Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Информация
о реализации Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2019 год
В соответствии с Планом многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2019 год, утвержденным Решением Совета министров иностранных дел СНГ от 5 апреля 2019 года, состоялись 15 консультаций, в т. ч. одно заседание Консультативного совета руководителей консульских служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ и два заседания Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ.
План выполнен в полном объеме. Проведены следующие мероприятия.
1. О взаимодействии в рамках СНГ в 2019 году (7-8 февраля, Минск)
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций обменялись мнениями относительно путей дальнейшего укрепления и развития сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств. Отметили эффективность председательства Республики Таджикистан в 2018 году и выразили уверенность в успешном осуществлении Туркменистаном председательских функций в СНГ в 2019 году.
Российская сторона подтвердила предложение согласовать и одобрить на заседании СМИД СНГ 5 апреля 2019 года в Москве проект Заявления глав государств - участников СНГ в связи с 80-летием начала Второй мировой войны в целях внесения его на рассмотрение глав государств - участников СНГ и принятия в рабочем порядке.
Рассмотрена информация о реализации Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2018 год.
Участники консультаций в целом согласовали проект Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках СНГ на 2019 год, а также проект соответствующего Решения Совета министров иностранных дел СНГ.
Были рассмотрены замечания и предложения государств - участников СНГ по проекту Программы действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств - участников Содружества Независимых Государств. Достигнуто принципиальное понимание о внесении данного документа на рассмотрение и утверждение СМИД СНГ.
2. Заседание Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ (10-11 апреля, Ереван)
В заседании приняли участие члены Комитета от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, а также представитель Исполнительного комитета СНГ.
Члены Комитета обменялись мнениями по представляющим взаимный интерес международно-правовым вопросам. Учитывая, что общая тематика вопросов по данному пункту входит в повестку Шестого Комитета ГА ООН, Комитет счел целесообразным провести консультации в рамках пункта 6 повестки дня.
Исполнительный комитет СНГ представил информацию о ранее проведенной Комитетом работе над элементами проекта Конвенции о правовом статусе делегаций, направляемых в государства - участники СНГ , и позициях государств - участников СНГ о целесообразности разработки проекта Конвенции, представленных до 2017 года. Большинство членов Комитета отметили, что в настоящее время на практике в данном направлении применяются нормы международного обычного права, а также государства- участники руководствуются принципом взаимности. Обменялись мнениями о целесообразности продолжения работ над проектом, учитывая аналогичную практику в рамках других международных организаций, а также в целях внесения ясности и восполнения пробелов в существующей практике и правовом регулировании в рамках СНГ.
Члены Комитета просили Исполнительный комитет СНГ направить им ранее полученную от государств - участников СНГ информацию по вопроснику о правовом регулировании статуса официальных делегаций. Комитет посчитал целесообразным актуализировать полученную информацию по вопроснику с включением в него дополнительных вопросов, которые будут предложены членами Комитета, и продолжить обсуждение данного вопроса на следующих заседаниях.
Комитет обсудил практические вопросы ведения Реестра (Перечня) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ. Члены Комитета выразили сомнения в целесообразности дальнейшего ведения Реестра, учитывая то, что в нем содержатся отдельные документы, прекратившие действие либо не относящиеся к сфере межрегионального и приграничного сотрудничества, а также из-за низкой заинтересованности национальных органов государств - участников СНГ в использовании и участии в ведении Реестра.
С учетом состоявшегося обсуждения Комитет рекомендовал обратить особое внимание на данный вопрос ввиду предстоящего истечения срока действия Плана мероприятий по реализации третьего этапа (2016-2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденного Решением СГП СНГ от 30 октября 2015 года, и просил Исполнительный комитет СНГ довести данную рекомендацию до сведения заинтересованных органов СНГ.
Члены Комитета обсудили вопросы правосубъектности ОБСЕ и обменялись информацией о правоприменительной практике в отношениях с организацией в каждом из государств-участников.
Российская сторона представила информацию о работе в рамках ОБСЕ по вопросу подготовки проектов Устава организации и других институциональных документов, а также информацию о встречах в Вене и намечающейся встрече Рабочей группы по укреплению правосубъектности ОБСЕ.
Члены Комитета попросили предоставить указанную российской делегацией информацию в виде памятной записки и разослать ее через председательствующую сторону. Выразили заинтересованность в дальнейшей совместной проработке вопроса определения правосубъектности ОБСЕ в рамках указанной Рабочей группы.
Комитет рассмотрел проект Решения СМИД СНГ о Методических рекомендациях по разработке проектов международных договоров, заключаемых в рамках СНГ , с учетом предложений Республики Армения и Республики Беларусь.
Комитет заслушал информацию российской стороны о дискуссии в рамках Шестого Комитета ГА ООН и Комиссии международного права ООН и решил продолжать в дальнейшем активный обмен информацией и взаимодействие по международно-правовым вопросам.
3. Об углублении и расширении интеграционных процессов в сфере многостороннего экономического сотрудничества (26 апреля, Ереван)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций рассмотрели вопросы многостороннего экономического сотрудничества в рамках СНГ, обсудив ход реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года и перспективы формирования экономической повестки развития Содружества.
