Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Свердловской области
от 8 октября 2020 г. N 728-ПП
Прогноз
социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов
Таблица 1
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов (варианты 1 и 2)
Номер строки |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2018 год (отчет) |
2019 год (оценка) |
2020 год (прогноз) |
2021 год (прогноз) |
2022 год (прогноз) |
|||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 1 |
вариант 2 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) |
млрд. рублей |
2364,8* |
2500,8 |
2602,8 |
2652,3 |
2756,3 |
2851,4 |
2934,8 |
3075,0 |
2. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
107,2* |
101,9 |
101,3 |
102,6 |
101,7 |
103,7 |
102,0 |
103,5 |
|
3. |
Производительность труда в экономике (валовой региональный продукт в расчете на одного занятого) в текущих основных ценах |
тыс. рублей на человека |
1160,4* |
1221,0 |
1275,9 |
1289,8 |
1356,6 |
1382,4 |
1450,3 |
1483,4 |
4. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, всего в том числе по видам экономической деятельности: |
млрд. рублей |
2359,1 |
2496,6 |
2593,6 |
2677,2 |
2757,8 |
2883,4 |
2952,5 |
3120,3 |
5. |
процентов к предыдущему году в действующих ценах |
112,5 |
105,8 |
103,9 |
107,2 |
106,3 |
107,7 |
107,1 |
108,2 |
|
6. |
добыча полезных ископаемых |
млрд. рублей |
76,5 |
80,2 |
80,8 |
85,1 |
86,1 |
90,8 |
90,2 |
97,6 |
7. |
процентов к предыдущему году в действующих ценах |
114,2 |
104,8 |
100,8 |
106,1 |
106,5 |
106,7 |
104,8 |
107,5 |
|
8. |
обрабатывающие производства |
млрд. рублей |
1967,9 |
2086,0 |
2163,6 |
2234,5 |
2305,1 |
2405,9 |
2477,5 |
2608,1 |
9. |
процентов к предыдущему году в действующих ценах |
113,5 |
106,0 |
103,7 |
107,1 |
106,5 |
107,7 |
107,5 |
108,4 |
|
10. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млрд. рублей |
244,3 |
253,8 |
266,5 |
273,3 |
278,5 |
294,1 |
290,7 |
312,9 |
11. |
процентов к предыдущему году в действующих ценах |
103,6 |
103,9 |
105,0 |
107,7 |
104,5 |
107,6 |
104,4 |
106,4 |
|
12. |
Индекс промышленного производства, всего в том числе по видам экономической деятельности: |
процентов к предыдущему году |
108,8 |
102,8 |
101,7 |
103,6 |
101,8 |
104,0 |
102,0 |
103,7 |
13. |
добыча полезных ископаемых |
процентов к предыдущему году |
91,9 |
100,4 |
100,8 |
103,5 |
101,0 |
103,5 |
99,3 |
103,6 |
14. |
обрабатывающие производства |
процентов к предыдущему году |
110,2 |
102,9 |
101,9 |
103,6 |
102,1 |
104,1 |
102,6 |
103,9 |
15. |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
процентов к предыдущему году |
100,3 |
102,9 |
100,8 |
103,5 |
100,4 |
103,5 |
100,4 |
102,3 |
16. |
Продукция сельского хозяйства, произведенная хозяйствами всех категорий |
млрд. рублей |
82,5 |
85,1 |
87,5 |
88,1 |
90,5 |
91,7 |
93,7 |
95,6 |
17. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,3 |
101,2 |
100,0 |
101,0 |
100,0 |
100,8 |
100,0 |
100,8 |
|
18. |
Оборот розничной торговли |
млрд. рублей |
1130,7 |
1204,0 |
1243,8 |
1253,8 |
1296,3 |
1332,7 |
1361,5 |
1428,9 |
19. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,3 |
101,8 |
100,2 |
101,1 |
100,6 |
102,7 |
100,7 |
102,8 |
|
20. |
Индекс-дефлятор |
процентов к предыдущему году |
102,5 |
104,6 |
103,1 |
103,0 |
103,6 |
103,5 |
104,3 |
104,3 |
21. |
Объем платных услуг населению |
млрд. рублей |
391,5 |
412,7 |
432,3 |
433,6 |
458,1 |
464,5 |
484,5 |
496,6 |
22. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,8 |
100,5 |
101,1 |
101,5 |
101,6 |
102,8 |
101,8 |
102,9 |
|
23. |
Индекс-дефлятор |
процентов к предыдущему году |
103,0 |
104,9 |
103,6 |
103,5 |
104,3 |
104,2 |
103,9 |
103,9 |
24. |
Прибыль прибыльных организаций по полному кругу организаций |
млрд. рублей |
513,3 |
553,5 |
559,3 |
593,3 |
582,8 |
638,5 |
614,8 |
685,3 |
25. |
процентов к предыдущему году |
123,7 |
107,8 |
101,0 |
107,2 |
104,2 |
107,6 |
105,5 |
107,3 |
|
26. |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. рублей |
318,0 |
359,3 |
379,9 |
391,3 |
400,1 |
427,1 |
420,1 |
465,9 |
27. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
99,3 |
105,2 |
101,2 |
105,1 |
101,2 |
105,2 |
101,3 |
105,2 |
|
28. |
Индекс-дефлятор |
процентов к предыдущему году |
100,0 |
107,4 |
104,5 |
103,6 |
104,1 |
103,7 |
103,7 |
103,7 |
29. |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
млрд. рублей |
691,3 |
740,4 |
778 |
786,5 |
826,4 |
841,6 |
880,4 |
903,1 |
30. |
процентов к предыдущему году |
108,2 |
107,1 |
105,1 |
106,2 |
106,2 |
107,0 |
106,5 |
107,3 |
|
31. |
Экспорт товаров |
млн. долларов США |
8566,7 |
8374,8 |
8098,7 |
9750,3 |
8521,2 |
11 046,1 |
8887,7 |
11 880,9 |
32. |
процентов к предыдущему году |
123,7 |
97,8 |
96,7 |
116,4 |
105,2 |
113,3 |
104,3 |
107,6 |
|
33. |
Импорт товаров |
млн. долларов США |
4519,1 |
4385,8 |
4216,3 |
4598,1 |
4331,6 |
4921,1 |
4541,5 |
5359,4 |
34. |
Импорт товаров |
процентов к предыдущему году |
121,4 |
97,1 |
96,1 |
104,8 |
102,7 |
107,0 |
104,8 |
108,9 |
35. |
Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец периода) |
тыс. единиц |
98,7 |
109,4 |
109,9 |
114,3 |
110,5 |
117,2 |
111,2 |
118,2 |
36. |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд. рублей |
1715,2 |
1737,6 |
1758,4 |
1803,9 |
1779,5 |
1849,0 |
1790,0 |
1870,0 |
37. |
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций (без внешних совместителей) |
процентов |
29,4 |
29,5 |
29,5 |
29,5 |
29,5 |
29,6 |
29,7 |
30,3 |
38. |
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
4320,5 |
4312,1 |
4296,7 |
4306,3 |
4280,2 |
4302,8 |
4261,6 |
4300,9 |
39. |
Общий коэффициент рождаемости |
человек на тысячу населения |
11,6 |
11,3 |
10,9 |
11,6 |
10,6 |
11,6 |
10 |
11,6 |
40. |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. человек |
2038,0 |
2048,1 |
2039,9 |
2056,4 |
2031,8 |
2062,6 |
2023,6 |
2072,9 |
41. |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года |
процентов |
0,97 |
1,27 |
1,46 |
1,28 |
1,46 |
1,27 |
1,46 |
1,27 |
42. |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. метров общей площади |
2088,2 |
2382 |
2300 |
2652 |
2200 |
2544 |
2400 |
2815 |
43. |
Ввод в действие жилых домов |
процентов к предыдущему году |
97,4 |
114,1 |
96,6 |
111,3 |
95,7 |
95,9 |
109,1 |
110,7 |
44. |
Денежные доходы населения, всего из них: |
млрд. рублей |
1851,5 |
1941,0 |
2018,7 |
2030,0 |
2128,1 |
2161,9 |
2254,4 |
2311,8 |
45. |
социальные выплаты |
млрд. рублей |
341,1* |
363,0 |
384,7 |
385,6 |
406,1 |
407,1 |
428,1 |
429,2 |
46. |
процентов к предыдущему году |
103,8* |
106,4 |
106,0 |
106,2 |
105,6 |
105,6 |
105,4 |
105,4 |
|
47. |
доходы от предпринимательской деятельности |
млрд. рублей |
82,9* |
83,9 |
85,0 |
87,1 |
86,0 |
89,3 |
86,5 |
90,3 |
48. |
процентов к предыдущему году |
108,0* |
101,3 |
101,2 |
103,8 |
101,2 |
102,5 |
100,6 |
101,1 |
|
49. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
рублей |
38 052 |
40 754 |
42 873 |
43 036 |
45 488 |
46 006 |
48 491 |
49 318 |
50. |
процентов к предыдущему году |
109,5 |
107,1 |
105,2 |
105,6 |
106,1 |
106,9 |
106,6 |
107,2 |
|
51. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов к предыдущему году |
98,0 |
100,3 |
101,1 |
101,5 |
101,8 |
102,6 |
102,1 |
102,7 |
52. |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц |
рублей |
10 462 |
10 950 |
11 229 |
11 218 |
11 608 |
11 588 |
11 976 |
11 945 |
53. |
процентов к предыдущему году |
103,6 |
104,7 |
102,5 |
102,4 |
103,4 |
103,3 |
103,2 |
103,1 |
|
54. |
Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума |
процентов |
9,7 |
8,9 |
9,3 |
8,1 |
8,8 |
7,4 |
8,3 |
6,8 |
*Оценка Министерства экономики и территориального развития Свердловской области.
Примечание. К прогнозу социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов прилагается пояснительная записка (вариантам 1 и 2).
Таблица 2
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на 2020 год (вариант 3, учитывающий последствия для экономики Свердловской области ограничительных мер, введенных для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV))
Номер строки |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2019 год (отчет) |
2020 год (оценка) вариант 3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) |
млрд. рублей |
2409,0* |
2330,4 |
2. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,9* |
95,4 |
|
3. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций |
млрд. рублей |
2406,1 |
2339,7 |
4. |
процентов к предыдущему году в действующих ценах |
102,0 |
97,2 |
|
5. |
Индекс промышленного производства |
процентов к предыдущему году |
101,3 |
97,5 |
6. |
Оборот розничной торговли |
млрд. рублей |
1196,9 |
1162,3 |
7. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,5 |
94,0 |
|
8. |
Прибыль прибыльных организаций по полному кругу организаций |
млрд. рублей |
527,7* |
342,6 |
9. |
процентов к предыдущему году |
102,8* |
64,9 |
|
10. |
Инвестиции в основной капитал |
млрд. рублей |
450,4 |
400,3 |
11. |
процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах |
110,1 |
88,0 |
|
12. |
Индекс-дефлятор |
процентов к предыдущему году |
108,0 |
101,0 |
13. |
Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
тыс. единиц |
93,7 |
82,5 |
14. |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
429,1 |
377,6 |
15. |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд. рублей |
1718,9 |
1375,1 |
16. |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
млрд. рублей |
732,7 |
715,0 |
17. |
процентов к предыдущему году |
106,0 |
97,6 |
|
18. |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. человек |
2028,0 |
2003,0 |
19. |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец года |
процентов |
1,03 |
6,0 |
20. |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника |
рублей |
41 110 |
40 617 |
21. |
процентов к предыдущему году |
108,0 |
98,8 |
|
22. |
Денежные доходы населения |
млрд. рублей |
2019,9 |
2021,9 |
23. |
процентов к предыдущему году |
106,1 |
100,1 |
|
24. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов к предыдущему году |
100,7 |
95,9 |
__________________
*Оценка Министерства экономики и территориального развития Свердловской области.
Примечание. К прогнозу социально-экономического развития Свердловской области на 2020 год (варианту 3, учитывающему последствия для экономики Свердловской области ограничительных мер, введенных для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019 nCoV)) прилагается пояснительная записка.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Свердловской области
на среднесрочный период
2020 - 2022 годов
Пояснительная записка
В части прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов (вариантов 1 и 2)
Прогноз социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов (далее - Прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации, в том числе с применением среднероссийских индексов потребительских цен, а также с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204), Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 21 декабря 2015 года N 151-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы", программы "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы, утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 31.10.2017 N 546-УГ "О программе "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017 - 2021 годы", основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области.
Прогноз сформирован исходя из анализа статистических данных за 2018 год и январь - август 2019 года и прогнозных расчетов по основным видам деятельности, представленных исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области.
При разработке Прогноза учтены целевые ориентиры, установленные документами стратегического планирования Свердловской области, разрабатываемыми в отраслевом и территориальном разрезах, ожидаемые результаты реализации национальных проектов, региональных проектов, федеральных программ и их региональных составляющих, приоритетных инвестиционных проектов Свердловской области и экономических инициатив Губернатора Свердловской области.
В зависимости от полноты и скорости реализации задач, определенных документами стратегического планирования Свердловской области, разработаны два варианта Прогноза.
Вариант 1 Прогноза (далее - вариант 1) основывается на сохранении существующих внутренних и внешних условий и подразумевает использование уже имеющихся конкурентных преимуществ Свердловской области для поддержания сложившегося уровня основных показателей социально-экономического развития.
В случае развития экономики Свердловской области по данному сценарию в 2020 году рост физических объемов валового регионального продукта (далее - ВРП) прогнозируется на уровне 101,3% по сравнению с 2019 годом в сопоставимых ценах, в 2021 году - 101,7%, в 2022 году - 102,0%.
Вариант 2 Прогноза (далее - вариант 2) основывается на постепенном ускорении темпов роста промышленного производства на фоне повышения как внутреннего, так и внешнего спроса на продукцию, выпускаемую предприятиями Свердловской области. Темпы роста инвестиций будут способствовать повышению совокупной производительности, обеспечивая дальнейший рост ВРП.
Вариант 2 предполагает успешную реализацию структурных мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Приоритеты региональной политики на среднесрочный период определены с учетом необходимости достижения системы ключевых показателей оценки эффективности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, установленных в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 193).
В 2020 году рост физических объемов ВРП прогнозируется на уровне 102,6% по сравнению с 2019 годом, в 2021 году - 103,7%, в 2022 году - 103,5%.
