В целях дальнейшего развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Стратегию развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021-2030 годы (прилагается).
2. Совету по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств совместно с другими заинтересованными органами отраслевого сотрудничества СНГ разработать и внести проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021-2030 годы на рассмотрение Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств в установленном порядке.
От Азербайджанской Республики
-----
От Республики Армения
Вице-премьер-министр
М. Григорян
От Республики Беларусь
С. Румас
От Республики Казахстан
А. Мамин
От Кыргызской Республики
Вице-премьер-министр
Э. Асрандиев
От Республики Молдова
И. Кику
с особым мнением
От Российской Федерации
М. Мишустин
От Республики Таджикистан
К. Расулзода
От Туркменистана
-----
От Республики Узбекистан
А. Арипов
От Украины
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета глав
правительств Содружества
Независимых Государств
о Стратегии развития
сотрудничества государств -
участников Содружества
Независимых Государств
в области туризма
на 2021-2030 годы
от 29 мая 2020 года
Стратегия
развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма
на 2021-2030 годы
Раздел I. Общие положения
1.1. Настоящая Стратегия развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021-2030 годы (далее - Стратегия) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств - участников СНГ, отражающих их общее видение организации взаимодействия по развитию туристской отрасли как одной из наиболее динамично развивающихся сфер.
1.2. В Стратегии закрепляются цели, задачи, принципы, основные направления, формы и механизмы развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма.
Стратегия призвана консолидировать усилия государственных органов, национальных, региональных и других туристских организаций государств - участников СНГ по расширению и укреплению международных туристских связей, формированию общего туристского пространства государств - участников СНГ.
1.3. Стратегия разработана на период 2021-2030 годов и в целом сохраняет преемственность целей, задач, принципов, направлений и механизмов реализации, определенных в Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2013 года (далее - Стратегия на период до 2020 года).
1.4. Углублению сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма способствуют следующие факторы, сформированные и/или получившие развитие в процессе реализации Стратегии на период до 2020 года:
1.4.1. Регулярные встречи в формате Совета по туризму государств - участников СНГ (далее - Совет по туризму) руководителей органов государственной власти в области туризма государств - участников СНГ;
1.4.2. Расширение международного взаимодействия в рамках Совета по туризму при выполнении мероприятий, посвященных Году туризма в СНГ, объявленному в 2014 году;
1.4.3. Реализация мероприятий в государствах - участниках СНГ в рамках объявленного Генеральной Ассамблеей ООН Года устойчивого развития туризма;
1.4.4. Принятие Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ модельных законов в области туризма: "О туристской деятельности (новая редакция)" (постановление от 16 апреля 2015 года N 42-14), "О детском и юношеском туризме (новая редакция)" (постановление от 29 ноября 2018 года N 48-11), а также Рекомендаций по соблюдению норм деловой практики в сфере туризма государств - участников СНГ (постановление от 29 ноября 2018 года N 48-12) и Рекомендаций по установлению льготных режимов торговли для иностранных туристов и временных посетителей по системе Tax free (постановление от 29 ноября 2018 года N 48-13);
1.4.5. Расширение правовой базы двустороннего сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма;
1.4.6. Создание и регулярное обновление перечня международных выставок, проводимых в государствах - участниках СНГ в целях расширения сотрудничества между туроператорами государств - участников СНГ, и размещение его на Интернет-портале СНГ и интернет-ресурсах государственных органов управления туризмом;
1.4.7. Определение на заседаниях Совета по туризму перспективных для государств - участников СНГ видов туризма и обмен передовым опытом в их развитии: агроэкотуризма, промышленного, медицинского, социального, спортивного, санаторно-курортного, оздоровительного, религиозного туризма и др., в том числе создание перечня объектов промышленного туризма, рекомендованных для посещения туристами из государств - участников СНГ, и размещение его на Интернет-портале СНГ и интернет-ресурсах государственных органов управления туризмом;
1.4.8. Приоритетное внимание в государствах - участниках СНГ к совершенствованию организации туризма для детей и молодежи, разработка соответствующих национальных программ и планов мероприятий;
