Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Приоритетные направления сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года (прилагаются).
2. Заинтересованным министерствам и ведомствам государств - участников СНГ, Координационному транспортному совещанию государств - участников Содружества Независимых Государств, Совету по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, Межправительственному совету дорожников и Совету по авиации и использованию воздушного пространства принять меры по реализации указанных Приоритетных направлений сотрудничества.
3. Предоставить Экономическому совету СНГ право вносить изменения в указанные Приоритетные направления сотрудничества в соответствии с предложениями государств - участников СНГ и заинтересованных органов отраслевого сотрудничества СНГ.
От Азербайджанской Республики
А. Асадов
с особым мнением
От Республики Армения
Вице-премьер-министр
М. Григорян
с особым мнением
От Республики Беларусь
С. Румас
От Республики Казахстан
А. Мамин
От Кыргызской Республики
Вице-премьер-министр
Э. Асрандиев
От Республики Молдова
И. Кику
От Российской Федерации
М. Мишустин
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
Заместитель Председателя
Кабинета Министров,
Министр иностранных дел
Р. Мередов
От Республики Узбекистан
А. Арипов
От Украины
УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Совета глав
правительств Содружества
Независимых Государств о
Приоритетных направлениях
сотрудничества государств -
участников СНГ в сфере
транспорта на период до 2030 года
от 29 мая 2020 года
Приоритетные направления
сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года
Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств определено, что одной из основных целей Содружества Независимых Государств является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
В качестве необходимых условий стратегического взаимодействия в сфере транспорта следует рассматривать системное и последовательное совершенствование (с учетом достигнутого уровня) проводимой государствами - участниками СНГ скоординированной транспортной политики путем выделения приоритетных направлений взаимодействия на период до 2030 года, выявления новых актуальных аспектов сотрудничества в области транспорта и разработки комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.
Общие положения
Транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, выступает в качестве важного инструмента достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Его устойчивое развитие в Содружестве способствует пространственной доступности национальных территорий, устойчивой мобильности граждан, свободному перемещению товаров и услуг, конкуренции и свободе экономической деятельности, улучшению условий и качества жизни населения.
Функционирование и развитие транспорта в государствах - участниках СНГ осуществляются в соответствии с их национальным законодательством, а также стратегиями (концепциями, основными направлениями и т. п.) в транспортной сфере и взаимосвязаны с общими направлениями (прогнозами) их социально-экономического развития, определяющими потребности в транспортных услугах.
Развитие трансграничной сферы осуществляется путем совершенствования государствами - участниками СНГ систем межгосударственного регулирования и законодательства в области транспорта, а также реализации программ ее развития.
Развитие экономических отношений государств - участников СНГ предопределяет развитие транспортных систем государств, учитывает их национальные интересы на мировом рынке транспортных услуг, в первую очередь за счет развития регионального сотрудничества в области транспорта.
При этом осуществление транспортной интеграции в рамках Европейского союза, Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и других региональных объединений направлено прежде всего на создание необходимых предпосылок для диверсификации транспортной деятельности, основанной, в частности, на развитии международных транспортных коридоров (МТК), устранении барьеров в сфере международных, в том числе транзитных, перевозок, проведении согласованной тарифной политики.
За время сотрудничества государств - участников СНГ в транспортной сфере:
заложены основы международной правовой базы функционирования транспорта, отвечающей новым социально-экономическим и рыночным условиям, обеспечивающей межгосударственное регулирование транспортной деятельности;
сформированы и функционируют органы отраслевого сотрудничества СНГ, государства - участники СНГ входят в региональные организации по видам транспорта;
проводится скоординированная транспортная политика, направленная на решение (в соответствии с имеющимся ресурсным обеспечением на национальном и межгосударственном уровнях) отдельных задач общетранспортного характера, а также развитие отдельных видов транспорта;
в области железнодорожного транспорта - ведущей транспортной отрасли сохранено и развивается организационное, тарифно-экономическое, технико-технологическое, информационное единство;
проводится согласованная тарифная политика в международном грузовом железнодорожном сообщении;
решаются задачи, направленные на развитие международных автомобильных перевозок;
реализуются мероприятия по развитию гражданской авиации и обеспечению безопасности полетов, гармонизации национальных систем организации воздушного движения;
разрабатываются и реализуются международные проекты в сфере водного транспорта;
заложены основы организационно-правового механизма, позволяющего государствам - участникам СНГ реализовывать согласованные меры по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
заложены основы сотрудничества в сфере международных транспортных коридоров.