Для разработки проекта областного бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов предлагается использовать вариант 2.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
Динамика большинства макроэкономических показателей в 2019 году подтверждает сохранение стабильной ситуации в экономике Свердловской области.
Свердловская область сохраняет свои позиции в первой десятке субъектов Российской Федерации по показателям отгрузки промышленной продукции, оборота оптовой и розничной торговли, предоставления платных услуг населению, ввода в эксплуатацию жилья.
В январе - августе 2019 года объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций увеличился в фактических ценах на 5,5% к уровню января - августа 2018 года и составил 1536,2 млрд. рублей. По итогам января - августа 2019 года индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 101,3% к уровню января - августа 2018 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 101,9%.
В сельском хозяйстве объем продукции в январе - июне 2019 года составил 29,1 млрд. рублей, или 100,6% к уровню января - июня 2018 года в сопоставимых ценах.
В перевозках автомобильным транспортом по кругу крупных и средних организаций отмечен рост. В январе - августе 2019 года перевезено 22,1 млн. тонн грузов, или 108,7% к уровню соответствующего периода 2018 года.
Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе - августе 2019 года сложился в сумме 768,5 млрд. рублей, или 101,7% к уровню января - августа 2018 года в сопоставимых ценах. В январе - августе 2019 года объем платных услуг населению составил 269,7 млрд. рублей, или 100,2% к уровню января - августа 2018 года в сопоставимых ценах.
По итогам января - июля 2019 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 267,2 млрд. рублей, или 143,9% к уровню соответствующего периода 2018 года.
В январе - июне 2019 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом малых предприятий и оценки неформальной деятельности) составил 127,8 млрд. рублей, или 109,8% к уровню января - июня 2018 года в сопоставимых ценах. В общем объеме инвестиций 76,5% освоено крупными и средними организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, что составило 97,8 млрд. рублей.
Объем работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "строительство", в январе - августе 2019 года составил 121,3 млрд. рублей, или 95,8% к уровню января - августа 2018 года в сопоставимых ценах.
В январе - августе 2019 года введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 1020,2 тыс. кв. метров, или 104,4% к уровню января - августа 2018 года (без учета жилых домов, построенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства).
По итогам января - июня 2019 года внешнеторговый оборот Свердловской области составил 5845,6 млн. долларов США, в том числе экспорт - 3601,1 млн. долларов США, импорт - 2244,5 млн. долларов США.
Основу экспорта Свердловской области в январе - июне 2019 года составляли металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, а также продукция химической промышленности.
По итогам января - июля 2019 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 416,2 млрд. рублей, или 107,4% к уровню января - июля 2018 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в январе - июле 2019 года составила 39 912,8 рубля, или 106,6% к уровню января - июля 2018 года.
Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 сентября 2019 года составил 1,14% (на 1 сентября 2018 года - 1,01%).
По численности постоянного населения среди субъектов Российской Федерации Свердловская область занимает пятое место. Среднегодовая численность населения Свердловской области в 2018 году составила 4320,5 тыс. человек. В январе - июле 2019 года естественная убыль населения составила 6620 человек, родилось 27,7 тыс. человек, умерло 34,3 тыс. человек. Рождаемость в Свердловской области составила 93,7% к уровню января - июля 2018 года, смертность - 97,6% к уровню января - июля 2018 года.
В целом динамика основных показателей в 2019 году соответствует параметрам прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2019 - 2021 годов, одобренного постановлением Правительства Свердловской области от 25.10.2018 N 725-ПП "Об одобрении прогноза социально-экономического развития Свердловской области на среднесрочный период 2019 - 2021 годов".
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды.
Внешнеэкономические условия предполагают замедление темпов роста мировой экономики под воздействием накопленных структурных дисбалансов (долгосрочная проблема старения населения, низкий рост производительности труда, ограниченные возможности стимулирования экономического роста на фоне сдерживания бюджетных расходов и ограничения бюджетных дефицитов, высокая долговая нагрузка). Эскалация взаимных торговых противоречий (в первую очередь США и Китая) будет оказывать дополнительное негативное воздействие на темпы мирового экономического роста. В прогнозируемом периоде ожидается снижение цен на нефть на фоне роста объемов добычи и снижения издержек. Цены на черные и цветные металлы будут расти умеренными темпами.
На фоне повышения устойчивости внутренних экономических и финансовых параметров к изменению внешнеэкономической инфраструктуры прогнозируется ускорение темпов роста российской экономики. На макроэкономическом уровне разработан и реализуется пакет структурных мер, направленных на преодоление ограничений для роста экономики и расширение ее производственного потенциала.
Основным драйвером роста станут инвестиции, направленные на увеличение основного капитала и повышение совокупной производительности труда. Для ускорения инвестиционной активности на федеральном уровне запланирован комплекс мер по снижению избыточных административных издержек бизнеса, дополнительной поддержке региональных инвестиций, изменению структуры кредитования и формированию новых источников финансирования.
Тенденции в инвестиционной деятельности обеспечат рост производительности труда в секторах, которые наиболее активно осуществляют модернизацию основных фондов.
Динамика показателей доходов населения и потребительских расходов будет связана с реализацией на федеральном уровне комплекса мер денежно-кредитной политики по снижению дисбалансов на рынке потребительского кредитования, замедлению темпов роста долговой нагрузки на население, снижению портфеля потребительских кредитов, постепенному замещению потребительского кредита ипотечным и корпоративным. В 2020 - 2021 годах ожидается смена фазы кредитного цикла.
Росту промышленного производства на территории Свердловской области в среднесрочной перспективе будет способствовать участие предприятий в реализации крупных российских проектов. Перспективы роста ожидаются в сегменте производства стальных труб для реализации проектов по освоению континентального шельфа и разработке трудноизвлекаемых запасов.
Свердловская область является традиционным поставщиком цемента, щебня, металлоконструкций, железобетонных изделий, утеплителя в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра и Ямало-Ненецкий автономный округ.
Росту производства также будет способствовать участие промышленных предприятий Свердловской области в мероприятиях, предусмотренных государственными программами Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие оборонно-промышленного комплекса".
Приоритетами развития транспортной инфраструктуры Свердловской области станут развитие дорожной сети, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, развитие транспортных коридоров, в том числе международных, развитие Екатеринбургского железнодорожного узла и международного хаба на базе публичного акционерного общества "Аэропорт Кольцово", а также реализация крупнейших проектов, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р.
В социально-демографической сфере основными тенденциями дальнейшего развития Свердловской области являются: сохранение достигнутых значений рождаемости на уровне выше средних по России, продолжение мероприятий, направленных на снижение смертности населения (в том числе смертности в трудоспособном возрасте), рост численности населения в трудоспособном возрасте за счет сдвига возрастной границы выхода на пенсию в результате проводимых реформ.
Приоритеты социально-экономического развития на среднесрочный период сосредоточены на развитии человеческого капитала и улучшении качества жизни. Достижение поставленных задач возможно при условии выхода на устойчивые темпы экономического роста, что требует расширения потенциала экономики.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) многолетняя отрицательная динамика объема инвестиций в основной капитал и отсутствие перспектив существенного наращивания капитальных вложений в связи с завершением реализации крупных инвестиционных проектов;
2) нарастающее отставание заработной платы в отраслях реального сектора экономики Свердловской области относительно среднероссийских показателей.
