Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Стратегию экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года (прилагается).
2. Исполнительному комитету СНГ совместно с государствами - участниками СНГ доработать проект Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021 - 2025 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года с учетом ситуации в экономике государств - участников СНГ, связанной с негативными последствиями пандемии COVID-19, и внести его на рассмотрение очередного заседания Совета глав правительств СНГ.
От Азербайджанской Республики
А. Асадов
с особым мнением
От Республики Армения
Вице-премьер-министр
М. Григорян
с особым мнением
От Республики Беларусь
С. Румас
От Республики Казахстан
А. Мамин
От Кыргызской Республики
Вице-премьер-министр
Э. Асрандиев
От Республики Молдова
И. Кику
с особым мнением
От Российской Федерации
М. Мишустин
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
Заместитель Председателя Кабинета
Министров, Министр иностранных дел
Р. Мередов
От Республики Узбекистан
А. Арипов
От Украины
Утверждена
Решением Совета глав
правительств СНГ о Стратегии
экономического развития
Содружества Независимых
Государств
на период до 2030 года
от 29 мая 2020 года
Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года
1. Общие положения
Прошедший период был достаточно сложным для развития национальной экономики государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Глобальная экономика характеризовалась высокой турбулентностью и неопределенностью. Негативную роль сыграли глобальный финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов, замедление мирового экономического роста, усиление структурных дисбалансов в мировой финансовой системе и волатильности на основных товарных рынках, прежде всего нефтяном, что дестабилизировало валютные рынки многих государств - участников СНГ.
Несмотря на эти обстоятельства, на пространстве СНГ процессы разноуровневой и разноскоростной интеграции продолжались. Сформированы многосторонняя зона свободной торговли СНГ из 9 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) и Евразийский экономический союз в составе 5 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия).
Объективно растущее многообразие интересов государств - участников СНГ в силу избранных ими политических и социально-экономических моделей, имеющихся ресурсов, уровней экономического развития, географического положения, характера взаимодействия с ведущими нерегиональными державами, степени вовлеченности в международные инфраструктурные проекты и глобальные цепочки стоимости и других факторов требует дополнительных усилий по выработке взаимоприемлемых решений и стратегического видения перспектив СНГ. Важно, что созданные в рамках СНГ механизмы и форматы межгосударственного взаимодействия предоставляют возможность для каждого из государств участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают их национальным интересам.
В прошедший период продолжалась тенденция к экономической консолидации, связанная с налаживанием производственных связей на уровне предпринимательских структур, формированием совместных предприятий, банков, расширением межрегионального и приграничного сотрудничества.
Существенный вклад во взаимодействие государств - участников СНГ внесла налаженная по широкому спектру областей работа структур СНГ, отвечающих за экономическое сотрудничество, проведение комплекса мероприятий по развитию деловых связей. Среди достижений - участие большинства государств - участников СНГ в многосторонней зоне свободной торговли, построенной на принципах Всемирной торговой организации (ВТО), практическая реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и др.
За время реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года произошло сближение национальных промышленных политик, были приняты совместные планы развития химической и нефтехимической промышленности, автомобилестроения и энергетического машиностроения, государства приступили к их реализации. Развернуты работы по совместным проектам в области цифровизации. В основном сформированы общие рынки мясомолочной продукции, сахара, овощей и фруктов. Совместно разрабатываемый Прогноз производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукции государств - участников СНГ охватывает 17 ключевых видов продукции и может служить ориентиром для принятия решений по вопросам регионального экономического сотрудничества.
В сфере транспорта государства - участники СНГ активизировали взаимодействие по развитию международных транспортных коридоров, соответствующей инфраструктуры, систем транспортной безопасности. Продолжалась работа по совершенствованию Тарифной политики СНГ, направленная на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт, включая установление конкурентоспособных сквозных ставок на перевозки грузов.
В области топливно-энергетического комплекса происходило развитие и укрепление технологической основы функционирования электроэнергетики на базе параллельно работающих энергосистем, совместное развитие ядерной энергетики и возобновляемых источников энергии.
Осуществлялось поэтапное формирование интегрированного валютного рынка, фондового и страхового рынков на пространстве СНГ, развивалось сотрудничество налоговых и таможенных органов, взаимодействие в сферах антимонопольной и конкурентной политики. Достигнуты значимые результаты в формировании общего рынка труда и регулировании миграции, развитии социально-гуманитарных связей. Вместе с тем в области трудовой миграции сохраняются и нерешенные проблемы.
В 2009 - 2019 годах динамика взаимной торговли государств - участников СНГ была неравномерной. Доля взаимной торговли в общем товарообороте государств - участников СНГ - один из важных параметров эффективности интеграционного объединения - уменьшилась в 2019 году до 18,7% (в 2009 году - 22, 6%).
Ограниченными остаются достижения партнеров в развитии практического сотрудничества в реальном секторе экономики, в области производственно-технологической и научно-технической кооперации, гармонизации технического регулирования. В торгово-экономических связях между государствами - участниками СНГ сохраняются барьеры и ограничения, сдерживающие дальнейшее взаимовыгодное развитие.
Несмотря на неоднозначные экономические результаты за истекший период, проект СНГ сохраняет привлекательность для его участников. Об этом в том числе свидетельствует сопоставление показателей, характеризующих удельный вес СНГ в мировом экспорте товаров (3,2% в 2019 году). С позиций увеличения несырьевых экспортных доходов и поступлений от трудовой миграции сотрудничество в формате СНГ является в настоящее время в существенной степени определяющим для многих государств - участников СНГ. Большое значение и перспективы имеют взаимодействие государств - участников СНГ в реализации крупных международных инфраструктурных, инвестиционных проектов, повышающих взаимосвязанность пространства СНГ, вовлеченность экономик государств - участников СНГ и компаний в международные транспортные, производственные системы, совокупный интеграционный потенциал СНГ.
За последние годы сотрудничество государств - участников СНГ стало важным фактором обеспечения региональной энергетической, продовольственной, экологической, техногенной безопасности, а также безопасности инфраструктуры и киберсистем.
Положенные в основу деятельности СНГ базовые принципы - взаимной выгоды, равноправия, учета интересов друг друга - определяют конструктивную роль организации как платформы обмена информацией, координации, выработки совместных решений и договоренностей в интересах всех государств-участников, расширения их взаимовыгодного сотрудничества.
Необходимость более полного использования имеющихся ресурсов и возможностей для углубления сотрудничества государств - участников СНГ обусловлена не только географической близостью, но и сложившимися хозяйственными связями, технически и технологически совмещенными транспортными коммуникациями, миграционными потоками, совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития, новыми вызовами, которые мировая экономика предъявляет государствам постсоветского пространства.
2. Основные тенденции развития мировой экономики
Международные экономические организации прогнозируют в целом сохранение позитивной динамики мирового экономического развития, но только в случае отсутствия серьезных потрясений, особенно в геополитической и торгово-политической сферах.
