Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III.
Достигнутые результаты улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, имеющиеся проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и намечаемые меры по их решению.
3.1. Анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Тверской области
В 2019 году Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области проводилась постоянная и целенаправленная работа по реализации мероприятий в соответствии с приоритетными направлениями деятельности, в том числе по реализации национальных проектов, по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Тверской области.
В области охраны атмосферного воздуха
В 2019 году доля проб атмосферного воздуха городских поселений, не соответствующих гигиеническим нормативам составила 0,1%, что значительно ниже средних показателей по Российской Федерации (в 2018 г. - 0,66%, 2017 г. - 0,75%).
На протяжении 3 лет уровни загрязнения атмосферного воздуха более 5 ПДК на территории региона не регистрировались.
За период 2017 - 2019 г.г. произошло сокращение количества населения, проживающего в границах санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) предприятий области с 20242 человек в 2017 году до 19706 в 2019 году за счёт внедрения новых технологий, перепрофилирования или объективного доказательства стабильного достижения уровня техногенного воздействия объекта на границе СЗЗ и за её пределами ниже нормативных требований, а также сокращения размеров СЗЗ в результате проводимой реконструкции.
По состоянию на 2019 год согласованный проект санитарно-защитной зоны имеют 1629 объектов (в 2018 г. - 1599, 2017 г. - 1567 объекта,). Число объектов, действующих без проектов организации санитарно-защитных зон по сравнению с 2017 годом сократилось в 1,2 раза и составило 365.
Управлением в 2019 году вынесены 56 решений об установлении санитарно-защитных зон предприятий.
Количество решений (56) больше по сравнению с предыдущим годом (33), вместе с тем темпы установления санитарно-защитных зон остаются низкими. Так, на территории области санитарно-защитные зоны установлены у 110 объектов, что составляет примерно 3% от числа объектов, которые могут являться источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Наиболее активно устанавливают санитарно-защитные зоны предприятия 4 класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, в том числе автозаправочные, газораспределительные станции.
В 30% случаев при рассмотрении заявлений об установлении санитарно-защитной зоны выносилось решение об отказе.
Основной причиной отказов явилось отсутствие в документах сведений, предусмотренных п. 16 Правил установления санитарно-защитных зон, а именно отсутствие надлежащего обоснования размеров и границ санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе отсутствие сведений о режиме использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, установление зоны без учета критерия для определения ее размера (непревышение на её внешней границе и за ее пределами ПДК или ПДУ), а также отсутствие сведений о границе санитарно-защитной зоны в электронном виде (отсутствие XML-файла).
На предприятиях, являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проводится инвентаризация источников таких выбросов, разрабатываются проекты предельно допустимых выбросов (проекты ПДВ).
В 2019 году Управлением было рассмотрено 207 проектов ПДВ, из которых только 16 не соответствовали требованиям санитарных правил.
В области охраны водоснабжения населения
В рамках Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на территории Тверской области у 7 водоснабжающих организаций имеются разработанные и утверждённые инвестиционные программы по развитию и модернизации систем водоснабжения (г. Тверь, Сонковский, Калязинский, Ржевский, Старицкий, Зубцовский, Бельский районы).
За 2019 год снизилось количество водоисточников, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям - 225 (2017 год - 233), в том числе из-за несоблюдения режима зон санитарной охраны - 74 (2017 год - 80).
За отчетный период качество питьевой воды в распределительной сети улучшилось как по санитарно-химическим, так и микробиологическим показателям - доля проб водопроводной воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, составила 30,2% и 2,7% соответственно (2018 г. - 35,7% и 3,0%).
В 2019 года Управлением совместно органами исполнительной власти Тверской области подготовлен отчёт о результатах оценки состояния объектов систем водоснабжения региона.
Рассмотрен и согласован проект региональной программы "Повышение качества питьевой воды из систем централизованного водоснабжения Тверской области" на 2019 - 2024 годы.
Постановлением Правительства Тверской области от 30.07.2019 N 296-пп утверждена региональная программа "Повышение качества питьевой воды из систем централизованного водоснабжения Тверской области" на 2019 - 2024 годы, в рамках которой планируется осуществить строительство и реконструкцию (модернизацию) 18 объектов питьевого водоснабжения в муниципальных образованиях Тверской области.
В 2019 году с целью улучшения качества питьевой воды из систем централизованного водоснабжения проведены мероприятия по реконструкции и модернизации систем водоподготовки в г.г. Тверь и Старица.