Валовой региональный продукт
Ключевой задачей в экономической сфере на ближайшие годы является дальнейший рост экономики, что создаст надежную основу для достижения сопряженных целей в области развития человеческого потенциала, технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения.
В 2019 - 2022 годах ключевые отрасли будут определять дальнейшую динамику ВРП, в связи с чем значительных структурных сдвигов в экономике не ожидается.
В структуре ВРП Свердловской области к 2022 году доля основных отраслей составит:
1) обрабатывающие производства - 32,5-32,9%;
2) оптовая и розничная торговля - 16,6%;
3) транспорт и связь - 11,6-11,7%.
При реализации варианта 1 к концу прогнозного периода (2022 год) ВРП составит 107,1% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 108,6%, в том числе в обрабатывающих производствах - 109,8%;
2) сельское хозяйство - 101,2%;
3) розничная торговля - 103,3%.
При реализации варианта 2 к концу прогнозного периода (2022 год) ВРП составит 112,2% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах, в том числе:
1) промышленность - 114,9%, в том числе в обрабатывающих производствах - 115,3%;
2) сельское хозяйство - 103,9%;
3) розничная торговля - 108,7%.
Росту производства также будут способствовать дальнейшее развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Титановая долина", формирование в Свердловской области кластера по производству авиационной техники и авиационных компонентов и реализация комплекса мер государственной поддержки, нацеленных на стимулирование развития индустриальных парков на территории Свердловской области.
В среднесрочной перспективе предполагается реализация дополнительных мер экономической политики, направленных на обеспечение технологического развития и цифровизации. Максимальный эффект на экономический рост в прогнозируемый период окажет внедрение технологий искусственного интеллекта, интернета вещей, роботизации и платформ развития.
Крупнейшие компании Свердловской области продолжат реализацию программ инновационного развития.
Ожидается, что в 2022 году производительность труда в экономике (по добавленной стоимости) увеличится на 24,9-27,8% к уровню 2018 года в действующих ценах и по варианту 1 составит 1450,3 тыс. рублей в расчете на одного занятого в экономике, по варианту 2 - 1483,4 тыс. рублей.
Промышленное производство
На протяжении всего прогнозного периода ожидается рост промышленного производства, который будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в лидирующих для Свердловской области видах экономической деятельности: металлургии, машиностроении, химическом производстве.
В 2022 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ (услуг) собственными силами по полному кругу промышленных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, прогнозируется по варианту 1 на уровне 2952,5 млрд. рублей, по варианту 2 - 3120,3 млрд. рублей, что в действующих ценах на 25,1-32,2% выше уровня 2018 года.
Индекс промышленного производства в 2022 году по варианту 1 составит 108,6% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 114,9%.
Рост промышленного производства будет базироваться на реализации инвестиционных проектов в лидирующих для Свердловской области видах экономической деятельности. Крупнейшими инвестиционными проектами являются:
1) реконструкция химико-металлургического производства с внедрением технологии Ausmelt акционерного общества "Святогор";
2) реконструкция трубопрокатного производства с установкой комплекса оборудования непрерывного стана акционерного общества "Северский трубный завод";
3) техническое перевооружение рельсобалочного цеха акционерного общества "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат";
4) развитие производства электровозов нового поколения общества с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы";
5) строительство газохимического комплекса по производству метанола мощностью 600 тыс. тонн в год закрытого акционерного общества "УралМетанолГрупп";
6) создание производства стерильных одноразовых медицинских изделий акционерного общества "Здравмедтех-Екатеринбург";
7) реконструкция III очереди цеха электролиза меди акционерного общества "Уралэлектромедь";
8) освоение Собственно-Качканарского месторождения акционерного общества "ЕВРАЗ Качканарский горно-обогатительный комбинат";
9) модернизация валкового производства закрытого акционерного общества "Кушвинский завод прокатных валков".
В среднесрочном периоде продолжится работа по созданию совместных производств с иностранными партнерами и повышению локализации производств.
В целях развития системы импортозамещения и внутрироссийской кооперации будет продолжена работа по расширению использования потенциала организаций промышленного комплекса Свердловской области в интересах крупнейших региональных заказчиков промышленной продукции и участию предприятий Свердловской области в приоритетных направлениях развития гражданской промышленности.
Сельское хозяйство
По варианту 1 предполагается сохранение текущих темпов развития сельского хозяйства, сохранение спроса на сельскохозяйственную продукцию и объемов государственной поддержки, направляемой на развитие сельского хозяйства. В результате в 2022 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, вырастет на 1,2% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах и составит 93,7 млрд. рублей.
По варианту 2 объем продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, в 2022 году составит 95,6 млрд. рублей, или 103,9% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах. Планируемому развитию сельскохозяйственного производства будет способствовать реализация мер по техническому перевооружению, строительству, реконструкции, модернизации производственных объектов и внедрению новых технологий, сохранение тенденций к импортозамещению, а также увеличение объемов государственной поддержки.
В сфере животноводства с участием государственной поддержки будет продолжена реализация мероприятий по модернизации и строительству животноводческих ферм с использованием современного оборудования.
Положительные тенденции в отрасли растениеводства будут связаны с производством овощей закрытого грунта.
В целях сохранения качества произведенной сельскохозяйственной продукции и увеличения срока ее реализации будет продолжена работа по строительству хранилищ.
Рынок товаров и услуг
На макроэкономическом уровне в 2020 - 2021 годах прогнозируется изменение потребительского спроса, обусловленное реализацией мер денежно-кредитной политики, направленных на нормализацию темпов роста потребительского кредитного портфеля.
С учетом данного фактора по варианту 1 ожидается замедление темпов роста физических объемов оборота розничной торговли. В 2022 году оборот розничной торговли прогнозируется на уровне 1361,5 млрд. рублей, что составит 103,3% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.
Вариант 2 предполагает замедление темпов роста физических объемов оборота розничной торговли в 2020 году и ускорение темпов роста в 2021 - 2022 годах на фоне продолжения роста реальной заработной платы, восстановления объемов потребления непродовольственных товаров, роста интернет-торговли. Согласно варианту 2 оборот розничной торговли в 2022 году составит 1428,9 млрд. рублей, или 108,7% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.
Аналогичные факторы будут определять тенденции развития рынка платных услуг. В 2022 году платные услуги населению по варианту 1 прогнозируются на уровне 484,5 млрд. рублей, что составит 105,1% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах, по варианту 2 - 496,6 млрд. рублей, или 107,9% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах.
Финансы
В 2022 году прибыль прибыльных организаций прогнозируется по варианту 1 на уровне 614,8 млрд. рублей, по варианту 2 - 685,3 млрд. рублей, что в 1,2-1,3 раза выше уровня 2018 года.
Уверенный внешний и внутренний спрос, создание новых и расширение существующих производств в основных отраслях промышленности Свердловской области (металлургии, машиностроении, химическом производстве), способствующих выпуску конкурентоспособной продукции, а также расширение рынков сбыта станут основой для успешной деятельности организаций. Это послужит существенным фактором дальнейшего экономического развития Свердловской области.
Инвестиции
По варианту 1 в условиях замедления спроса на мировых рынках, роста обменного курса, ужесточения денежно-кредитной политики прогнозируется сдержанная инвестиционная активность. В 2022 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал составит 109% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах. В результате в 2022 году объем инвестиций в основной капитал составит 420,1 млрд. рублей.