В перспективе до 2030 года мировые экономические процессы будут характеризоваться повышенной неопределенностью и неустойчивостью, возможными радикальными переменами под влиянием геополитических факторов.
В числе основных угроз сохранению позитивных экономических тенденций остаются эскалация торгового протекционизма, разбалансировка многосторонней торговой системы.
Дестабилизирующим фактором может стать внезапное и резкое ужесточение мировых финансовых условий и связанный с этим риск долговой нагрузки как частного, так и государственного секторов.
С учетом беспрецедентных технологических сдвигов начала XXI века важным трендом, который будет определять развитие мировых процессов в перспективе до 2030 года, является резкое повышение роли в экономике государств - участников СНГ новых технологий, инновационных решений, которые могут коренным образом изменить ее отраслевую структуру, а также модели ведения бизнеса, факторы конкурентоспособности. Переход глобальной экономики на новый этап технологического развития характеризуется созданием и проникновением во все сферы жизни цифровых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), искусственного интеллекта, робототехники, биотехнологий; широким практическим использованием материалов с заданными свойствами, электроники нового поколения, новых источников энергии, способов ее хранения и передачи и др.
Новая цифровая, технологическая реальность приведет к изменению большинства экономических и производственных парадигм, создаст наиболее благоприятные условия коммерческой деятельности в цифровой среде для значительной части населения, переместит многие товары и услуги в виртуальное пространство, потребует разработки новых регуляторных норм, ориентированных на физических лиц и нематериальные транзакции. В таких условиях потребуются новые подходы и механизмы стимулирования экономического роста и сотрудничества как на национальном, так и интеграционном уровнях. Процессы экономической интеграции будут все больше сопровождаться интеграцией цифровых платформ, информационных потоков и баз данных.
Большое значение для заинтересованных государств - участников СНГ будет иметь их эффективное включение в интеграционные процессы на евразийском пространстве.
3. Место СНГ в мирохозяйственных связях
Государства - участники СНГ обладают огромными совокупными ресурсами для будущего экономического развития. Содружество Независимых Государств занимает 16% мировой территории, на которой проживает 286 млн. человек, что составляет 3,8% населения мира. На государства - участники СНГ приходится почти 30% мировых запасов природного газа и угля, 20% нефти, 36% урана, 20% золота, 13% пахотных земель и пр.
В последнее десятилетие (2009 - 2019 годы) экономическое развитие государств - участников СНГ было неравномерным: периоды роста суммарного валового внутреннего продукта (ВВП) СНГ сменялись спадом (в 2009 и 2015 годах) и рецессией (2014 и 2016 годы). В 2019 году суммарный ВВП СНГ составлял по паритету покупательной способности 4,4% общемирового ВВП (в 2009 году - 5%).
В структуре экономики государств - участников СНГ сохранялось преобладание отраслей с невысокой добавленной стоимостью.
Развитие экономики некоторых стран постсоветского пространства в рассматриваемом периоде определялось в большей мере внешними факторами - формированием мировых цен и спроса на довольно узкий круг экспортных товаров, поступлением иностранных финансовых ресурсов, денежными переводами рабочих-мигрантов.
В 2019 году ВВП на душу населения в среднем по СНГ составил 21 592 доллара США (по паритету покупательной способности) и был выше среднемирового уровня.
Структура экспорта и импорта государств - участников СНГ не претерпела кардинальных изменений в прошедшем десятилетии. В международном разделении труда все государства - участники СНГ, как правило, выступают поставщиками ресурсоемких товаров (энергоносители, металлы и металлоизделия, базовые химикаты и удобрения, различные виды промышленного и аграрного сырья) и потребителями готовой промышленной продукции. При этом по ряду товарных групп государства - участники СНГ удерживают довольно прочные позиции в глобальном экспорте. В 2018 году на долю СНГ приходилось 14,5% мирового экспорта энергоносителей, 6,2% железа и стали, 3,5% сельскохозяйственной продукции.
Позиции ряда государств - участников СНГ в ведущих мировых рейтингах - глобальной конкурентоспособности, ведения бизнеса, развития ИКТ - улучшились. Это свидетельствует о последовательном продвижении государств - участников СНГ по пути улучшения управленческой практики, повышения конкурентоспособности экономики, развития ИКТ.
Увеличение взаимной торговли товарами государств - участников СНГ составило 12,8% в 2018 году и 1% в 2019 году. Наиболее высокие темпы прироста товарооборота с партнерами по СНГ в 2018 году - в Узбекистане (37,5%), Кыргызстане (15,7%), Казахстане (14,1%), Армении (13,8%), Азербайджане (13,5%), Таджикистане (12,5%), Молдове (11,8%), Беларуси (11,7%), в 2019 году - в Узбекистане (21%), Азербайджане (15,3%), Армении (12,8%), Таджикистане (7,4%).
Рост товарооборота государств - участников СНГ со странами дальнего зарубежья в 2019 году уменьшился на 0,5% и составил 18%.
Динамика 2017 - 2019 годов свидетельствует о потенциале дальнейшего прогресса СНГ, возможностях экономической модернизации и совместной реализации масштабной повестки развития.
4. Цели и задачи экономического развития СНГ
Основной целью Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года является создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни, благосостояния граждан государств - участников СНГ.
Заинтересованность государств - участников СНГ в равноправном, взаимовыгодном и многоплановом сотрудничестве определяется совпадением многих стратегических интересов и целей экономического развития, в числе которых:
обеспечение устойчивого роста национальной экономики как основы повышения уровня и качества жизни населения;
переход к новому качеству социально-экономического развития на основе постоянной технологической модернизации, освоения и внедрения в производство новейших технологий четвертой промышленной революции - ключевых факторов увеличения производительности труда, структурной перестройки национальной экономики;
обеспечение устойчивости экономики к неблагоприятным внешним факторам, рискам и угрозам;
наращивание усилий по углублению промышленной кооперации, созданию новых совместных наукоемких и технологичных производств, в том числе с ориентацией на экспорт в третьи страны;
повышение уровня экономической безопасности (энергетическая, продовольственная, экологическая, техногенная, кибербезопасность и др.);
наращивание экспортного потенциала путем более полного и эффективного использования национальных природных ресурсов и факторов конкурентоспособности, увеличения в структуре поставок на внешний рынок доли продукции высокой степени переработки, технологичности и наукоемкости, формирование соответствующих национальных программ;
повышение объемов взаимной торговли и уменьшение зависимости от импорта из третьих стран широкого круга товаров в стратегических отраслях экономики;
улучшение делового климата с учетом наилучших международных и национальных практик;
развитие транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение передовых транспортных технологий, цифровизация транспортных комплексов, в том числе для расширения экспортных и транзитных возможностей, реализация совместных транспортных проектов;
улучшение инвестиционного климата для привлечения внешних финансовых ресурсов и технологий с целью реализации стратегически важных проектов в приоритетных сферах и отраслях;
развитие человеческого капитала (демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология и культура).