1.4.9. Повышение туристского интереса к имеющимся, в том числе к новым, трансграничным маршрутам государств - участников СНГ, включая маршруты культурного туризма в рамках СНГ на основе объектов программы ЮНЕСКО "Всемирное культурное наследие", а также взаимные меры по привлечению туристского интереса к таким маршрутам, как, например, "Великий шелковый путь", "Винный путь", "Гастрономия";
1.4.10. Регулярный обмен опытом по привлечению инвестиций в туристскую отрасль, в том числе для развития инженерно-транспортной и туристской инфраструктуры;
1.4.11. Целенаправленное развитие в государствах - участниках СНГ экскурсионной деятельности, а также деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков, разработка соответствующих программ и методических материалов;
1.4.12. Систематическая информационная поддержка Советом по туризму и Исполнительным комитетом СНГ масштабных мероприятий, проводимых на территориях государств - участников СНГ и способствующих увеличению туристских потоков, развитию соответствующей инфраструктуры и услуг;
1.4.13. Организация обмена опытом в вопросах создания эффективной системы обеспечения общественной безопасности при проведении массовых международных мероприятий, в том числе фестивалей, игр, выставок;
1.4.14. Совместная работа в рамках выполнения планов основных мероприятий по подготовке и празднованию юбилейных годовщин Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов по восстановлению имеющихся и созданию новых музейных экспозиций, увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны, реконструкции основных военно-исторических событий прошедшей войны;
1.4.15. Проработка вопроса о расширении практики создания методологии и внедрения в государствах - участниках СНГ вспомогательного (сателлитного) счета туризма.
1.5. Стратегия подготовлена с учетом основных документов СНГ и иных международных документов в области туризма. В их числе:
Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 года;
Соглашение о Совете по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2012 года;
Глобальный этический кодекс туризма, принятый Генеральной Ассамблеей Всемирной туристской организации 1 октября 1999 года;
Асуанские рекомендации по усилению роли туризма в объединении культур от 27 сентября 2011 года;
Ереванская декларация от 19 октября 2012 года.
1.6. В основе Стратегии лежит представление о том, что туризм является не только одним из самых перспективных, динамично развивающихся секторов экономики, но и мощным фактором активизации международного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, поддержания знаний и понимания общего исторического прошлого, культурного взаимообогащения народов государств - участников СНГ.
Туристская деятельность осуществляется на основе уважения художественного, археологического и культурного наследия в целях его защиты и сохранения для будущих поколений.
Признается актуальным при максимальном усилении выгоды от развития туризма сведение к минимуму его отрицательного воздействия на окружающую и культурную среду, экологию и культурное наследие.
Туризм рассматривается как средство индивидуального и коллективного совершенствования, уникальный фактор самообразования, терпимости и познания различий между народами и культурами и их разнообразия.
Государства - участники СНГ стремятся к интенсификации туристских потоков как на внутреннем рынке государств - участников СНГ, так и на международном рынке, увеличению совместных проектов и программ в области туризма, которые призваны служить обеспечению их национальных интересов и развитию межгосударственного сотрудничества.
1.7. Несмотря на то, что для государств - участников СНГ в последнее десятилетие характерны активное развитие туризма и постоянный рост его позитивного влияния на экономику и международные отношения, сохраняются следующие проблемы:
не в полном объеме используется потенциал туризма для его вклада в ВВП государств - участников СНГ;
недостаточен уровень развития внутреннего туризма, въезда и выезда граждан в пределах государств - участников СНГ в целях туризма;
требует совершенствования система социальной поддержки туризма, расширяющая доступ для средне- и малообеспеченных граждан к культурному наследию дестинаций и возможностям систем оздоровления (курортным услугам);
недостаточен уровень инвестиций в сферу туристской индустрии; существует противоречие между высоким культурным наследием и потенциалом ряда территорий и их востребованностью в целях туризма;
в государствах - участниках СНГ наблюдаются расхождения в основополагающих критериях развития туризма, а также в методологии сбора и обобщения статистических данных;
в рамках СНГ не решены в полном объеме вопросы гармонизации правового обеспечения, в том числе в части безопасности туризма и туристов, качества и ассортимента туристских услуг, стандартизации в туризме и других;
требуется дальнейшее развитие практики межрегиональных комбинированных туристских маршрутов, научного обеспечения туризма, а также системы продвижения туристских продуктов различных дестинаций государств - участников СНГ на мировом рынке.