Вместе с тем, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, а также приведенные выше позитивные факторы сотрудничества, уровень транспортного взаимодействия в Содружестве в настоящее время имеет резервы для дальнейшего наращивания.
Доля транспортных затрат в себестоимости продукции при перевозках грузов в международном сообщении между государствами - участниками СНГ относительно высока и составляет 20-25 %. Наряду с такими объективными факторами, как большое расстояние перевозок и сложные природные условия, это связано с недостаточным уровнем развития технологий организации товародвижения.
Обеспечение растущего спроса на качественные услуги, прежде всего на международные перевозки пассажиров и грузов, происходит на фоне "старения" подвижного состава, недостаточных темпов его обновления, а также накопленного отставания в области внедрения транспортно-логистических технологий.
Проблемы в развитии транспорта в СНГ обостряются из-за существующих инфраструктурных ограничений, недостаточного объема финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, дефицита высококвалифицированного персонала, а также наличия различного рода фискально-административных и технических барьеров, что не позволяет эффективно реализовывать внешнеторговый и транзитный потенциал региона СНГ, обеспечивать достаточные транспортную мобильность населения и доступность национальных территорий.
В развитии регионального сотрудничества в области транспорта при реализации многосторонних транспортно-экономических проектов не используется программно-целевой подход для создания межгосударственного механизма решения вопросов взаимоувязки ресурсов, определения исполнителей и сроков осуществления мероприятий.
В этой связи в стратегическом плане остаются актуальными для реализации следующие направления скоординированной транспортной политики государств - участников СНГ:
обеспечение эффективного развития экономики государств за счет улучшения использования и развития их транспортного потенциала;
развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг СНГ;
создание условий для экономически выгодного использования и развития сети МТК;
повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности проектов ее развития;
обеспечение интеграции транспортных систем государств - участников СНГ в европейскую и азиатскую транспортные системы;
совершенствование системы нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;
дальнейшее развитие согласованной тарифной политики в международном грузовом железнодорожном сообщении;
внедрение инновационных транспортно-логистических технологий, в том числе в области энергоэффективности;
развитие кооперации и разработка совместных программ в области транспортного машиностроения;
совместное использование и развитие научного и кадрового потенциала в транспортной сфере;
взаимодействие в сфере подготовки кадров и реализация совместных образовательных программ по основным транспортным специальностям и направлениям подготовки межтранспортного и общетранспортного профилей;
развитие и внедрение современных информационных технологий на транспорте.
***
Принимая во внимание важное значение транспорта для экономического развития государств - участников СНГ, а также их высокую заинтересованность в координации транспортного взаимодействия, приоритетными направлениями сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта являются: формирование сети МТК на пространстве СНГ;
повышение эффективности тарифной политики;
дальнейшее стратегическое развитие железнодорожного транспорта государств - участников СНГ;
создание благоприятных условий для осуществления международных автомобильных перевозок;
сотрудничество в области организации воздушного движения государств - участников СНГ, создание условий для эффективного развития авиационных перевозок;
повышение уровня взаимодействия между видами транспорта при осуществлении международных перевозок;
совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта;
сотрудничество в области обеспечения транспортной безопасности;
внедрение цифровых технологий на транспорте и интеллектуальных транспортных систем;
повышение безопасности дорожного движения, железнодорожных перевозок, полетов и судоходства;
защита окружающей среды от негативного воздействия транспорта;
сотрудничество в области транспортного образования и повышения профессиональной компетентности на рынке транспортных услуг.
