Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика проблемы,
обоснование решения проблемы программно-целевыми методами
Городская целевая программа "Молодежь Наукограда Бийск" на 2014-2016 годы является фактическим продолжением и дополнением городской целевой программы "Молодежь Наукограда Бийск" на 2011-2013 годы. Она направлена на увеличение вклада молодого поколения в социально-экономическое, политическое, культурное развитие города путем перевода молодежи из пассивного потребителя общественных благ в активного субъекта социально-экономических отношений, максимального использования инновационного потенциала молодых граждан в интересах общества и государства, обеспечения должного уровня конкурентоспособности молодежи города Бийска.
Целевая группа Программы - молодые граждане, в том числе молодые семьи, молодежные и общественные объединения города Бийска.
В городе Бийске, по состоянию на 1 сентября 2012 года, проживало около 60 тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет, которые составляют значительную часть всего населения города. Молодежь должна активно участвовать в социально-экономическом, культурном и политическом развитии города.
От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будут зависеть темпы развития города Бийска, как Наукограда.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
В ходе реализации Программы будет завершен процесс формирования инфраструктуры молодежной политики города, способствующей становлению институтов гражданского общества в молодежной среде.
За последние 3 года роль молодого поколения в жизни города Бийска серьезно возросла. Отношение к молодежи меняется: молодежь стала рассматриваться не как проблема, а как ресурс. Именно поэтому в реализации молодежной политики города Бийска появляются новые приоритеты: на первый план все больше выходит не проведение разовых календарных мероприятий, а создание эффективных механизмов включения молодежи в созидательную деятельность.
Городская целевая программа "Молодежь Наукограда Бийск" на 2011-2013 годы" позволила значительно повысить активность молодежи города в участии в социальных проектах, активизировать деятельность молодежных общественных организаций и учреждений, работающих с молодежью, в краевых конкурсах социальных проектов на предоставление грантов в области молодежной политики.
Лишь по итогам 2012 года молодежными общественными организациями города за счет средств краевого бюджета в рамках конкурсов на предоставление грантов было привлечено более 1 миллиона рублей.
Прослеживаются положительные тенденции в развитии молодежного парламентаризма. Некоторые из депутатов молодежного парламента стали общественными помощниками Депутатов Алтайского краевого законодательного собрания.
Открытость Администрации и Думы города для молодежи - это не что иное, как один из элементов развития молодежного участия. То, что молодые люди не просто видят мэрию и Думу издалека, но и бывают в ней, вступают в диалог с руководителями структурных подразделений Администрации, депутатами, чувствуют внимание к своим интересам, вносит немалый вклад в преодоление отчуждения между молодежью и местной властью. А если смотреть на вещи более широко, без подобных форм взаимодействия вряд ли возможно воспитать у молодежи ответственное отношение к своему городу. Только когда молодые люди увидят, что они в этом городе - не лишние, что в них заинтересованы, с их мнением считаются, их поддерживают и в них нуждаются, - только после этого можно ожидать от них ответного желания вносить вклад в жизнь своего города.
Увеличилось количество молодежных мероприятий, проводимых на территории города Бийска за счет средств краевого бюджета ("Феста-2013", Всероссийский форум сельской молодежи-2013, зональный этапы спартакиады среди военно-патриотических клубов восточной зоны и другие).
Вместе с тем в современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, низка мотивация к участию в общественно-политической деятельности. Для молодежи характерна определенная неразборчивость в выборе средств достижения целей, категоричность и правовой нигилизм, которые, становясь, объектами целенаправленных манипуляций со стороны деструктивных сил, провоцируют асоциальное поведение отдельных групп молодых людей.
Несмотря на положительные изменения, следует продолжать усиливать работу с молодежью в микрорайонах города, дополнить современными направлениями и формами работы молодежные учреждения и провести в них необходимый ремонт, создать дополнительные условия и возможности для участия специалистов, работающих с молодежью, в выездных обучающих семинарах и форумах, проводимых за пределами города Бийска и Алтайского края, усилить механизмы привлечения активной молодежи к решению социально-значимых проблем города. Всё это создаст дополнительные импульсы для движения новых идей молодежи к достижению результата.
