Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены
Приказом Службы Республики Коми
строительного, жилищного и технического
надзора (контроля)
от "13" декабря 2019 г. N 01-01-08/135
(приложение 2)
Обобщенные практики
осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми за 2019 год
Настоящее обобщение практики осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми (далее - Обобщение), разработано в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее также - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным осуществлять региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, в пределах компетенции, определенной Положением о Службе, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 22 декабря 2015 г. N 541.
Непосредственное исполнение надзорной функции возложено на сектор дорожного надзора, являющийся структурным подразделением Службы и входящий в состав инспекции Госстройнадзора Республики Коми.
Службой в установленном порядке разработан и утвержден административный регламент осуществления указанной надзорной функции, который находится в открытом доступе на официальном сайте Службы в сети "Интернет".
Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии со следующими основными нормативными правовыми актами:
1) Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
3) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
4) Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
5) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми, утвержден приказом Службы от 11.05.2017 N 01-01-08/48 "Об утверждении перечней правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора)" и размещен на официальном сайте Службы в сети "Интернет".
Общее количество поднадзорных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан составило на 1 января 2019 года 834 единицы.
Общее количество выявленных при проверках нарушений обязательных требований законодательства составило 16 единиц, количество выявленных при проверках правонарушений составило 7 единиц.
По факту неисполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований законодательства Службой возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. По указанным фактам на момент подготовки настоящего Обобщения вынесено 1 постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа в размере 15 тыс. рублей.
Общее количество проверенных поднадзорных объектов в рамках проведения проверок составило 19 единиц, общее количество выданных предписаний составило 6 единиц.
В рамках осуществления мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, количество поднадзорных объектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, в том числе мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, составило 276 единиц.
В рамках организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведено 10 выездных плановых (рейдовых) осмотров (обследований) земельных участков в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми.
По итогам проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, поднадзорным субъектам выдано 204 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Количество выявленных без взаимодействия с поднадзорными субъектами нарушений обязательных требований составило 490 единиц.
По результатам проведенных проверок, а также мероприятий, проведенных без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами, общее количество материалов, направленных в территориальные отделы ГИБДД МВД по Республике Коми, уполномоченные на возбуждение дел об административных правонарушениях, составило 45 единиц.
По имеющейся информации на момент составления настоящего Обобщения, по результатам осуществления Службой регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми в отчетном периоде, общая сумма наложенных судьями административных штрафов составила 327 тыс. руб., в том числе: на должностных лиц - 22 тыс. руб., на юридических лиц - 305 тыс. руб.
Меры прокурорского реагирования по вопросам деятельности Службы при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми не применялись.
При осуществлении государственного надзора в отчетном периоде все проверки проведены с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Обжалований результатов контрольно-надзорной деятельности за отчетный период не было.
При этом в 2018 году поднадзорным юридическим лицом (далее - Общество) в связи с несогласием с предписаниями Службы первичное предписание, а также аналогичные, выданные позднее этого первичного предписания, и также неисполненные предписания Службы (в общей сложности 4 предписания) были обжалованы в Арбитражном суде Республики Коми (в рамках четырех арбитражных дел); решения по указанным арбитражным делам вступили в законную силу в 2019 году.
Суть заявленных Обществом в суд требований в рамках судебных разбирательств заключалась в признании недействительными и отмене предписаний Службы, которыми Обществу как владельцу инженерных коммуникаций (участка газопровода, расположенного в границах полосы отвода автомобильной дороги) надлежало заключить договор, предусматривающий условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, с владельцем автомобильной дороги.