Среди основных достижений были отмечены углубление торгово-экономических связей государств - участников СНГ в рамках многосторонней зоны свободной торговли, практическая реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, развитие рынков товаров, услуг и труда, наращивание взаимодействия в валютно-финансовой сфере, повышение эффективности использования материальных и природных ресурсов, развитие транспорта, энергетики, промышленности, агропромышленного комплекса и других отраслей. Позитивная динамика 2017-2018 годов свидетельствует о потенциале дальнейшего прогресса Содружества, возможностях экономической модернизации и совместной реализации масштабной повестки развития. Важной задачей является обеспечение эффективного функционирования зоны свободной торговли СНГ на основе положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, включая сокращение торговых барьеров. Подчеркнута необходимость завершения переговорного процесса по подготовке в рамках СНГ проекта Соглашения о свободной торговле услугами.
Отмечена важность развития сотрудничества в сферах внешней торговли, цифровой экономики, таможенного регулирования, транспорта и эффективного использования транзитного потенциала, энергетики, государственных закупок, защиты прав потребителей, налоговой политики и администрирования, конкурентной политики и антимонопольного регулирования, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.
Участники консультаций отметили важность актуализации целей и задач дальнейшего экономического сотрудничества в рамках подготовки проекта Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, в том числе с активным участием органов отраслевого сотрудничества СНГ и делового сообщества.
Рассмотрены вопросы сопряжения деятельности СНГ и Евразийского экономического союза в контексте экономического сотрудничества, в частности вопросы взаимодействия между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в рамках Меморандума от 27 ноября 2018 года. Было отмечено, что в новый Меморандум заложены форматы взаимного участия представителей Исполкома СНГ и ЕЭК в реализации экономической повестки, которые будут содействовать углублению взаимодействия.
Признано целесообразным расширение взаимодействия Исполкома СНГ и ЕЭК при подготовке проектов нормативных правовых актов в таких областях, как таможенное, техническое, антимонопольное регулирование, ветеринария, сотрудничество в сфере промышленности, и иных направлениях взаимодействия, входящих в сферу общих интересов.
Отмечена важность взаимного участия представителей Исполнительного комитета СНГ и ЕЭК в заседаниях органов отраслевого сотрудничества СНГ и консультативных комитетов ЕЭК, а также экспертных групп.
Подчеркнута целесообразность дальнейшего обмена информацией и анализа нормативно-правовой базы СНГ и ЕАЭС в целях совершенствования правового регулирования в рамках интеграционных объединений.
Участники консультаций подтвердили востребованность Содружества как действенной интеграционной структуры. По итогам консультаций констатировали, что реализуемая в рамках СНГ повестка сотрудничества ориентирована на сохранение и углубление многосторонних экономических связей, создание благоприятных условий для устойчивого развития, повышения уровня жизни и благосостояния граждан государств - участников СНГ.
4. О взаимодействии государств - участников СНГ в области контроля над вооружениями (4 июня, Минск)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
Состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным вопросам ядерного разоружения, укрепления и повышения эффективности действующих режимов в отношении запрещения химического и биологического оружия, предотвращения гонки вооружений в космосе, взаимодействия на профильных многосторонних площадках, а также ситуации вокруг инициированного в формате ОБСЕ "структурированного диалога" об угрозах в регионе ОБСЕ и таких важных международных документов, как Венский документ 2011 года и Договор по открытому небу. Сверены подходы государств - участников СНГ по ряду конкретных аспектов контроля над вооружениями и нераспространения, включая выполнение имеющихся в этой области договоренностей, а также по вопросам военно-политической обстановки на региональном и глобальном уровнях.
Участники консультаций подтвердили приверженность государств - участников СНГ действующей международной договорно-правовой базе в области контроля над вооружениями и готовность продолжать скоординированные усилия по поддержанию целостности и устойчивому функционированию режима Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Подчеркнули необходимость совместных усилий по соблюдению и укреплению режима Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), в том числе путем принятия протокола с эффективным механизмом проверки, а также противодействию созданию альтернативных КБТО механизмов и инструментов в области биологического разоружения. Подтверждено согласие противодействовать попыткам политизации деятельности ОЗХО и придания ей атрибутивных функций. Особо подчеркивалась опасность попустительского отношения к фактам попадания химического и биологического оружия в руки террористических группировок. Высказано предложение разработать к Обзорной конференции по КБТО 2021 года совместное заявление в поддержку данной Конвенции.
Отмечена важность создания благоприятных условий для продвижения по пути к безъядерному миру с учетом современной ситуации в области международной безопасности. Акцентирована необходимость скорейших усилий по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, в т.ч. заключения многостороннего юридически обязывающего соглашения с надежными гарантиями против вывода оружия на околоземную орбиту на основе проекта Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), а также глобализации инициативы/политобязательства по неразмещению первыми оружия в космосе (НПОК). Подчеркнута заинтересованность в совместной разработке вопросника по проблематике предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве для распространения среди государств - членов ООН.
Участники консультаций договорились о проработке инициативы Комитета СБ ООН 1540 о развитии сотрудничества с Исполнительным комитетом СНГ.