По варианту 2 развитие конкуренции, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение уровня оценки предпринимательским сообществом общих условий ведения бизнеса, развитие инструментов государственной поддержки системообразующих и эффективных инвестиционных проектов окажут влияние на повышение инвестиционной активности компаний. В результате в 2022 году рост инвестиций в основной капитал составит 122,4% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах, объем инвестиций в основной капитал составит 465,9 млрд. рублей.
Указанные тенденции будут способствовать достижению масштабных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, и показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 года N 193.
В Свердловской области комплексными мерами, способствующими положительной динамике инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде, являются:
1) развитие существующих инструментов поддержки инвесторов и внедрение новых, включая меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности;
2) развитие инструментов привлечения частных инвестиций в социальную сферу (образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт) и развитие инфраструктуры (коммунальной, транспортной);
3) развитие территорий опережающего социально-экономического развития и объектов инвестиционной инфраструктуры - особой экономической зоны "Титановая долина" и индустриальных парков с применением инструментов государственной поддержки;
4) развитие системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", механизмов привлечения внешних инвесторов, в том числе в интересах локализации производства поставщиков для крупных предприятий Уральского федерального округа;
5) инициативное участие Свердловской области в реализации государственных программ Российской Федерации, расширение взаимодействия с институтами развития и фондами;
6) эффективное содействие реализации инвестиционных проектов, включенных в Перечень инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение для социально-экономического развития Свердловской области, одобренный на заседании Инвестиционного Совета при Губернаторе Свердловской области (протокол от 16.08.2019 N 20);
7) создание условий для увеличения объема товаров, ввезенных на территорию Свердловской области в целях их переработки и вывезенных для дальнейшей реализации за пределы Свердловской области;
8) повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства;
9) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области и обеспечение ее деятельности;
10) комплексная система поддержки малых и средних предприятий;
11) эффективное продвижение на российском и международном уровнях Свердловской области как инвестиционно привлекательной территории;
12) формирование брендовых маршрутов по территории Свердловской области, специальных туристских программ для отдельных категорий граждан (детские, социальные, молодежные), продвижение туристских продуктов Свердловской области и формирование имиджа региона как территории, благоприятной для развития туризма, повышение качества туристских услуг в Свердловской области, развитие гостиничного хозяйства Свердловской области.
Значительное содействие в повышении деловой активности, расширении торгово-экономического сотрудничества и привлечении инвестиций окажет развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение международных мероприятий. Крупнейшим конгрессно-выставочным мероприятием, проводимым ежегодно в Свердловской области, является Международная промышленная выставка "ИННОПРОМ".
Существенный рост инвестиций позволит обеспечить ускоренные экономические темпы роста Свердловской области в долгосрочном периоде.
Жилищное строительство
В 2022 году объем введенного в эксплуатацию жилья прогнозируется по варианту 1 на уровне 2400 тыс. кв. метров, или 114,9% к уровню 2018 года, по варианту 2 - 2815 тыс. кв. метров, или 134,8% к уровню 2018 года.
Рост объемов жилищного строительства предполагается в рамках реализации региональных проектов "Жилье" и "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Жилье и городская среда", в том числе:
1) строительство объектов социальной сферы и автомобильных дорог в рамках реализации проектов по развитию территорий, расположенных в границах населенных пунктов, предусматривающих строительство жилья;
2) обеспечение массового жилищного строительства, в том числе индивидуального, земельными участками, обустроенными объектами коммунальной инфраструктуры;
3) стимулирование спроса на первичном рынке жилья;
4) строительство наемных жилых домов;
5) содействие в реализации инвестиционных проектов по развитию предприятий промышленности строительных материалов, включая предоставление мер государственной поддержки;
6) переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Внешнеэкономическая деятельность
В 2020 - 2022 годах ожидается стабильный рост внешнеторгового оборота Свердловской области. В 2022 году объем экспорта по варианту 1 прогнозируется в сумме 8,9 млрд. долларов США, или 103,8% к уровню 2018 года в текущих ценах, по варианту 2 - 11,9 млрд. долларов США, или 138,7% к уровню 2018 года в текущих ценах.
Существует значительный потенциал расширения экспорта ряда товаров (черных металлов и изделий из них, железнодорожной техники, энергетического оборудования, различных видов вооружения) в страны Азии. Реализуемые в латиноамериканских государствах программы по модернизации экономики создают благоприятные условия для экспорта оборудования и изделий из металлов. В прогнозируемый период будет осуществляться сотрудничество со странами Ближнего Востока и Северной Африки по поставке оборудования для железных дорог.
Создание новых производств и обновление основных фондов на предприятиях Свердловской области будут способствовать выпуску конкурентоспособной продукции организациями и повышению эффективности производства в экономике. Это позволит наращивать несырьевой экспорт, который станет существенным фактором ускорения темпов экономического роста. Выпуск конкурентоспособной продукции позволит сдерживать расширение импорта.
Планируются осуществление ряда проектов экспортной направленности, особенно на традиционных рынках, а также расширение географической структуры внешнеэкономических связей.
В период до 2022 года товарная структура внешнеторгового оборота кардинально не изменится в силу сложившейся структуры экономики Свердловской области и закрепления распределения производительных сил на мировых рынках. Основными видами экспортных товаров останутся металлы, черные и цветные, и изделия из них. Вследствие этого сохранятся риски и ограничения внешней торговли, характерные для 2018 и 2019 годов.
Малое предпринимательство
В 2022 году число малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 увеличится до 111,2 тыс. единиц, что составит 112,6% к уровню 2018 года, по варианту 2 - до 118,2 тыс. единиц, или 119,7% к уровню 2018 года.
В 2022 году оборот малых и средних предприятий (включая микропредприятия) по варианту 1 ожидается в сумме 1790 млрд. рублей, или 104,4% к уровню 2018 года в действующих ценах, по варианту 2 - 1870 млрд. рублей, или 109% к уровню 2018 года в действующих ценах.
Росту субъектов малого и среднего предпринимательства будет способствовать комплексная работа, направленная на развитие предпринимательства в Свердловской области как на региональном, так и на муниципальном уровнях: формирование комплексной системы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, предполагающей повышение качества и доступности услуг для бизнеса за счет расширения перечня услуг, предоставляемых предпринимателям организациями инфраструктуры, стимулирование внедрения электронных сервисов для ведения бизнеса, а также внедрение инструментов, которые будут стимулировать население заниматься предпринимательской деятельностью (популяризация предпринимательства среди молодежи, реализация образовательных мероприятий, финансирование начинающих предпринимателей, внедрение института наставничества и развитие социального предпринимательства).
Труд и занятость
На развитие ситуации в сфере труда будет влиять смягчение дефицита рабочей силы.
Предполагается, что по варианту 1 численность занятых в экономике в 2022 году снизится по сравнению с 2018 годом на 14,4 тыс. человек и составит 2023,6 тыс. человек, по варианту 2 предполагается рост численности занятых к уровню 2018 года, в 2022 году показатель составит 2072,9 тыс. человек.
Реализация мероприятий государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1272-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года", будет способствовать улучшению ситуации на рынке труда Свердловской области.