На период начала проведения инвентаризации источников питьевого централизованного водоснабжения (начало 2019 года), доля ресурсоснабжающих организаций, имеющих согласованные с Управлением программы производственного контроля качества питьевой воды, составляла 48%. На конец 2019 года, в связи с проведенной Управлением работой, данный показатель достиг 87% (181 организация имеет программу производственного контроля качества воды).
На конец 2019 года в соответствии с региональным проектом достигнуты прогнозные показатели доли населения региона, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (78,8%) и для городского населения (90%).
В области охраны водных объектов
Доля проб воды водоемов II категории (водные объекты, используемые для купания, занятия спортом и отдыха населения), не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, на протяжении последних 3-х лет (2017 - 2019 г.г.) оставалась стабильной и составила 28,5%.
В 2019 году с учетом внесенных Управлением предложений, Правительством Тверской области утверждена региональная программа Тверской области "Улучшение экологического состояния реки Волги" на 2019 - 2024 г.г.
В рамках региональной программы определены 8 населённых пунктов, в которых мероприятия по модернизации систем очистки сточных вод могут быть наиболее эффективны для снижения загрязнения реки Волга (г.г. Тверь, Конаково, Ржев, Старица, Осташков, Калязин, Торжок п. Радченко).
В области охраны почвы
В 2019 году доля проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям составила 10,9% (в 2017 г. - 14,7%).
В 2019 году на территории региона начаты работы по разработке проектно-сметной документации на рекультивацию свалок, расположенных в границах населённых пунктов г. Кимры, г. Нелидово.
В отчетном году на территории Тверской области начата работа по внедрению дуальной (раздельной) системы сбора твёрдых коммунальных отходов, которая предполагает сокращение объёмов захоронения отходов на полигонах, снижения негативного воздействия на почву, атмосферный воздух, грунтовые воды.
Эффективно работающая система раздельного сбора отходов позволит обеспечить высокий уровень извлечения вторичного сырья высокого качества и его последующую переработку.
В области улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в детских и подростковых учреждениях
В результате проводимых в системе дошкольного образования мероприятий в Тверской области сократилось в 1,7 раза количество дошкольных организаций, в которых группы переуплотнены.
По результатам принимаемых мер отмечается улучшение материально- технической базы общеобразовательных учреждений. В 2019 году проводился капитальный ремонт кровель зданий общеобразовательных организаций, спортивных залов, санитарно-технических узлов; замена оконных блоков; оборудование плоскостных спортивных сооружений и школьных спортивных клубов, приобретение технологического и кухонного оборудования, школьной мебели. По результатам надзора в общеобразовательных учреждениях Тверской области удельный вес неудовлетворительных замеров школьной мебели (2017 г. - 5,1%; 2018 г. - 4%; 2019 г. - 4,4%) ниже средне российских показателей (по РФ - 9,5%).
Отмечается увеличение охвата школьников горячим питанием (2017 г. - 91,9%; 2018 г. - 93%; 2019 г. - 93,2%). Показатели охвата школьников горячим питанием превышают средний показатель по Российской Федерации (90,2%). На протяжении последних лет 100% обучающихся начальной школы общеобразовательных организаций области получали горячее питание.
Для организации питания используется Единое меню трехразового питания обучающихся, согласованное с Управлением. Также Министерством здравоохранения Тверской области разработаны гипоаллергенное меню и меню для детей, страдающих сахарным диабетом, фенилкетонурией, болезнью Гиршпрунга.
Во всех муниципальных образованиях области при проведении конкурсных процедур по поставке пищевых продуктов и организации питания включаются в технические задания разработанные Управлением требования к ассортиментному перечню и качеству пищевых продуктов и продовольственного сырья для организации питания детей.
В Министерстве образования Тверской области, а также в администрациях муниципальных образований созданы комиссии по контролю за организацией детского питания, проводятся проверки выполнения контрактных обязательств "исполнителем" услуг питания обучающихся и поставки пищевых продуктов.
В целях информирования родителей на сайтах образовательных организаций вывешивается меню, информация об организаторе питания и поставщиках пищевых продуктов.
Отмечается тенденция увеличения удельного веса детей, у которых по итогам летней оздоровительной кампании отмечался выраженный оздоровительный эффект (2017 г. - 93,2%; 2018 г. - 93,7%; 2019 г. - 93,8%).
В течение последних лет в области сохраняется количество загородных учреждений отдыха и оздоровления и число отдохнувших детей.
В области реализуется "Концепция развития системы отдыха и оздоровления детей Тверской области на 2019 - 2024 годы", в рамках которой по предложению Управления предусмотрены мероприятия по улучшению материально-технической базы загородных организаций отдыха и оздоровления детей на 2019 - 2024 годы.