Указали на неприемлемость попыток подорвать выстраивание международной системы надежной, равной и неделимой безопасности для всех. Подчеркнули необходимость укрепления и развития существующей системы соглашений в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения. Отметили, что в условиях существующего высокого риска гонки вооружений первостепенную значимость приобретают меры по восстановлению доверия и взаимоуважения в межгосударственных отношениях, отказ от попыток использовать разоруженческий процесс в целях достижения односторонних преимуществ и вернуть мир в эпоху опасного балансирования на грани срыва в неконтролируемое вооруженное противостояние.
Эксперты рассмотрели вопрос о необходимости возобновления деятельности Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения для предметного обсуждения наиболее актуальных вопросов разоружения и нераспространения ОМУ.
Обсуждены перспективы дальнейшего развития ситуации в области контроля над вооружениями. Подтверждена готовность и в дальнейшем координировать свои действия и выступать с консолидированных позиций для достижения поставленных целей, обеспечения прочного мира и укрепления международной безопасности.
5. Заседание Консультативного совета руководителей консульских служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ (19 июля, Душанбе)
В заседании приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Исполнительного комитета СНГ.
Члены Совета отметили важность и необходимость соблюдения положений Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года и двусторонних консульских конвенций, а также международных обязательств, вытекающих из них. Отмечена необходимость соблюдения сроков своевременного информирования о фактах задержания граждан государств - участников СНГ, предоставления консульского доступа к ним, а также информирования о фактах смерти и исчезновения граждан государств - участников СНГ. Особое внимание уделено соблюдению прав человека в случаях задержания. Участники заседания согласились о необходимости ориентировать компетентные органы своих государств на выполнение положений вышеназванных конвенций.
Обсуждены вопросы повышения эффективности взаимодействия в рамках деятельности Совета по проблемным аспектам консульской деятельности, в том числе миграционные вопросы въезда, выезда, транзита граждан государств Содружества.
Члены Совета отметили эффективность сотрудничества в рамках конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, г. Минск и 7 октября 2002 года, г. Кишинев. Обращено внимание на отдельные случаи ненадлежащего оформления документов об оказании правовой помощи либо нарушения порядка направления таких запросов. Обсуждены также вопросы ратификации отдельными государствами Содружества Кишиневской конвенции, толкования положений вышеуказанных конвенций. Отмечена необходимость более тесного взаимодействия учреждений юстиции в рамках соответствующего отраслевого органа СНГ - Совета министров юстиции государств - участников СНГ в части актуализации положений вышеуказанных конвенций. Обсуждены вопросы обмена соответствующей информацией между органами ЗАГС через территориальные учреждения юстиции государств - участников Кишиневской конвенции.
Участники обменялись опытом по возвращению своих граждан из горячих точек иностранных государств (Сирия, Ирак, Афганистан), в том числе по репатриации детей данного контингента лиц. Приведены положительные примеры оказания содействия партнерами по СНГ в вопросах возвращения граждан из зон конфликтов. Для более конструктивного обсуждения указанной проблематики было предложено данный вопрос включить в повестку дня предстоящих соответствующих межмидовских консультаций по теме сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам с приглашением представителей компетентных органов государств Содружества.
6. О координации позиций государств - участников СНГ по вопросам повестки дня 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также другим проблемам, затрагивающим интересы государств - участников СНГ (11 сентября, Москва)
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Туркменистана, а также Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций отметили важность тесного взаимодействия государств Содружества в ООН и уделили внимание обсуждению ключевых вопросов их сотрудничества на предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Обсуждены вопросы совместной работы делегаций государств - участников СНГ в ООН, их приоритеты на 74-й сессии ГА ООН, реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и выборы в органы ООН.
Была подчеркнута значимость укрепления центральной роли и потенциала ООН в целях поддержания международного мира и безопасности, обеспечения устойчивого развития, противодействия новым вызовам и угрозам, упрочения режимов нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ), в том числе предотвращения попадания ОМУ в руки террористов.
Обмен мнениями по вопросам повестки дня консультаций выявил в целом совпадающие подходы участников встречи. Отмечена важность тесной координации в продвижении приоритетных вопросов для государств - участников СНГ.
Обстоятельно обсуждены ключевые вопросы повестки дня Первого комитета 74-й сессии ГА ООН. Подтвержден настрой на плотную координацию подходов к проблематике контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ в ходе работы форума.
Российская делегация призвала поддержать традиционно вносимый на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции "Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости".
Участники консультаций обратили внимание на недопустимость продвижения политизированных страновых резолюций о ситуации с правами человека, в целом попыток политизации темы прав человека в ущерб другим направлениям деятельности ООН. Выразили заинтересованность в продолжении и наращивании конструктивного взаимодействия государств в рамках Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой ЭКОСОС и ГА ООН в интересах эффективной реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Подчеркнули важность взаимной поддержки кандидатур, выдвигаемых государствами - участниками СНГ на выборах в органы ООН.
Участники консультаций отметили полезность состоявшегося обмена мнениями и решили продолжить регулярные консультации государств - участников СНГ по вопросам повестки дня ООН, включая Цели устойчивого развития, на двусторонней и многосторонней основе, в том числе между делегациями государств - участников СНГ в ходе 74-й сессии ГА ООН.
7. О сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии новым/современным вызовам и угрозам. Возможности координации подходов в рамках ООН и других международных организаций (8 октября, Москва)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Антитеррористического центра государств - участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ и Исполнительного комитета СНГ.