Для реализации этих целей задачи и приоритетные направления развития экономического взаимодействия государств - участников СНГ должны включать:
расширение сотрудничества, нацеленного на ускоренное развитие и модернизацию обрабатывающей промышленности, создание совместных конкурентоспособных производств в несырьевых секторах экономики;
масштабирование и повышение результативности совместной деятельности в научно-технической и инновационной сферах, а также в использовании полученных разработок и технологий (совершенствование договорно-правовой базы, разработка проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года и др.);
стимулирование экономического роста путем целенаправленного формирования условий для расширения внутрирегиональной торговли и инвестиций, развитие взаимного сотрудничества в сфере осуществления государственных закупок;
уменьшение барьеров и ограничений на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ (совершенствование режима свободной торговли и таможенного администрирования и др.);
продолжение работ по техническому регулированию, в том числе по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации;
актуализацию договорно-правовой базы многостороннего сотрудничества с учетом его современного состояния и тенденций развития, а также изменений в законодательстве государств - участников СНГ;
стимулирование производственного и технологического сотрудничества между государствами - участниками СНГ в области геологоразведки, добычи и переработки минеральных ресурсов;
содействие инновационному развитию энергетики и разработке передовых энергетических технологий в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
поддержку развития производственно-технологической кооперации в широком спектре отраслей, направленной на ускорение технологического обновления, увеличение объемов производства и экспорта конкурентоспособной продукции, создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
содействие сотрудничеству в области ИКТ, включая углубление взаимодействия по основным направлениям развития цифровой экономики;
развитие сотрудничества по оптимизации использования транзитно-транспортного потенциала государств - участников СНГ, в том числе на основе согласования между заинтересованными государствами - участниками СНГ и повышения эффективности тарифной политики, разработки и внедрения передовых транспортных технологий, реализации совместных транспортных проектов;
координацию развития транспортных коридоров на пространстве СНГ их участниками и интеграцию коридоров в международные транспортные сети;
поддержку деловых инициатив и совместных проектов в области сельского хозяйства;
развитие совместной деятельности государств - участников СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях на основе действующей международно-правовой базы;
продолжение интеграционного взаимодействия государств - участников СНГ в финансовой сфере, в том числе на площадках международных финансовых организаций (включая Межгосударственный банк) и институтов развития, созданных в рамках различных интеграционных проектов на пространстве СНГ;
рациональное использование трудовых ресурсов на основе согласованного регулирования трудовой миграции, защиты прав и законных интересов трудящихся-мигрантов и членов их семей в принимающих странах;
реализацию совместных программ в области подготовки и переподготовки кадров, в первую очередь по наиболее востребованным направлениям (цифровые технологии, коммерциализация результатов научных исследований и др.).
5. Основные направления экономического взаимодействия
Последовательно решая задачи по дальнейшему развитию взаимодействия в области экономики, государства - участники СНГ будут расширять сотрудничество в различных сферах, уделяя особое внимание следующим основным направлениям.
Одним из важнейших критериев экономической интеграции является рост взаимной торговли. Совместные усилия будут направлены на создание необходимых условий для всемерного наращивания взаимного товарооборота, а также обеспечение справедливых условий конкуренции.
Для расширения взаимной торговли государства - участники СНГ признают необходимым создать условия для обеспечения в рамках СНГ свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В условиях нарастающего использования торговых барьеров в мировой экономике государства - участники СНГ выступают в поддержку многосторонней торговой системы, центральное место в которой занимает ВТО, и против торгового протекционизма.
Актуальным с учетом современного мирового опыта остается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в сфере взаимной торговли, в том числе на основе Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года и других документов, направленных на развитие взаимной торговли государств - участников СНГ, в частности по вопросам устранения имеющихся барьеров и избыточных регуляторных практик, определения страны происхождения товаров, а также в сферах технического регулирования.
Государства - участники СНГ будут содействовать развитию секторальных рынков СНГ, в том числе для продвижения продукции совместного производства на рынки третьих стран.
В рамках взаимной торговли и торговли с третьими странами будут осуществлены:
максимальное использование производственно-технологической кооперации с целью увеличения объемов выпуска конкурентоспособных товаров и услуг для поставки на внутренние и мировые рынки;
подключение институтов развития государств - участников СНГ, а также региональных финансовых институтов к финансированию кооперационных проектов с участием компаний из государств - участников СНГ;
подписание заинтересованными государствами - участниками СНГ Соглашения о свободной торговле услугами государств - участников Содружества Независимых Государств и реализация его положений;
упрощение административных торговых процедур внутри и на внешних границах государств - участников СНГ в русле имплементации положений Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли (СУПТ), обязательного для членов ВТО и рекомендательного для других участников международной торговли; формирование и реализация повестки СУПТ-плюс в рамках СНГ;
либерализация взаимного доступа на рынок государственных закупок государств - участников СНГ с целью стимулирования экономического роста;
активизация торговли и создание заинтересованными государствами - участниками СНГ общей товарно-сырьевой биржи, в том числе в электронном формате;
развитие цифровой торговли - торговли товарами и услугами (в том числе в рамках производственных цепочек), осуществляемой за счет цифровых способов формирования, хранения, передачи информации и позволяющей увеличить объем, охват и скорость международной торговли, снизить стоимость участия в ней, установить новый формат связей между производителями и потребителями.
Стратегической целью в сфере промышленной политики является совершенствование экономических и правовых основ развития промышленности государств - участников СНГ для перехода на этой основе к новой индустриальной политике с акцентом на внедрение международных технологических стандартов, создание высокотехнологичных конкурентоспособных компаний (в том числе совместных) в несырьевых секторах экономики, ускорение развития обрабатывающего сектора промышленности и индустриального малого бизнеса.
Будут активно продвигаться на внешние рынки производимая продукция с высокой добавленной стоимостью, увеличиваться в экспорте доля высокотехнологичных товаров, формироваться региональные цепочки создания добавленной стоимости на пространстве СНГ.
Основными направлениями развития сотрудничества государств - участников СНГ в промышленной сфере будут:
развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, в том числе путем создания производственно-технологических и сбытовых альянсов между предприятиями государств - участников СНГ;
развитие и укрепление инвестиционной и научной кооперации, принятие совместных мер по созданию условий для формирования новых технологических укладов на основе цифровизации;
создание новых совместных центров технологического развития в сфере биотехнологий, энерго- и ресурсосбережения;
развитие инновационных кластерных и межгосударственных структур;
обеспечение с учетом особенностей национальной экономики условий для ускоренного восстановления и развития обрабатывающей промышленности, в первую очередь на основе современных технологических цифровых платформ;
обеспечение защиты интересов национальных производителей на всем протяжении глобальных и региональных производственных цепочек;
расширение экспорта продукции в третьи страны, в том числе с использованием институтов поддержки и развития экспортного финансирования;
создание совместных центров компетенции (некоммерческие организации, технопарки, кластеры и др.) в приоритетных отраслях промышленности.