Реализация указанных приоритетных направлений предусматривает конкретизацию направлений сотрудничества в каждом из видов транспорта и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей.
Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках решения каждой задачи, учитывают их взаимосвязь и базируются на принятии в установленном порядке двух- и многосторонних международных правовых актов, межгосударственных программ и проектов, а также рекомендаций для правительств государств - участников СНГ или субъектов хозяйственной деятельности в транспортной сфере.
1. Формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ
Цель формирования и развития МТК, проходящих по территориям государств - участников СНГ, состоит в повышении эффективности внешнеторговых, в том числе транзитных, перевозок с обеспечением гарантии их осуществления на основе международных соглашений и договоренностей и в развитии транспортной инфраструктуры, имеющей согласованные технические параметры и технологии перевозок.
Развитие МТК осуществляется в соответствии с Соглашением о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ, от 20 ноября 2009 года.
Эффективность развития МТК обеспечивается соблюдением следующих основных принципов:
формирование условий для обеспечения беспрепятственной перевозки грузов и пассажиров по территориям государств - участников СНГ;
координация работы, проводимой заинтересованными государствами - участниками СНГ, по развитию конкретных МТК на основе общих технических и технологических стандартов;
повышение уровня транспортного обслуживания за счет формирования современной терминально-логистической инфраструктуры на направлениях МТК.
В качестве основных задач в этой области целесообразно рассматривать:
разработку предложений по дальнейшему развитию системы МТК, проходящих по территориям государств - участников СНГ;
реализацию положений Соглашения о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств - участников СНГ;
разработку предложений по развитию многостороннего сотрудничества между заинтересованными государствами - участниками СНГ в сфере водного транспорта;
разработку и внедрение механизмов совместного (внутри- и внерегионального) инвестирования в развитие узловых объектов инфраструктуры МТК, проходящих по территориям государств - участников СНГ, которые предусматривают их модернизацию, техническое оснащение, а также строительство основных и вспомогательных элементов инфраструктуры;
содействие привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры МТК, проходящих по территориям государств - участников СНГ;
проведение мероприятий по совершенствованию перевозок грузов по МТК, повышению эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности транспортных проектов;
создание в государствах - участниках СНГ (в соответствии с предложениями государств) транспортно-логистических консолидирующих центров на участках МТК;
разработку и реализацию комплекса мер по созданию скоординированной системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках МТК и в транспортно-логистических центрах;
содействие дальнейшему развитию международных мультимодальных и комбинированных перевозок;
использование транспортно-транзитного потенциала государств - участников СНГ с учетом национальных интересов.
2. Повышение эффективности тарифной политики
Формирование тарифной политики на железных дорогах государств - участников СНГ в международном сообщении на перспективу базируется на положениях Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года, в которой определены основные принципы формирования и установления тарифных ставок при перевозках грузов в международном сообщении, а также Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ.
С целью выработки согласованной политики в области транспортных тарифов в международном сообщении с государствами - участниками СНГ предполагается решение следующих основных задач:
создание условий для равноправной конкуренции видов транспорта;
разработка комплекса мер по развитию согласованной тарифной политики;
формирование нормативно-правовой базы, регулирующей принципы ценообразования на услуги транспорта в международном сообщении между государствами - участниками СНГ;
более широкое применение сквозных тарифных ставок при осуществлении комбинированных и мультимодальных перевозок грузов в международном сообщении.
3. Дальнейшее стратегическое развитие железнодорожного транспорта государств - участников СНГ
Дальнейшее стратегическое развитие железнодорожного транспорта государств - участников СНГ осуществляется с учетом:
актуализации Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств - участников СНГ до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года;
продолжения работы по актуализации схемы транспортных сообщений с учетом формируемых международных транспортных систем в части железнодорожного транспорта;
изучения возможности создания скоростного и высокоскоростного пассажирского сообщения между государствами - участниками СНГ, странами ЕС и Китаем.
