Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Ставрополя
от 12.10.2020 N 1705
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов разработаны с учетом положений указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 31 августа 2020 г. N 457-рп, основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 31 августа 2020 г. N 456-рп, Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 24 июня 2016 г. N 869, Программы оздоровления муниципальных финансов города Ставрополя на 2018 - 2024 годы, утвержденной постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2018 N 2638, а также с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики города Ставрополя в предшествующем периоде.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, основных подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Ставрополя, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Экономическое развитие города Ставрополя в 2020 году, как и Российской Федерации в целом, определяется эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Бюджетная и налоговая политика города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов сохранит свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития города Ставрополя с учетом текущей экономической ситуации.
Базовым принципом бюджетной и налоговой политики города Ставрополя является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости городского бюджета, решение текущих и перспективных задач наиболее эффективным способом.
Бюджетная политика в области муниципальных заимствований в предстоящем бюджетном цикле будет направлена на поддержание объема муниципального долга города Ставрополя на экономически безопасном уровне, минимизацию затрат на его обслуживание, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.
Основные направления налоговой политики города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
Налоговая политика города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - налоговая политика) сохранит преемственность в отношении ранее определенных приоритетов, скорректирована с учетом текущей экономической ситуации и будет нацелена на решение следующих основных задач:
мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала города Ставрополя;
обеспечение сбалансированности бюджета города Ставрополя путем получения доходов в запланированных объемах, а также дополнительных доходов за счет погашения задолженности налогоплательщиками по налогам, пеням и плательщиками по платежам в бюджет города Ставрополя.
Основными направлениями налоговой политики являются:
1) осуществление мер налогового стимулирования инвестиционной активности на территории города Ставрополя.
В рамках данного направления решением Ставропольской городской Думы от 11 ноября 2005 г. N 149 "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" освобождены от уплаты земельного налога в полном объеме:
юридические лица в отношении земельных участков, предоставленных в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
юридические лица в отношении земельных участков, занятых индустриальными (промышленными) парками, соответствующими требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и внесенными в реестр индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. N 303 "Об утверждении Порядка ведения реестра индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, соответствующих требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, в том числе обеспечения своевременного внесения изменений в содержащиеся в указанном реестре сведения", на период до 31 декабря 2023 года;
резиденты региональных парков, созданных на территории города Ставрополя, осуществляющих реализацию инвестиционных (инновационных) проектов в соответствии с соглашением о ведении деятельности резидента регионального парка, в отношении земельных участков, расположенных на территории региональных парков, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок, но не более срока действия соглашения о ведении деятельности резидента регионального парка;
2) повышение эффективности управления муниципальными активами за счет:
осуществления мероприятий, направленных на улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя, оптимизацию количества муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя, не выполняющих функции, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, путем их реорганизации, ликвидации в целях возвращения имущества в казну города Ставрополя и дальнейшего его использования в порядке, установленном законодательством;
осуществления мероприятий по дополнительной мобилизации доходов в бюджет города Ставрополя путем приватизации муниципального имущества;
инвентаризации муниципального имущества, регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя, организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества города Ставрополя и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах города Ставрополя;
разграничения и оформления земельных участков в муниципальную собственность города Ставрополя;
3) оценка эффективности налоговых расходов.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 01 января 2020 года предусмотрено проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований с применением новых подходов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Сумма выпадающих доходов бюджета города Ставрополя в связи с предоставлением налоговых льгот юридическим и физическим лицам по итогам 2019 года составила 247,5 млн рублей, из них сумма налоговых льгот, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами города Ставрополя, - 23,1 млн рублей (по земельному налогу: физическим лицам - 1,0 млн рублей, юридическим лицам - 22,1 млн рублей).
В 2019 году объем выпадающих доходов бюджета города Ставрополя в связи с предоставлением налоговых льгот в соответствии с муниципальными правовыми актами города Ставрополя, снизился на 2,1 млн рублей, или на 8,3 процента. Одновременно, объем налоговых расходов с учетом льгот, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации, увеличился по сравнению с 2018 годом на 38,3 млн рублей, или на 18,3 процента.
