Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Бийска
от 6 ноября 2014 г. N 3586
Муниципальная программа
"Защита населения и территории города Бийска от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и обеспечение безопасности людей на водных объектах" на 2015-2017 годы
Паспорт муниципальной программы
"Защита населения и территории города Бийска от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и обеспечение безопасности людей на водных объектах" на 2015-2017 годы
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования город Бийск Алтайского края к компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территории муниципального образования.
С целью решения данных вопросов в муниципальном образовании город Бийск создана система защиты населения, которая работает по четырем основным направлениям:
- гражданская оборона;
- предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечения первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- развитие службы спасения.
Система защиты населения и территории городского округа объединяет органы управления и силы органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.1. Гражданская оборона города
По вопросам гражданской обороны осуществляются мероприятия по защите населения и территории муниципального образования от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их. Основной целью реализации вопросов местного значения в области гражданской обороны является достижение высокого уровня защищенности населения и территории муниципального образования.
Для доведения сигналов оповещения до населения и объектов экономики функционирует местная автоматизированная система централизованного оповещения, входящая в состав территориальной системы централизованного оповещения гражданской обороны Алтайского края, на базе аппаратуры П-164. Оконечное оборудование представляют 38 электросирен С-40, из которых 4 запускаются централизованно, остальные в ручном режиме. На территории города установлены 45 уличных громкоговорителей 10ГР. Вместе с тем, существующая система обеспечивает оповещение 70% населения, проживающего в пределах городской черты.
Сирены, предназначенные для доведения сигналов оповещения гражданской обороны, размещены на территории города неравномерно. Основная их часть сосредоточена в центральной части города. В городе необходимо дополнительно установить не менее 20 сирен С-40 с пусковым устройством П-164-АМ и 50 уличных громкоговорителей 25ГР-Д2.
Для защиты в военное время населения, органов управления, узлов связи, медицинских учреждений на учете Управления ГОЧС и ПБ г. Бийска состоит 69 защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), что обеспечивает укрытие наибольшей работающей смены организаций, продолжающих деятельность в военное время. Из имеющихся ЗС ГО: 15 ЗС ГО готовы к приему укрываемых, 20 - ограниченно готовы, и 34 ЗС ГО не готовы к приему укрываемых.
Три защитных сооружения гражданской обороны, которые находятся в муниципальной собственности города, содержатся согласно требованиям приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", одно - МБУ "Спорткомплекс "Заря" - не готово к приему укрываемых и подлежит снятию с учета как утратившее расчетные защитные свойства ограждающих и несущих строительных конструкций, восстановление которых экономически нецелесообразно.
Дети дошкольного возраста, учащиеся образовательных учреждений и неработающее население города обеспечиваются средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) из запасов органов исполнительной власти Алтайского края через сеть пунктов выдачи, развертываемых органами местного самоуправления.
В настоящее время в городе создано 306 пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, в том числе 82 - на базе муниципальных организаций.
Для обеспечения защиты населения от опасностей военных действий и в чрезвычайных ситуациях предусмотрена возможность эвакуации населения в безопасные районы через 29 сборных эвакуационных пункта, 27 из которых развертывается муниципальными учреждениями.
Для организации и проведения занятий среди населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также для пропаганды значимости мероприятий гражданской обороны в современных условиях в городе созданы учебно-консультационные пункты.
Основными причинами, влияющими на качество подготовки неработающего населения, проживающего в частном секторе, являются:
- отсутствие необходимого количества помещений для проведения занятий;
- недостаточность финансовых средств для оборудования новых и поддержания имеющихся помещений в соответствии с требованиями руководящих документов.
1.2. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
В рамках данного направления осуществляются мероприятия по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Чрезвычайная ситуация, связанная с весенне-летним паводком 2014 г. В зону подтопления попадало 3065 жилых домов, с населением 12680 человек. В этот период силами городских служб ликвидирована угроза возникновения 372 чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время на территории города 19 организаций включены в перечень потенциально опасных объектов, в том числе 16 взрывопожароопасных, 3 химически опасных объектов.