Раздел II. Цели, задачи и принципы стратегии
2.1. Целями сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:
интенсификация туристских потоков на внутреннем рынке государств - участников СНГ и объединение усилий в создании совместного турпродукта и продвижении его на мировом рынке;
рост доходов, получаемых от этой сферы всеми государствами - участниками СНГ, и в конечном счете повышение уровня и качества жизни граждан;
сохранение универсальных ценностей и культурного многообразия на пространстве СНГ;
укрепление дружбы и взаимопонимания между народами государств - участников СНГ;
содействие развитию ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма.
2.2. Задачами сотрудничества в области туризма являются:
обмен опытом по развитию туризма в государствах - участниках СНГ;
совершенствование законодательства с учетом общих подходов к развитию туризма на территориях государств - участников СНГ в контексте положений базовых международных документов в области туризма;
развитие информационно-статистического, научно-технического, организационно-правового, экономического и социально-культурного сотрудничества в области туризма;
гармонизация методических подходов к сбору и систематизации статистических данных на основе международных принципов статистического учета в туризме;
взаимодействие государств - участников СНГ по обеспечению безопасности туристов;
совершенствование системы стандартов качества предоставления туристских услуг;
продвижение турпродуктов на внутреннем рынке государств - участников СНГ и международном рынке;
повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ;
повышение индивидуальной и социальной ценности туризма.
2.3. Основными принципами сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:
равноправное и взаимовыгодное партнерство с учетом национальных интересов государств - участников СНГ;
содействие обеспечению межкультурного диалога, гуманизма и толерантности;
соблюдение равенства прав и общедоступности во всех видах туристской деятельности, в том числе для детей, пожилых лиц и лиц с инвалидностью;
устойчивое развитие туризма на благо равноправного удовлетворения потребностей и устремлений сегодняшних и завтрашних поколений;
содействие обеспечению защиты природного и культурного наследия;
использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации проектов и программ в области туризма;
гармоничное развитие внутреннего и международного туризма.
Раздел III. Основные направления и формы развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма
3.1. Основными направлениями развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:
совершенствование правового регулирования сферы туризма в государствах - участниках СНГ и в рамках СНГ в целом;
совершенствование статистического учета;
развитие системы безопасности туристов и туристских предприятий;
гармонизация стандартов качества предоставления туристских услуг;
развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры;
совершенствование системы образования и повышения квалификации кадров для сферы туризма;
расширение практики межрегиональных маршрутов;
приоритетное развитие форм туризма, направленных на ознакомление и сохранение культурного и природного наследия государств - участников СНГ, а также позволяющих беречь и экономно расходовать редкие и ценные ресурсы;
возрождение и поддержка системы социального туризма;
развитие туризма для детей и молодежи;
научное обеспечение туризма;
развитие системы продвижения туристских продуктов в государствах - участниках СНГ и на международном рынке, в том числе с использованием современных технологий;
повышение эффективности информационного сопровождения взаимодействия в области туризма государств - участников СНГ.
3.2. Основными формами развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:
3.2.1. По совершенствованию правового регулирования сферы туризма:
анализ состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ;
системное взаимодействие и обмен информацией о развитии законодательства в области туризма в государствах - участниках СНГ;
разработка новых и совершенствование существующих модельных законов;
совершенствование национального законодательства государств - участников СНГ в области регулирования туризма с учетом действующих международных нормативно-правовых документов;
совершенствование нормативно-правового обеспечения безопасности граждан государств - участников СНГ, прибывающих на территорию другого государства - участника СНГ в целях туризма;
разработка и реализация двусторонних и многосторонних международных договоров в области туризма;
изучение практики принятия правовых норм, направленных на оптимизацию налогов и сборов, оказывающих влияние на конкурентоспособность туристской индустрии;
внедрение общепризнанной терминологии в правовые документы государств - участников СНГ в области туризма.
3.2.2. По совершенствованию статистического учета:
совершенствование методологии сбора и обобщения статистических данных государств - участников СНГ с учетом документов Всемирной туристской организации (ЮНВТО);
применение разработанных методических подходов к определению государствами - участниками СНГ объемов туристских потоков, включающих группировку различных категорий туристов, в том числе дальнейшую проработку вопроса о внедрении сателлитных счетов туризма;
проработка вопроса обеспечения доступа к актуальной статистической информации о развитии сферы туризма на пространстве СНГ всех участников туристской деятельности: производителей туристских услуг, туристов, органов государственного управления, исследователей и других заинтересованных;
обеспечение сопоставимости национальных и международных статистических данных по туризму;
выработка единых критериев оценки вклада туризма в экономику страны.