В сфере топливно-энергетического комплекса сохранятся ключевая роль ископаемых углеводородов в энергобалансе государств - участников СНГ и необходимость развития экологически чистых технологий их добычи и использования.
Подходы государств - участников СНГ в области топливно-энергетического комплекса будут предлагаться и обсуждаться на многосторонних отраслевых площадках, в том числе таких, как Международный энергетический форум, Форум стран - экспортеров газа, Российская энергетическая неделя, а также в рамках Соглашения о сокращении добычи нефти между странами - членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и не входящими в ОПЕК государствами.
Взаимодействие государств - участников СНГ в сфере топливно-энергетического комплекса будет осуществляться в том числе по следующим направлениям:
сотрудничество государств - участников СНГ в области производства и транзита энергоресурсов;
эффективное использование имеющихся энергетических мощностей и реализация экспортного потенциала электроэнергетики;
координация действий энергокомпаний заинтересованных государств - участников СНГ по обеспечению устойчивой и надежной параллельной работы, являющейся технологической основой взаимодействия национальных энергосистем в современных условиях и базисом интеграционных процессов в сфере электроэнергетики в рамках СНГ;
дальнейшее совершенствование общего электроэнергетического рынка заинтересованных государств - участников СНГ;
развитие межгосударственных энергетических сетей;
развитие малой гидроэнергетики;
обеспечение энергетической безопасности и взаимодействие в случае возникновения кризисных ситуаций в топливно-энергетическом комплексе;
освоение месторождений углеводородного сырья на территориях государств - участников СНГ и создание соответствующей инфраструктуры для его переработки и транспортировки;
наращивание технических возможностей использования экологически чистых видов моторного топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, создание условий для производства соответствующего оборудования на предприятиях государств - участников СНГ;
совершенствование производственной базы топливно-энергетического комплекса, создание новых энергетических мощностей;
развитие многостороннего взаимодействия в области инновационного развития энергетики и разработки передовых энергетических технологий.
Развитие мирных ядерных технологий заинтересованными государствами - участниками СНГ на базе высоких технологий будет охватывать следующие направления: атомная энергетика;
ядерные неэнергетические технологии;
ядерная и радиационная безопасность;
рекультивация территорий, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств;
подготовка кадров;
ядерная медицина;
радиационно стойкое оборудование;
цифровые технологии в атомной промышленности.
Необходимым условием развития взаимодействия в сфере транспорта и его инфраструктуры является дальнейшее совершенствование проводимой государствами - участниками СНГ совместной транспортной политики путем:
дальнейшего сближения законодательства в сфере транспорта; совершенствования нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;
совершенствования взаимодействия между различными видами транспорта при организации международных перевозок;
повышения эффективности реализации транзитного потенциала государств - участников СНГ;
развития на пространстве СНГ международных транспортных коридоров;
развития транспортной инфраструктуры автомобильных и железных дорог международного значения, проходящих по территориям государств - участников СНГ, и обеспечения их эффективной эксплуатации;
повышения эффективности согласованной тарифной политики в области международных железнодорожных перевозок;
совершенствования фискально-административных процедур при осуществлении международных автомобильных перевозок с целью упрощения перемещения товаров и транспортных средств по территориям государств - участников СНГ;
гармонизации систем организации воздушного движения государств - участников СНГ;
реализации скоординированной политики в области транспортной безопасности;
снижения негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, в том числе использования экологически чистых видов моторного топлива;
развития кадрового потенциала, образования, науки и инноваций в сфере транспорта.
Для эффективной реализации указанных направлений Стороны будут взаимодействовать в целях:
развития рынка транспортных услуг на пространстве СНГ и повышения их качества;
повышения инвестиционной привлекательности проектов в сфере транспорта и инфраструктуры;
упрощения и ускорения процедур пересечения границы;
разработки и реализации совместных мер по развитию международных транспортных коридоров на направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг";
привлечения грузопотоков на международные транспортные коридоры, проходящие по территориям государств - участников СНГ;
эффективного логистического обеспечения взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок и развития системы мультимодальных транспортно-логистических центров, хабов и терминалов;
внедрения цифровых технологий на транспорте и интеллектуальных транспортных систем, позволяющих в международном сообщении применять преимущества спутниковой навигации и современных ИКТ, создавать современные системы управления транспортными процессами, включающие механизмы повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры, слежение за движением грузов и транспортных средств, ускорение обработки и доставки грузов и перевозки пассажиров;
повышения эффективности использования железнодорожного вагонного парка железнодорожными администрациями на пространстве СНГ;
совершенствования механизмов регулирования и надзора в области обеспечения безопасности полетов и развития международной системы независимого расследования авиационных происшествий и серьезных инцидентов;
разработки предложений по развитию многостороннего сотрудничества между заинтересованными государствами в сфере водного транспорта;
гармонизации таможенных процедур для обеспечения ускоренного прохождения транзитных грузов, упрощения трансграничной торговли и повышения конкурентоспособности международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств - участников СНГ.
Заинтересованные государства - участники СНГ будут способствовать развитию сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях по следующим направлениям:
фундаментальные и прикладные космические исследования, включая астрофизические исследования, изучение планет и астероидно-кометной опасности;
дистанционное зондирование Земли из космоса;
координатно-временное и навигационное обеспечение;
обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды при осуществлении космической деятельности, мониторинг техногенного засорения околоземного космического пространства;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и другие работы, связанные с космической техникой и космической инфраструктурой;
пилотируемые космические полеты;
предоставление и использование услуг в этой сфере;
подготовка и переподготовка кадров для космической отрасли;
совершенствование нормативных правовых и технических документов государств - участников СНГ в области космической деятельности с целью развития сотрудничества в этой области.
В сфере связи и информатизации государства продолжат работу по формированию информационного общества.
Сотрудничество в этом направлении предусматривает обеспечение эффективного взаимодействия при использовании ИКТ, доступности информации для повышения качества жизни граждан, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы государственного управления, безопасности.
Это предполагает:
развитие национальной экономики на основе преимуществ применения ИКТ;
трансформацию общественных институтов и сфер человеческой деятельности с учетом внедрения ИКТ;
совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, обеспечение универсального доступа к информации и знаниям;
обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий;
совершенствование механизмов взаимодействия государств - участников СНГ по развитию рынка в сфере ИКТ;
разработку и внедрение современных приложений ИКТ;
сотрудничество в развитии почтовой связи;
совершенствование средств массовых коммуникаций;
сотрудничество в области Интернета.