Участники выступили в поддержку поступательного развития сотрудничества по противодействию новым/современным вызовам и угрозам, в т.ч. на международных площадках. Подчеркнута центральная координирующая роль ООН в международном взаимодействии по противодействию глобальным вызовам международному миру и безопасности, которые представляют собой терроризм и его финансовая поддержка, транснациональная преступность, включая киберпреступность, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Отмечена необходимость неукоснительного выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, Глобальной контртеррористической стратегии ООН, а также 19 универсальных антитеррористических конвенций и протоколов. Акцентировано, что многостороннее антитеррористическое сотрудничество должно осуществляться без "скрытых повесток", политизации и "двойных стандартов" в целях эффективной борьбы с терроризмом.
Особое внимание было уделено мерам по противодействию ИГИЛ и "Тахрир аш-Шам" в Сирии, Ираке и Афганистане, которые по-прежнему представляют собой угрозу международному миру и безопасности. В этом контексте отмечено значение укрепления взаимодействия в рамках Содружества как на политико-дипломатическом уровне, так и по линии специальных служб и правоохранительных органов. Зафиксировано, что риски распространения терроризма на пространстве СНГ остаются на высоком уровне. Выражена общая обеспокоенность в связи с продолжающейся эскалацией терактов, происходящих на территории Афганистана, укрепляющейся связкой терроризма и наркотрафика.
В отношении проблемы иностранных террористов-боевиков (ИТБ) подчеркнуто, что для противодействия их перемещению по всему миру, включая территорию Содружества, после военного поражения ИГИЛ в Сирии, необходимо повышать эффективность обмена информацией. В этом контексте отмечались возможности Международного банка данных по противодействию терроризму, необходимость оперативного оказания друг другу правовой помощи, а также выдачи преступников, замешанных в терроризме, без каких- либо задержек.
Признано, что решение проблемы ИТБ, остающихся на территориях Сирии и Ирака, должно осуществляться на основе принципа "либо выдай, либо суди". Лица, имеющие отношение к террористической деятельности, подлежат передаче национальным властям, либо, в случае невозможности такой передачи, властям государств, гражданами которых они являются, либо властям государств, против которых они совершали преступления террористического характера, для осуществления над ними правосудия в соответствии с национальным законодательством соответствующих стран. Незаконно находящиеся на территориях Сирии и Ирака члены семей ИТБ, которые не находятся под подозрением в совершении преступлений, должны быть в максимально короткие сроки репатриированы в страны своего гражданства.
Высоко оценено сотрудничество государств - участников СНГ в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Участники были едины в том, что важно продолжать коллективные усилия по выявлению рисков национальным системам ПОД/ФТ, а также обмениваться передовым опытом подготовки к их оценкам специализированными международными структурами. Указывалось на необходимость поступательного наращивания взаимодействия государств - участников СНГ по линии финансовых разведок и других заинтересованных компетентных ведомств по вопросам ПОД/ФТ.
Высказывалась недопустимость односторонних подходов к международному сотрудничеству в сфере борьбы с насильственным экстремизмом, в частности продвигаемой отдельными странами концепции "противодействия насильственному экстремизму", допускающей вмешательство во внутренние дела государств под предлогом "профилактики экстремизма" и оправдание действий террористов и экстремистов как "борцов с репрессивными режимами".
Приветствовалась активизация усилий международного сообщества по предупреждению терроризма и противодействию распространению террористической идеологии в Интернете. Участники консультаций выступили за выработку единых стандартов в данной области, опирающихся на международно-правовую контртеррористическую базу и закрепляющих ведущую роль государств и их компетентных органов в противодействии террористической пропаганде в Интернете, а также признающих недопустимость использования данной проблематики в политических целях.
Принимая во внимание Заявление глав государств - участников СНГ о дальнейших совместных усилиях по противодействию международному терроризму от 16 октября 2015 года, резолюцию 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о сотрудничестве между ООН и СНГ от 26 ноября 2018 года, состоявшееся 25 сентября 2019 года заседание Совета Безопасности ООН на тему "Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями в поддержании мира и безопасности: вклад ОДКБ, СНГ и ШОС в борьбу с террористическими угрозами", а также учитывая результаты деятельности Антитеррористического центра государств - участников СНГ по развитию контактов с международными организациями, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ШОС, ЕАГ, Интерпол, ЕС и другие форумы, АТЦ СНГ адресован призыв продолжать работу по дальнейшему развитию сотрудничества со специализированными международными структурами и по продвижению в их повестку дня актуальных для государств - участников СНГ вопросов, касающихся противодействия терроризму.
Проблеме незаконного производства и распространения наркотических средств, угроза которых по-прежнему исходит с территории Афганистана, было уделено особое внимание. Подчеркивалось значение консолидации усилий партнеров при рассмотрении этой проблематики в рамках ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, ЦАРИКЦ, Парижского пакта, а также необходимость укреплять антинаркотическое взаимодействие в двустороннем формате. Отмечался рост незаконного распространения синтетических наркотиков, а также новых психоактивных веществ, находящихся вне контроля, и вытекающих из этого вызовов и угроз для пространства Содружества.
