Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
МР "Хвастовичский район"
от 07.10.2020 N 372
Муниципальная программа
"Развитие предпринимательства в МР "Хвастовичский район"
9 марта, 15 июля 2021 г.
Паспорт изменен с 24 июля 2021 г. - Постановление Администрации МР Хвастовичский район Калужской области от 15 июля 2021 г. N 285
Паспорт муниципальной программы МР "Хвастовичский район" "Развитие предпринимательства в МР "Хвастовичский район"
1. Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Отдел экономики, имущества и архитектуры администрации МР "Хвастовичский район" |
||||||||||
2. Участники муниципальной программы |
- Отдел финансов и бюджета администрации МР "Хвастовичский район"; - Юридический отдел администрации МР "Хвастовичский район"; - Центр занятости населения (по согласованию); - Отдел сельского хозяйства администрации МР "Хвастовичский район"; - НК "Союз предпринимателей Хвастовичского района" (по согласованию); - Совет по малому и среднему предпринимательству при Главе администрации МР "Хвастовичский район" (по согласованию); - Администрации сельских поселений МР "Хвастовичский район" (по согласованию); - малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели, иные коммерческие и некоммерческие организации на конкурсной основе (по согласованию). |
||||||||||
3. Цели муниципальной программы |
Целью программы является создание благоприятных условий для поддержки и стимулирования развития субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования. |
||||||||||
4. Задачи муниципальной программы |
Программа решает следующие основные задачи: - Мониторинг существующей нормативно-правовой базы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для выработки рекомендаций по её совершенствованию, разработка и принятие нормативно-правовых актов в части поддержки малого предпринимательства на территории муниципального района; - Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий в муниципальном районе "Хвастовичский район" для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства; - Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; - Обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; - Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; - Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне; - Создание системы информационного и учебно-методического обеспечения по основам предпринимательской деятельности для начинающих и действующих предпринимателей; - Развитие системы микрокредитования, в том числе для начинающих предпринимателей; - Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, результатов интеллектуальной деятельности на рынок области и Российской Федерации; - Развитие малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности на территории муниципального района; - Поддержка образования инвестиционных организаций; - Повышение социальной ответственности субъектов малого предпринимательства; - Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ и услуг) в общем объеме производимой продукции в муниципальном образовании; - Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах |
||||||||||
5. Индикаторы муниципальной программы |
п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Единица измерения |
2019 год (факт) |
2020 год (ожид.) |
Годы реализации муниципальной программы |
|||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
|||||||
1 |
Сохранение численности работающих в малом и среднем предпринимательстве |
Чел. |
648 |
640 |
640 |
640 |
640 |
640 |
640 |
||
2 |
Увеличение объемов выпущенных субъектами малого предпринимательства товаров, выполненных работ и оказанных услуг |
Тыс. руб. |
689170 |
723628 |
759800 |
797800 |
837690 |
879570 |
923545 |
||
3 |
Увеличение размера средней заработной платы на малых и средних предприятиях |
Руб. |
21103 |
21182 |
21290 |
21395 |
21500 |
21630 |
21760 |
||
4 |
Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности |
Тыс. руб. |
23407,6 |
21067 |
2150 0 |
22100 |
2276 0 |
2344 5 |
24150 |
||
|
5 |
Увеличение объема инвестиционных вложений на малых и средних предприятиях района |
Тыс. руб. |
10580 |
8000 |
8250 |
8500 |
8750 |
9000 |
9250 |
|
6. Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
2021 - 2025 гг. |
||||||||||
7. Объемы финансирования муниципальной программы за счет всех источников финансирования |
Предполагаемый объем финансирования программы составит 2630,12213 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 год - 432,16641 тыс. руб.; 2022 год - 549,48893 тыс. руб.; 2023 год - 549,48893 тыс. руб.; 2024 год - 549,48893 тыс. руб.; 2025 год - 549,48893 тыс. руб. В том числе по источникам финансирования: областной бюджет (субсидирование): 2021 год - 332,16641 тыс. руб.; 2022 год - 449,48893 тыс. руб.; 2023 год - 449,48893 тыс. руб.; 2024 год - 449,48893 тыс. руб.; 2025 год - 449,48893 тыс. руб. бюджет МР "Хвастовичский район": 2021 год - 100 тыс. руб.; 2022 год - 100 тыс. руб.; 2023 год - 100 тыс. руб.; 2024 год - 100 тыс. руб.; 2025 год - 100 тыс. руб. Объемы финансирования могут уточняться в соответствии с бюджетным законодательством. |
||||||||||
8. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
- Сохранение численности работающих в малом и среднем предпринимательстве - не менее чем 640 человек; - Увеличение объемов выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг - не менее чем на 5,0% год; - Рост средней заработной платы - не менее чем на 0,5% год; - Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности - не менее чем на 2% год; - Увеличение объемов инвестиционных вложений на малых и средних предприятиях - не менее чем на 250 тыс. руб./год; - Снижение социальной напряженности на территории муниципального образования; - Сохранение существующих и создание новых рабочих мест, в том числе за счет вовлечения безработных граждан; - Активизация предпринимательской деятельности в приоритетных сферах. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
1.1. Основные проблемы в сфере реализации муниципальной программы
За последнее десятилетие малое и среднее предпринимательство муниципального района "Хвастовичский район" стало неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. С каждым годом развитие малого и среднего бизнеса приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. Малое и среднее предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, изменение конкуренции и т.д.