Государства - участники СНГ рассматривают и реализуют возможности дальнейшей гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области связи и информатизации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Обеспечение информационной безопасности будет направлено на повышение эффективности сотрудничества по развитию системы мер стратегического планирования и подготовки предложений по совершенствованию организационного, правового, методического и научно-технического обеспечения в этой сфере.
Развитие взаимодействия фельдъегерских служб государств - участников СНГ рассматривается в качестве эффективного инструмента, обеспечивающего надлежащее получение документов по специальным каналам связи.
В агропромышленной сфере государства - участники СНГ активизируют работу по дальнейшему формированию общего аграрного рынка в целях обеспечения населения продуктами питания, дальнейшего развития взаимной торговли продовольствием, сельскохозяйственным сырьем, техникой и оборудованием, развития инфраструктуры отрасли, роста производства сельхозяйственной продукции и ее конкурентоспособности на мировых рынках, поддержания экономической устойчивости сельскохозяйственного производства.
Это будет обеспечиваться путем:
развития производственной базы агропромышленного комплекса государств - участников СНГ, улучшения обеспечения сельхозяйственной техникой, машинами и оборудованием сельскохозяйственных товаропроизводителей;
расширения и развития взаимной торговли продовольствием и повышения качества продовольствия;
усиления контроля за безопасностью продуктов питания; организации производства товаров, рекомендованных для здорового питания;
совершенствования ветеринарных, санитарных и фитосанитарных норм;
совершенствования нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области продовольственной безопасности;
разработки межгосударственного механизма повышения информированности о стандартах, нормах и правилах в области безопасности продуктов питания и продукции, подконтрольной фитосанитарному и ветеринарному надзору;
формирования межгосударственных балансов производства и потребления основных видов продовольствия;
проведения межрегиональных ярмарок, обеспечивающих доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам, и сокращения числа посредников на пути движения сельскохозяйственных товаров от производителя к потребителю;
разработки совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ, в том числе с использованием государственных материальных резервов;
развития органического сельского хозяйства;
развития племенного животноводства;
расширения и активизации сотрудничества в области селекции и семеноводства с целью достижения необходимого уровня независимости государств - участников СНГ в этой сфере;
создания в агропромышленном комплексе научно-исследовательских, промышленных и образовательных кластеров;
использования всех разрешенных ВТО форм государственной поддержки сельского хозяйства.
Взаимодействие по вопросам лесного хозяйства будет направлено на развитие сотрудничества по сохранению биологического разнообразия лесов; повышению культуры лесопользования; подготовке специалистов соответствующего профиля; предотвращению нелегальных рубок и незаконного оборота древесины; предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, в том числе лесных пожаров; ликвидации очагов вредителей и болезней лесов.
Основными направлениями в области разведки, использования и охраны недр являются:
сотрудничество в рамках реализации Перспективного плана совместных работ по разведке, использованию и охране недр государств - участников СНГ;
проведение региональных работ по геологическому изучению недр и оценке минерально-сырьевого потенциала государств - участников СНГ на приграничных территориях;
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, взаимный обмен методическими и аналитическими материалами.
Государства - участники СНГ считают необходимым условием достижения поставленных целей наличие консолидированных подходов к развитию следующих сфер сотрудничества.
В контексте адаптации экономики государств - участников СНГ к новым экономическим реалиям особое значение приобретает обеспечение тесного взаимодействия между государствами - участниками СНГ по цифровой повестке.
Будет углубляться сотрудничество по различным направлениям цифрового развития общества и цифровой экономики, включая формирование благоприятной нормативной среды для введения сквозных информационных технологий.
Государствами - участниками СНГ будут развернуты работы в области цифровизации и технологического развития, предусматривающие:
совершенствование цифровой грамотности;
внедрение цифрового обеспечения, технологий и услуг в качестве ключевого фактора эффективного развития отраслей экономики: промышленности, энергетики, транспорта, связи и информатизации, космической сферы, агропромышленного комплекса и т. д.;
развитие цифрового обеспечения здравоохранения и телемедицины;
расширение возможностей электронного взаимодействия путем цифровизации процедур, в том числе государственного контроля и надзора.
В практическом плане особое внимание государства - участники СНГ будут уделять:
сотрудничеству в области нормотворческой деятельности по цифровизации;
сопряжению национальных технологических стандартов с целью реализации межгосударственных проектов цифрового развития;
реализации скоординированных мер по внедрению цифровых технологий в таможенной и транспортно-логистической сферах;
развитию системы электронных торговых площадок в рамках СНГ для дальнейшего развития и повышения эффективности электронной коммерции в рамках СНГ, включая ее экспортно-ориентированные сегменты;
созданию благоприятной регуляторной среды для развития коммерческой деятельности в рамках функционирующих на пространстве СНГ электронных цифровых форматов (в части передачи и хранения данных, осуществления транзакций в цифровой среде, предотвращения мошенничества в Интернете, кибербезопасности и др.);
продвижению и обмену передовыми практиками цифровизации государственного управления в государствах - участниках СНГ, в том числе бюджетно-налоговой сферы, для повышения собираемости налогов и сокращения "теневой экономики" на пространстве СНГ;
использованию и распространению наилучших практик государств - участников СНГ в этой сфере;
совершенствованию уровней технологического развития национальных инфокоммуникационных систем на примерах наилучшей международной практики как основы расширения возможностей взаимодействия в сфере цифровизации;
обеспечению доступности новых производственных и управленческих технологий, опирающихся на цифровые решения;
развитию кадрового потенциала, обучению в сфере цифровизации;
борьбе с рисками киберугроз.
В валютно-финансовой сфере дальнейшее развитие сотрудничества будет определяться в том числе результатами деятельности по формированию фондового рынка СНГ, а также продвижением на пути создания интегрированного валютного рынка, основная цель которого - построение эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами и значительного увеличения их использования во взаимных расчетах.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития валютно-финансового сотрудничества государств - участников СНГ в том числе являются:
продолжение работы по созданию взаимного допуска банков - резидентов государств - участников СНГ на валютные рынки друг друга в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ от 5 декабря 2012 года;
либерализация валютного законодательства государств - участников СНГ с учетом наилучшей международной практики;
разработка и осуществление мер по либерализации рынка финансовых услуг в соответствии с договоренностями, достигнутыми государствами - участниками СНГ;
взаимодействие центральных (национальных) банков и финансовых ведомств государств - участников СНГ, а также продолжение консультаций и обмен опытом по вопросам финансовой сферы;
расширение использования национальных валют заинтересованных государств - участников СНГ в расчетах во взаимной торговле;
развитие сотрудничества в области платежно-расчетных отношений государств - участников СНГ на принципах независимости национальных платежных систем;
расширение взаимного доступа к фондовым рынкам государств - участников СНГ в соответствии с договоренностями, достигнутыми государствами - участниками СНГ;
развитие сотрудничества центральных (национальных) банков и финансовых ведомств по вопросам кибербезопасности в финансовой сфере;
проведение регулярных консультаций руководителей финансово-экономических органов и центральных (национальных) банков государств - участников СНГ по вопросам уязвимости финансовых систем и финансовой стабильности;
дальнейшее сближение законодательства государств - участников СНГ в финансовой сфере на основе международных принципов и стандартов и (или) наилучшей международной практики;
совершенствование информационного обмена между регуляторами финансового рынка;
сближение национальных систем регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности с положениями Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита.