Оценка эффективности налоговых расходов города Ставрополя с 2020 года осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 11.06.2020 N 847 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края".
В случае выявления несоответствия налоговых расходов города Ставрополя целям муниципальных программ города Ставрополя и (или) целям социально-экономической политики города Ставрополя, не относящимся к муниципальным программам, кураторами налоговых расходов будет осуществляться подготовка предложений по их отмене, уточнению либо изменению условий их предоставления;
4) совершенствование налогового администрирования.
Повышению качества налогового администрирования будет способствовать безусловное выполнение главными администраторами доходов бюджета города Ставрополя бюджетных полномочий в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в местный бюджет администрируемых налогов и сборов, в том числе проведение претензионно-исковой работы и осуществление мер принудительного взыскания задолженности.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет города Ставрополя следует продолжить работу:
по координации действий главных администраторов доходов бюджета города Ставрополя, направленных на увеличение собираемости налогов и сборов в бюджет города Ставрополя;
по проведению заседаний консультативного совета по налоговой и бюджетной политике при администрации города Ставрополя, созданного постановлением администрации города Ставрополя от 21.07.2011 N 1986, и городской межведомственной комиссии по контролю за деятельностью предприятий и организаций в сфере оплаты труда, легализации заработной платы в городе Ставрополе, созданной постановлением администрации города Ставрополя от 08.07.2011 N 1860;
по осуществлению контроля в отношении налогоплательщиков, являющихся поставщиками и подрядчиками-контрагентами по муниципальным контрактам (договорам), с целью пресечения фактов недопоступления налогов в бюджет города Ставрополя.
При определении общих параметров объема доходной части бюджета города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов необходимо учесть следующие основные изменения законодательства:
1) на федеральном уровне:
прекращение действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 01 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
индексация ставок и изменение норматива отчислений в бюджеты субъектов Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты;
действие коэффициента, ограничивающего ежегодный рост земельного налога и налога на имущество физических лиц не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом;
повышение ставок налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения при превышении налогоплательщиком законодательно установленного лимита по объему полученного дохода и численности сотрудников;
планируемое увеличение ограничения площади объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы, и объектов организации общественного питания, при их использовании налогоплательщиком при применении патентной системы налогообложения, с 50 до 150 квадратных метров по каждому объекту;
планируемое предоставление права налогоплательщикам, применяющим патентную систему налогообложения, уменьшать сумму налога на страховые платежи (взносы) и пособия, начисленные за налоговый период;
2) на региональном уровне:
установление с 01 января 2021 года норматива отчисления в бюджеты городских округов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
продление "налоговых каникул" для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, до 2024 года. В 2016 году количество выданных патентов в городе Ставрополе составляло 985, в 2017 - 1397, в 2018 - 1937, в 2019 - 1992. В 2019 году "налоговыми каникулами" в городе Ставрополе воспользовались 12 индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. Необлагаемый размер потенциально возможного к получению годового дохода в результате установления "налоговых каникул" для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, составил 1,1 млн рублей, сумма недополученного в бюджет города Ставрополя налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составила 66,5 тыс. рублей;
расширение видов предпринимательской деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения, и увеличение дифференцированного размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для применения патентной системы налогообложения;
3) на местном уровне:
планируемое прекращение по соглашению сторон действия Соглашения от 10.07.2015 N 85 "О муниципально-частном партнерстве на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве на создание, эксплуатацию и обеспечение функционирования на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Ставрополя".
При принятии решений в сфере налоговой политики, в том числе и при реализации мероприятий по повышению собираемости налогов, следует учитывать их долгосрочные последствия для экономики города Ставрополя, организаций социальной сферы и доходной части бюджета города Ставрополя. При формировании и реализации налоговой политики необходимо соблюдать баланс интересов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и налогоплательщиков.
Основные направления бюджетной политики города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
Опережающий темп роста бюджетных расходов на решение первоочередных задач в сравнении с ростом доходов бюджета города Ставрополя приводит к ограниченности финансовых ресурсов на обеспечение содержания и развитие города Ставрополя как административного, делового и культурного центра Ставропольского края.