3.2.3. По развитию системы безопасности туристов и туристских предприятий:
разработка/внедрение стандартов качества предоставления услуг, касающихся безопасности туризма;
развитие инфраструктуры, направленной на повышение качества обслуживания туристов и обеспечивающей доступность медицинских, информационных и справочных служб, возможность круглосуточного доступа к приобретению средств первой необходимости;
совершенствование работы спасательных служб, в том числе создание специальных служб безопасности в местах пребывания туристов, в которых существует угроза для их безопасности, обеспечение их современными средствами для оперативного поиска и спасения туристов в экстремальных ситуациях;
обмен опытом по использованию систем информирования об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания;
проработка вопроса о внедрении международного стандарта "Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов";
принятие необходимых мер по предотвращению незаконной предпринимательской деятельности в области туризма;
усиление ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма;
повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность туристов;
развитие систем связи и информационного обмена между всеми ведомствами и предприятиями туристской инфраструктуры;
совершенствование системы страхования в области туризма;
создание системы мониторинга обеспечения безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ;
создание информационной карты безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ с указанием уровней безопасности для туристов и организаций - производителей туристских услуг;
разработка и практическое использование критериев обеспечения экономической безопасности предприятий туриндустрии (финансовой устойчивости, эффективности системы контроля и надзора со стороны органов власти, социальной ответственности) и обмен информацией между государствами - участниками СНГ.
3.2.4. По гармонизации стандартов качества предоставления туристских услуг:
совершенствование нормативно-правового обеспечения в области туризма и туристской деятельности, защиты прав потребителей, направленного на предоставление равных возможностей гражданам государств - участников СНГ на приобретение туристских услуг в соответствии со своими интересами, индивидуальными потребностями и социальными правами;
совершенствование стандартов качества оказания туристских услуг государствами - участниками СНГ с учетом международных стандартов;
сближение требований к системе подтверждения соответствия оказываемых туристских услуг международным стандартам в области туризма, в том числе в части требований к субъектам туристского бизнеса;
сближение требований по сертификации туристских услуг;
совершенствование и гармонизация программ обучения экспертов-аудиторов для проведения сертификационных аудитов компаний, действующих в туристской сфере;
создание информационной базы данных, содержащей действующие правовые акты и стандарты, доступ к которой открыт для заинтересованных лиц.
3.2.5. По развитию мест размещения и соответствующей инфраструктуры:
проработка вопроса о внедрении системы классификации средств коллективного размещения, основанной на общепризнанных подходах;
регулярный анализ развития гостиничной инфраструктуры с учетом спроса и предложения в государствах - участниках СНГ;
модернизация санаторно-курортной базы и соответствующей инфраструктуры туристских дестинаций на пространстве СНГ с учетом современных требований;
развитие транспортной инфраструктуры, стимулирование интеграции перевозчиков государств - участников СНГ;
развитие сети мотелей и кемпингов различного уровня;
проведение модернизации выставочных и конгресс-комплексов.
3.2.6. По совершенствованию системы образования и повышения квалификации кадров для сферы туризма:
совершенствование государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки в сфере туризма;
проработка вопроса создания объединения образовательных учреждений государств - участников СНГ среднего и высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для индустрии туризма;
проработка вопроса о расширении спектра подготовки специалистов для сферы туризма в Сетевом университете СНГ;
развитие дистанционного обучения специалистов в области туризма;
введение в образовательные программы разных типов учебных учреждений тематических разделов о ценности туристических обменов, их экономических, социальных и культурных выгодах, а также связанных с ними рисках;
повышение квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в сфере туризма, на регулярной основе.