Управлением обеспечено взаимодействие с правоохранительными органами и органами местного самоуправления по пресечению несанкционированного отдыха детей. В ходе летней кампании на территории области функционировали организации отдыха и оздоровления детей, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение на оздоровительную деятельность.
В рамках взаимодействия Управление обеспечивает обмен информацией с Управлениями Роспотребнадзора по другим регионам и всеми заинтересованными организациями при организации отдыха и проведении массовых мероприятий для детей, подростков и молодежи в других регионах Российской Федерации.
В области контроля за качеством продовольственного сырья и пищевых продуктов
В течение года проводились мероприятия по контролю за выполнением требований технических регламентов, оборотом алкогольной продукции, пищевых продуктов, содержащих ГМО, с целью недопущения на потребительский рынок некачественных и опасных продуктов питания.
Результаты исследований импортируемой пищевой продукции показывают, что в 2017 - 2019 г. в пищевой продукции ГМО не обнаружены, пробы пищевой продукции, не соответствующей требованиям по содержанию антибиотиков, не выявлялись.
За последний год отмечается незначительное увеличение объёма забракованного продовольственного сырья 2501,786 кг (2018 г. - 2489,151 кг).
Управлением Роспотребнадзора по Тверской области продолжилось размещение информации о неудовлетворительных пробах пищевой продукции в Государственном информационном ресурсе по защите прав потребителей. За 2019 год в ресурс внесено 210 уведомлений о фактах выявления продукции, не соответствующей обязательным требованиям, 26% уведомлений внесено по фактам выявления некачественной продукции 23 тверских производителей. Также уведомления (41) о некачественной продукции тверских производителей поступают из других субъектов РФ. В отношении всех производителей Управлением применены меры административного воздействия в полном объёме, информация о сторонних производителях направлена в управления Роспотребнадзора по субъектам РФ.
Управление Роспотребнадзора по Тверской области принимало участие в реализации мероприятий, направленных реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. С целью недопущения на потребительский рынок некачественных и опасных продуктов питания осуществлялся надзор за загрязнением пищевых продуктов и продовольственного сырья потенциально опасными загрязнителями различной природы, за выполнением требований технических регламентов, оборотом алкогольной продукции, пищевых продуктов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы.
Продолжились мероприятия по выполнению Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Тверской области на период до 2020 года. В 2019 году Управлением проведена работа по контролю исполнения постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами". Управлением во взаимодействии с правоохранительными органами проводились мероприятия по пресечению поступления на потребительский рынок опасной контрафактной алкогольной продукции. В 2019 году по поступившим из правоохранительных органов материалам (УМВД России по Тверской области, СУ СК России по Тверской области и другие), были даны заключения по 1042 образцам спиртосодержащей жидкости и сделаны выводы о её влиянии на жизнь и здоровье человека.
В целях выполнения государственной политики по противодействию и сокращению потребления табака, в т.ч. соблюдению требований Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" проведено 39 контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию табачной продукции. По результатам проверок за выявленные нарушения при обороте табачной продукции привлечены к административной ответственности 34 юридических лица и индивидуальных предпринимателя с наложением штрафных санкций на сумму 325 тысяч рублей.
В рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации о проведении рейдовых и внеплановых выездных проверок с целью предотвращения, и прекращения возможной реализации в торговых точках некурительной никотиносодержащей продукции и поручения руководителя Роспотребнадзора от 20.12.2019 N 02/17909-2019-27 "Об усилении контроля (надзора) за никотиносодержащей продукцией" Управлением проведено 1195 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию табачной продукции.
В результате проверок в 26 организациях выявлены нарушения. Совместно с правоохранительными органами арестовано 2020 единиц продукции, в том числе 20 на основе табака. Составлено 54 протокола об административном правонарушении, в том числе с конфискацией никотиносодержащей продукции в количестве 58 штук. Сумма наложенных штрафов составила 6 млн. 960 тыс. рублей.
В области обеспечения здоровых условий труда
Показатель профессиональной заболеваемости в Тверской области стабильно ниже среднего показателя по Российской Федерации (1,17) и составил в 2018 году 0,15 случаев на 10 тысяч работающих, что незначительно ниже уровня прошлого года.
В течение 2019 года не зарегистрировано случаев профессиональных заболеваний от воздействия аллергенов, промышленных аэрозолей, тяжести труда и других производственных факторов. Острых случаев профессиональных заболеваний (отравлений), а также групповых случаев и со смертельным исходом на территории Тверской области не регистрировалось.
