Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы
Одной из базовых задач государственной семейной политики Российской Федерации, определенной в Послании Президента России Федеральному собранию, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, является укрепление института семьи, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в детских домах и интернатах. Необходимым условием решения данной задачи является организация на уровне муниципальных образований Российской Федерации комплексной работы по профилактике социального сиротства.
Профилактикой социального сиротства в г. Бийске занимаются как Администрация города, так и ее структурные подразделения:
- МКУ "Управление образования Администрации города Бийска";
- МКУ "Управление по работе с населением Администрации города Бийска";
- МКУ "Управление культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска", а также:
- отдел Бийского межрайонного медицинского округа Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности;
- управление социальной защиты населения по городу Бийску;
- КГКУ "Центр занятости населения г. Бийска";
- КГБУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска";
- Бийское благочиние.
Активная деятельность органов исполнительной власти города Бийска в области социальной политики привела к некоторой стабилизации ситуации в сфере детского и семейного неблагополучия. В городе уже сформирована система социально значимых программ, каждая из которых напрямую или опосредованно влияет на профилактику сиротства.
В области здравоохранения реализуется городская целевая программа "Профилактика наркомании и токсикомании в г. Бийске" на 2012-2014 годы и концепция демографического развития города Бийска на 2009-2015 годы.
В области образования реализуется программа "Развитие образования в г. Бийске" на 2014-2016 годы.
Благодаря городской программе "Молодежь Наукограда Бийск" на 2011-2013 годы ежегодно на поддержку проектов по семейной политике Администрацией города предоставляются гранты.
С целью профилактики разводов проводится совместная работа с ЗАГСом (организация экскурсий в учреждение, проведение лекций, тренингов, работа психологов).
Заметный вклад в социо-культурное развитие города внесли программы "Развитие культуры города Бийска" на 2011-2013 годы и "Развитие физической культуры и спорта в городе Бийске" на 2011-2013 годы.
Стали традиционными мероприятия, направленные на популяризацию многодетности, повышение статуса института семьи. Одно из самых красивых мероприятий - городской этап краевой эстафеты "Согрей теплом родительского сердца". На протяжении последних лет семьи г. Бийска становятся победителями в различных номинациях краевой эстафеты.
Межведомственное взаимодействие в вопросах профилактики социального сиротства осуществляется совместно с КГБУСО "Территориальный центр помощи семье и детям г. Бийска". На базе социального учреждения реализуется ряд программ, направленных на поддержку семей с детьми:
- "Сопровождение со знаком плюс" - сопровождение семей, затронутых проблемой ВИЧ/СПИД;
- "Открытый детский сад семейного типа "Росточки" для малообеспеченных семей, воспитывающих детей в возрасте от 2-х до 4-х лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- социально-психологический тренинг "Мой ребенок - подросток" для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитывающих детей в возрасте 10-15 лет;
- клуб "Теперь Вы мама" для несовершеннолетних мам;
- программа "Возвращение в семью" направлена на социальную поддержку семей с детьми, подвергшихся жестокому обращению и др.
Одним из видов профилактики социального сиротства в ситуации отказа или угрозы отказа от новорожденного является создание службы экстренного реагирования ("Мобильная бригада").
Для стимулирования семейного устройства Правительством РФ ежегодно увеличиваются:
- выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 5521 в 2010 году до 6831 рублей в месяц;
- выплаты единовременного пособия при передаче ребенка в семью опекуна (попечителя) с 12637 руб. в 2010 году до 15050 руб.;
- выплаты ежемесячного пособия гражданам, усыновившим детей, которые ранее не менее трех лет находились у них под опекой, с 5521 руб. в 2010 году до 6831 руб.
В городе успешно реализована программа "Профилактика социального сиротства в городе Бийске" на 2011-2013 годы. В ходе реализации программы произошло снижение количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с 182 в 2011 г. до 150 в 2013 г.). Ежегодно количество детей, передаваемых в кровные и замещающие семьи, превышает количество детей, устроенных в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так в 2011 году в кровные семьи возвращено 59 детей, в замещающие устроено - 76 детей. На полное государственное обеспечение устроено в 2011 - 27 детей, 2012 - 26 детей, за 1 квартал 2013 года - 12 детей.
Несмотря на достигнутые результаты и предпринимаемые меры поддержки семей, ситуация с социальным неблагополучием в городе остается напряженной.
На 2013 год, в городе проживает 29094 семьи, в которых воспитывается 38696 детей (2010 год - 29678 семей с 41550 детьми).
При этом на учете в управлении социальной защиты населения по г. Бийску (на 01.01.2013) состоит 61,6% семей с детьми (1792 семьи с 23850 детьми), из них:
- многодетных семей - 903, в которых воспитывается 2920 детей;
- неполных семей - 5819 с 8147 детьми (на учете в УСЗН состоит 2995 семей с 3894 детьми);
- опекунских семей - 471, в которых воспитывается 554 ребенка, из них на 498 выплачивается пособие на содержание;
- семей с детьми-инвалидами - 680, в которых 694 ребенка;
- семей с детьми в социально опасном положении - 171 семья с 289 детьми;
- несовершеннолетних семей с детьми - 23.