В налоговой сфере государств - участников СНГ предполагается взаимодействие по следующим основным направлениям:
мониторинг практики применения налоговыми органами государств - участников СНГ соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения;
обмен опытом по применяемым формам и методам налогового контроля;
совершенствование международного налогового сотрудничества в области обмена информацией;
организация подготовки и переподготовки кадров налоговых служб государств - участников СНГ в соответствии с международными стандартами и требованиями.
Сотрудничество государств - участников СНГ в таможенной сфере предполагается развивать по следующим основным направлениям:
совершенствование таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе рекомендаций Всемирной таможенной организации;
гармонизация таможенного законодательства государств - участников СНГ на базе вступивших в силу и действующих либо готовящихся ко вступлению в силу новых таможенных кодексов, основанных на мировом опыте и положениях международных договоров, в том числе Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года;
инвентаризация международно-правовой базы СНГ в таможенной сфере;
устранение барьеров при транзите грузов, содействие внедрению современных информационных технологий для предварительного декларирования грузов и транспортных средств;
совершенствование информационного взаимодействия таможенных служб государств - участников СНГ с целью борьбы с трансграничным перемещением контрафактных товаров;
осуществление межведомственного взаимодействия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений участниками внешнеэкономической деятельности при проведении финансовых операций;
разработка и внедрение процессов, обеспечивающих единообразие современных подходов к различным направлениям таможенного контроля.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата и системные меры по улучшению качества деловой среды будут способствовать повышению конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ и их инвестиционной привлекательности. Поощрение расширения взаимных прямых инвестиций придаст дополнительный импульс укреплению торговых и производственных кооперационных связей.
Государства - участники СНГ будут сотрудничать:
в формировании современной регулятивной базы по защите и поощрению инвестиций;
развитии антикоррупционных механизмов;
взаимодействии в сфере макроэкономики, в том числе в целях информирования и предупреждения резких изменений курсов национальных валют, налоговых ставок, процентной политики и т. п.;
обеспечении повышения рейтинга делового климата в государствах - участниках СНГ.
Будет продолжена работа по созданию стимулов и механизмов для развития сотрудничества по линии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ, в том числе по созданию условий облегченного доступа малых и средних предприятий к кредитно-финансовым ресурсам, к участию в госзакупках. Важными направлениями остаются обмен опытом и лучшими регуляторными практиками в этой сфере, в том числе по выводу малого и среднего предпринимательства из "теневой экономики", проведение совместных мероприятий, содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого и среднего предпринимательства, развитие экспортной деятельности, сотрудничество с международными организациями и общественными объединениями.
Для обеспечения равных условий для субъектов хозяйственной деятельности государств - участников СНГ сотрудничество в области конкурентной (антимонопольной) политики предполагается развивать в том числе по следующим направлениям:
совершенствование правовых и регулятивных аспектов конкурентной политики на основе общепринятых международных норм и правил;
проведение антимонопольными органами совместных расследований трансграничных нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства, в том числе со стороны транснациональных корпораций, наносящих ущерб государствам - участникам СНГ;
учет принципов конкуренции при разработке мер регулирования в различных секторах экономики;
развитие сотрудничества по вопросам выявления и пресечения нарушений законодательства государств - участников СНГ по рекламе с целью повышения эффективности правоприменительной деятельности в данной сфере;
разработка и реализация подходов, обеспечивающих развитие добросовестной конкуренции в условиях цифровой экономики.
Государства - участники СНГ будут продолжать сотрудничество в сфере защиты прав потребителей. В условиях открытости национальной экономики, современных систем информации государства - участники СНГ продолжат взаимодействие:
в выработке общих подходов к противодействию злоупотреблениям и недобросовестным практикам на рынке товаров и услуг (в том числе на цифровом пространстве), которые ущемляют права потребителей;
совершенствовании нормативных правовых актов на основе лучших международных норм и правил;
проведении совместных исследований и обмене опытом в области защиты прав потребителей;
содействии развитию деятельности общественных объединений потребителей;
повышении уровня правовой грамотности населения по актуальным вопросам в области защиты прав потребителей;
сотрудничестве уполномоченных государственных органов в сфере защиты прав потребителей.
В области технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия и аккредитации необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях:
создание условий для устранения технических барьеров во взаимной торговле;
развитие стандартизации в приоритетных отраслях экономики;
проведение согласованной политики с целью обеспечения единства измерений;
гармонизация правил и подходов в области аккредитации органов по оценке соответствия;
сотрудничество в области контроля (надзора) за обращением продукции, в том числе с использованием цифровых технологий;
развитие сотрудничества с международными и региональными организациями в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия и аккредитации.
Инновационное сотрудничество государств - участников СНГ является объективной необходимостью и предполагает:
создание межгосударственного инновационного пространства, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего использованию результатов научно-технической деятельности, а также их коммерциализации;
формирование и совершенствование нормативно-правовой базы поддержки и развития научно-технической и инновационной сфер;
усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и реализации межгосударственных инновационных проектов;
развитие инновационного предпринимательства и содействие коммерциализации инноваций;
осуществление мер по созданию импортозамещающих производств в отдельных сегментах экономики;
развитие высоких технологий (система обработки больших баз данных, биоинформатика и др).
Государства - участники СНГ активизируют деятельность по охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе путем выработки новых методов и механизмов с применением цифровых технологий. Они будут стремиться к обеспечению широкого распространения результатов интеллектуальной деятельности в целях формирования рынка интеллектуальной собственности СНГ и его динамичного развития.
В целях обеспечения ускоренного экономического роста, повышения конкурентоспособности государств - участников СНГ на мировом рынке сотрудничество в сфере интеллектуальной собственности будет направлено:
на обеспечение исполнения норм законодательства в сфере интеллектуальной собственности и совершенствование правоприменительной практики;
принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в цифровой среде, противодействию производству и распространению контрафактной продукции;
расширение перечня национальных товаров, маркированных обозначением, получившим правовую охрану в соответствии с законодательством государств - участников СНГ в качестве географического указания и/или наименования места происхождения товара;
совершенствование подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности, в том числе путем разработки новых образовательных программ и подготовки специалистов по новым направлениям с применением новейших ИКТ.