Малый и средний бизнес составляет заметную часть экономики района. По состоянию на 1 января 2019 г. в районе зарегистрировано 53 малых предприятия, численность работающих на них составляет 504 человека. Кроме того, зарегистрировано 144 индивидуальных предпринимателя. Объем оборота на малых предприятиям в 2019 году составил 689 млн. рублей, что на 4,6% превышает уровень 2018 года.
Среди действующих малых предприятий района отраслевое соотношение сложилось следующим образом:
- Сельское хозяйство - 29,2%;
- Промышленное производство - 20,8%;
- Строительство - 16,7%;
- Торговля - 29,2%;
- Прочие - 4,1%.
Для поддержки малого предпринимательства, создания условий для развития и устойчивой деятельности малого бизнеса на территории района, обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления Хвастовичского района с предпринимательскими структурами, а также привлечения предпринимательского сообщества к решению социально-экономических задач создан Совет по малому и среднему предпринимательству при Главе администрации МР "Хвастовичский район".
Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономике муниципального района, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики, однако доля малого и среднего предпринимательства в экономических показателях муниципального района все еще недостаточна.
Разработка Программы обусловлена необходимостью создания комплексного подхода к реализации механизмов стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне: возрастающим значением субъектов малого и среднего предпринимательства в насыщении потребительского рынка товарами и услугами, в сохранении и создании новых рабочих мест, в пополнении бюджетов всех уровней налоговыми платежами, в росте доходов населения.
Выявлены следующие проблемы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе "Хвастовичский район":
- отсутствие нормативно-правовой базы на муниципальном уровне, регулирующей предпринимательскую деятельность на муниципальном уровне и сложность региональной и федеральной нормативно-правовой базы;
- статистические данные по показателям социально-экономического развития частного предпринимательства на муниципальном уровне недостаточны для разработки прогноза развития частного предпринимательства и программы поддержки частного предпринимательства;
- недоступность или сложность получения малыми предприятиями кредитов.
Без специальных мер поддержки дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства будет недостаточным.
1.2. Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы
В условиях недостатка муниципальных бюджетных средств поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с использованием банков, кредитных кооперативов, а также привлечения средств регионального и федерального бюджетов.
Развиваясь, малый бизнес создает дополнительные рабочие места, обеспечивая снижение уровня безработицы.
За годы реализации программы планируется:
- сохранить численность работающих в малом и среднем предпринимательстве на уровне 640 человек;
- ежегодно увеличивать объемы выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг не менее чем на 5,0%;
- достигнуть ежегодного роста среднемесячной заработной плата не менее чем на 0,5%;
- ежегодно увеличивать налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности не менее чем на 2%;
- ежегодно увеличивать объемы инвестиционных вложений на малых и средних предприятиях на 250 тыс. руб.
Формирование стабильной устойчивой среды развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне требует программного подхода, постоянного диалога между бизнесом и властью различных уровней, развитую инфраструктуру поддержки, благоприятного отношения общества к предпринимательской деятельности и координацию действий всех заинтересованных сторон в развитии малого и среднего бизнеса в муниципальном районе.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты муниципальной программы, сроки и этапы реализации муниципальной программы
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы
Муниципальная политика в сфере развития предпринимательства и инноваций в муниципальном районе "Хвастовичский район" определяется следующими нормативными правовыми документами:
- Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- распоряжением Правительства РФ от 29.03.2013 N 467-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
- постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года";
- Законом Калужской области от 04.05.2009 N 543-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Калужской области";
- иными стратегическими документами, утвержденными Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области, Главой администрации МР "Хвастовичский район, Районным Собранием МР "Хвастовичский район" в указанной сфере.