При этом Общество полагало, что надземный переход газопровода через автомобильную дорогу не является инженерной коммуникацией, а является частью трассы опасного производственного объекта 1 класса опасности - газопровода высокого давления, который, в свою очередь, относится к сооружениям, а по назначению - к распределительным газопроводам и является газораспределительной сетью. Также Общество ссылалось на то, что газопровод построен и введен в эксплуатацию в 1973 году; владельцы автомобильных дорог не вправе устанавливать технические требования и условия для эксплуатации опасных производственных объектов; автодорога была построена позже газопровода; заключение договоров с владельцами автодорог на эксплуатацию переходов опасных производственных объектов (газопроводов) через автомобильную дорогу не предусмотрено; напротив, владелец автомобильной дороги должен получить разрешение у Общества на производство работ в охранных зонах газопровода; земельные участки, занятые опасным производственным объектом, в районе надземного перехода газопровода через автомобильную дорогу предоставлены Обществу до 31.12.2060 года; Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не применяется к отношениям, возникшим до вступления его в законную силу; ответчик не уполномочен выдавать предписания по вопросам эксплуатации опасных производственных объектов; границы и полосы отвода для автомобильной дороги не определены, поскольку кадастровые работы не завершены; договор с владельцем автомобильной дороги заключается только в том случае, когда требуется выдача разрешения на строительство и по вновь размещаемым инженерным коммуникациям, которые не являются опасными производственными объектами - газопроводами, так как в законе нет упоминаний об опасных производственных объектах.
По итогам рассмотрения дела об оспаривании первичного предписания Службы Арбитражным судом Республики Коми принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительным и отмене предписания Службы. При этом суд пришел к выводу, что указанное предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной ему компетенции в связи с выявленным нарушением законодательства; данное предписание содержит ссылки на законодательство, а также способы устранения данного нарушения, которые являются конкретными и исполнимыми.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Общество обжаловало указанное решение во Втором арбитражном апелляционном суде. Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Коми оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения. При этом суд апелляционной инстанции поддерживает вывод Арбитражного суда Республики Коми о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, а также о том, что Служба законно и обоснованно по результатам проведенной проверки выдала оспариваемое предписание.
В связи с несогласием Общества с решениями судов первой и апелляционной инстанции, Общество обратилось с кассационной жалобой на указанные решения в Арбитражный суд Волго-Вятского округа. Постановлением суда кассационной инстанции решение (определение) суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба Общества - без удовлетворения.
Аналогичным образом решениями по остальным трем делам об оспаривании оставшихся трех предписаний Службы Арбитражный суд Республики Коми в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал (решения по указанным делам в вышестоящие инстанции обжалованы не были, вступили в законную силу в 2019 году).
Как показала практика, наиболее часто встречающимися случаями нарушения обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявленные в течение отчетного периода, являются:
- прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги, с нарушением такого договора или без согласования с владельцем автомобильной дороги планируемого размещения указанных инженерных коммуникаций;
- прокладка, перенос, переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению;
- установка в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации о безопасности дорожного движения, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности;
- строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению;
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами и примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам без согласования с владельцем автомобильной дороги или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению;
- размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильной дороги и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
- выполнение в границах полосы отвода автомобильной дороги работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, размещением объектов дорожного сервиса;
- невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор.
Анализ причин и условий возникновения нарушений при осуществлении надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Республики Коми показывает, что основными из них являются:
- недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц организаций;
- неудовлетворительное экономическое и финансовое состояние ряда организаций.
Проблемным вопросом в отчетном периоде для некоторых организаций являлся вопрос отнесения принадлежащих им различных линейных сооружений, в частности, различного рода трубопроводов и линий электропередачи, пересекающих автодороги, к инженерным коммуникациям, поскольку Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит понятия "инженерные коммуникации".
Служба разъясняет, что к инженерным коммуникациям относятся все подземные, наземные и надземные линейные сооружения, предназначенные для транспортировки жидкостей и газов, передачи энергии, информации и т.д. (газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, теплопроводы, водоводы и водопроводы, канализационные сети и коллекторы, линии связи (кабели ВОЛС и КЛС), линии электропередачи, башни сотовой связи и телекоммуникации, и др.). Об этом свидетельствуют как нормы действующего законодательства, так и сложившаяся судебная практика.
<< Приложение N 3. Схема автомобильной дороги |
||
Содержание Приказ Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) от 13 декабря 2019 г. N 01-01-08/135... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.