Бюджетная политика города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - бюджетная политика) в условиях ограниченности бюджетных ресурсов будет направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета города Ставрополя и повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
1) концентрация бюджетных ресурсов на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных в Указе N 474.
Достижение указанной цели будет обеспечиваться за счет:
реализации национальных проектов, установленных Указом N 204, как основного инструмента достижения национальных целей;
включение мероприятий федеральных и региональных проектов в рамках реализации национальных проектов в состав мероприятий муниципальных программ и их реализация;
привлечения средств из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях обеспечения условий софинансирования расходных обязательств;
исполнения в 2021 - 2023 годах публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению города Ставрополя исходя из численности потребителей и нормативов затрат с учетом итогов инвентаризации мер социальной поддержки, пособий, компенсаций и других социальных выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан, установленных муниципальными правовыми актами города Ставрополя, и перехода на их предоставление с учетом введения принципа нуждаемости и адресности;
планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции) муниципальной собственности города Ставрополя с учетом приоритетности объектов, строительство (реконструкция) которых осуществляется на условиях софинансирования с федеральным бюджетом и (или) бюджетом Ставропольского края;
2) осуществление бюджетных расходов исходя из приоритизации с учетом возможностей доходной базы бюджета города Ставрополя, повышение эффективности бюджетных расходов.
В 2020 году пересмотрена первостепенность расходных обязательств и уточнены приоритеты внутри сфер, изменения были определены эпидемиологической ситуацией.
Четкая приоритизация расходов в совокупности с политикой эффективного использования бюджетных средств позволит при любом развитии событий обеспечить полноту и своевременность выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и всех мер социальной поддержки населению города Ставрополя.
При определении общих параметров расходов бюджета города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов необходимо учесть:
поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации);
обеспечение выплаты минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, в муниципальных учреждениях города Ставрополя.
Повышение эффективности бюджетных расходов, сдерживание их роста будет производиться путем:
недопущения установления расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления городского округа;
недопущения принятия расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, или принятия новых расходных обязательств за счет сокращения действующих расходных обязательств, перераспределения бюджетных средств с наименее приоритетных видов расходов на осуществление расходов обязательного характера;
реализации мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
перераспределения средств на новые приоритеты, не затрагивая первоочередных обязательств;
недопущения образования просроченной кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в том числе по заработной плате и социальным выплатам;
активного привлечения муниципальными учреждениями города Ставрополя внебюджетных ресурсов, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
повышения эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета города Ставрополя;
привлечения к оказанию услуг в социальной сфере, предоставляемых населению города Ставрополя, организаций негосударственного сектора экономики;
своевременного проведения конкурсных процедур и сокращения неэффективных расходов;
проведения мероприятий по дальнейшей централизации функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности;
3) обеспечение прозрачности и открытости бюджета города Ставрополя и бюджетного процесса для граждан.
Открытость и понятность информации о бюджете города Ставрополя для граждан как способ повышения эффективности бюджетных расходов реализуется за счет:
проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Ставрополя и годовому отчету о его исполнении с целью вовлечения населения города Ставрополя в осуществление бюджетного процесса;
размещения на официальном сайте администрации города Ставрополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, касающейся планирования бюджета города Ставрополя, его исполнения, правового регулирования бюджетного процесса в городе Ставрополе;
повышения информационной открытости бюджетного процесса города Ставрополя в социальных сетях в целях информирования граждан по вопросам формирования и исполнения бюджета города Ставрополя, а также вовлечения граждан в процедуру обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений;
размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджете и бюджетном процессе и иных сведений, определяемых Министерством финансов Российской Федерации;
официального опубликования муниципальных правовых актов города Ставрополя в газете "Вечерний Ставрополь".
Основные направления долговой политики города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов
Долговая политика города Ставрополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика) будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета города Ставрополя путем поддержания объема муниципального долга города Ставрополя (далее - муниципальный долг) на экономически безопасном уровне и минимизации расходов бюджета города Ставрополя на обслуживание муниципального долга.