Подтверждена общность взглядов на подходы к обеспечению международной информационной безопасности (МИБ). Отмечено значение принятого на 73-й сессии ГА ООН первоначального перечня правил ответственного поведения государств в информационном пространстве и необходимость продолжать дальнейшую совместную работу под эгидой ООН. Выражена готовность к полномасштабному сотрудничеству в рамках СНГ по всему спектру вопросов МИБ, включая противодействие применению информационно-коммуникационных технологий в решении военно-политических задач, а также для достижения террористических и иных преступных целей.
Подчеркнута необходимость дальнейшей работы по изучению проблематики, связанной с механизмом обмена информацией между компетентными органами стран Содружества о лицах, в отношении которых в соответствии с национальным законодательством принято решение об ограничении (запрете) их пребывания на территориях государств - участников СНГ.
Отмечена своевременность Конференции высокого уровня "Международное и региональное сотрудничество в борьбе с терроризмом и источниками его финансирования, включая незаконный оборот наркотиков и организованную преступность", состоявшейся 16-17 мая 2019 года в Душанбе, и Второй Международной конференции "Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом", организованной МИД России в Москве 5-6 сентября 2019 года с участием представителей 37 государств и 9 международных организаций. В этом контексте участники консультаций выступили за укрепление взаимодействия между странами Содружества.
8. О взаимодействии государств - участников СНГ в информационной сфере (17-18 октября, Душанбе)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
По итогам обсуждения повестки дня участники встречи решили следующее.
Отмечая важность проведения консультаций "О взаимодействии государств - участников СНГ в информационной сфере", договорились продолжить обмен опытом информационного сопровождения внешней политики.
Рассмотреть возможность размещения на интернет-ресурсах министерств иностранных дел государств - участников СНГ прямых ссылок на сайт Исполкома и Интернет-портал СНГ.
Содействовать регулярному направлению информации в Исполком СНГ о достижениях государств-участников для размещения в постоянно действующей виртуальной выставке под названием "Новые возможности интеграции и партнерства", функционирующей на базе Интернет-портала Содружества.
Принять участие в информационном сопровождении мероприятий в рамках председательства Республики Узбекистан в СНГ в 2020 году.
Рассмотреть возможность создания специальных разделов на интернет-ресурсах министерств иностранных дел на тему 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Рассмотреть возможность организации медиафорумов, взаимных пресс-туров и стажировок журналистов стран СНГ, в том числе в Исполкоме СНГ.
Продолжить взаимодействие в целях противодействия распространению недостоверной и "фейковой" информации, а также героизации нацизма и разрушению памятников советским солдатам Великой Отечественной войны.
Рассмотреть возможность создания общей платформы (группы) информационных служб министерств иностранных дел в отдельных социальных сетях.
Продолжить на последующих консультациях практику обмена опытом по работе институтов "фактчекинга" и взаимодействию с сообществом блогеров.
9. О сотрудничестве государств - участников СНГ в ОБСЕ (24 октября, Минск)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
В ходе дискуссии участники согласились, что ключевой задачей ОБСЕ остается выполнение поручения саммита Организации в Астане 2010 года о формировании "сообщества всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве и неделимой безопасности, свободного от разделительных линий", а текущей - восстановление доверия между государствами-участниками.
В числе общих для стран СНГ приоритетов в ОБСЕ были названы борьба с транснациональными угрозами, включая терроризм, незаконный оборот наркотиков, киберугрозу, торговлю людьми; обеспечение взаимосвязанности и сопряжение интеграционных процессов; защита традиционных ценностей; противодействие неонацизму и фальсификации истории; защита социально-экономических, культурных, языковых, образовательных и религиозных прав и свобод; борьба с преступлениями на почве этнической и религиозной ненависти, с нетерпимостью и дискриминацией, в том числе в отношении христиан, мусульман и представителей других религий.
Была подтверждена важность дальнейшего участия в "структурированном диалоге" о текущих и будущих вызовах и рисках безопасности на пространстве ОБСЕ, который призван содействовать деэскалации военно-политической ситуации в Евразийско-Атлантическом регионе.
Отмечена необходимость совместных усилий по продвижению реформы ОБСЕ, направленных на решение проблемы правосубъектности Организации через разработку Устава, укрепление правила консенсуса и межгосударственной основы ОБСЕ, исправление дисбалансов в работе ее исполнительных структур, наведение порядка в сфере наблюдения за выборами, оптимизацию мероприятий человеческого измерения.
Участники обменялись мнениями по проектам документов, предлагаемым для принятия на заседании Совета министров ОБСЕ в Братиславе 5-6 декабря 2019 года, и условились координировать действия в ходе редакционной работы над их текстами по линии экспертов внешнеполитических ведомств и постоянных представительств стран СНГ при ОБСЕ в Вене.
Представители Беларуси и России представили проект декларации СМИД "О 75-й годовщине окончания Второй мировой войны", выдвигаемый по линии ОДКБ, и предложили государствам - участникам СНГ выступить в качестве его соавторов.
Российская сторона представила проекты решений СМИД ОБСЕ в Братиславе "Об обеспечении свободного доступа общественности к информации", "Об ответственном поведении СМИ в интересах общества, свободного от терроризма и экстремизма", "О наращивании усилий ОБСЕ по предупреждению терроризма и противодействию ему", декларации "Об усилении роли ОБСЕ в решении мировой проблемы наркотиков" и призвала оказать поддержку при их обсуждении.