Не решена проблема неисполнения гражданами родительских обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
За 6 месяцев 2013 года таких родителей 32 человека (в 2011 году лишено родительских прав 63 человека, в 2012 году - 71 человек), ограничено в правах - 5 человек (2011 - 13; 2012 год - 6).
В городе функционируют 2 детских дома, 1 дом ребенка, 3 школы-интерната. В 2013 году в этих учреждениях на воспитании находится 262 ребенка (в 2011 году - 275 детей, в 2012 - 262 ребенка). Еще 35 детей ежегодно проходят социальную реабилитацию в краевом реабилитационном центре для несовершеннолетних "Надежда".
На семейных формах устройства в городе воспитывается 554 несовершеннолетних. На содержание 502 детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие в размере 6831 руб., которое перечисляется на личные счета несовершеннолетних, открытых в кредитных организациях. За 1 полугодие 2013 года в семьи посторонних граждан и родственников было передано 64 ребенка (АППГ за 2012 год - 45 детей, в 2011 году - 51 ребенок) из них:
- под опеку - 48 несовершеннолетних (в 2012 году - 42 ребёнка, в 2011 году - 46 детей),
- созданы 7 приемных семей, в которых воспитывается 21 ребенок;
- созданы 7 семей постинтернатного воспитания, в которых воспитываются 14 несовершеннолетних.
Однако предпринимаемые меры не полностью соответствуют потребностям города по вопросу профилактики социального сиротства. Причин тому несколько:
- во-первых, отсутствие на городском уровне органа, объединяющего решение вопросов семьи и детства (в решении вопросов семейной политики законодательством отведена доминирующая роль субъектам РФ, в том числе органам социальной защиты);
- во-вторых, позднее выявление семейного и детского неблагополучия (почти 30% детей, оставшихся без попечения родителей, - подросткового возраста);
- в-третьих, недостаточно организована комплексная работа с семьей на ранней стадии кризиса, включая работу с беременными женщинами группы "риска".
Для решения проблемы необходимо применение программно-целевого метода, который позволит:
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль за инвестированием бюджетных средств в рамках работы по профилактике социального сиротства;
- разработать и внедрить инновационные технологии решения актуальных проблем семей с детьми, а так же детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать предпосылки и условия для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры поддержки семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной в ходе реализации и после завершения действия Программы в 2016 году.
Достижение поставленной цели Программы без использования программно-целевого метода не будет продуктивным, поскольку снизится эффективность всех механизмов поддержки семей с детьми, а так же детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В случае отсутствия нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут развиваться негативные тенденции.
Первая тенденция - увеличение числа семей, находящихся в социально опасном положении, на ранних стадиях семейного кризиса. Отсутствие системы поддержки семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может существенно затруднить реализацию приоритетов по развитию города.
Вторая тенденция - увеличение уровня социального сиротства (повышение количества отказов от новорожденных детей, увеличение количества детей, помещенных в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; увеличение случаев лишения родительских прав и др.) В настоящий момент органами и субъектами системы профилактики социального сиротства проводится планомерная работа по снижению вышеперечисленных показателей: в родильных домах города реализуется проект профилактики отказов от новорожденных; работают школы приемных и несовершеннолетних родителей; внедряется модель раннего выявления семей на ранних стадиях кризиса и распада. Однако без необходимой материально-технической поддержки реализация данных проектов может быть прекращена.
Ни одна из перечисленных тенденций не может быть локализована и ликвидирована в сфере ведения одного какого-либо органа власти - поэтому работа по их преодолению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу ряда структурных подразделений Администрации города, общественных организаций, граждан и других лиц, которых предлагается привлечь к реализации Программы.
Отказ от принятия конструктивных мер в области работы с семьями с детьми, а также детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, негативно отразится на темпах социально-экономического развития города.
Вариантами решения проблемы являются:
- реализация мероприятий по поддержке семей с детьми, а так же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только в рамках планово-нормативного метода;
- создание единого программного механизма городской целевой Программы и финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления, связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что он не обеспечит решения поставленных целей и задач.
Основным преимуществом второго варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов работы по профилактике социального сиротства.
Основные риски второго варианта связаны лишь со сложностью процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания новых инструментов, управления и координации работ в области реализации семейной политики.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме позволит решить системные проблемы в сфере профилактики социального сиротства в установленные Программой сроки.
Сокращение финансового обеспечения мероприятий Программы за счет бюджета города без установления иных источников финансового обеспечения приведет к невозможности решения обозначенных проблем в полном объеме.
Анализ преимуществ и рисков, представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы. Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках городской целевой Программы на 2014-2016 годы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Всё это позволит динамично решать определённые проблемы в различных категориях семей, стимулировать специалистов органов системы профилактики к поиску и внедрению новых форм и идей для социально-экономического развития города Бийска.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, планомерность деятельности сводят к минимуму возможные риски для достижения программных целей и для выполнения поставленных задач.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.