3.2.7. По расширению практики межрегиональных маршрутов:
создание трансграничных маршрутов и оказание содействия в их продвижении;
расширение использования туристского ресурса маршрута Великого шелкового пути;
повышение туристской привлекательности, разработка новых туристских продуктов в рамках водного маршрута, исторически сложившегося как путь "из варяг в греки";
поддержка существующих и разработка новых межрегиональных (объединенных) туристских маршрутов, пролегающих вдоль природных коридоров, исторических торговых путей, рек и железных дорог на территориях государств - участников СНГ;
взаимодействие при изучении соответствующей туристской инфраструктуры и определении необходимых мероприятий по ее развитию на трансграничных территориях для организации межрегиональных (объединенных) туристских маршрутов;
содействие контактам на постоянной основе речных комиссий и администраций речных бассейнов государств - участников СНГ по вопросам пассажирских перевозок водным транспортом и водного туризма;
проведение международных и межрегиональных форумов по обмену опытом, научно-практических конференций;
разработка и принятие системы документов для объединенных трансграничных маршрутов государств - участников СНГ;
введение в образовательные программы гуманитарных дисциплин вопросов, раскрывающих историю, в том числе в контексте событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, культурно-экономический потенциал трансграничных маршрутов, пролегающих вдоль природных коридоров, исторических торговых путей, рек и железных дорог.
3.2.8. По приоритетному развитию форм туризма, направленных на ознакомление и сохранение культурного и природного наследия государств - участников СНГ, а также позволяющих беречь и экономно расходовать редкие и ценные ресурсы:
развитие деятельности и поддержка мероприятий по сохранению культурного и природного наследия, охраняемых природных территорий и памятных мест, музейной сферы, объектов, мест поклонения и паломничества;
составление перечней искусственных и/или естественных туристских достопримечательностей, представляющих интерес с точки зрения отдыха, спорта, истории, археологии, искусства, культуры, религии, науки, социальной среды или техники, и принятие мер к тому, чтобы планы туристского развития особо учитывали вопросы, касающиеся защиты окружающей среды и необходимости содействовать информированности туристов, туристской индустрии и общественности в целом о важности защиты естественной и культурной окружающей среды;
развитие агроэкотуризма как способа сохранения и возрождения традиций и быта сельской местности, популяризации этнокультурных традиций, как альтернативного вида деятельности в сельской местности, особенно в межсезонье (для решения вопросов самозанятости и создания дополнительных рабочих мест на селе);
создание кластерной системы в сфере агроэкотуризма;
развитие зеленых маршрутов, представляющих собой многофункциональные маршруты, пролегающие вдоль природных коридоров, исторических торговых путей, рек и железных дорог, передвижение по которым возможно лишь на немоторизованных транспортных средствах;
реализация инициатив социального характера и проектов, связанных с охраной природы и ландшафтов, сохранением культурного наследия, в рамках организации природного и экологического туризма;
создание благоприятных условий для инвестиций в разработку и реализацию туристских маршрутов и программ, позволяющих экономить природные ресурсы, особенно воду и энергию, и в максимально возможной степени избегать образования отходов;
поощрение специализации усадеб посредством использования территориальных преимуществ (нахождение вблизи спортивных, горнолыжных комплексов, музеев, санаторно-оздоровительных учреждений);
организация на базе сельских усадеб событийных мероприятий, праздников деревень и обрядовых гуляний, привлекающих туристов.
3.2.9. По возрождению и поддержке системы социального туризма:
создание условий для развития семейного туризма, а также туризма для лиц пожилого возраста и лиц с инвалидностью;
регулирование туристских потоков с опережающими тенденциями увеличения внутреннего туризма и взаимного посещения важнейших туристских и культурных центров, дестинаций, центров курортного направления государств - участников СНГ за счет социальной составляющей финансирования этих потоков;
поощрение мер по развитию системы финансирования деятельности в сфере социального туризма и стимулирования привлечения средств работодателей к финансированию туристских поездок своих работников и членов их семей;
поощрение льготного режима налогообложения для турагентов, туроператоров, средств размещения, перевозчиков и других субъектов туристской индустрии, которые оказывают туристские услуги для категорий граждан, имеющих ограниченные физические или материальные возможности и слабую социальную защищенность;
развитие и поддержка инфраструктуры туристских и экскурсионных маршрутов, средств размещения туристов, а также объектов туристского показа для самодеятельного и социального туризма;
реализация целевых программ по поддержке и развитию въездного туризма для проживающих в государствах - участниках СНГ соотечественников и их потомков, в том числе учебно-образовательных туров на места исторического проживания, программ по изучению национального языка и культуры;
создание условий, обеспечивающих доступность туристских услуг для лиц с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья как формы социальной реабилитации, оказывающей позитивное влияние на уровень их социально-психологической адаптации;
развитие безбарьерной среды, разработка и внедрение технологий экскурсионного обслуживания слабослышащих, слабовидящих, а также людей с другими психофизическими особенностями.