Для усиления взаимодействия государств - участников СНГ в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности будет активизирован межгосударственный и межведомственный обмен в данной сфере, в том числе правовой, методической, статистической, аналитической информацией, а также информацией о системе подготовки и переподготовки кадров.
Государства - участники СНГ будут укреплять сотрудничество по формированию и развитию межгосударственной системы правовых, финансовых и организационных механизмов коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности, распространению наилучших практик в данной области.
Государства - участники СНГ в рамках взаимодействия в сфере ресурсо- и энергосбережения признают необходимым создавать такие правовые условия, при которых максимально возможное замещение природного сырья, в частности минерального, вторичными ресурсами было бы привлекательным и экономически выгодным.
Это предполагает:
создание, внедрение и использование ресурсосберегающих технологий;
создание принципиально новых высокоэффективных видов материалов, выступающих заменителями природных аналогов;
сокращение потерь природно-сырьевых ресурсов на всех стадиях их переработки и использования;
увеличение объема использования отходов на всех стадиях производства продукции;
создание системы экономических механизмов природопользования и охраны природной среды, формирования рынка экологических услуг, продукции, технологий и оборудования;
внедрение энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, малоотходных, безотходных и экологически безопасных технологических процессов;
внедрение системы экологической маркировки товаров и пищевых продуктов;
проведение совместных исследований окружающей среды в целях точной фиксации происходящих в ней перемен и прогнозов их последствий, включая сотрудничество в области смягчения негативных последствий изменения климата;
разработку систем по охране водных ресурсов и повышению качества питьевой воды;
развитие научно обоснованных экологических норм и стандартов (предельно допустимые концентрации выбрасываемых вредных веществ и физические факторы воздействия оборудования на человека);
взаимодействие в области разработки, производства и взаимных поставок необходимой техники и приборов природоохранительного назначения, специальных технических средств и средств индивидуальной защиты для мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф;
развитие образования, науки и техники в области рационального использования природных ресурсов, предотвращения загрязнения окружающей природной среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Развитие взаимодействия в области статистики будет направлено:
на обеспечение сопоставимости официальной статистической методологии в соответствии с международными стандартами;
проведение регулярных сопоставлений на основе данных по паритету покупательной способности;
ведение систем статистических классификаторов, гармонизированных с международными стандартами;
обеспечение сопоставимости и расширения публикуемых агрегированных статистических данных о социально-экономическом положении государств - участников СНГ, а также обмен информацией по экономическим и социальным вопросам.
Взаимодействие в области архивного дела предполагает: расширение доступа (в том числе удаленного) к архивным источникам; сотрудничество в вопросах подготовки и повышения квалификации кадров; разработку общих стандартов и норм информатизации архивного дела; обмен опытом между архивными организациями (ведомствами) по инновационному развитию в этой сфере.
Осуществление выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности позволяет значительно расширить круг участников программ и проектов межгосударственного взаимодействия, а также предоставляет возможность сделать эффективными контакты органов отраслевого сотрудничества СНГ.
Этот вид деятельности будет ориентирован на отрасли, определяющие научно-технический прогресс, в том числе ИКТ, альтернативные источники энергии, нанотехнологии, новые конструкционные материалы, оборудование и материалы для производства новых лекарственных средств.
Государства - участники СНГ намерены и дальше поддерживать проведение международных и национальных экономических форумов, конференций, ярмарок и выставок, способствовать активному участию в них деловых кругов государств - участников СНГ. Такие мероприятия позволяют эффективно информировать об инвестиционных возможностях в государствах - участниках СНГ, расширять круг компаний, заинтересованных в работе на данном пространстве.
Продолжится работа по созданию и развитию постоянно действующих выставочно-торговых комплексов государств - участников СНГ.
Будет осуществляться сотрудничество по следующим направлениям:
информационная и организационная поддержка выставочных мероприятий, организуемых Сторонами;
оперативный взаимный обмен информацией о выставках и ярмарках, проводимых в государствах - участниках СНГ, в том числе посредством взаимного размещения ссылок на сайтах торгово-промышленных палат на соответствующие источники информации, размещение календарей (планов) выставок и ярмарок, организуемых при поддержке палат на территориях государств - участников СНГ;
проведение совместных конференций и семинаров по выставочно-ярмарочной деятельности;
содействие в подготовке и повышении квалификации специалистов, занимающихся выставочно-ярмарочной деятельностью;
взаимный обмен законодательными и иными нормативными актами, регулирующими выставочно-ярмарочную деятельность на национальном уровне, а также методическими и аналитическими материалами в этой области;
содействие в решении вопросов (в том числе таможенных) развития выставочно-ярмарочной деятельности на территориях государств - участников СНГ.
С целью углубления межрегионального и приграничного сотрудничества, являющегося одним из факторов экономического роста, взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий период будет направлено:
на оказание взаимного содействия в проведении межрегиональных и деловых форумов, выставок и иных совместных мероприятий, направленных на всестороннее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ;
развитие нормативно-правовой базы межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ посредством подписания и реализации соглашений и иных документов о сотрудничестве между регионами;
поддержание развития прямых контактов между регионами, а также коммерческими и некоммерческими организациями в области торговли и инвестиций, промышленности, сельского хозяйства, информационных технологий, культуры, туризма и в других сферах, представляющих взаимный интерес.
С целью углубления приграничного сотрудничества взаимодействие государств - участников СНГ в предстоящий период будет также направлено на развитие приграничной торговли, проведение на приграничных территориях совместных мероприятий по мониторингу и охране окружающей среды, борьбе с изменением климата, обеспечению санитарной охраны территорий от завоза и распространения опасных инфекционных болезней, а также товаров и грузов, представляющих потенциальную опасность для человека, предотвращению заноса заразных болезней животных; содействие созданию на приграничных территориях особых или специальных экономических зон, развитие приграничного туризма.
Целью формирования общего рынка труда государств - участников СНГ является создание правовых и институциональных условий для воспроизводства, регулирования, обмена и рационального использования рабочей силы в государствах - участниках СНГ, а также свободного передвижения рабочей силы по территориям государств - участников СНГ с учетом социально-экономических интересов и требований рынков труда каждого государства. В этой связи основные усилия в области рынка труда и миграционных процессов будут направлены:
на укрепление и развитие сотрудничества, принятие совместных мер по противодействию незаконной миграции, включая нелегальную трудовую деятельность, осуществляемую трудящимися-мигрантами на территориях государств - участников СНГ;
развитие механизмов организованного привлечения трудящихся-мигрантов для осуществления трудовой деятельности в заинтересованных государствах - участниках СНГ;
сохранение права на свободное передвижение граждан государств - участников СНГ на пространстве Содружества с учетом национального законодательства и международных договоров государств - участников СНГ;
разработку и реализацию государствами исхода и приема мигрантов программ по обучению трудящихся-мигрантов языку, основам и особенностям истории, культуры и права государства трудоустройства; совершенствование функционирования информационной системы общего рынка труда, в том числе банка данных о наличии вакантных рабочих мест;
совершенствование механизма правового регулирования трудовой миграции в государствах - участниках СНГ, направленного на рациональное использование трудового потенциала трудящихся-мигрантов - граждан государств - участников СНГ и обеспечение их законных прав и интересов.