Белорусская сторона представила проект юбилейной декларации СМИД в связи с 25-летием принципов ОБСЕ, регулирующих нераспространение, и 15-летием резолюции СБ ООН 1540 (2004) и также призвала оказать поддержку при ее продвижении.
Казахстанская сторона призвала государства - участники СНГ поддержать идею создания Тематического центра ОБСЕ по устойчивой взаимосвязанности в Нур-Султане, нацеленного на аналитическую и исследовательскую работу по взаимосвязанности. Также предложила рассмотреть возможность проведения Международной конференции по безопасности и сотрудничеству в 2020 году, приуроченной к 45-летию принятия Хельсинкского Заключительного акта 1975 года.
Представители Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана проинформировали о деятельности полевых присутствий ОБСЕ в их странах. Положительную оценку получил опыт переформатирования миссий ОБСЕ в Кыргызстане и Таджикистане в 2017 году, что обеспечило более полный учет потребностей и интересов принимающих государств. Представители Армении, Беларуси и России проинформировали о ходе реализации программ и проектов, осуществляемых в их государствах без полевых миссий в прямом взаимодействии с Секретариатом и институтами ОБСЕ.
Участники подтвердили согласованный принципиальный подход к деятельности полевых присутствий ОБСЕ, которые должны работать строго в рамках своих мандатов, в интересах и по запросам принимающих государств, передавать им свои функции и по мере этого свертывать свою деятельность.
В ходе консультаций была дана положительная оценка мероприятий под эгидой ОБСЕ, состоявшихся в странах СНГ в 2019 году, включая региональный семинар ОБСЕ по тематике выполнения резолюции СБ ООН 1540 3-4 апреля в Минске, региональную конференцию по борьбе с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма 17-18 апреля в Ашхабаде, конференцию по противодействию международному терроризму, организованную МПА СНГ при участии ПА ОБСЕ 18 апреля в Санкт-Петербурге, региональную конференцию ПА ОБСЕ "Один пояс, один путь: углубление сотрудничества для устойчивого развития и процветания" 29-30 апреля в Минске, региональную конференцию "Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и его финансированием за счет доходов, полученных от незаконной торговли наркотиками и оргпреступности" 16-17 мая в Душанбе, семинар ОБСЕ на тему "Связь исследований и разработки политики в области регулирования миграции в Центральной Азии" 16-18 сентября в Ташкенте.
10. О взаимодействии государств - участников СНГ с Европейским союзом и другими многосторонними европейскими организациями; о взаимодействии государств - участников СНГ с НАТО и по вопросам евразийской безопасности (24 октября, Минск)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций обменялись мнениями об актуальных подходах государств - участников СНГ к взаимодействию с Европейским союзом.
Рассмотрена политика Европейского союза на пространстве СНГ, в том числе в рамках реализации программы "Восточное партнерство" и обновленной "Стратегии ЕС для Центральной Азии". Участники отметили важность развития сотрудничества государств - участников СНГ с Европейским союзом на равноправной и взаимовыгодной основе, с учетом достигнутых ими договоренностей в рамках СНГ и других многосторонних объединений на его пространстве. Было подчеркнуто, что региональные инициативы ЕС должны соответствовать приоритетам государств - участников Содружества, учитывать исторически сложившиеся между ними политические, гуманитарные и экономические связи, а также динамично развивающийся процесс евразийской интеграции.
Участники сошлись во мнении, что основанные на данных принципах диалог и взаимодействие между государствами - участниками СНГ и Европейским союзом и его государствами-членами способны внести важный вклад в формирование от Атлантики до Тихого океана общего экономического и гуманитарного пространства без разделительных линий.
В этих целях была признана необходимость наращивания совместных усилий в целях повышения уровня информированности в Евросоюзе и его государствах-членах о деятельности СНГ и развивающихся в его рамках многосторонних форматах сотрудничества и интеграции.
Участники консультаций обсудили роль НАТО в текущей ситуации в сфере безопасности в Евразии и политику альянса на пространстве СНГ. Отметили, что снижению напряженности на континенте способствовали бы сокращение военной активности, приверженность всех ответственных участников международных отношений нормам и принципам международного права, включая недопустимость обеспечения своей безопасности за счет безопасности других государств. Состоялся обмен информацией о состоянии двусторонних отношений между государствами - участниками СНГ и НАТО.
11. О взаимодействии государств - участников СНГ с НАТО и по вопросам евразийской безопасности (29 октября, Брюссель)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Участники консультаций констатировали усиление военно-политической напряженности и нарастание рисков региональной безопасности. Признали целесообразность принятия конкретных практических шагов по повышению предсказуемости, предотвращению неверного восприятия действий и опасных инцидентов. Поделились информацией и оценками отношений с НАТО, реализации действующих программ и проектов.
Обменялись мнениями по актуальным проблемам международной безопасности и контроля над вооружениями. Российской стороной изложены оценки ситуации, сложившейся в связи с прекращением действия Договора о РСМД. Кыргызская сторона обратила внимание на экологические угрозы, связанные с радиоактивными веществами и хвостохранилищами на территориях стран Центральной Азии, требующими скорейшей реабилитации.