На объектах шести организаций, которые хранят, транспортируют или используют в своей деятельности нефтепродукты, могут возникнуть чрезвычайные ситуации, вызванные аварийными розливами нефтепродуктов.
В городе периодически возникают угрозы жизни и здоровью граждан, обусловленные обнаружением неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ, внезапным обрушением элементов зданий и сооружений производственного, жилого и социально-бытового назначения.
Часть территории города находится в прибрежной зоне р. Бия, что создает предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных подтоплением территории в весенне-летний период. Ежегодно органы управления, силы и средства городских служб переводятся в режим повышенной готовности, проводят мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории микрорайона Зеленый клин и ряда других территорий. Ущерб от паводка составил: в 2004 г. - 22 млн. руб., в 2006 г. - 44 млн. руб., паводок 2014 года превысил все предыдущие показания и ущерб до настоящего времени подсчитывается.
Согласно карте сейсмического районирования ОСР-97 город Бийск находится в зоне 7-бальных землетрясений, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации регионального масштаба.
Серьезную угрозу для населения и территории города представляют природные явления сезонного характера, которые связаны с природно-климатическими условиями.
Территория города Бийска по категории опасности сильных ветров относится к 4 классу из 5 возможных.
Опасные природные явления создают угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в первую очередь, на объектах жилищно-коммунальной сферы. Сильные ветры приводят к порывам проводов и отключению целых кварталов города. В зимнее время из-за обрыва проводов во время ураганов неоднократно отключалось электроснабжение котельных.
В летний период времени обеспечение безопасности жизнедеятельности населения требует создания зон отдыха на водных объектах с оборудованными на них спасательными постами, соответствующими требованиям Правил охраны жизни людей на водных объектах Алтайского края. Одновременно необходимо усиление мер по пропаганде безопасности на водных объектах.
Сложившееся положение требует разработки и реализации неотложных и долгосрочных мер, направленных на повышение защищенности опасных объектов и защиту населения, проживающего вблизи потенциальных источников чрезвычайной ситуации.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма оперативного реагирования на угрозы.
Недостаточность сил и средств постоянной готовности, привлекаемых для предотвращения и ликвидации ЧС, аварий и происшествий, их оснащённость техническими средствами не позволяет оперативно реагировать на заявления граждан, поэтому для устранения последствий происшествий привлекаются формирования организаций города, что значительно увеличивает время на проведение данных работ. Для приведения их в соответствие с требованиями требуется дополнительное финансирование из бюджета города.
1.3. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
В рамках данной подсистемы осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение пожаров, спасение людей и имущества от пожаров.
Пожарная безопасность муниципального образования город Бийск в настоящее время обеспечивается тремя пожарными частями и тремя отдельными постами ФГКУ "2 ОФПС по Алтайскому краю" и пятью пожарными частями ФГКУ Специальное управление N 36 МЧС России. Также на территории муниципального образования город Бийск в муниципальных организациях и учреждениях создано 10 добровольных пожарных дружин численностью 166 человек.
В связи с природно-климатическими особенностями города Бийска ежегодно в период с мая по октябрь возникают угрозы перехода лесных пожаров на населенные пункты и объекты образования и здравоохранения, находящиеся в лесной зоне.
Состояние противопожарного водоснабжения города Бийска не в полной мере отвечает требованиям Технического регламента пожарной безопасности и Правилам противопожарного режима в Российской Федерации. Коэффициент готовности к использованию наружных источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, пожарных водоемов, водонапорных башен, пожарных пирсов) остается низким.
В общей системе пожарного водопровода города из 863 пожарных гидрантов неисправно 17 или 2%, из 207 пожарных водоемов неисправны 17 или 9%, из 41 водонапорной башни в городе не оборудовано устройством для забора воды пожарными автомобилями 7 башен, что составляет 20%. В городе недостаточно оборудованных подъездных путей для забора воды пожарными автомобилями из естественных водоемов (река Бия, Обь).