В качестве основных задач в этой области целесообразно рассматривать следующие.
Совершенствование системы управления перевозочным процессом с учетом экономических критериев в части:
совершенствования системы совместного использования грузовых вагонов и контейнеров;
продолжения работы по оптимизации и повышению эффективности взаимного использования вагонов железнодорожными администрациями, обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество и рост доходов железных дорог при перевозках грузов в международном сообщении;
совершенствования действующей практики согласования и увязки плана формирования и графика движения поездов;
повышения скорости движения грузовых и контейнерных поездов;
определения общих потребностей в подвижном составе и путевой технике государств - участников СНГ, а также совместного привлечения потенциальных инвесторов в целях формирования оптимального заказа и эффективной загрузки мощностей транспортного машиностроения;
создания условий для оптимального взаимодействия с другими видами транспорта;
внедрения цифровых транспортно-сопроводительных документов, включая накладную, применяемую в соответствии с Соглашением о международном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года (СМГС) и унифицированную накладную, применяемую в соответствии с Конвенцией о международных перевозках по железной дороге от 9 мая 1980 года и СМГС;
создания условий для увеличения объемов перевозок и повышения эффективности перевозок грузов в смешанных сообщениях с участием различных видов транспорта между государствами - участниками СНГ.
Формирование скоординированной политики в области транспортной безопасности, технического регулирования, безопасности движения и защиты окружающей среды, включая:
гармонизацию технических и технологических требований в области железнодорожного транспорта;
реализацию согласованных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
организацию работ по взаимному признанию процедур оценки соответствия в области железнодорожного транспорта;
реализацию инновационных технологий, направленных на ускорение доставки грузов и перемещения пассажиров и повышение энергоэффективности, надежности и качества технологических процессов;
внедрение систем и устройств для повышения безопасности движения на железнодорожном транспорте;
разработку технических решений, обеспечивающих беспрепятственное проследование пограничных переходов, в том числе с различной шириной колеи;
разработку совместных мер, направленных на обеспечение охраны окружающей среды и методов контроля за их выполнением;
обеспечение кооперации в области разработки, производства и внедрения технических средств (в том числе подвижного состава) нового поколения с высокими эксплуатационными и экономическими характеристиками в соответствии с международными стандартами обслуживания и ремонта.
Формирование и развитие рынка транспортных, экспедиторских и других логистических услуг на пространстве железных дорог колеи 1520 мм, в том числе:
создание на сети железных дорог транспортно-логистических центров и развитие интермодальных перевозок;
развитие транспортно-экспедиторской деятельности и логистики;
развитие взаимовыгодных отношений в области совершенствования логистики железнодорожных перевозок за счет обеспечения оперативного взаимодействия между субъектами транспортного рынка и транспортно-логистическими центрами;
формирование эффективных механизмов привлечения инвестиционных ресурсов мировых финансовых рынков и содействие в развитии механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных программ государств - участников СНГ в части железнодорожного транспорта;
развитие сотрудничества в области перевозок скоропортящихся грузов и формирования сети терминалов с изменяемым (регулируемым) температурным режимом для их обеспечения;
определение необходимого перечня мероприятий для развития железнодорожной инфраструктуры портовых перерабатывающих комплексов, припортовых станций и подходов к ним;
разработка технических и организационных мер по повышению качества услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом, предусматривающих сохранность и качество перевозимых грузов, дальнейшее развитие контейнерного сервиса для клиентов с предоставлением оперативных сведений о дислокации контейнеров и грузов;
осуществление сбалансированного развития логистической инфраструктуры, в том числе выработка предложений по созданию логистических центров;
подготовка предложений по развитию межгосударственных пунктов пропуска через государственную границу (межгосударственных стыковых пунктов), повышению технической оснащенности и совершенствованию технологии их работы;
ускорение таможенных формальностей при пересечении государственных границ путем организации информационного взаимодействия железнодорожного транспорта и государственных органов посредством внедрения принципов и механизмов "единого окна" и организации электронного (безбумажного) документооборота.