В течение последних девяти лет, начиная с 2012 года, бюджет города Ставрополя формируется с дефицитом, что связано с недостатком собственных доходов для исполнения расходных обязательств муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
По состоянию на 01 января 2020 года в общем объеме долговых обязательств города Ставрополя в размере 2 125,3 млн рублей практически всю сумму составляют обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций - 2 124,4 млн рублей (99,96 процента), и незначительную долю - 0,9 млн рублей (0,04 процента), составляет задолженность по гарантиям по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах сельскохозяйственным организациям всех организационно-правовых форм и другим организациям агропромышленного комплекса Ставропольского края, организациям потребительской кооперации (далее - муниципальные гарантии).
В первом полугодии 2020 года на финансирование планового дефицита бюджета города Ставрополя направлено 294,2 млн рублей (за исключением остатков средств, сложившихся на счетах бюджета на 01.01.2020). По состоянию на 01 июля 2020 года муниципальный долг составил 2 419,5 млн рублей.
В результате замещения кредитов, полученных от кредитных организаций, на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетные кредиты) структура муниципального долга претерпела изменения. В первом полугодии 2020 года в общем объеме долговых обязательств города Ставрополя обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций, снизились на 12,36 процента и составили 87,60 процента (2 119,6 млн рублей), обязательства по бюджетным кредитам составили 12,36 процента (299,0 млн рублей), обязательства по муниципальным гарантиям остались на прежнем уровне (0,9 млн рублей).
В результате ежегодного принятия дефицитного бюджета города Ставрополя уровень долговой нагрузки на бюджет города Ставрополя постоянно увеличивается.
Динамика и структура показателей муниципального долга приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика и структура показателей муниципального долга в 2017 - 2020 годах
N |
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
Сумма (млн руб лей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
Сумма (млн руб лей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
1 301,1 |
99,9 |
1 670,9 |
99,95 |
2 124,4 |
99,96 |
2 572,1 |
99,97 |
2. |
Муниципальные гарантии |
0,9 |
0,1 |
0,9 |
0,05 |
0,9 |
0,04 |
0,9 |
0,03 |
Муниципальные гарантии в 2017 - 2019 годах не предоставлялись. В настоящее время в структуре муниципального долга муниципальные гарантии составляют 0,9 млн рублей. Списание задолженности по муниципальным гарантиям осуществляется согласно приказам министерства финансов Ставропольского края по мере исключения предприятий из реестра юридических лиц.
В 2020 году предоставление муниципальных гарантий также не планируется.
В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерством финансов Ставропольского края проведена оценка долговой устойчивости муниципальных образований Ставропольского края.
Показатели долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости города Ставрополя по состоянию на 01 августа 2020 года, утвержденные приказом министерства финансов Ставропольского края от 28.09.2020 г. N 253, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели долговой устойчивости и значения показателей долговой устойчивости города Ставрополя по состоянию на 01 августа 2020 года
(процентов) | |||||
N |
Наименование показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости |
Значение показателя долговой устойчивости города Ставрополя по состоянию на 01 августа 2020 года |
||
для группы заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости |
для группы заемщиков с низким уровнем долговой устойчивости |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Объем муниципального долга к общему объему доходов бюджета города Ставрополя без учета безвозмездных поступлений |
не более 50 |
более 50 - менее 85 |
более 85 |
47,2 |
2. |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета города Ставрополя, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Ставропольского края |
не более 5 |
более 5 - менее 8 |
более 8 |
1,6 |
3. |
Годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, возникшего по состоянию на 01 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета города Ставрополя и дотаций из бюджета Ставропольского края |
не более 13 |
более 13 - менее 18 |
более 18 |
4,9 |
4. |
Доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме муниципального долга |
- |
- |
- |
12,8 |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что город Ставрополь по состоянию на 01 августа 2020 года по первым трем показателям долговой устойчивости соответствует группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости. Значение четвертого показателя долговой устойчивости не влияет на оценку уровня долговой устойчивости.
В 2020 году планируется обеспечить высокий уровень долговой устойчивости города Ставрополя.