На снижение безработицы повлияет повышение уровня экономической активности населения (в том числе в старшем возрасте), сокращение времени поиска работы в результате распространения и активного использования интернет-технологий, более широкое распространение новых форм занятости.
Для сохранения баланса между имеющимися рабочими местами и предложением рабочей силы на рынке труда Свердловской области предполагается повышение мобильности экономически активного населения в Свердловской области и стране в целом, формирование межрегиональной конкуренции за трудовые ресурсы.
Уровень жизни населения
Прогноз показателей уровня жизни населения Свердловской области на период 2020 - 2022 годов учитывает достижение целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204.
Так, в 2022 году среднемесячная заработная плата в Свердловской области по варианту 1 достигнет 48 491 рубля, или 127,4% к уровню 2018 года, по варианту 2 - 49 318 рублей, или 129,6% к уровню 2018 года.
Денежные доходы населения Свердловской области к 2022 году прогнозируются в сумме от 2254,4 до 2311,8 млрд. рублей, что на 22-25% выше уровня 2018 года.
Рост реальной заработной платы, ежегодное увеличение пенсий неработающим пенсионерам выше уровня инфляции, реализация новых мер социальной поддержки семьям с детьми позволят выйти в положительную область значений реальных располагаемых денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения Свердловской области к 2022 году прогнозируются по варианту 1 на уровне 102,1%, по варианту 2 - 102,7%, что на 4,1-4,7 процентных пункта выше фактического значения 2018 года.
В рамках выполнения национальной цели по снижению в два раза уровня бедности в Российской Федерации, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204, запланировано постепенное сокращение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в Свердловской области. Этому будет способствовать реализация ряда мер по увеличению денежных доходов населения (индексация заработной платы работников бюджетной сферы, рост минимального размера оплаты труда, равного величине прожиточного минимума трудоспособного населения, реализация мер по поддержке положительной динамики основных показателей развития реального сектора). В 2022 году доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизится до 6,8-8,3% от общей численности населения Свердловской области.
Фонд начисленной заработной платы
С учетом планируемых мер, направленных на рост доходов населения Свердловской области, к 2022 году фонд заработной платы по варианту 1 прогнозируется на уровне 880,4 млрд. рублей, или 127,4% к уровню 2018 года, по варианту 2 этот показатель составит 903,1 млрд. рублей, или 130,6% к уровню 2018 года.
Демографические показатели
Основные тенденции демографического развития Свердловской области в среднесрочной перспективе будут соответствовать общероссийским.
Вариант 1 базируется на предположении о сохранении негативных демографических тенденций в Свердловской области. Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2022 году уменьшится и составит 4261,6 тыс. человек, или 98,8% к уровню 2018 года. К факторам снижения численности населения относятся снижение рождаемости из-за сокращения числа женщин фертильного возраста, увеличение смертности из-за ухудшения возрастной структуры населения, низкий миграционный прирост, не компенсирующий естественную убыль.
Вариант 2 основан на реализации комплекса мер по улучшению демографической ситуации, снижению смертности населения, увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни, в том числе в рамках реализации национальных проектов "Демография", "Здравоохранение". Среднегодовая численность постоянного населения Свердловской области в 2022 году составит 4300,9 тыс. человек, или 99,5% к уровню 2018 года.
Меры по стимулированию рождаемости (в том числе стимулирование рождения первых детей) и поддержке семей с детьми в 2020 - 2022 годах позволят сохранить значение коэффициента рождаемости на уровне выше среднероссийских.
Финансовое обеспечение государственных программ Свердловской области
В соответствии с Перечнем государственных программ Свердловской области, утвержденным распоряжением Правительства Свердловской области от 31.10.2014 N 1355-РП "Об утверждении Перечня государственных программ Свердловской области", на территории Свердловской области реализуется 31 государственная программа Свердловской области (далее - государственные программы). Планируется, что с 2020 года их количество возрастет до 33 государственных программ.
Государственные программы можно объединить в 3 блока:
1) "Социальное развитие";
2) "Модернизация и инновационное развитие";
3) "Государственное управление".
Основной объем расходов областного бюджета приходится на блок "Социальное развитие", который составляет около 70% общего объема бюджетных средств, направляемых на реализацию государственных программ (таблица).
Таблица
Расходы на финансирование государственных программ Свердловской области на 2019 - 2022 годы за счет средств областного бюджета*
Номер строки |
Наименование блока |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
млрд. рублей |
процентов |
||
1. |
Расходы по государственным программам, всего в том числе по блокам: |
232,4 |
100 |
222,8 |
100 |
227,9 |
100 |
200,5 |
100 |
2. |
"Социальное развитие" |
147,0 |
63,3 |
149,9 |
67,2 |
156,1 |
68,5 |
133,3 |
66,5 |
3. |
"Модернизация и инновационное развитие" |
43,5 |
18,7 |
39,2 |
17,6 |
36,4 |
16 |
32,1 |
16 |
4. |
"Государственное управление" |
41,9 |
18 |
33,7 |
15,2 |
35,4 |
15,5 |
35,1 |
17,5 |
*(1) В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области.
В блок "Социальное развитие" включены следующие государственные программы:
1) "Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года";
2) "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года";
3) "Развитие здравоохранения Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие культуры в Свердловской области до 2024 года";
5) "Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года";
6) "Содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года";
7) "Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года".
Учитывая, что вышеперечисленные государственные программы направлены на выполнение социальных обязательств, а также на развитие человеческого потенциала, блок "Социальное развитие" имеет приоритетное значение для реализации государственной политики.
При прогнозировании учтены расходы областного бюджета по блоку "Социальное развитие" ежегодно на уровне 133-157 млрд. рублей (в соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области об утверждении государственных программ Свердловской области).
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Социальное развитие", по итогам прогнозного периода 2020 - 2022 годов можно отнести следующие:
1) по окончании прогнозного периода планируется повышение ожидаемой продолжительности жизни в Свердловской области с 72,94 до 74,62 года;
2) доля населения, обеспеченного первичной и скорой медицинской помощью, соответствующей стандартам доступности, увеличится с 97% в 2020 году до 100% по итогам 2022 года;
3) смертность населения трудоспособного возраста снизится с 527 случаев на 100 тыс. населения до 486 случаев на 100 тыс. населения;
4) доля образовательных организаций, в которых созданы необходимые условия для совместного обучения детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, увеличится с 37,1% в 2020 году до 44,9% по итогам 2022 года;
5) доля граждан старше трудоспособного возраста, участвующих в деятельности объединений, групп, клубов по интересам различной направленности, от общего числа граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 25% в 2019 году до 28% к концу 2022 года;
6) по итогам прогнозного периода (2022 год) количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, достигнет 360 семей;
7) доля детей, посещающих культурно-досуговые учреждения и творческие кружки на постоянной основе, от общего числа детей в возрасте до 18 лет возрастет с 45,5 до 49% к концу прогнозного периода (2022 год).
Государственные программы блока "Модернизация и инновационное развитие" оказывают непосредственное влияние на темпы экономического роста Свердловской области.
Блок "Модернизация и инновационное развитие" включает следующие государственные программы:
1) "Развитие промышленности и науки на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года";
3) "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года";
4) "Обеспечение рационального, безопасного природопользования и развития лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года";
5) "Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года";
6) "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года";
7) "Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года";
8) "Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018 - 2022 годы".