3.2.10. По развитию туризма для детей и молодежи:
сближение правовых актов и административных процедур государств - участников СНГ, относящихся к государственному регулированию туризма для детей и молодежи;
сохранение, создание и развитие центров детско-юношеского туризма, комплексов, клубов и иных учреждений туризма для детей и молодежи и их структурных подразделений;
поддержка практики взаимообменов детскими и молодежными делегациями между органами управления образованием и органами управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней, образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, общественными объединениями государств - участников СНГ;
организация международных детских, молодежных, в том числе студенческих, туристско-спортивных мероприятий;
совершенствование научного и программно-методического обеспечения системы туризма для детей и молодежи;
совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов туристско-краеведческого профиля, занимающихся инструкторско-педагогической деятельностью с детьми и молодежью;
поддержка деятельности детских и молодежных туристских организаций;
поощрение создания специальной системы налоговых льгот для учреждений и организаций туристско-краеведческого профиля, юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в любой форме в развитие туризма для детей и молодежи;
разработка и реализация национальных целевых программ развития туризма для детей и молодежи, направленных на популяризацию культурного наследия и приобщение к истории народов государств - участников СНГ;
разработка перечня экскурсионных объектов и маршрутов для школьников и студентов;
развитие международного образовательного (в том числе языкового) туризма на пространстве СНГ;
создание элементов туристской инфраструктуры, рассчитанной на молодежную аудиторию (специализированные проездные билеты, карты скидок, хостелы и другое).
3.2.11. По научному обеспечению туризма:
проведение совместных и обмен результатами научно-методических исследований в области туризма;
организация международных научно-методических мероприятий и поддержка участия в них ученых и специалистов государств - участников СНГ;
проработка в установленном порядке вопроса о базовой организации государств - участников СНГ в области туризма;
содействие во взаимном размещении научных публикаций ученых и специалистов государств - участников СНГ в научно-методических изданиях;
подготовка периодического обзорно-аналитического доклада о реализации государственной политики в области туризма в государствах - участниках СНГ.
3.2.12. По развитию системы продвижения туристских продуктов на пространстве СНГ и международном рынке, в том числе с использованием современных технологий:
взаимодействие и обмен опытом по организации национальных экспозиций государств - участников СНГ и их презентация на международных конгрессно-выставочных мероприятиях;
продвижение турпродукта в социальных сетях;
расширение взаимного участия государств - участников СНГ в ежегодных международных туристических выставках на территориях государств - участников СНГ;
развитие практики продвижения туристского продукта государств - участников СНГ посредством проведения онлайн-выставок;
ежегодная актуализация на Интернет-портале СНГ информации о дате и месте проведения туристических выставок в государствах - участниках СНГ;
расширение практики проведения в государствах - участниках СНГ тематических гуманитарных годов, посвященных другим государствам - участникам СНГ;
поощрение взаимного размещения гиперссылок на официальные сайты государственных органов в области туризма и национальных туристических агентств государств - участников СНГ;
активизация разработки и использования национальных туристских брендов государств - участников СНГ;
формирование и развитие национальных туристских информационных систем и туристско-информационных центров, деятельность которых направлена на предоставление на безвозмездной основе заинтересованным лицам беспристрастной и компетентной документированной туристской информации, способствующей удовлетворению потребностей граждан при осуществлении туризма, экскурсий, ознакомлении с достопримечательностями и деятельности в других целях туризма;
обеспечение информационного взаимодействия между национальными информационными системами разных уровней;
формирование и ведение информационных баз данных и геоинформационных систем (в сфере туризма и туристской индустрии, прежде всего туристских ресурсов);
разработка и внедрение в государствах - участниках СНГ систем навигации и ориентирующей информации для туристов, соответствующих стандартам ЮНВТО и содержащих пиктограммы, знаки и указатели для наглядного и единообразного обозначения мест и объектов, входящих в программы группового и индивидуального туризма;
отражение уполномоченным государственным органом по туризму на страницах туристского интернет-портала государства или дестинации официальных данных о реестрах субъектов хозяйствования (туроператорах, турагентах, перевозчиках, средствах размещения, питания и аттракциях, иных объектах туристской индустрии), сведений о туристских маршрутах, гидах и гидах-переводчиках, а также иной туристской информации, переданной другими центрами туристской информации;
расширение оказания онлайн-услуг по бронированию проживания туристов, туристско-экскурсионных услуг, билетов на спортивно-развлекательные мероприятия, прокату автомобилей и др.;
содействие взаимному продвижению конкурентоспособного туристского продукта, отмена избыточных административных ограничений и обеспечение свободы доступа на рынки туристских услуг своих стран, создание стимулов для активизации туристской деятельности и устойчивого роста взаимных туристских прибытий;
поощрение приграничного, межрегионального и трансграничного сотрудничества в области туризма;
расширение взаимного участия государств - участников СНГ в ежегодных международных выставках на территориях государств - участников СНГ, в том числе включение в их программы Туристической ярмарки государств - участников СНГ;
поддержка практики проведения туристической выставки (ярмарки) и научно-практических семинаров в рамках заседаний Совета по туризму в целях формирования комплексного подхода по важнейшим аспектам развития туризма на пространстве Содружества.