Внедрение информационных технологий на железнодорожном транспорте, развитие общего информационного пространства, в том числе:
внедрение информационных технологий во все сферы деятельности;
формирование информационного обеспечения на основе повышения оперативности взаимодействия путем внедрения новейших информационно-телекоммуникационных технологий, электронного документооборота, систем электронного слежения за продвижением грузов государств - участников СНГ;
обеспечение единых принципов информационного обмена, единой системы классификации и кодирования нормативно-справочной информации;
повышение качества транспортного обслуживания путем организации взаимодействия в области информационных технологий железнодорожного транспорта;
развитие единого информационного пространства железнодорожных администраций;
использование единой информационной базы межгосударственного уровня и сети передачи данных "Инфосеть-21" для оптимизации эксплуатационной работы;
обеспечение широкого использования web-технологий и портальных решений при реализации прикладных задач межгосударственного уровня;
развитие электронного технологического документооборота на межгосударственном уровне.
Совершенствование тарифной политики железных дорог в части перевозок грузов в международном сообщении, включая:
проведение необходимой работы с заинтересованными министерствами и ведомствами государств - участников СНГ по установлению экономически обоснованных тарифов на перевозки отдельных грузов на взаимовыгодных условиях под конкретные контракты, объемы и маршруты перевозок;
активное использование возможности применения сквозных ставок на перевозки грузов в международном сообщении для привлечения грузов на железнодорожный транспорт.
4. Создание благоприятных условий для осуществления международных автомобильных перевозок
Сотрудничество в данной сфере направлено на создание равных и благоприятных условий для осуществления международных автомобильных перевозок, торговли автотранспортными услугами на транспортном пространстве СНГ и динамичной интеграции автомобильного транспорта государств - участников СНГ в мировой рынок транспортных услуг, на наращивание объемов перевозок, модернизацию инфраструктуры и повышение пропускной способности автодорог, рост транзита.
В качестве основных задач в этой области целесообразно рассматривать:
создание условий для устранения барьеров при осуществлении международных автомобильных перевозок в государствах - участниках СНГ;
разработку и внедрение эффективных трансграничных технологий с целью сокращения простоев автотранспортных средств на межгосударственных пунктах пропуска через государственную границу (межгосударственных стыковых пунктах);
обмен информацией, включающей сведения о дорожных и других сборах, платежах и налогах при осуществлении международных перевозок грузов по территориям государств - участников СНГ, а также различного рода ограничений;
создание эффективной системы регулирования и контроля рынка международных автотранспортных услуг, обеспечивающей справедливую конкуренцию и экономические условия для расширенного воспроизводства услуг, а также проведение антидемпинговой политики на этом рынке.
В качестве первоочередных мероприятий предполагаются:
мониторинг барьеров (приграничные, технические, фискальные и бюрократические) при осуществлении международных автомобильных перевозок по территориям государств - участников СНГ;
развитие рынка международных автотранспортных услуг государств - участников СНГ;
разработка скоординированных предложений по улучшению состояния инфраструктуры автомобильных дорог и придорожного сервиса;
реконструкция пунктов пропуска через государственную границу и развитие приграничной инфраструктуры;
внедрение современных систем взвешивания грузовых транспортных средств;
внедрение международной электронной транспортной накладной e-CMR;
разработка и реализация нормативных правовых актов по организации международных автомобильных перевозок по территориям государств - участников СНГ с целью максимального упрощения административных процедур, связанных с организацией двусторонних и транзитных перевозок с учетом международных обязательств и законодательства государств - участников СНГ;
подготовка предложений, направленных на обеспечение свободы транзитных автомобильных перевозок грузов перевозчиками одного государства - участника СНГ через территории других государств - участников СНГ.
5. Организация воздушного движения в государствах - участниках СНГ. Создание условий для эффективного развития авиационных перевозок
5.1. Сотрудничество в области организации воздушного движения государств - участников СНГ.