Участники отметили вызовы для государств Содружества, исходящие с территории Афганистана. Подчеркнули важность проводимого и осуществляемого самими афганцами инклюзивного процесса национального примирения, последующей стабилизации в стране и социально-экономического восстановления при широком международном содействии.
По итогам консультаций участники признали полезность регулярного обмена оценками государств Содружества по евразийской безопасности и выразили готовность поддерживать практику таких контактов на брюссельской площадке.
12. О взаимодействии государств - участников СНГ в области борьбы с терроризмом: общие вызовы и угрозы (14 ноября, Ашхабад)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Исполнительного комитета СНГ.
В рамках обсуждения вопросов повестки дня участники отметили важность поступательного развития сотрудничества по противодействию общим вызовам и угрозам на глобальном и региональном уровнях.
В очередной раз подчеркнута центральная координирующая роль ООН и ее специализированных структур в международном взаимодействии по противодействию терроризму и его финансовой поддержке.
Отмечена роль отраслевых органов СНГ в противодействии терроризму, в частности АТЦ СНГ, и в целом СНГ в качестве основной площадки для стратегического сотрудничества.
Обсуждена необходимость налаживания партнерства на "антитеррористическом треке" не только в правовом, но и технологическом направлении, недопущения террористов к новейшим видам вооружений и технологий с целью совершения террористических атак, обмена информацией о деятельности террористических организаций.
Участники обсудили национальные меры по противодействию терроризму и экстремизму. Отмечено, что к настоящему времени в рамках СНГ создана комплексная правовая и организационная система борьбы с терроризмом, сочетающая межгосударственный и межведомственный подходы взаимодействия органов безопасности и специальных служб и других компетентных органов.
Обсуждены существующие угрозы безопасности государств - участников СНГ, исходящие с территории Афганистана и Ближнего Востока. Особое внимание было уделено противодействию международным террористическим организациям, в частности ИГИЛ и "Тахрир аш-Шам", в Сирии, Ираке и Афганистане. В этом контексте отмечена необходимость дальнейшего укрепления взаимодействия в рамках Содружества как на политико-дипломатическом уровне, так и по линии специальных служб и правоохранительных органов. Выражена общая обеспокоенность в связи с продолжающейся эскалацией терактов, происходящих на территории Афганистана, укрепляющейся связкой терроризма и наркотрафика.
Особое внимание обращено на поддержание совместными усилиями безопасности и стабильности в регионе Центральной Азии.
Участники консультаций также обсудили проблематику иностранных террористов-боевиков (ИТБ). Отмечено, что проблема ИТБ остается актуальной в той или иной мере для всех государств Содружества. В отношении данной проблемы подчеркнуто, что для противодействия их перемещению по всему миру, включая территорию Содружества, после военного поражения ИГИЛ в Сирии, необходимо повышать эффективность обмена информацией. В этом контексте отмечены возможности Международного банка данных по противодействию терроризму, необходимость оперативного оказания друг другу правовой помощи, а также оперативной выдачи преступников, связанных с терроризмом.
Акцентировано, что реализуются согласованные меры в отношении лиц, пытающихся проникнуть на территории государств СНГ после участия в действиях террористических организаций. Отмечено, что решение проблемы ИТБ, находящихся на территориях Сирии и Ирака, должно осуществляться на основе принципа "либо выдай, либо суди". Лица, имеющие отношение к террористической деятельности, подлежат передаче национальным властям, либо, в случае невозможности такой передачи, властям государств, гражданами которых они являются, либо властям государств, против которых они совершали преступления террористического характера, для осуществления над ними правосудия в соответствии с национальным законодательством соответствующих государств.
Рассмотрены вопросы антиэкстремистского сотрудничества, противодействия радикализации населения.
Участники выслушали мнение о недопустимости односторонних подходов к международному сотрудничеству в сфере борьбы с насильственным экстремизмом, в частности продвигаемой отдельными странами концепции "противодействия насильственному экстремизму", допускающей вмешательство во внутренние дела государств под данным предлогом. Значительное внимание также уделяется противодействию распространению экстремистских идей и привлечению в ряды террористов новых сторонников. На фоне сохранения и укрепления правоохранительной составляющей компетентными органами активно задействуются возможности гражданского общества, средств массовой информации и традиционных религиозных конфессий. Отмечена необходимость объединения усилий международного сообщества по предупреждению терроризма и противодействию распространению террористической и экстремистской идеологии в Интернете, выработки единых подходов в данной области, а также недопустимость использования данной проблематики в политических целях.
Участники отметили важность наращивания сотрудничества в области борьбы с финансированием терроризма, отмыванием денег и коррупцией. Подчеркнута необходимость активного взаимодействия в выявлении и отслеживании денежных средств, полученных в результате преступной деятельности, и в пресечении попыток их направления на финансирование террористических организаций.
Обсуждены вопросы практического сотрудничества государств - участников СНГ в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, в том числе в рамках международных структур, проводимые совместные мероприятия.