Оборудование мест массового отдыха людей на водных объектах не отвечает полным требованиям, предъявляемым руководящими документами, что приводит к гибели людей в летнем периоде.
Требуется выделение значительных бюджетных средств на модернизацию, поддержание в постоянной готовности и эксплуатационно-техническое обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации в муниципальных учреждениях образования, культуры и социальной защиты.
1.4 Обеспечение развития службы спасения
В соответствии с Уставом муниципального образования город Бийск (пп. 13, 32 п. 1 ст. 7) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города, относятся к вопросам местного значения города.
Муниципальное бюджетное учреждение "Бийская служба спасения" с 2007 года работает в круглосуточном режиме постоянной готовности.
При ведении деятельности осуществляется:
- организация, проведение поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города, а также в ситуациях, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан;
- организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей на пляжах города;
- организация и проведение мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в городской черте (поселок Фоминское).
Осуществление данной деятельности муниципальной аварийно-спасательной службой является залогом стратегического оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Современное состояние вышеназванных направлений работы и их реализация обеспечивают решение вопросов местного значения не в полной мере. Проблемы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территории городского округа носят межведомственный характер и требуют комплексного подхода, что может быть достигнуто в рамках муниципальной программы "Защита населения и территории города Бийска от чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности и обеспечение безопасности людей на водных объектах" на 2015-2017 годы.
2. Приоритетные направления реализации муниципальной программы, цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов муниципальной программы, сроков и этапов её реализации
2.1. Приоритеты политики в сфере реализации муниципальной программы
В соответствии с требованиями Федеральных законов от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", основными приоритетными направлениями политики в сфере реализации муниципальной программы являются:
1. Повышение оперативности принятия мер защиты, снижение количества погибших и пострадавших при ЧС мирного и военного времени, уменьшение материального ущерба. Модернизация и развитие автоматизированной местной системы централизованного оповещения города.
2. Развитие системы информационного обеспечения управления рисками и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
2.2. Цели и задачи муниципальной программы
Исходя из выявленных проблем в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территории городского округа целями реализации муниципальной программы являются:
1. повышение уровня защиты населения и территории муниципального образования город Бийск Алтайского края от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), пожаров, угроз военного и мирного времени;
2. осуществление деятельности аварийно-спасательной службы и поисково-спасательного отряда на территории города.
Для достижения основных целей муниципальной программы необходимо решение следующих задач:
1. обеспечение первичных мер пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
2. организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3. организация бесперебойной работы аварийно-спасательной службы, поисково-спасательного отряда в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, а так же ситуациях, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан;
4. обеспечение безопасности людей на водных объектах города в период купального сезона в пределах установленных полномочий;
5. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в городской черте в пределах установленных полномочий.
2.3. Конечные результаты реализации муниципальной программы
В результате реализации муниципальной программы предполагается:
- довести охват оповещения до 90% населения города за время не более 10 минут;
- снизить количество пожаров в жилом секторе и на объектах социальной сферы города на 3,4%;
- снизить на 3-5% гибель и травматизм людей в чрезвычайных ситуациях, при пожарах, несчастных случаях на водоемах;
- поддерживать показатель защиты населения по совокупности факторов от потенциальных опасностей чрезвычайных ситуаций на уровне менее 1% индекса смертности по городу Бийску;
- достичь значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращённого ущерба 1:10;
- снижение материальных издержек, связанных с реализацией программных мероприятий;
- сохранение кадров, регулярное повышение квалификации работников, повышение качества оказываемых услуг;
- снижение пожароопасных ситуаций в городской черте.