Объем расходов областного бюджета на государственные программы по блоку "Модернизация и инновационное развитие" составляет от 32 до 43,5 млрд. рублей.
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, относящихся к блоку "Модернизация и инновационное развитие", по итогам прогнозного периода 2020 - 2022 годов можно отнести следующие:
1) объем протяженности построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального значения в 2020 - 2022 годах составит 42,28 километра;
2) производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) к 2022 году планируется увеличить до 290 тыс. тонн, что превысит уровень 2019 года на 7,8 тыс. тонн;
3) планируемый в 2022 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составит не менее 580,7 млрд. рублей;
4) в 2020 - 2022 годах количество многоквартирных домов Свердловской области, в которых проведен капитальный ремонт общего имущества, составит 5150 единиц;
5) по итогам 2022 года объем экспорта промышленной продукции организациями, расположенными на территории Свердловской области, планируется на уровне не ниже 8,2 млрд. долларов США;
6) годовой объем ввода жилья прогнозируется увеличить на 163 тыс. кв. метров общей площади, что составит не менее 2,15 млн. кв. метров общей площади жилья по итогам 2022 года;
7) коэффициент доступности жилья будет иметь позитивную динамику в прогнозном периоде по отношению к значению в 2,5 года в 2019 году и составит 2,4 года по итогам 2022 года.
Доля государственных программ, объединенных в блок "Государственное управление", составляет 15,2-18% от общего объема программных расходов.
Блок "Государственное управление" включает следующие государственные программы:
1) "Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2024 года";
2) "Управление государственными финансами Свердловской области до 2024 года";
3) "Повышение эффективности управления государственной собственностью Свердловской области до 2024 года";
4) "Развитие международных и внешнеэкономических связей Свердловской области до 2024 года";
5) "Обеспечение деятельности мировых судей Свердловской области до 2024 года";
6) "Охрана, надзор и регулирование использования животного мира Свердловской области до 2024 года";
7) "Совершенствование механизмов осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Свердловской области до 2024 года";
8) "Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года";
9) "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия Свердловской области до 2024 года";
10) "Осуществление регионального государственного жилищного и строительного надзора на территории Свердловской области до 2024 года";
11) "Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области и противодействие коррупции в Свердловской области до 2024 года";
12) "Обеспечение деятельности по комплектованию, учету, хранению и использованию архивных документов, находящихся в государственной собственности Свердловской области, до 2024 года";
13) "Развитие деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния в Свердловской области до 2024 года";
14) "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Свердловской области до 2024 года";
15) "Государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, до 2024 года";
16) "Информационное общество Свердловской области до 2024 года".
К основным ожидаемым результатам реализуемых мероприятий государственных программ, включенных в блок "Государственное управление", по итогам прогнозного периода 2020 - 2022 годов можно отнести следующие:
1) долю граждан Свердловской области, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, в период 2020 - 2022 годов планируется поддерживать на уровне 95%;
2) доля государственных услуг, переведенных в электронный вид, увеличится с 77,3% в 2019 году до 100% к 2022 году.
При формировании проекта закона об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в приоритетном порядке необходимо предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию государственных программ, направленных на достижение целей, показателей и результатов национальных проектов и региональных составляющих национальных проектов, обеспечивая тем самым концентрацию ресурсов на ключевых направлениях развития экономики и социальной сферы, взаимосвязь ресурсов и получаемых результатов.
В части прогноза социально-экономического развития Свердловской области на 2020 год (варианта 3, учитывающего последствия для экономики Свердловской области ограничительных мер, введенных для недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV))
В январе - феврале 2020 года динамика макроэкономических показателей подтверждала прогнозные оценки экономического развития Свердловской области по итогам 2020 года. С марта 2020 года социально-экономическое развитие Свердловской области, как и Российской Федерации, определялось эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее - инфекция), введением карантинных ограничений в виде прекращения или приостановки работы значительной части предприятий и организаций, установления длительного периода нерабочих дней.
Это послужило основанием для формирования дополнительного варианта прогноза, учитывающего последствия ограничительных мер, введенных для недопущения распространения инфекции.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Свердловской области
Меры экономической политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающие восстановление занятости и доходов населения, рост экономики, позволили сдержать негативные последствия карантинных ограничений в большинстве отраслей экономики, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость.
В январе - августе 2020 года объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (далее - организации), составил 1493,7 млрд. рублей, или 97,4% к уровню января - августа 2019 года в действующих ценах. По итогам января - августа 2020 года индекс промышленного производства по полному кругу организаций составил 100,8% к уровню января - августа 2019 года, в том числе в обрабатывающих производствах - 101,2%.
Оборот розничной торговли в Свердловской области в январе - августе 2020 года сложился в сумме 732,3 млрд. рублей, или 92,9% к уровню января - августа 2019 года в сопоставимых ценах, в том числе оборот розничной торговли пищевыми продуктами - 95,9% к уровню января - августа 2019 года, непродовольственными товарами - 90,0%.
По итогам января - июля 2020 года прибыль прибыльных крупных и средних организаций составила 162,2 млрд. рублей, или 59,7% к уровню соответствующего периода 2019 года.
В январе - июне 2020 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций (с учетом малых предприятий и оценки неформальной деятельности) составил 177,5 млрд. рублей, или 105,8% к уровню января - июня 2019 года в сопоставимых ценах.
По итогам января - июля 2020 года фонд начисленной заработной платы в Свердловской области составил 432,6 млрд. рублей, или 104,4% к уровню января - июля 2019 года.
Среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в январе - июле 2020 года составила 42 104 рубля, или 104,9% к уровню января - июля 2019 года.
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, на 1 сентября 2020 года составила 117 324 человека (на 1 сентября 2019 года - 24 546 человек).
Уровень регистрируемой безработицы на 1 сентября 2020 года составил 5,53% (на 1 сентября 2019 года - 1,14%).
Факторы и ограничения экономического роста Свердловской области на 2020 год
Возможности и ограничения социально-экономического развития Свердловской области формируются под влиянием факторов внешней и внутренней среды.
К факторам внешней среды можно отнести ухудшение делового климата в крупнейших странах, высокую неопределенность динамики мирового валового внутреннего продукта, сокращение спроса на сырьевые товары и снижение цен на них.
Факторы внутренней среды складывались под влиянием введения в Российской Федерации режима нерабочих дней с 27 марта 2020 года, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей, что привело к снижению экономической активности в апреле - мае 2020 года. Произошло изменение условий работы большинства предприятий и организаций Свердловской области, изменение структуры и объема потребительского спроса. Введенные в Российской Федерации ограничения на международное транспортное сообщение оказали негативное влияние на сферы авиаперевозок и туризма.
К основным ограничениям экономического роста Свердловской области относятся:
1) санитарно-эпидемиологические ограничения, которые будут сниматься постепенно в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощности системы здравоохранения в Свердловской области. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер и приведет к росту текущих издержек бизнеса;
2) рецессия в мировой экономике. Восстановление мировой экономики существенно затруднено неравномерностью выхода стран из карантина, что приводит к сохранению ограничений со стороны спроса и разрывов в глобальных цепочках создания добавленной стоимости. Внешние условия ограничивают потенциал роста спроса на товары экспорта. Сохраняется также вероятность нарушения цепей поставок;
3) постепенная адаптация бюджетной политики к новым условиям.