В 2019 году удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам на промышленных предприятиях области снизился по сравнению с 2018 годом по таким физическим факторам как: шум с 38,5% до 30,3%; микроклимат с 14,7% до 11,4%; электромагнитные поля с 16,4% до 2,2%.
Доля рабочих мест на промышленных предприятиях Тверской области в 2019 году, не соответствующих установленным нормативам по вибрации (6,4%) в 1,5 раза ниже показателей по Российской Федерации (10%).
Во исполнение основных направлений деятельности Роспотребнадзора в 2019 году Управлением продолжена работа по инвентаризации канцерогеноопасных производств, обеспечен надзор за санитарно-гигиенической паспортизацией таких объектов и ведение регионального банка данных.
В области снижения уровня инфекционной заболеваемости
Одним из ключевых показателей социально значимого результата деятельности Управления является снижение заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями, прежде всего управляемыми средствами специфической профилактики.
В 2019 г. всего зарегистрировано 341280 случаев инфекционных и паразитарных заболеваний, что ниже показателя 2018 г. на 8%.
Из 81 инфекционного заболевания, подлежащего регистрации в формах федерального статистического наблюдения, не зарегистрирована заболеваемость по 33 нозоформам, в том числе таким вакциноуправляемым инфекциям, как полиомиелит, дифтерия, краснуха, эпидпаротит, что обусловлено сохранением на высоком уровне показателей охвата профилактическими прививками, а также брюшным тифом, холерой, бешенством, туляремией, сибирской язвой, бруцеллезом.
В течение года регистрировались единичные случаи кори, менингококковой инфекции, клещевого вирусного энцефалита, острого вирусного гепатита С и Е. Также регистрировались единичные завозные случаи малярии и лихорадки Денге.
Отмечено снижение заболеваемости по 19 формам инфекционных заболеваний, в т.ч. ОКИ установленной этиологии - на 15,5%, сальмонеллёзом - на 12%, шигеллёзом - в 3,7 раза, скарлатиной - на 24%, туберкулёзом органов дыхания - на 34,4%, укусов животными - на 1,5%, гриппом - на 11%, а также по 2 формам паразитарных заболеваний: аскаридозом - на 8%, лямблиозом - на 4%.
В рамках Национального календаря профилактических прививок привито по Тверской области более 920 тысяч человек. В среднем план прививок выполнен на 98-100%. В 2019 году продолжилась иммунизация взрослых:
- против гепатита В привито трёхкратно 4241 чел. в возрасте 18-55 лет, охват прививками взрослого населения по состоянию на 31.12.2019 составил 98,8% (2018 г. - 98,0%, 2017 г. - 98,1%, 2016 г. - 96,9%, 2015 г. - 96,4%);
- против кори было привито 11440 взрослых в возрасте 18-35 лет (вакцинация и ревакцинация), общий охват прививками увеличился до 146% (2018 г. - 99,6%, 2017 г. - 98,7%), а двумя прививками охвачено 99,5% взрослых.
В 2019 году продолжена работа по поддержанию статуса области, свободной от полиомиелита, вызванного диким полиовирусом. В ходе прививочной кампании привито более 44 тысяч детей. Своевременность охвата детей в 12 мес. составила 97,3%, в 24 мес. - 97,8%. Продолжена работа по проведению исследований популяционного иммунитета к полиомиелиту, по надзору за выявлением полиовируса в объектах окружающей среды. При изучении серомониторинга дважды серонегативных лиц не выявлено, процент серонегативных лиц соответствует рекомендуемому показателю.
Организована профилактическая иммунизация детей и взрослых против гриппа. Доля привитых против гриппа в эпидсезон 2019 - 2020 гг. составила 44,2% от численности населения области, что позволило удерживать эпидемический процесс против гриппа и ОРВИ на приемлемом уровне, уменьшить продолжительность и интенсивность подъёма заболеваемости гриппом и ОРВИ. На эпидсезон 2020 - 2021 гг. запланировано привить 50% от численности населения, в т.ч. в группах риска охват составит не менее 75%.
В 2019 году работа по профилактике кори проводилась в соответствии с Национальной программой по элиминации кори и краснухи в РФ и Региональным межведомственным планом на 2016 - 2020 гг., а также в рамках реализации постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2019 N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории РФ". Управлением была проведена работа по выявлению лиц, подлежащих подчищающей иммунизации против кори. Всего в рамках подчищающей иммунизации было вакцинировано 11 427 чел., в том числе дети - 3014 чел. и взрослые - 1288 чел.; трудовые мигранты - 7125 чел. Изучен коллективный иммунитет к возбудителю кори, который позволил определить направления работы в 2020 году.