За основу указанных конечных результатов реализации муниципальной программы берутся следующие индикаторы (показатели) настоящей муниципальной программы:
- доля населения, охваченного оповещением, в общей численности населения города;
- доля приобретенных технических средств к общему числу отработавших сроки эксплуатации;
- доля приобретенных технических средств ЗПУ к общему числу отработавших сроки эксплуатации;
- количество прямых линий связи с экстренными оперативными службами;
- количество подразделений добровольной пожарной охраны;
- доля муниципальных учреждений социальной сферы, имеющих АСП;
- количество населенных пунктов, отвечающих требованиям пожарной безопасности;
- количество мест массового отдыха на водных объектах;
- сохранение доли выполненных заявок в общем объеме поступивших заявок, подлежащих выполнению, на уровне 100%;
- сохранение доли выполнения графика работы спасательных служб (формирований) учреждения на уровне 100%;
- сохранение доли фактического времени патрулирования на воде в общем объеме запланированного времени патрулирования на воде на уровне 100%.
Значения перечисленных индикаторов приведены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
2.4. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Сроки реализации муниципальной программы - 2015-2017 гг.
Этапы реализации программы не предусмотрены.
3. Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы
Перечень мероприятий муниципальной программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и решения задач.
Мероприятия определены с учетом полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в установленных сферах деятельности.
Подробный перечень мероприятий муниципальной программы представлен в приложении 2.
В рамках основной деятельности ответственного исполнителя и участников муниципальной программы запланировано решение следующих вопросов:
1. по гражданской обороне города:
1.1. модернизация и развитие автоматизированной местной системы централизованного оповещения города;
1.2. поддержание в состоянии постоянной готовности объектов гражданской обороны города;
1.3. реализация системы мер по обучению населения в области гражданской обороны;
2. по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
2.1. развитие системы информационного обеспечения управления рисками;
2.2. разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
3. по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и безопасности на водных объектах:
3.1. обучение членов добровольных пожарных дружин с учетом специфики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
3.2. обеспечение выполнения планово-предупредительных мероприятий, в период весенне-летнего паводка;
4. по вопросам обеспечения развития службы спасения:
4.1. выполнение мероприятий, направленных на организацию бесперебойной работы аварийно-спасательной службы, Поисково-спасательного отряда в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории города, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, а так же ситуациях, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан;
4.2. выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей на пляжах города в период купального сезона, в пределах установленных полномочий;
5. по вопросам обеспечения деятельности Управления ГОЧС и ПБ города:
выполнение мероприятий, обеспечивающих деятельность Управления ГОЧС и ПБ города.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Финансовое обеспечение муниципальной программы предусматривается за счет средств бюджета города Бийска в связи с необходимостью решения вопросов местного значения муниципального образования город Бийск и внебюджетных средств.
Общий объем финансового обеспечения муниципальной программы составляет 127167 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2015 году - 42109 тыс. рублей;
в 2016 году - 42529 тыс. рублей;
в 2017 году - 42529 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий муниципальной программы могут корректироваться и уточняться ежегодно при формировании бюджета города Бийска на очередной финансовый год.
Объемы и источники финансирования муниципальной программы указаны в приложении 3 к настоящей муниципальной программе.
В процессе реализации муниципальной программы может проводиться работа по привлечению средств из других источников, не запрещенных действующим законодательством (в том числе из внебюджетных источников).
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
На реализацию настоящей муниципальной программы влияет множество экономических и социальных факторов, в связи с чем имеются следующие риски, способные негативно повлиять на ход ее реализации:
- риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как масштабные природные и техногенные катастрофы, вооруженные конфликты, диверсии и террористические акты и другие;
- риск возникновения экстремальных климатических явлений (аномально жаркое лето, холодная зима и т.п.). Такие явления могут оказывать влияние на показатели числа чрезвычайных ситуаций природного характера, пожаров, происшествий на водных объектах и их последствий;
- риск обеспечения финансирования муниципальной программы, связанный с возможным недофинансированием ее мероприятий в силу дестабилизации экономической ситуации;
- общественные риски, обусловленные наличием организаций, общественных объединений, групп населения, интересы которых могут расходиться с мероприятиями муниципальной программы или превышать возможности по финансированию мероприятий.
Данные риски могут привести к изменению показателей настоящей муниципальной программы. Управление данными рисками возможно путем их оперативного анализа и принятия органами местного самоуправления города Бийска нормативных актов в пределах их установленных полномочий.
Управляющий делами |
И.К. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.