3.2.13. По повышению эффективности информационного сопровождения взаимодействия в области туризма государств - участников СНГ:
проведение пресс-туров для заинтересованных средств массовой информации;
создание тематических рубрик, телевизионных передач и роликов, разработка рекламной печатной продукции в целях широкого представления туристских возможностей государств - участников СНГ;
содействие Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" в выборе тем и сюжетов для создания видеопродукции, рассказывающей о достопримечательностях государств - участников СНГ;
размещение и актуализация на Интернет-портале СНГ перечней ссылок на официальные сайты государственных органов в области туризма, ежегодных международных туристических выставок, календарей туристских событий, объектов промышленного туризма государств - участников СНГ и другой информации, способствующей развитию туризма и увеличению туристских потоков в рамках СНГ.
Раздел IV. Координация и мониторинг реализации стратегии
4.1. Координацию работы по реализации Стратегии осуществляет Совет по туризму.
4.2. Совет по туризму в рамках реализации Стратегии взаимодействует с государственными органами в области туризма государств - участников СНГ, Советом по гуманитарному сотрудничеству государств - участников СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества СНГ, Исполнительным комитетом СНГ, а также национальными, региональными и иными туристскими организациями.
4.3. Для реализации Стратегии на основе предложений государств - участников СНГ Совет по туризму не реже одного раза в три года формирует планы и в установленном порядке вносит их на утверждение Совета министров иностранных дел СНГ.
4.4. Государственный орган в области туризма государства - участника СНГ, представитель которого председательствует в Совете по туризму, совместно с Исполнительным комитетом СНГ ведет работу по следующим направлениям:
подготовка вопросов в рамках Стратегии, вносимых на рассмотрение Совета по туризму;
подготовка аналитических материалов о деятельности Совета по туризму, связанной с реализацией целей и задач Стратегии;
организация мониторинга выполнения плана мероприятий по реализации Стратегии.
4.5. Совет по туризму один раз в три года информирует Совет министров иностранных дел СНГ об итогах выполнения планов мероприятий по реализации Стратегии.
4.6. Совет по туризму, государственные органы в области туризма государств - участников СНГ организуют работу по освещению в средствах массовой информации хода и итогов реализации Стратегии.
Раздел V. Финансирование
Финансирование мероприятий, проектов и другой деятельности по реализации настоящей Стратегии осуществляется в пределах финансовых средств, предусматриваемых в национальных бюджетах компетентным министерствам и ведомствам на обеспечение возложенных на них функций, а также иных источников, не запрещенных национальным законодательством государств - участников СНГ.
Особое мнение
Республики Молдова
Республика Молдова будет участвовать в реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021-2030 годы, исходя из положений национального законодательства и взятых международных обязательств.
Республика Молдова не поддерживает действия, направленные на унификацию национальных законодательств, создание механизмов и унифицированных систем в рамках СНГ по организации и финансированию деятельности, связанной с туризмом, в случае если эти действия будут противоречить международным обязательствам Республики Молдова.
Премьер-министр |
И. Кику |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета глав правительств СНГ от 29 мая 2020 г. "О Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на 2021-2030 годы"
Текст решения опубликован не был