За отчетный год вспышек гнойно-септических инфекций в медицинских организациях области не зарегистрировано. Управлением совместно с Министерством здравоохранения Тверской области продолжалась работа по предупреждению возникновения ИСМП в медицинских организациях.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в разделе "Мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ" за 2019 год охват ВИЧ-инфицированных беременных женщин химиопрофилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку составил 87% (рекомендуемый показатель по Государственной стратегии противодействия распространения ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу - 93%). Охват диспансерным наблюдением составил 85,4% (рекомендуемый - 84%), обеспечение всех нуждающихся антиретровирусной терапией составило 52,3% (рекомендуемый показатель - 36,4%).
Для Тверской области по-прежнему остаётся актуальным вопрос высокого уровня заболеваемости внебольничными пневмониями. Несмотря на превышение на 35% областных показателей заболеваемости по сравнению со среднероссийскими и в 1,6 раза по сравнению со средними по ЦФО, наметилась тенденция к снижению заболеваемости.
Групповых случаев заболеваемости детей в организованных коллективах за 2019 год не зарегистрировано. По степени тяжести у больных превалировала средняя степень (75%), тяжёлое течение составило 1,1%. Обследовано на грипп более 1 тыс. чел., из которых в 8,3% случаях были выделены вирусы гриппа А и В.
3.2. Проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и намечаемые меры по их решению
Проблемные вопросы питьевого водоснабжения населения Тверской области
Вопросы качества питьевого водоснабжения, организации зон санитарной охраны источников остаются крайне актуальными.
В 2019 году удельный вес проб питьевой воды, подаваемой населению, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям составил 30,2%, что в 2,3 раза выше средних показателей по Российской Федерации.
Причинами несоответствия качества воды гигиеническим нормативам по-прежнему остаются природные факторы (содержание в повышенных концентрациях железа, фторидов, марганца, превышение общей жесткости), отсутствие надлежащим образом устроенных зон санитарной охраны водоисточников, а также нарушения в порядке эксплуатации водопроводов.
В Тверской области расположено более 80 бесхозяйных источников водоснабжения, которые могут представлять опасность загрязнения подземных водоносных горизонтов. Наибольшее число бесхозяйных источников находятся на территории Старицкого (14), Лихославльского (12) и Лесного (9) районов.
Из 208 ресурсоснабжающих организаций только 32% имею санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарным правилам и нормативам проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и 50% на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В 2019 году, как и в предыдущие годы при проведении контрольно-надзорных мероприятий отмечается выполнение не в полном объёме водоснабжающими организациями лабораторного производственного контроля качества питьевой воды, предусмотренного требованиями санитарного законодательства.
Проблемные вопросы охраны поверхностных водоемов Тверской области
В 2019 году доля проб воды водоёмов II категории, используемых населением для рекреационных целей, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, на территории Тверской области составила 28,5%, что в 1,4 раза выше показателя по Российской Федерации (20,23%).
За отчетный период удельный вес проб воды водоемов II категории, не соответствующих установленным требованиям, составил 1,9%, что выше уровня прошлых лет (2018 г. - 1%, 2017 г. - 0,9%).
Причинами неудовлетворительного качества воды водоемов по-прежнему остается высокая рекреационная нагрузка, неэффективная работа сооружений очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, отсутствие систем организованного отвода и сооружений по очистке ливневых вод.
Для Тверской области остается актуальным вопрос с организацией официальных мест отдыха населения на водных объектах. Из 13 мест массового отдыха населения, организованных в соответствии с распорядительными документами органов местного самоуправления, только на 2 водных объекта выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам (г. Торопец, Кашинский городской округ).
Проблемные вопросы охраны почв от загрязнения и обращения с отходами производства и потребления
Удельный вес проб почвы селитебной зоны, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, повысился с 7,5% в 2018 году до 9,9% в 2019 году и превышает среднероссийский показатель в 1,7 раза.
Существующие 6 полигонов твердых коммунальных отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенные в Калининском, Торжокском, Торопецком муниципальных районах, Удомельском и Кашинском городских округах, ЗАТО "Озёрный" не могут обеспечить захоронение всего объёма отходов, образующихся на территории региона.
На территории остальных муниципальных образований Тверской области коммунальные отходы размещаются на свалках, в том числе несанкционированных, либо вывозятся за пределы муниципальных образований, на которых они образованы.