Промышленность
Тенденции, складывающиеся на мировых рынках металлов (рост переизбытка предложения и ослабление спроса), снижение деловой активности в ведущих странах-экспортерах металлургической продукции (страны Европы, Северной Америки, Индия, Китай) в связи с введением карантинных мер, направленных на борьбу с распространением инфекции, а также прогноз на 2020 год по уровню цен на металлы обусловили оценку индекса промышленного производства по виду деятельности "металлургическое производство" на 2020 год на уровне 93,9% к уровню 2019 года.
Исходя из текущей динамики производства продукции машиностроения, показателей экспорта, выполнения гособоронзаказа, индексы промышленного производства в машиностроительном комплексе Свердловской области в 2020 году прогнозируются в диапазоне 100-102,5% к уровню 2019 года.
По итогам 2020 года прогнозируется положительная динамика индекса производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, - 111,4% к уровню 2019 года.
В производстве химических веществ и химических продуктов по итогам 2020 года индекс оценивается на уровне 99,9% к уровню 2019 года.
В целом индекс промышленного производства в Свердловской области в 2020 году, по оценке, составит 97,5% к уровню 2019 года.
Оборот розничной торговли
Значительная часть потребительского сектора экономики Свердловской области относится к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения инфекции.
Снятие эпидемиологических ограничений, адаптация мероприятий ряда программ и проектов в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства к текущим условиям обеспечат постепенное восстановление потребительского спроса к концу 2020 года.
По итогам 2020 года с учетом текущей динамики, сохранения ряда ограничений на работу предприятий потребительского сектора, снижения реальных располагаемых доходов населения прогнозируется снижение оборота розничной торговли до 94% к уровню 2019 года, или 1162,3 млрд. рублей.
Прибыль прибыльных организаций
Введение карантинных ограничений в виде прекращения или приостановки работы значительной части предприятий и организаций, установление длительного периода нерабочих дней негативно отразились на финансовом состоянии организаций.
В условиях ухудшения конъюнктуры мировых рынков, снижения внешнего и внутреннего спроса динамика курса рубля лишь отчасти компенсирует снижение финансовых показателей деятельности экспортно ориентированных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области. В результате прибыль прибыльных организаций Свердловской области в 2020 году, по оценке, составит 342,6 млрд. рублей, или 64,9% к уровню 2019 года.
Инвестиции
В 2020 году ожидается снижение инвестиционной активности в части сокращения инвестиционных программ до уровня, достаточного для поддержания производства. С учетом снижения деловой активности и ростом неопределенности по срокам восстановления экономики инвестиции в основной капитал в 2020 году, по оценке, составят 400,3 млрд. рублей, или 88% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
Малое и среднее предпринимательство
В условиях распространения инфекции субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) оказались наиболее подвержены негативному влиянию принятых ограничительных мер. По итогам 2020 года ожидается сокращение значений основных показателей, характеризующих развитие сферы малого и среднего бизнеса, в диапазоне от 10 до 20% по сравнению с уровнем 2019 года. В 2020 году прогнозируется снижение на 12% количества малых и средних предприятий, включая микропредприятия, а также среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия). Сокращение оборота малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в связи с приостановкой деятельности существенной доли субъектов МСП прогнозируется на уровне 20%.
Восстановлению показателей деятельности субъектов МСП будет способствовать реализация в Свердловской области комплекса антикризисных мер поддержки бизнеса, введенных в связи с угрозой распространения инфекции, а также мероприятий в рамках региональных проектов, входящих в состав национального проекта "Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Рынок труда
На развитие ситуации в сфере труда в 2020 году будет влиять высвобождение рабочей силы. За счет закрытия и сжатия организаций отдельных отраслей экономики, пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения инфекции, в 2020 году ожидается снижение численности занятых в экономике Свердловской области, которая составит, по оценке, 2003,0 тыс. человек, или 98,8% к уровню 2019 года. Аналогичная динамика ожидается по среднесписочной численности работников.
Рост числа высвобождаемых работников и работников, находящихся в простое или работающих в режиме неполного рабочего времени, на предприятиях наиболее пострадавших отраслей в 2020 году способствовал значительному росту числа граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Свердловской области в поиске работы.
С учетом мер поддержки работающего и временно оставшегося без работы населения Свердловской области уровень безработицы на конец 2020 года, по оценке, составит 6%, численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости населения Свердловской области, - 127,3 тыс. человек.
Денежные доходы населения
Значительные изменения макроэкономической ситуации в Свердловской области с марта 2020 года под влиянием ограничительных мер отражаются на динамике показателей уровня жизни населения Свердловской области: денежных доходах населения, уровне среднемесячной заработной платы.
Ухудшение финансово-экономического положения организаций отдельных отраслей, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области (транспортные организации, туризм, общественное питание, дополнительное образование, розничная торговля непродовольственными товарами), отразится на уровне среднемесячной заработной платы работников данных организаций. Учитывая, что указанные отрасли представлены в основном организациями малого бизнеса (доля сектора в фонде оплаты труда по полному кругу организаций составляет порядка 25%), ожидается, что с апреля 2020 года в малом бизнесе снизится уровень среднемесячной заработной платы, что понизит уровень показателя по полному кругу организаций Свердловской области по итогам 2020 года.
Во II и III кварталах 2020 года ожидается сокращение доходов от оплаты труда порядка 15 и 5% соответственно в сравнении с аналогичными периодами 2019 года, что снизит уровень среднемесячной заработной платы в Свердловской области в 2020 году до 40 617 рублей, или 98,8% к уровню 2019 года.
В 2020 году ожидается отрицательная динамика предпринимательских доходов (по оценке, 80% к уровню 2019 года), доходов от собственности (по оценке, 95% к уровню 2019 года).
В первом полугодии 2020 года на федеральном и региональном уровнях были приняты дополнительные меры социальной поддержки населения, которые позволили смягчить снижение реальных заработных плат и реальных денежных доходов населения.
Рост объема пособий и социальной помощи населению составит 138% к уровню 2019 года. Указанный рост обеспечат выплаты пособия на ребенка от 3 до 16 лет в размере 10 тыс. рублей, ежемесячного пособия на детей до 3 лет в размере 5 тыс. рублей, единовременного пособия для малоимущих семей в размере 5 тыс. рублей, ежемесячного пособия на детей от 3 до 7 лет в семьях с низким доходом, пособия на детей зарегистрированных безработных, пособия в максимальном размере на трехмесячный период индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность в связи с ограничительными мероприятиями, и другие выплаты.
В целом денежные доходы населения Свердловской области в 2020 году составят 2022 млрд. рублей, или 100,1% к уровню 2019 года.
Реальные располагаемые денежные доходы населения Свердловской области составят 95,9% к уровню 2019 года.
Фонд оплаты труда
С учетом снижения доходов от оплаты труда во II и III кварталах 2020 года в сравнении с аналогичными периодами 2019 года фонд заработной платы в 2020 году оценивается на уровне 715,0 млрд. рублей, или 97,6% к уровню 2019 года.
Валовой региональный продукт
В результате с учетом влияния объективно обусловленных ограничений, направленных на сдерживание распространения инфекции, валовой региональный продукт в 2020 году, по оценке, составит 2330,4 млрд. рублей, или 95,4% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 8 октября 2020 г. N 728-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.