Особое внимание в период 2017 - 2019 годов уделялось минимизации расходов на обслуживание муниципального долга. Для этого были реализованы следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета города Ставрополя под 0,1 процента годовых;
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из бюджета Ставропольского края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя, под 0,1 процента годовых;
привлечены временно свободные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя;
проведено 30 аукционов на закупку услуг по предоставлению денежных средств для финансирования дефицита бюджета города Ставрополя и погашения долговых обязательств города Ставрополя, в результате за 2017 - 2019 годы процентные ставки по кредитам, полученным от кредитных организаций, были снижены с диапазона 9,5 - 10,5 процента годовых до 6,77 - 7,20 процента годовых.
Проведенные в 2017 - 2019 годах мероприятия позволили высвободить и направить на финансирование социально значимых расходов денежные средства в сумме 226,6 млн рублей.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований;
риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств. Снижение данного риска возможно в случае предоставления бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края сроком на 5 лет. Предоставление бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края позволит сократить годовые объемы погашений долговых обязательств.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов бюджета города Ставрополя. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств бюджета города Ставрополя в пользу расходов по обслуживанию муниципального долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных решением Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований связан с неполучением денежных средств на финансирование дефицита бюджета города Ставрополя и погашение долговых обязательств города Ставрополя в случае отказа кредитных организаций от предоставления заемных средств. Снижение данного риска возможно в случае замещения средств, не полученных от кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставляемыми из бюджета Ставропольского края, либо путем сокращения расходов бюджета города Ставрополя на такую же сумму.
В 2021 - 2023 годах долговая политика не претерпит кардинальных изменений в части осуществления муниципальных заимствований.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами бюджета города Ставрополя;
рост расходных обязательств города Ставрополя вследствие принятия Указа N 204;
необходимость ежегодной индексации расходов бюджета города Ставрополя на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг.
В качестве инструментов долговой политики будут использоваться кредиты, полученные от кредитных организаций, и бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные заимствования в кредитных организациях планируется осуществлять в основном на среднесрочный период сроком до 3 лет в виде возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Такой подход позволит более гибко управлять долговыми обязательствами города Ставрополя, перераспределять долговую нагрузку на среднесрочный период и минимизировать расходы бюджета города Ставрополя на обслуживание муниципального долга.
Основными целями долговой политики являются:
поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем отнесение города Ставрополя к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Для достижения поставленных целей в 2021 - 2023 годах необходимо обеспечить решение следующих задач:
обеспечение размера дефицита бюджета города Ставрополя в 2021 - 2023 годах на уровне не более 5,0 процентов от суммы доходов бюджета города Ставрополя без учета объема безвозмездных поступлений в соответствующем году (значение может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета города Ставрополя, которые в рамках разработки проекта изменений в решение Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период не были учтены в первоначальной редакции решения Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности);
замещение кредитов, полученных от кредитных организаций, на более выгодные бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Достижение поставленных целей и реализация задач долговой политики будут осуществляться путем выполнения следующих мероприятий:
направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета города Ставрополя, на погашение муниципального долга;
недопущение принятия и исполнения расходных обязательств города Ставрополя, не отнесенных действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления;
недопущение принятия новых расходных обязательств города Ставрополя, не обеспеченных источниками доходов;
поддержание сбалансированности бюджета города Ставрополя по доходам и расходам;
мониторинг и прогнозирование кассового исполнения бюджета города Ставрополя по доходам и расходам в целях своевременного определения оптимального объема и сроков привлечения муниципальных заимствований для финансирования дефицита бюджета города Ставрополя;
привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
осуществление мониторинга процентных ставок на рынке заимствований в целях эффективного расходования средств, предусмотренных в бюджете города Ставрополя на обслуживание муниципального долга;
проведение конкурсных процедур в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами;
проведение анализа объемов и сроков погашения действующих муниципальных заимствований с целью выявления пиков платежей для обеспечения равномерного распределения средств бюджета города Ставрополя, необходимых для погашения и обслуживания муниципального долга;
привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Ставрополя от 12 октября 2020 г. N 1705 "Об утверждении основных направлений бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.