Сотрудничество в данной сфере направлено на рациональное развитие воздушного пространства и систем организации воздушного движения с учетом реализации Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года, и на интеграцию в европейскую и мировую аэронавигационные системы.
В качестве основных задач в данной сфере следует рассматривать:
создание в государствах - участниках СНГ аэронавигационных планов в соответствии с Глобальным аэронавигационным планом 2016-2030 годов (Doc. ICAO 9750);
активное сотрудничество государств - участников СНГ в рамках Европейской группы аэронавигационного планирования с целью координации инициатив с соответствующими региональными аэронавигационными планами;
внедрение навигации, основанной на характеристиках;
повышение эффективности организации воздушного движения за счет применения модулей блочной модернизации авиационной системы.
5.2. Создание условий для эффективного развития авиационных перевозок
С учетом Основных направлений развития гражданской авиации и мер по повышению безопасности полетов государств - участников СНГ, одобренных Решением Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года, сотрудничество в сфере безопасных, эффективных и конкурентоспособных авиационных перевозок является стратегическим приоритетом.
В качестве основных задач следует рассматривать следующие:
в области обеспечения авиационной безопасности:
улучшение осведомленности о рисках и реагировании на них;
развитие культуры авиационной безопасности и возможностей человека;
расширение технических ресурсов и стимулирование инноваций;
усовершенствование надзора и контроля качества;
развитие сотрудничества и поддержки;
решение проблем кибербезопасности в гражданской авиации;
в области безопасности полетов:
внедрение государствами - участниками СНГ надежных и устойчивых систем контроля за обеспечением безопасности полетов и их постепенное преобразование в более совершенные средства управления безопасностью полетов;
развитие культуры безопасности полетов и возможностей человека;
в области обновления парка воздушных судов:
разработка метода/инструментов выбора воздушных судов для любого авиаперевозчика, нуждающегося в обновлении авиапарка в условиях ограниченности ресурсов;
развитие лизинга в гражданской авиации;
в области кооперации и координации в гражданской авиации:
поддержка кооперации разработчиков и производителей авиационной техники, консолидация ресурсов и координация организационных мер, направленных на разработку и серийное производство авиатехники;
разработка и принятие национальных, межгосударственных и международных правовых актов по взаимному признанию документов об образовании, полученных авиационным персоналом в учебных заведениях гражданской авиации государств - участников СНГ.
6. Повышение уровня взаимодействия между видами транспорта
В качестве основных задач в этой области целесообразно рассматривать:
совершенствование взаимодействия национальных транспортных систем;
осуществление разработок, направленных на транспортно-логистическое обеспечение взаимодействия видов транспорта при осуществлении международных перевозок в рамках МТК;
формирование системы мультимодальных транспортно-логистических центров как основных системообразующих элементов сети МТК СНГ, обеспечивающих скоординированное взаимодействие всех участников международного транспортного процесса и оптимизацию товародвижения;
создание условий для увеличения объемов перевозок и повышения эффективности автомобильно- и железнодорожно-паромного сообщений между государствами - участниками СНГ;
совершенствование системы информационного обмена, учета и документооборота на основе использования международных стандартов и нормативов как одного из ключевых элементов обеспечения взаимодействия на стыках видов транспорта.
В качестве первоочередных мероприятий предполагается реализация международных договоров и решений высших органов СНГ, регулирующих взаимодействие государств при обеспечении сотрудничества видов транспорта.
7. Совершенствование нормативно-правового обеспечения сотрудничества в области транспорта
В качестве основных задач в этой области целесообразно рассматривать: разработку и принятие в рамках СНГ международных договоров, создающих правовые условия для реализации указанных приоритетных направлений транспортного сотрудничества;
дальнейшую гармонизацию законодательства государств - участников СНГ в транспортной сфере на базе международных договоров с целью обеспечения интеграции видов транспорта государств - участников СНГ в европейскую и азиатскую транспортные системы;
разработку и принятие в рамках СНГ рекомендательных (модельных) нормативных правовых актов в транспортной сфере и дорожном хозяйстве;
разработку межгосударственных программ государств - участников СНГ в области транспорта;
инвентаризацию договорно-правовой базы СНГ в области транспорта с подготовкой предложений о прекращении международных договоров, потерявших актуальность;
гармонизацию законодательства государств - участников СНГ в транспортной сфере с целью развития перевозок, осуществляемых между транспортно-логистическими консолидирующими центрами;
разработку и принятие в рамках СНГ нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы допуска и порядка эксплуатации железнодорожного подвижного состава в межгосударственном сообщении.