Большинство существующих свалок ТКО выработали свой ресурс и эксплуатируются с нарушением санитарного законодательства, а именно:
- не выдерживаются размеры санитарно-защитных зон;
- нарушаются условия приемки и захоронения отходов;
- не проводится или осуществляется не в полном объеме производственный контроль в зоне влияния свалки (атмосферный воздух, почва, подземные воды).
Нарушение технологии приемки и захоронения отходов на данных объектах может приводить к возгоранию отходов и загрязнению атмосферного воздуха в зоне размещения свалки ТКО. В 2019 году данная ситуация имело место на территории Конаковского района, Осташковского городского округа.
Ежегодно в адрес Управления поступает большое количество обращений от населения, связанных прежде всего с неудовлетворительным сбором коммунальных отходов в жилом секторе (в 2019 году - 195 обращений).
При рассмотрении обращений граждан Управлением выявляются общие проблемы с размещением, оборудованием и содержанием площадок накопления отходов (контейнерных площадок), а именно: не выдержан санитарный разрыв, контейнерные площадки не благоустроены в соответствии с требованиями санитарных правил.
Часть контейнерных площадок не имеют собственника или балансодержателя, то есть по сути являются бесхозяйными, что делает невозможным установить хозяйствующий субъект, ответственный за их размещение и эксплуатацию. На одной контейнерной площадке могут размещаться контейнеры для сбора мусора нескольких управляющих компаний (до 7 организаций), между которыми отсутствуют договорные отношения, либо имеются договоренности только на вывоз мусора, но не на оборудование и содержание самой контейнерной площадки.
Проблемные вопросы в области улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в детских и подростковых учреждениях
Несмотря на принимаемые меры по развитию и обеспечению доступности дошкольного образования, в каждой пятой дошкольной организации группы переуплотнены. В 2019 году за счёт внутренней миграции населения Тверской области увеличилась очередь в дошкольные организации для воспитанников до 3-х лет, в основном в городе Твери.
Материально-техническое оснащение пищеблоков 27 школ остается неудовлетворительным, отмечается недостаток и изношенность технологического оборудования. Отсутствует централизованное водоснабжение в двух школах (по причине его отсутствия в населённом пункте); централизованная канализация в 30 (6,3%) школах (оборудованы утеплённые выгребные туалеты); централизованное отопление в 28 (5,6%) школах (работают на печном отоплении).
Разработанное Министерством здравоохранения Тверской области гипоаллергенное меню и меню для детей, страдающих сахарным диабетом, фенилкетонурией, болезнью Гиршпрунга реализуется не во всех школах.
Более 8 лет сумма выделяемых из областного и муниципальных бюджетов средств на питание обучающихся начальной школы не менялась и составляет 30 рублей в день на 1 ребенка.
Существующая система проведения конкурсных процедур по поставке пищевых продуктов и организации питания приводит к удешевлению и снижению качества поступающих в детскую организацию пищевых продуктов. Удельный вес проб, поступающих в детские организации пищевых продуктов, не соответствующих установленным требованиям по физико-химическим показателям, составил в 2019 году 11,5% (при этом в целом по области 2,1%, по РФ - 3,9%). Доля проб, несоответствующих требованиям, преобладает в группе "молочная" продукция (20,7%, в целом по области 7%). Менее 1% проб не соответствовало установленным требованиям по микробиологическим показателям (по области 3,3%; РФ - 3,8%). По санитарно-химическим показателям все пробы отвечали гигиеническим нормативам.
Претензионная работа в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации, практически не проводится.
Не проводится работа по установке локальных систем водоподготовки в детских организациях. 22,5% отобранных в детских организациях в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий проб питьевой воды не соответствуют гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железу и мутности).
В период проведения летней оздоровительной кампании 2019 года была зарегистрирована групповая заболеваемость острыми кишечными инфекциями в Муниципальном автономном учреждении "Загородный лагерь "Салют" (Кимрский район, деревня Нутромо, Клетинский бор) с числом пострадавших - 8 детей. Диагноз: гастроэнтерит, вызванный Норовирусом 2 геногруппы. Управлением проведены санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по локализации и ликвидации очага.
Проблемные вопросы обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов
Отмечается недостаточное межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти по вопросу недопущения на потребительский рынок Тверской области продукции, ввоз которой запрещён на территорию Российской Федерации.
Наличие на потребительском рынке фальсифицированной и контрафактной продукции.
Низкое качество продуктов питания, поступающих в учреждениях социальной сферы. Имеет место выявление в обороте пищевой продукции, не соответствующей требованиям Технических регламентов Таможенного союза и фальсифицированной продукции.
