортимента качественных товаров и услуг общественного питания и бытового обслуживания по доступным ценам, усиление социальной ориентации в развитии отрасли;
обеспечения территориальной доступности инфраструктуры потребительского рынка, в том числе для маломобильных граждан и граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала и создание высококвалифицированных рабочих мест, создание механизма привлечения в город инвестиций в объёме, необходимом для социально-экономического развития города Барнаула и создание условий для устойчивого развития туризма в городе Барнауле.
В рамках мероприятий по развитию туризма предусмотрено:
содействие в проведении событийных мероприятий на территории города;
изготовление информационных материалов и сувенирной продукции о городе Барнауле;
разработка (формирование) бренда города и его продвижение;
проведение конкурсов по разработке продукта для притяжения туристов;
проведение конкурсов среди работников и организаций туристской индустрии города Барнаула;
Также предполагается участие в туристских мероприятиях (выставках, форумах, круглых столах, семинарах) с целью предложения туристских продуктов города, обмен опытом и налаживание сотрудничества с другими городами.
Перечень мероприятий Программы в 2015-2020 годах приведен в приложении 2.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Выполнение программных мероприятий за счет средств, ежегодно предусматриваемых в бюджете города, позволит городскому округу - городу Барнаулу Алтайского края участвовать в краевых конкурсах, проводимых Администрацией Алтайского края, на право софинансирования мероприятий Программы из краевого и федерального бюджетов.
Общий объем финансирования Программы составляет 119390 тыс. рублей, в том числе:
из бюджета города - 98530 тыс. рублей, из них:
в 2015 году - 13475 тыс. рублей;
в 2016 году - 13810 тыс. рублей;
в 2017 году - 15845 тыс. рублей;
в 2018 году - 16970 тыс. рублей;
в 2019 году - 18440 тыс. рублей;
в 2020 году - 19990 тыс. рублей.
из внебюджетных источников - 20860 тыс. рублей, из них:
в 2015 году - 2845 тыс. рублей;
в 2016 году - 2845 тыс. рублей;
в 2017 году - 3155 тыс. рублей;
в 2018 году - 3655 тыс. рублей;
в 2019 году - 3975 тыс. рублей;
в 2020 году - 4385 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий программы уточняются при разработке и утверждении городского бюджета на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период.
Финансирование Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края
Сводные финансовые затраты на реализацию программы с распределением по годам и источникам финансирования приведены в приложении 3.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Факторы влияния |
Прогноз действия |
||
Оптимистический |
Реалистический |
Пессимистический |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Федеральное и краевое законодательство |
Принимаются нормативные правовые акты на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающие условия ускоренного развития СМСП |
Сохранение действующих тенденций государственной политики, направленной на развитие СМСП |
Изменения законодательства, ухудшающие положение СМСП, затрудняющие регистрацию и коммерческую деятельность СМСП |
Макроэкономические факторы |
Стабилизация инфляции, стабилизация курса рубля, прирост темпов производства, увеличение реальных доходов населения |
Экономические показатели находятся на официально-прогнозируемом уровне |
Превышение прогнозируемого уровня инфляции, неустойчивый курс рубля, падение роста производства, уменьшение реальных доходов населения |
Фискальная политика |
Снижение налоговой нагрузки на СМСП |
Налоговая нагрузка на СМСП не изменяется |
Налоговая нагрузка на СМСП возрастает |
Уровень и динамика изменения цен на производственные и технологические ресурсы, и недвижимость |
Обеспечение льготных условий приобретения ресурсов, рост цен на недвижимость ниже темпов роста доходности СМСП |
Стабильный уровень цен |
Рост цен на производственно-технологические ресурсы и недвижимость выше темпа роста доходности СМСП |
Состояние и тенденции социально-демографического развития города |
Увеличение доли трудоспособного населения, снижение уровня оттока населения |
Социально-демографические показатели находятся на прогнозируемом уровне |
Уровень социально-демографического развития города отрицательно влияет на экономическое состояние |
В соответствии с рассмотренными факторами, оказывающими влияние на результативность программы, выделены следующие группы рисков, на которые может влиять муниципальное образование, и обозначены основные направления их минимизации.