8. Сотрудничество в сфере обеспечения транспортной безопасности
Сотрудничество в данной области нацелено на выработку и реализацию государствами - участниками СНГ согласованной системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса при перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении и соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Основой сотрудничества в указанной сфере является реализация положений Стратегии обеспечения транспортной безопасности на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении перевозок в международном сообщении, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2015 года, и Соглашения об информационном взаимодействии государств - участников СНГ в области обеспечения транспортной безопасности от 30 мая 2014 года.
В качестве основных задач целесообразно рассматривать:
организацию взаимодействия, направленного на гармонизацию подходов государств - участников СНГ к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безопасности;
формирование организационно-правового механизма, позволяющего государствам - участникам СНГ реализовывать согласованные меры по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, используемых для осуществления международных перевозок на/с или через территории государств - участников СНГ;
формирование государствами - участниками СНГ организационно-правового механизма, позволяющего обеспечить незамедлительное информирование об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, используемых для осуществления международных перевозок на/с или через территории государств - участников СНГ в порядке, согласованном компетентными органами государств - участников СНГ.
9. Цифровизация в сфере транспорта
Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в государствах - участниках СНГ происходит на фоне цифровой трансформации отрасли и широкомасштабного внедрения цифровых сервисов, в том числе на основе цифровых платформенных решений.
Сотрудничество в данной сфере базируется на реализации Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области цифрового развития общества и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 25 октября 2019 года.
В качестве основных задач в этой области целесообразно рассматривать:
создание единого цифрового информационного пространства на МТК СНГ;
внедрение цифровых технологий на транспорте и интеллектуальных транспортных систем на основе спутниковой навигации для мониторинга изменения транспортных потоков, управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения, повышения пропускной способности транспортной инфраструктуры, прослеживаемости движения грузов и транспортных средств;
цифровизацию процедур транспортного и таможенного контроля;
создание цифровой среды взаимодействия участников перевозочного процесса с использованием цифровых товаро- и грузосопроводительных документов;
внедрение цифровых форм передачи данных о грузах и транспортных средствах, включая электронный документооборот, электронное предварительное информирование и декларирование;
подготовку предложений по совместному использованию заинтересованными ведомствами государств - участников СНГ данных мониторинга с использованием технологий и средств электронной идентификации;
мониторинг режима труда и отдыха водителей, осуществляющих международные перевозки по территориям государств - участников СНГ, с использованием цифровых технологий и устройств.
10. Защита окружающей среды от негативного воздействия транспорта
Снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду возможно путем соблюдения соответствующих требований при функционировании видов транспорта, а также при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
Скоординированные усилия государств - участников СНГ в части соблюдения требований по охране окружающей среды дают возможность формировать общую систему экологической безопасности, сообща совершенствовать и гармонизировать экологическое законодательство.
К основным задачам в данной сфере относятся, в частности:
сокращение вредного воздействия транспорта на здоровье человека, экологию и климат за счет снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта;
обеспечение сохранения, восстановления и рационального использования наземных и водных экосистем;
развитие сотрудничества государств - участников СНГ в области использования природного газа в качестве моторного топлива;
мотивация перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;
повышение энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран.
Для снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду необходимо:
уменьшить вредное воздействие транспорта на наземные и водные экосистемы, а также здоровье человека за счет применения экологически безопасных видов транспортных средств;
стимулировать использование транспортных средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива, электро- и гибридных двигателях;
расширять применение современных энергоэффективных транспортных средств с учетом международного опыта и передовой практики.