В сфере социальной политики предполагаются совершенствование взаимодействия в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения, обеспечение социальных гарантий инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, лицам, приравненным к ним, участникам боевых действий.
Также важными являются дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в социальной сфере и обеспечивающей соответствующие социальные гарантии гражданам государств - участников СНГ, развитие двустороннего сотрудничества в области пенсионного обеспечения.
В рамках охраны здоровья и повышения качества жизни человека предполагаются совместные усилия государств - участников СНГ по расширению доступа к инновационной терапии и прорывным медицинским технологиям, совершенствованию мер борьбы с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, их профилактике и контролю.
Основными направлениями сотрудничества для достижения целей охраны здоровья и повышения качества жизни человека будут являться:
совершенствование организации медицинской помощи;
внедрение современных методов раннего выявления заболеваний и обмен опытом в этой сфере;
развитие информационных технологий в сфере здравоохранения;
совершенствование медицинского образования и подготовки квалифицированных медицинских специалистов;
расширение охвата профилактическими прививками от инфекционных заболеваний и проведение санитарно-просветительской работы в этой области;
повышение уровня санитарно-гигиенического просвещения населения в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни, а также повышение приверженности граждан к его ведению с привлечением средств массовой информации;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенствование системы профилактики, надзора и контроля инфекционных и неинфекционных заболеваний в государствах - участниках СНГ;
сотрудничество по обеспечению санитарной охраны территорий государств - участников СНГ от завоза и распространения инфекционных болезней с учетом положений Международных медико-санитарных правил Всемирной организации здравоохранения и правовых и регуляторных аспектов национальных и международных норм и правил.
Основными направлениями сотрудничества в области образования и науки являются:
расширение возможностей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров;
обеспечение в соответствии с применимыми международными договорами взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании и ученых степенях;
укрепление и дальнейшее развитие научного сотрудничества образовательных организаций высшего образования государств - участников СНГ;
расширение практики включенного обучения, совместных образовательных программ;
создание условий для формирования общего образовательного и исследовательского пространства в рамках СНГ;
развитие сотрудничества академий наук, ведущих научно-исследовательских центров, крупнейших технопарков государств - участников СНГ;
расширение практики создания совместных образовательных и научно-исследовательских структур (факультеты, институты, центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием и приборами);
развитие системы базовых организаций государств - участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в различных областях экономики.
Государства - участники СНГ приложат усилия, направленные на развитие сотрудничества в строительной отрасли, в целях:
создания правовой основы для разработки и применения в государствах - участниках СНГ межгосударственных строительных норм и правил, совершенствования нормативной базы по проектированию и строительству;
формирования эффективного научно-технического комплекса, обеспечивающего лидерство государств - участников СНГ в научных исследованиях и технологиях в области архитектуры, градостроительства и строительных наук, должный уровень координации образования, науки и бизнеса в данной сфере.
Реализация совместных мер по развитию туристской индустрии государств - участников СНГ будет направлена на улучшение туристской инфраструктуры и увеличение внешних и внутренних туристских потоков, развитие новых продуктов (в том числе агротуризма). Государства - участники СНГ реализуют меры, намеченные в Стратегии развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма до 2030 года, с целью роста доходов, получаемых от этой сферы всеми государствами-участниками. Содействие расширению туристских потоков на внутреннем рынке государств - участников СНГ, консолидация усилий в создании совместного туристского продукта и продвижении его на внешних рынках будут направлены на повышение вклада отрасли в национальную экономику, сохранение универсальных ценностей и культурного многообразия на пространстве СНГ.
6. Ключевые показатели реализации Стратегии
Реализация настоящей Стратегии позволит повысить конкурентоспособность экономики государств - участников СНГ и благосостояние их граждан, будет содействовать взаимовыгодному сотрудничеству в различных сферах и укреплению позиций СНГ в мирохозяйственных связях.
Достижение целей настоящей Стратегии предполагает, что в государствах - участниках СНГ в предстоящий период:
темпы роста ВВП будут выше среднемировых;
возрастет подушевой ВВП;
увеличится продолжительность жизни населения;
увеличится доля взаимной торговли товарами и услугами в общем внешнеторговом обороте;
снизится энергоемкость ВВП за счет применения передовых технологий;
улучшится деловой климат (повысится место в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса");
возрастет конкурентоспособность национальной экономики (повысится место в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума).
Выполнение настоящей Стратегии будет осуществляться на основе планов мероприятий по ее реализации, которые охватывают два этапа: первый этап - 2021 - 2025 годы и второй этап - 2026 - 2030 годы.
При подведении итогов реализации каждого из этапов Стратегии будет проводиться анализ изменения указанных показателей за отчетный период.
Помимо планов мероприятий по реализации Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, по приоритетным направлениям экономического взаимодействия будут разрабатываться отдельные программы и планы отраслевого сотрудничества, обеспечивающие комплексное взаимодействие в соответствующих сферах.
Особое мнение
Азербайджанской Республики
Азербайджанская Республика принимает положения Стратегии с учетом их соответствия ее национальному законодательству и международным обязательствам.
Азербайджанская Республика не принимает положения Стратегии, направленные на интеграцию, проведение согласованной и скоординированной политики, гармонизацию и сближение национального законодательства, формирование общих рынков, развитие системы базовых организаций, а также создание общего пространства.
Никакие из прав, обязанностей и положений, изложенных в Стратегии, не будут применяться Азербайджанской Республикой в отношении Республики Армения до освобождения Республикой Армения всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики и полного устранения последствий агрессии.
Азербайджанская Республика будет принимать отдельное решение о своем участии в реализации каждого из разделов Стратегии.
Премьер-министр |
А. Асадов |
Особое мнение
Республики Армения
В связи с представлением Азербайджанской Республикой Особого мнения к Решению Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 29 мая 2020 года О проекте Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, положения Решения не будут применяться Республикой Армения в отношении Азербайджанской Республики до урегулирования нагорно-карабахского конфликта, являющегося результатом применения Азербайджанской Республикой политики этнических чисток в отношении народа Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и развязывания военной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики.
Вице-премьер |
М. Григорян |
Особое мнение
Республики Молдова
Республика Молдова будет участвовать в реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, за исключением мер, предусматривающих гармонизацию и унификацию национальных законодательств, формирование единых информационных, финансовых и организационных механизмов, а также других межгосударственных систем в рамках СНГ, если таковые противоречат международным обязательствам Республики Молдова.
Премьер-министр |
И. Кику |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 г. "О Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года"
Текст решения опубликован не был