Вероятностные риски |
Направления минимизации |
1 |
2 |
Изменения федерального и краевого законодательства |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений федерального и краевого законодательства и корректировка муниципальных правовых актов |
Недостаточность получаемой статистической информации о состоянии и проблемах малого и среднего предпринимательства |
1. Привлечение общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для проведения мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства 2. Организация эффективного межведомственного сотрудничества для обмена и актуализации информации |
Недостаточное финансирование мероприятий программы |
1. Определение приоритетов первоочередного финансирования 2. Привлечение средств федерального и регионального бюджетов, внебюджетных источников |
Снижение или потеря актуальности мероприятий Программы |
1. Корректировка мероприятий программы, разработка и реализация новых мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в случае необходимости за счет перераспределения средств внутри разделов Программы 2. Осуществление регулярных консультаций с СМСП, общественными объединениями, организациями инфраструктуры поддержки по вопросам эффективности реализуемых мероприятий 3. Организация обратной связи с субъектами, получившими поддержку 4. Анализ отношения представителей предпринимательства к оказываемой муниципальной поддержке |
Недоверие и недостаточная заинтересованность СМСП к мероприятиям программы |
1. Осуществление сотрудничества со средствами массовой информации в целях информирования СМСП о видах муниципальной поддержки, порядке, условиях и сроках ее предоставления 2. Консультационно-информационная поддержка мероприятий Программы |
Несоответствие фактически достигнутых показателей эффективности реализации программы плановым |
1. Проведение ежеквартального мониторинга эффективности реализации мероприятий Программы 2. Анализ причин отклонения фактических показателей от запланированных 3. Разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации программы |
Снижение интереса инвесторов к городу |
Продвижение инвестиционных возможностей города Барнаула, в том числе посредством распространения печатной продукции, информации о преимуществах Барнаула в электронном виде в сети Интернет, участия города в кредитных рейтингах и рейтингах инвестиционной привлекательности |
Возникновение новых факторов, отрицательно влияющих на инвестиционную деятельность |
Адресная работа с каждым потенциальным инвестором |
Снижение туристского потока |
1. Проведение информационно-пропагандистской компании и размещение рекламы о туристском потенциале города Барнаула 2. Продвижение туристских продуктов города в электронных и печатных средствах массовой информации 3. Организация и проведение мероприятий, в т.ч. событийных, направленных на привлечение туристов на территорию города 4. Участие в международных туристских выставках |
6. Методика оценки эффективности Программы
Учитывая разноплановость оказываемой поддержки, категорий получателей поддержки, каждое мероприятие по оказанию финансовой поддержки СМСП имеет набор экономических показателей, достижение которых должен обеспечить получатель поддержки.
Эффективность оказываемой муниципальной финансовой поддержки СМСП оценивается КРППРиВТ как отношение совокупной эффективности муниципальных видов поддержки к количеству получателей поддержки.
где:
- эффективность поддержки;
- сумма значений;
f - эффективность вида финансовой поддержки СМСП;
n - количество СМСП-получателей финансовой поддержки.
где:
f - эффективность вида финансовой поддержки СМСП;
- сумма значений;
- эффективность использования бюджетных денежных средств на поддержку СМСП;
n - количество получателей одного вида финансовой поддержки.
где:
- эффективность использования бюджетных денежных средств на финансовую поддержку СМСП;
i - показатель результативности СМСП-получателя поддержки;
n - количество показателей.
где:
- показатель результативности СМСП-получателя поддержки;
- фактическое значение показателя;
- плановое значение показателя.
Для расчета основных индикаторов и показателей эффективности реализации Программы используются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, Управления Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю, органов исполнительной власти, сведения комитетов, отделов, управлений администрации города Барнаула, поступающие в КРППРиВТ, иные сведения, полученные в ходе реализации Программы, поддающиеся количественному и (или) качественному подсчету.
Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с Методикой оценки эффективности муниципальных программ.
7. Система управления реализацией программы
Ответственный исполнитель Программы - КРППРиВТ:
обеспечивает разработку Программы, ее согласование с соисполнителями и утверждение в установленном порядке;
формирует структуру Программы, а также перечень соисполнителей Программы;
координирует деятельность соисполнителей;
организует реализацию Программы, принимает решение о внесении изменений в Программу в соответствии с установленными Порядком требованиями и несет ответственность за достижение индикаторов Программы, а также конечных результатов ее реализации;
рекомендует соисполнителям Программы осуществить разработку отдельных мероприятий;
запрашивает у соисполнителей Программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы;
ежеквартально в сроки, установленные Регламентом работы в Автоматизированной информационной системе "Социально-экономическое развитие города Барнаула" (далее - АИС), утвержденным администрацией города, направляет отчет о реализации Программы в модуле "Муниципальные программы" АИС в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города;
ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, подготавливает отчет об оценке эффективности Программы по итогам года в соответствии с Методикой оценки эффективности Программы и направляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города;
по истечении срока реализации Программы подготавливает сводный отчет, который не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, направляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города.
К отчету прилагаются:
пояснительная записка, отражающая состояние проблем, на решение которых была направлена Программа;
описание степени достижения целей и задач;
анализ эффективности Программы, сведения о достижении значений индикаторов Программы, запланированные, но не достигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий.
Соисполнители Программы - КЭРиИД, ОРТ:
обеспечивают разработку и согласование проекта Программы;
осуществляют реализацию мероприятий Программы;
несут ответственность за достижение индикаторов Программы, их конечных результатов, реализацию мероприятий Программы, освоение денежных средств, а также за эффективность расходования бюджетных средств, предусмотренных Программой;
предоставляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных и годового отчетов.
Участники программы - КИП, КСАиРГ, КЗРиЗ, КУМС, КЭиГ, КЖКХ, КДХБТиС, КДМ, КО, КК, КРОГиОО:
осуществляют реализацию мероприятий Программы в рамках своей компетенции, а также несут ответственность за их исполнение;
предоставляют ответственному исполнителю и соисполнителям предложения при разработке Программы в части мероприятий Программы, в реализации которых предполагается их участие;
несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, освоение денежных средств, а также за эффективность расходования бюджетных средств, предусмотренных Программой;
предоставляют ответственному исполнителю и соисполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных и годового отчетов.
Первый заместитель |
П.Д. Фризен |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.