11. Сотрудничество в области транспортного образования и повышения профессиональной компетентности на рынке транспортных услуг
К основным задачам в данной сфере относятся, в частности:
подготовка кадров и реализация совместных образовательных программ в образовательных организациях государств - участников СНГ по основным транспортным специальностям, а также направлениям подготовки межтранспортного и общетранспортного профилей;
повышение уровня и создание единых стандартов транспортного образования, организация профессионального обмена знаниями и повышения квалификации специалистов транспорта, обеспечение преемственности накопленного отраслевого опыта и его преумножение;
дальнейшая гармонизация требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств - участников СНГ;
координация работ по внедрению гармонизированных стандартов, норм, программ и требований к обучению и уровню профессиональной подготовки авиационного персонала.
***
Органами отраслевого сотрудничества СНГ в сфере транспорта и дорожного хозяйства, реализующими основные мероприятия Приоритетных направлений, являются:
Координационное транспортное совещание государств - участников Содружества Независимых Государств, в составе которого функционируют Совет по автомобильному и городскому пассажирскому транспорту, Совет по морскому и внутреннему водному транспорту, Совет по безопасности на транспорте, Совет по информатизации на транспорте, Совет по образованию и науке, Совет по международным транспортным коридорам;
Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества;
Межправительственный совет дорожников;
Совет по авиации и использованию воздушного пространства;
иные организации, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с осуществлением транспортных перевозок по территории государств - участников СНГ.
При этом создание условий для координации функционирования указанных органов отраслевого сотрудничества СНГ при реализации приоритетных направлений в части обеспечения взаимодействия видов транспорта следует рассматривать в качестве ключевой задачи.
В реализации приоритетных направлений принимают также участие базовые организации государств - участников СНГ в области транспорта, Исполнительный комитет СНГ.
Особое мнение
Азербайджанской Республики
Азербайджанская Республика принимает положения Приоритетных направлений с учетом их соответствия ее национальному законодательству и международным обязательствам.
Азербайджанская Республика не принимает положения Приоритетных направлений, предусматривающие формирование интегрированного экономического объединения, проведение скоординированной транспортной политики, выработку и проведение согласованной тарифной политики, формирование сети международных транспортных коридоров, развитие общего информационного пространства, проведение мониторинга и гармонизацию национальных законодательств государств - участников СНГ.
Никакие из прав, обязанностей и положений, изложенных в Приоритетных направлениях, не будут применяться Азербайджанской Республикой в отношении Республики Армения до освобождения Республикой Армения всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики и полного устранения последствий агрессии.
Азербайджанская Республика будет принимать отдельное решение о своем участии в реализации каждого из разделов Приоритетных направлений.
Премьер-министр |
А. Асадов |
Особое мнение
Республики Армения
Республика Армения принимает абзац 20 раздела "Общие положения" Приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года в следующей редакции:
"Проблемы в развитии транспорта в СНГ обостряются из-за существующих инфраструктурных и иных ограничений, недостаточного объема финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, дефицита высококвалифицированного персонала, а также наличия различного рода фискально-административных и технических барьеров, что не позволяет эффективно реализовывать внешнеторговый и транзитный потенциал региона СНГ, обеспечивать достаточные транспортную мобильность населения и доступность национальных территорий".
В связи с представлением Азербайджанской Республикой Особого мнения к Решению Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 29 мая 2020 года О проекте Приоритетных направлений сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, никакие из прав, обязанностей и положений, изложенных в Приоритетных направлениях не будут применяться Республикой Армения в отношении Азербайджанской Республики до урегулирования нагорно-карабахского конфликта, являющегося результатом применения Азербайджанской Республикой политики этнических чисток в отношении народа Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и развязывания военной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики.
Вице-премьер |
М. Григорян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решения Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 года "О Приоритетных направлениях сотрудничества государств - участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года"
Текст решения опубликован не был