Приоритетными направлениями в сфере развития предпринимательства и инноваций в МР "Хвастовичский район" являются:
1. развитие малого предпринимательства в сфере промышленного производства;
2. привлечение инвестиций для модернизации существующих организаций и создания новых субъектов малого бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства;
3. внедрение инновационных технологий в промышленности и сельском хозяйстве;
4. создание кластера грибоводства на территории района;
5. привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в системе закупок для муниципальных нужд;
6. повышение социальной защищенности граждан, работающих на малых предприятиях.
2.2. Цели, задачи и индикаторы (показатели) достижения целей и решения задач муниципальной программы
Основной целью Программы является создание условий для поддержки и стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района "Хвастовичский район".
Развитие малого и среднего предпринимательства позволит обеспечить рост реальных доходов и уровня занятости населения, а также активизировать предпринимательскую деятельность в приоритетных сферах.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
- Мониторинг существующей нормативно-правовой базы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для выработки рекомендаций по её совершенствованию, разработка и принятие нормативно-правовых актов в части поддержки малого предпринимательства на территории муниципального района;
- Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий в муниципальном районе "Хвастовичский район" для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства;
- Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне;
- Создание системы информационного и учебно-методического обеспечения по основам предпринимательской деятельности для начинающих и действующих предпринимателей;
- Развитие системы микрокредитования, в том числе для начинающих предпринимателей;
- Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, результатов интеллектуальной деятельности на рынок области и Российской Федерации;
- Развитие малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности на территории муниципального района;
- Поддержка образования инвестиционных организаций;
- Повышение социальной ответственности субъектов малого предпринимательства;
- Увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ и услуг) в общем объеме производимой продукции в муниципальном образовании;
- Увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах.
Проведение оценки достижения целей Программы и эффективности решения задач осуществляется в соответствии со следующими индикаторами (приложение N 1).
2.3. Конечные результаты реализации муниципальной программы
Реализация Программы направлена на достижение следующих конечных результатов:
- Сохранение численности работающих в малом и среднем предпринимательстве - не менее чем 640 человек;
- Увеличение объемов выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг - не менее чем на 5,0%/год;
- Рост средней заработной платы - не менее чем на 0,5%/год;
- Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности - не менее чем на 2%/год;
- Увеличение объемов инвестиционных вложений на малых и средних предприятиях - не менее чем на 250 тыс. руб./год;
- Снижение социальной напряженности на территории муниципального образования;
- Сохранение существующих и создание новых рабочих мест, в том числе за счет вовлечения безработных граждан;
- Активизация предпринимательской деятельности в приоритетных сферах.
2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Действие Программы рассчитано на 2021 - 2025 гг.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Основные мероприятия программы направлены на достижение цели программы: создание благоприятных условий для поддержки и стимулирования развития субъектов малого предпринимательства на территории МР "Хвастовичский район".
Мероприятия программы ранжируются в зависимости от задач, на решение которых они направлены, на следующие группы:
1. Мероприятия по совершенствованию внешней среды развития малого и среднего предпринимательства включают в себя проведение мониторинга нормативных правовых актов, мониторинга по выявлению проблем, возникающих у субъектов малого и среднего бизнеса при осуществлении предпринимательской деятельности и возникающих административных барьеров, сроков, процедуры предоставления земельных участков под строительство, их целевое использование, анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования.
Данная группа мероприятий решает задачи проведения мониторинг существующей нормативно-правовой базы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для выработки рекомендаций по её совершенствованию, разработке и принятию нормативно-правовых актов в части поддержки малого предпринимательства на территории муниципального района, снижению административных барьеров и созданию благоприятных условий в муниципальном районе "Хвастовичский район" для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства.
2. Мероприятия по информационной поддержке малого и среднего предпринимательства включают в себя информирование субъектов малого предпринимательства об объявляемых закупках товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, создание системы информационного и учебно-методического обеспечения, в том числе баз данных по различным аспектам ведения бизнеса, подготовка информационных материалов для публикаций в средствах массовой информации, ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, размещение реестра на официальном сайте администрации района в сети Интернет.
С помощью данных мероприятий решаются задачи создания системы информационного и учебно-методического обеспечения по основам предпринимательской деятельности для начинающих и действующих предпринимателей.
