Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
Приказом Службы Республики Коми
строительного, жилищного и
технического надзора (контроля)
от 13 декабря 2019 г. N 01-01-08/134
(приложение 2)
Обобщенные практики
осуществления лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, за 2019 год
Настоящее обобщение правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1. Общие положения
В соответствии с Положением Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 22 декабря 2015 г. N 541, Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (Служба Республики Коми стройжилтехнадзора) (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по выдаче лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Основной целью проверок, проводимых в рамках осуществления лицензионного контроля, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области жилищного законодательства.
В рамках осуществления лицензионного контроля Службой рассматриваются обращения граждан и организаций, по вопросам:
- предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
- пресечение нарушений и правомерности начисления размера вносимой гражданами платы за жилищные и коммунальные услуги;
- соблюдения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);
соблюдения требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- соблюдение правил управления многоквартирными домами;
- соблюдение требований законодательства о раскрытии информации.
2. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении лицензионного контроля за деятельностью организаций по управлению многоквартирными домами (в отношении лицензиатов)
За отчетный период в рамках лицензионного контроля проведено 2424 проверки.
Основные выявленные нарушения:
правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - 61%;
некачественное предоставление населению коммунальных услуг - 2,6%;
требований законодательства о раскрытии информации - 2,6%;
порядка расчета внесения платы за жилищно-коммунальные услуги - 22,6%;
правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 2,1%;
правил управления многоквартирными домами - 1,1%;
неисполненных предписаний - 1,5%;
прочих нарушений - 4,5%.
Службой проанализирована практика по лицензионному контролю по направлению состояния соблюдения обязательных требований подконтрольными субъектами. Выявлены наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований за 2019 год, основные (типовые) причины и условия их совершения.
1) Непредоставление ответа, несвоевременное представление ответов либо не предоставление по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение) ответа на обращение гражданина, направленного через государственно-информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ).
Одной из причин не предоставления ответа на обращение, направленного посредством ГИС ЖКХ, является отсутствие у подконтрольного субъекта права доступа к рассмотрению обращений в ГИС ЖКХ. Подконтрольный субъект "не видит" в системе поступившие обращения граждан и соответственно не предоставляет на них ответы. Вместе с тем, указанное не является обстоятельством для неисполнения требований Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.20516 N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Таким образом, подконтрольному субъекту необходимо провести мероприятия, направленные на устранение причин совершения указанного нарушения путем обращения в техническую поддержку ГИС ЖКХ, либо путем самостоятельного расширения прав доступа пользователя ГИС ЖКХ.
Одной из причин несоблюдения сроков предоставления ответов на обращения граждан, направленных через ГИС ЖКХ является то, что подконтрольный субъект при рассмотрении обращения ориентируется на выставляемый автоматически системой ГИС ЖКХ ориентировочный срок для рассмотрения обращения - 30 календарных дней. Однако, действующее законодательство (Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) содержит разные сроки предоставления ответов, в зависимости от запрашиваемой информации.
Таким образом, при рассмотрении обращения, в первую очередь необходимо выяснить суть поставленного в обращении вопроса, содержание и объем испрашиваемой информации, цель запроса для соответствующего определения срока предоставления ответа, а не опираться на срок предоставления ответа ориентировочно определённый ГИС ЖКХ.
Ответ на обращение необходимо направлять по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное (пункт 35 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).
2) Не передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на МКД), в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления МКД обязана передать техническую документацию на МКД, вновь выбранной управляющей организации.
Одной из причин не передачи технической документации является несогласие организации осуществляющей деятельность по управлению МКД с решением общего собрания собственников помещений в МКД о смене способа управления либо смене организации, которая будет осуществлять деятельность по управлению МКД ввиду того, что по мнению поднадзорного субъекта протокол общего собрания собственников помещений в МКД является нелегитимным в силу его оспоримости (ничтожности) (отсутствует кворум либо отсутствует необходимое количество голосов собственников для принятия решения по вопросам повестки дня), либо предоставлены не все документы по собранию собственников.
Вместе с тем, в установленном законом порядке решение общего собрания не оспорено и не признано недействительным (ничтожным). В силу пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 к уведомлению должна прилагаться копия решения собственников помещений в МКД. Обязанность по предоставлению документов, являющихся приложениями к протоколу общего собрания собственников помещений, вышеуказанной нормой не закреплена, в связи с чем, отказ от передачи технической документации неправомерен.
Практика применения ответственности показывает, что данное правонарушение не признается малозначительным. Правонарушение посягает на установленный законом порядок соблюдения требований законодательства в части осуществления деятельности управляющими компаниями по управлению многоквартирными домами, в частности порядок передачи технической документации на МКД, соблюдения которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей.
3) Невыполнение управляющими организациями требований действующего законодательства в части содержания общего имущества собственников многоквартирных домов.
Наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований в указанной части являются: разрушение кровельного покрытия МКД (трещины, сквозные отверстия, неплотные примыкания к парапетам и др.), влекущее затекание атмосферных осадков в жилые помещения, образование плесени, грибка; разрушение швов в полносборных панельных домах (раскрытие, выкрашивание и др.), влекущее нарушение температурного режима в жилых помещения, а также проникновение атмосферных осадков; протечки инженерных коммуникаций в подвальных помещениях (системы канализации, горячего и холодного водоснабжения), приводящие к замачиванию грунтов оснований, фундаментов и конструкций подвалов МКД, подтоплению, образованию неприятного запаха как в квартирах жильцов, так и в местах общего пользования, появлению и размножению насекомых; захламление подвалов; не проведение ремонта мест общего пользования (разрушение окрасочного слоя стен в подъездах МКД, неисправности перилл ограждения, сколы на ступенях и лестничных площадках, разрушение крылец, отсутствие освещения в подъездах и на придомовых территориях).
Причинами совершения нарушений обязательных требований в указанной части, по мнению Службы, является отсу
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.