Следует отметить недостаточную работу со средствами массовой информации в области здорового питания, качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, снижению потребления населением алкоголя и табака.
Недостаточное производство на предприятиях пищевой промышленности Тверской области продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) продуктов, обуславливает возникновение йоддефицитных заболеваний среди населения.
Проблемные вопросы по обеспечению безопасных условий труда
На промышленных предприятиях Тверской области в отчетном году отмечается превышение удельного веса рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам, относительно среднероссийских значений по таким физическим факторам производственной среды как шум (30,3% в Тверской области и 17,4% по Российской Федерации), микроклимат (11,4% в Тверской области и 4,9% по Российской Федерации), освещённость (14% в Тверской области и 13% в Российской Федерации).
Главными причинами превышения уровня шума на рабочих местах над предельно допустимыми уровнями остаются несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки технологического оборудования и инструментов, а также их физический износ и невыполнение планово-предупредительных ремонтов.
Доля неудовлетворительных проб воздуха рабочей зоны на пары и газы по веществам 1-2 класса опасности в отчетном году составила 9,8%, что в 5 раз превышает средние показатели по Российской Федерации (1,9%).
Продолжает регистрироваться резко выраженное несоответствие количества работников, занятых во вредных условиях труда, на территориях, где данный показатель превышает среднеобластные значения (Спировский, Бологовский, Ржевский,
Кувшиновский, Кимрский, Западнодвинский, Калининский районы, Нелидовский г/о) и числом регистрируемых профессиональных заболеваний на их территории, свидетельствует о крайне неудовлетворительном качестве проводимых периодических медицинских осмотров и низком общем уровне оказания медицинской помощи данной категории работников.
Проблемные вопросы по обеспечению радиационной безопасности населения Тверской области
До настоящего времени не разработана и не утверждена целевая программа по обеспечению радиационной безопасности населения.
Отсутствует план мероприятий по поэтапному оснащению рентгеновского оборудования учреждений системы государственного здравоохранения приборами для оценки доз облучения населения.
Не организовано проведение мониторинга активности радиоактивных веществ в атмосферном воздухе и воде открытых водоемов.
В учреждениях государственной системы здравоохранения используется технически устаревшее рентгеновское оборудование.
Проблемные вопросы в области эпидемиологии
Актуальной для области остаётся проблема профилактики и стабилизации заболеваемости острыми кишечными инфекциями, в первую очередь вирусной этиологии. Высоким остаётся удельный вес острых кишечных инфекций неустановленной этиологии. Вопрос неоднократно рассматривался на совещаниях и комиссиях различного уровня. Однако основная задача в решении данной проблемы должна состоять в повышении заинтересованности и возможности медицинских работников в этиологической расшифровке острых кишечных инфекций бактериальной и вирусной природы, в оснащении лабораторий медицинских организаций современным диагностическим оборудованием, в том числе для ПЦР-диагностики, а также в укреплении кадрового состава.
Областные показатели заболеваемости внебольничными пневмониями по-прежнему превышают среднероссийские показатели и показатели по ЦФО (РФ - на 35%, ЦФО - в 1,6 раза). Отмечается рост заболеваемости среди детского населения на 6,8%. Из числа зарегистрированных случаев внебольничных пневмоний, только 5% имеют этиологическую расшифровку. Для решения данного вопроса необходимо совместно с руководителями медицинских организаций на местах разработать конкретные планы мероприятий по стабилизации заболеваемости и улучшению их этиологической расшифровки.
Несмотря на стабильную эпидемиологическую ситуацию в регионе по вакциноуправляемым инфекциям и достижение высокого уровня охвата населения прививками (более 95%), в ряде муниципальных образований не обеспечен нормативный уровень охвата детей прививками в декретированные национальным календарём сроки. Это связано с отсутствием медицинских работников узкой специализации для проведения своевременного пересмотра медицинских отводов, а также отказами родителей по религиозным убеждениям. Данный вопрос рассматривался на коллегиях Управления, заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии, а также на областных медицинских конференциях. Усилия надзора в решении данной задачи должны быть направлены на создание положительного имиджа иммунопрофилактики, привлечение внимание населения к достигнутым результатам профилактической иммунизации, прежде всего, среди детей.
В связи с увеличением числа ВИЧ-инфицированных лиц, возрастает риск заражения как пациентов медицинских организаций, так и персонала при несоблюдении требований санитарного законодательства. Требуется совершенствование эпидемиологического надзора и принятие дополнительных мер по обеспечению полноты выявления, достоверности учёта и регистрации случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). В связи с этим первоочередными задачами на 2020 год являются реализация региональной программы противодействия ВИЧ-инфекции, а также усиление надзора за медицинскими организациями по вопросам профилактики ИСМП, в т.ч. ВИЧ.