3. Мероприятия по консультационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства включают в себя предоставление организационно-консультативных услуг безработным гражданам по вопросам организации самозанятости безработных граждан, предоставление услуг по защите прав потребителей, защите продавцов от недобросовестных потребителей, консультационное, информационное и методическое содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, содействие предпринимателям в расширении рынка сбыта продукции и услуг, совместное решение существующих проблем в сфере малого предпринимательства.
Эти мероприятия направлены на решение задач обеспечения занятости населения и развитие самозанятости, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, результатов интеллектуальной деятельности на рынок области и Российской Федерации, повышение социальной ответственности субъектов малого предпринимательства.
4. Мероприятия по развитию микрокредитных механизмов и имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне включают в себя предоставление различных субсидий, организацию дополнительного профессионального обучения населения, изъявившего желание вести предпринимательскую деятельность, и начинающих предпринимателей основам предпринимательской деятельности и подготовку кадров по требуемым профессиям для малого бизнеса, формирование специализированных фондов муниципального имущества для возможного предоставления по итогам конкурса в аренду малым и средним предприятиям и публикация в сети Интернет муниципальной собственности (реестра имущества), формирование и ведение реестра муниципального имущества, которое может быть передано субъектам малого и среднего предпринимательства, размещение муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства.
Данные мероприятия направлены на решение задач по развитию системы микрокредитования, в том числе для начинающих предпринимателей, развитию малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности на территории муниципального района, развитию выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства, поддержке образования инвестиционных организаций, увеличению доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ и услуг) в общем объеме производимой продукции в муниципальном образовании, увеличению доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета Калужской области и местных бюджетов.
5. Мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне включают организационную и методическую помощь по созданию и развитию центра поддержки малого и среднего предпринимательства, развитию существующей инфраструктуры малого предпринимательства, содействие созданию и деятельности кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования.
Данные мероприятия способствуют решению задачи по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Подраздел 4.1 изменен с 24 июля 2021 г. - Постановление Администрации МР Хвастовичский район Калужской области от 15 июля 2021 г. N 285
4.1. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Предполагаемый объем финансирования программы составит 2630,12213 тыс. руб., в том числе по годам:
2021 год - 432,16641 тыс. руб.;
2022 год - 549,48893 тыс. руб.;
2023 год - 549,48893 тыс. руб.;
2024 год - 549,48893 тыс. руб.;
2025 год - 549,48893 тыс. руб.
В том числе по источникам финансирования: областной бюджет (субсидирование):
2021 год - 332,16641 тыс. руб.;
2022 год - 449,48893 тыс. руб.;
2023 год - 449,48893 тыс. руб.;
2024 год - 449,48893 тыс. руб.;
2025 год - 449,48893 тыс. руб.
бюджет МР "Хвастовичский район":
2021 год - 100 тыс. руб.;
2022 год - 100 тыс. руб.;
2023 год - 100 тыс. руб.;
2024 год - 100 тыс. руб.;
2025 год - 100 тыс. руб.
Объемы финансирования могут уточняться в соответствии с бюджетным законодательством.
4.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы приведено в приложении N 2 к настоящей программе.
5. Механизм реализации программы
Ответственным исполнителем и координатором хода реализации программы является отдел экономики, имущества и архитектуры администрации МР "Хвастовичский район". В процессе реализации программы ответственный исполнитель взаимодействует:
- с участниками программы;
- с органами исполнительной власти Калужской области.
Механизм взаимодействия ответственного исполнителя с участниками программы заключается в следующем:
- ответственный исполнитель запрашивает у участников муниципальной программы информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки годового отчета;
- участники программы не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в отдел экономики, имущества и архитектуры администрации МР "Хвастовичский район" ежеквартальный мониторинг о реализации мероприятий программы в соответствии с утвержденными индикаторами программы;
- участники программы не позднее 10 октября представляют ответственному исполнителю предложения по внесению оперативных изменений в мероприятия программы;
- участники программы не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом реализации программы, представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации программы и подготовки годового отчета.
Механизм взаимодействия ответственного исполнителя с органами исполнительной власти Калужской области заключается в следующем:
- ответственный исполнитель готовит и направляет в уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области пакет документов для предоставления субсидий из областного бюджета бюджету МР "Хвастовичский район" для реализации мероприятий программы;
- ответственный исполнитель в срок, установленный соглашением с уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области, представляет отчет о расходовании субсидий из областного бюджета на реализацию программных мероприятий.
Ответственный исполнитель несет ответственность за достижение целевых индикаторов муниципальной программы, а также конечных результатов ее реализации.
6. Перечень мероприятий программы
Перечень мероприятий программы указан в приложении N 3 к настоящей программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.