Участники консультаций обменялись информацией о проводимой работе на национальном и межгосударственном уровнях в сфере антинаркотического сотрудничества. Особое внимание уделено проблеме незаконного производства и распространения наркотических средств в регионе. Подчеркнуто значение консолидации усилий партнеров при рассмотрении этой проблематики в рамках ООН, СНГ, ЦАРИКЦ и других специализированных международных структур. Поддержана необходимость укрепления антинаркотического взаимодействия государств Содружества и в двустороннем формате. Также отмечена необходимость выявления и пресечения доходов от производства и контрабанды наркотиков, идущих на финансирование терроризма.
13. Заседание Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ (14-15 ноября, Ереван)
В заседании приняли участие члены Комитета от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, а также представитель Исполнительного комитета СНГ.
Члены Комитета обменялись мнениями по представляющим взаимный интерес международно-правовым вопросам.
Российская сторона предложила в рамках Комитета рассмотреть вопросы укрепления международного права в современных реалиях, в том числе о целесообразности принятия соответствующего заявления министров иностранных дел государств - участников СНГ. По предложению армянской стороны члены Комитета решили включить указанный вопрос в повестку дня следующего заседания.
Члены Комитета обменялись мнениями о целесообразности продолжения работы над проектом Конвенции о правовом статусе делегаций, направляемых в государства - участники СНГ. В целях оптимизации процесса решено создать рабочую группу и направить для обобщения в Исполнительный комитет СНГ конкретные предложения относительно работы группы, целей и задач, решаемых Конвенцией, для последующего рассмотрения на очередном заседании Комитета.
Члены Комитета продолжили работу над проектом Методических рекомендаций по разработке проектов международных договоров, заключаемых в рамках СНГ, а также проектом соответствующего Решения Совета министров иностранных дел СНГ с учетом поступивших предложений Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан. Согласовали проект Решения, а также часть проекта Методических рекомендаций (с пункта 1.1 до пункта 6.9 включительно). Комитет решил уделить приоритетное внимание на своем очередном заседании обсуждению и согласованию оставшейся части проекта Методических рекомендаций.
Члены Комитета рассмотрели вопросы правосубъектности ОБСЕ и обменялись информацией о правоприменительной практике в отношениях с организацией в каждом из государств-участников. Выразили заинтересованность в дальнейшей совместной проработке вопроса определения правосубъектности ОБСЕ и подтвердили необходимость принятия ее Устава.
Российская сторона проинформировала о ситуации, складывающейся в Комиссии ООН по праву международной торговли в контексте обсуждения вопросов урегулирования споров между инвестором и государством.
14. О взаимодействии государств - участников СНГ в области экспортного контроля и нераспространения (10 декабря, Москва)
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций проинформировали о принятых в 2019 году и планируемых изменениях в национальных системах экспортного контроля, включая соответствующее законодательство. Делегации выразили благодарность российской стороне за организацию на регулярной основе семинаров по экспортному контролю для стран СНГ.
Делегации отметили актуальность подготовки специалистов по экспортному контролю, а также приняли к сведению информацию о возможности такой подготовки на базе российских учебных центров.
Принята к сведению информация делегаций Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан о положении дел в многосторонних режимах экспортного контроля.
Состоялся обмен оценками и опытом выполнения резолюции СБ ООН 1540 (2004). Отмечена целесообразность использования потенциала государств - участников СНГ для повышения эффективности реализации данной резолюции на пространстве Содружества. Подчеркнута необходимость активного участия стран СНГ во всеобъемлющем обзоре хода осуществления резолюции 1540 в 2020-2021 годах. Акцентирована роль региональных организаций в оказании содействия государствам в выполнении указанной резолюции.
При обсуждении проблематики ГКП отмечена важность сохранения Кодекса как инструмента укрепления доверия и повышения транспарентности ракетной деятельности.
Российская делегация проинформировала о прошедших в 2019 году мероприятиях ИБОР. В этом контексте высказана необходимость проработки международно-правовых аспектов перехвата, а также озабоченность тенденцией к расширению сферы охвата ИБОР и отходом от принципа консенсуса.
Делегации отметили полезность обмена мнениями по вопросам повестки дня и продолжения практики ежегодных консультаций.
15. О внешнеполитическом планировании министерств иностранных дел государств - участников СНГ (20 декабря, Минск)
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций дали оценку международной ситуации и ее влияния на процессы на пространстве СНГ. Приветствовали практику проведения многосторонних межмидовских консультаций по вопросам внешнеполитического планирования. Обсудили приоритетные направления взаимодействия и вопросы внешнеполитического планирования.
Отметили динамизм геополитической ситуации в мире, рост напряженности, повышение роли силовых факторов, сохранение очагов нестабильности. В связи с этим обозначили необходимость диалога и координации, стабилизации отношений с западными партнерами, совместного противодействия новым вызовам и угрозам, в том числе на международных площадках.
Обсудили важность тесной интеграции в регионе Центральной Азии и на пространстве СНГ в целом. Особую важность приобретает развитие экономического взаимодействия в рамках СНГ, а также в гуманитарной, экологической и транспортной сферах в целях устойчивого развития государств Содружества.
Отметили успешное председательство Туркменистана в СНГ в 2019 году.
Обменялись мнениями о перспективных подходах к укреплению интеграционных процессов в Большой Евразии.
Исполнительный комитет СНГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.