При отсутствии нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи буду т развиваться негативные тенденции.
Первая тенденция - снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Отсутствие системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию приоритетов по развитию города.
Вторая тенденция - низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику. Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. При сохранении такой ситуации возникает угроза восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет может ограничить возможности развития города, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.
Третья тенденция - растущая популярность идей религиозного, национального и расового неравенства, приводящая к экстремистским действиям. Подавляющее большинство насильственных преступлений экстремистской направленности совершается в стране группами молодежи и несовершеннолетними, в том числе причисляющими себя к скинхедам. Это может привести не только к напряженной социальной, в том числе криминогенной, ситуации в городе, но также замедлить его экономическое развитие.
Наконец, перечисленные выше негативные тенденции усугубляются недостаточной современной инфраструктурой молодежной политики, что выражается в ряде системных проблем. Предоставляемые услуги часто не представляют интереса для современной молодежи, что приводит к низкому спросу на них. При этом оборудование, которым оснащены учреждения и организации, ограничивает возможности получения молодыми людьми актуальных навыков и использования сотрудниками современных технологий работы.
Ни одна из перечисленных тенденций не может быть локализована и ликвидирована в сфере ведения одного какого-либо органа власти, поэтому работа по их преодолению может быть проведена только программно-целевым методом, предусматривающим совместную скоординированную работу ряда структурных подразделений Администрации города, общественных организаций, граждан и других лиц, которых предлагается привлечь к реализации Программы.
В случае отказа от принятия конструктивных мер в области молодежной политики города степень участия молодежи в социально-экономических, социокультурных и общественно-политических отношениях будет уменьшаться, что негативно отразится на темпах социально-экономического развития города.
Вариантами решения проблемы являются:
- реализация в 2014-2016 годах исключительно традиционных мероприятий;
- создание единого программного механизма Программы и финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления, связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что не будет обеспечено решение поставленных целей и задач в полном объеме.
Основным преимуществом второго варианта является возможность оперативно и с максимальной степенью управляемости создать новые инструменты и технологии реализации приоритетов молодежной политики, что обеспечит увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие города.
Основные риски второго варианта связаны лишь со сложностью процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания новых инструментов, управления и координации работ в области реализации молодежной политики.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы в запланированном объеме позволит решить системные проблемы в сфере молодежной политики в установленные Программой сроки.
Сокращение финансирования Программы из бюджета приведет:
- к невозможности решения обозначенных проблем в полном объеме;
- к увеличению сроков создания системы интеграции молодых людей в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы. Учитывая комплексный характер имеющихся проблем и соотношение возможных рисков реализации поставленных задач, целесообразно осуществлять их решение в рамках Программы на 2014-2016 годы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего реализацию комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
Городская целевая программа "Молодежь Наукограда Бийск" на 2014-2016 годы сохраняет традиционные и значимые направления. Вместе с тем, она направлена на активизацию по развитию важных направлений и форм (в виде развития конкурсов социальных проектов среди физических и юридических лиц) в области молодежной политики.
Всё это позволит динамично решать определённые проблемы в микрорайонах города, стимулировать талантливую молодежь города Бийска к поиску и внедрению новых форм и идей для социально-экономического развития города Бийска.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, планомерность деятельности сводят к минимуму возможные риски для достижения программных целей и для выполнения поставленных задач.
Городская целевая программа "Молодежь Наукограда Бийск" на 2014-2016 годы сохраняет традиционные, значимые и крупные мероприятия для молодежи. Вместе с тем, программа направлена на развитие дополнительных форм по развитию важных направлений в области молодежной политики.
На сегодняшний день появилась возможность осуществить комплексный программный подход при работе с молодежью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.