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении медицинских организаций были выявлены нарушения санитарного законодательства, в т.ч. по забору материала для исследования, передаче информации на измененные диагнозы, заполнению отчетных форм, отсутствие лабораторной диагностики с целью этиологической расшифровки возбудителя и др. Управлением Роспотребнадзора по Тверской области регулярно информирует Министерство здравоохранения Тверской области о выявленных проблемах.
Недостаточный объём проведения дератизационных мероприятий и акарицидных обработок на территории населённых пунктов и прилегающих к ним территорий лесопарковых зон, мест массового отдыха и пребывания населения привел к росту заболеваемости в группе природно-очаговых инфекций. В 2019 году заболеваемость ГЛПС выросла 1,5 раза (63 сл.); зарегистрировано 6 (2018 г. - 4) случаев вирусного клещевого энцефалита и 57 случаев клещевого боррелиоза (2018 г. - 41) Увеличилась обращаемость населения в медицинские организации по поводу укусов клещами (данный показатель превышает средний по РФ в 1,5 раза). С целью снижения числа лиц, пострадавших от укусов клещей, необходимо увеличить объёмы акарицидных обработок, за счёт включения в план обработок лесопарковых зон, мест массового отдыха и пребывания населения.
Одним из проблемных вопросов остаётся высокая обращаемость населения в медицинские организации по поводу укусов животными. Данный показатель превышает средний по РФ (Тверская область - 324,8 на 100 тыс. населения, РФ - 270,2). Риск заражения бешенством от безнадзорных собак и кошек значительно превышает риск заражения от диких животных. Отсутствие регулирования численности безнадзорных животных, несовершенство законодательной базы по правилам содержания домашних животных, неудовлетворительная система очистки населённых мест способствует привлечению потенциально опасных в поддержании циркуляции вируса бешенства животных.
3.3. Выполнение мер по реализации международных актов и нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Тверской области
Одним из основных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Тверской области является государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, который осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
За 2019 год в рамках контроля за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза было проведено 1344 проверки в отношении хозяйствующих субъектов деятельность которых связана с производством и оборотом подконтрольной продукции, являющейся объектами технического регулирования, в том числе плановых проверок - 689 (или 51% от всех проверок за соблюдением требований ТР ТС); внеплановых - 655 проверки (или 49%).
Проведено 1004 проверки с привлечением экспертов, экспертных организаций, а также 1301 проверка с применением лабораторных и инструментальных исследований.
Общее число проверок, при которых были выявлены нарушения требований Технических регламентов Таможенного союза составило 558.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий проверялось соответствие продукции и связанных с ней процессов (процессов производства, хранения, транспортировки, реализации продукции) требованиям, предъявляемыми техническими регламентами Таможенного союза, производился отбор проб пищевой и непищевой продукции, а также продовольственного сырья для проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям технических регламентов по физико-химическим, санитарно-гигиеническим, микробиологическим, радиологическим, паразитологическим и органолептическим показателям.
Всего проведено 12303 лабораторных исследования пищевой и непищевой продукции, а также продовольственного сырья, из них в 259 случаях (2,1% от общего числа исследований) установлено несоответствие требований, предъявляемых к продукции.
По санитарно-химическим показателям проведено 2876 исследований (23,4% от общего числа исследований); по микробиологическим показателям - 7711 исследований (62,7% от общего числа исследований); по паразитологическим показателям - 515 исследований (4,2% от общего числа исследований); по радиологическим показателям - 594 исследования (4,8% от общего числа исследований); по токсикологическим показателям - 88 (0,7% от общего числа исследований); прочие исследования - 519 (4,2% от общего числа исследований) (рис. 121).
Рис. 121. Структура лабораторных исследований продукции на соответствие требованиям Технических регламентов Таможенного союза за 2019 г. (%)
За нарушения требований технических регламентов в отношении должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц составлено 216 протоколов об административных правонарушениях. Большая часть протоколов об административных правонарушениях составлялись по следующим статьям КоАП РФ:
- 147 протоколов составлено по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (68%);
- 67 протоколов по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ (31%);
- 2 протокола по ст. 14.45 КоАП РФ (1%).
По результатам рассмотренных административных дел назначены наказания в виде административного штрафа на общую сумму 11238,1 тыс. руб. (в 2018 г. - 6603,1 тыс. руб.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.