Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
от 13 октября 2020 г. N 20РВ-306
"О разработке и утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Московской области"
23 марта 2021 г.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области"
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок);
Методические рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области (далее - Методические рекомендации).
2. Установить, что схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Московской области (далее - схема) разрабатывается на пять календарных лет.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Московской области (далее - органы местного самоуправления):
1) при разработке и утверждении схем:
руководствоваться требованиями, установленными Порядком, и Методическими рекомендациями;
предусматривать размещение не менее чем двадцати процентов нестационарных торговых объектов от количества нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, для реализации товаров сельскохозяйственными товаропроизводителями;
2) продлить сроки действия схем на 12 календарных месяцев с текущей даты окончания срока действия (однократно, в качестве меры поддержки, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Московской области в 2020 году, утвержденным Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым 10.04.2020);
3) по обращению субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах в соответствии с договорами на размещение нестационарного торгового объекта или иным договорами, заключенными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, предметом которых является предоставление мест для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой (далее - договор):
заключать дополнительные соглашения, предусматривающие отсрочку по уплате платежей по договорам за период с 01.03.2020 и до истечения двух месяцев с последнего календарного дня месяца, в котором отменен режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенный постановлением Губернатора Московской области от 12.03.2020 N 108-ПГ "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" (далее - постановление Губернатора Московской области);
продлевать сроки действия договоров с учетом сроков продления действия схем в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего распоряжения без проведения аукциона, изменения цены договора;
4) закрепить в муниципальных программах (подпрограммах) мероприятия по предоставлению сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям потребительской кооперации, которые являются субъектами малого или среднего предпринимательства, муниципальных преференций в виде предоставления мест для размещения нестационарных торговых объектов без проведения аукционов на льготных условиях или на безвозмездной основе.
4. Органам местного самоуправления предоставить в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство):
утвержденные схемы не позднее 15 декабря года, предшествующего году начала срока действия схемы, а также копии официальных печатных изданий, в которых они опубликованы;
сведения о продлении срока действия схем размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 настоящего распоряжения.
5. Отделу нестационарной торговли Министерства:
обеспечить размещение схем нестационарных торговых объектов и вносимых в них изменений на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
довести настоящее распоряжение до сведения органов местного самоуправления.
6. Управлению делами Министерства обеспечить:
опубликование настоящего распоряжения в газете "Ежедневные новости. Подмосковье";
размещение настоящего распоряжения на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7. Управлению правового обеспечения Министерства обеспечить:
направление копии настоящего распоряжения в Прокуратуру Московской области в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации;
направление копии настоящего распоряжения вместе со сведениями об источниках его официального опубликования в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области в семидневный срок после дня первого его официального опубликования для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
8. Признать утратившими силу:
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-33 "О внесении изменений в распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 02.06.2014 N 16РВ-34 "Об утверждении Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 17.12.2014 N 16РВ-61 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и Методические рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.02.2015 N 16РВ-11 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и в Методические рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области"
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 15.06.2015 N 16РВ-27 "О внесении изменений в некоторые распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области в сфере размещения нестационарных торговых объектов";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 18.07.2016 N 17РВ-26 "О внесении изменения в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 01.11.2016 N 17РВ-41 "О внесении изменений в Методические рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 01.08.2017 N 17РВ-16 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов";
распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 25.09.2017 N 17РВ-19 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов".
9. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
10. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Григорьева К.Б.
Министр сельского хозяйства и продовольствия |
А.В. Разин |
Утвержден
распоряжением Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 13.10.2020 N 20РВ-306
Порядок
разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов
23 марта 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок) разработан в целях реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований (далее - схема) и направлен на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области.
Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
1.2. Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области должно соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам.
1.3. Разработка схемы осуществляется в целях:
создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения и обеспечения доступности товаров для населения;
установления единого порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Московской области;
достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных Правительством Московской области;
формирования современной торговой инфраструктуры;
оказания мер поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе осуществляющим деятельность на территории Московской области.
1.4. Требования, предусмотренные настоящим Порядком, не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, находящихся на ярмарках, а также при проведении праздничных и иных массовых мероприятий, имеющих краткосрочный характер.
1.5. Утверждение схем, внесение в них изменений не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанных схем.
Пункт 1.6 изменен с 25 марта 2021 г. - Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
1.6. Включение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Московской области, в схему осуществляется по согласованию с исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим полномочия собственника имущества.
1.7. Схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления Московской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Московской области (далее - орган местного самоуправления), на пять календарных лет.
1.8. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
схема - документ, состоящий из текстовой (в виде таблицы) и графической частей, содержащий информацию об адресных ориентирах, виде, специализации нестационарного торгового объекта, периоде размещения нестационарного торгового объекта, форме собственности земельного участка, о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства.
нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
специализация нестационарного торгового объекта - торговая деятельность, при которой восемьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества составляют товары (услуги) одной группы, за исключением деятельности по реализации печатной продукции.
Специализация нестационарного торгового объекта "Печать" - торговая деятельность, при которой пятьдесят и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров от их общего количества составляет печатная продукция. Реализация иных дополнительных групп товаров (услуг) осуществляется в соответствии с установленной номенклатурой.
К нестационарным торговым объектам, включаемым в схему, относятся:
павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;
киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас;
торговая галерея - выполненный в едином архитектурном решении нестационарный торговый объект, состоящий из совокупности, но не более пяти (в одном ряду) специализированных павильонов или киосков, симметрично расположенных напротив друг друга, обеспечивающих беспрепятственный проход для покупателей, объединенных под единой временной светопрозрачной кровлей, не несущей теплоизоляционную функцию;
пункт быстрого питания - павильон или киоск, специализирующийся на продаже изделий из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке, обеспечивающей термическую обработку пищевого продукта;
мобильный пункт быстрого питания - передвижное сооружение (автокафе), специализирующееся на продаже изделий из полуфабрикатов высокой степени готовности в потребительской упаковке, обеспечивающей термическую обработку пищевого продукта;
выносное холодильное оборудование - холодильник для хранения и реализации прохладительных напитков и мороженого;
торговый автомат (вендинговый автомат) - временное техническое устройство, сооружение или конструкция, осуществляющее продажу штучного товара, оплата и выдача которого осуществляется с помощью технических приспособлений, не требующих непосредственного участия продавца;
бахчевой развал - нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки или установленной торговой палатки, предназначенный для продажи сезонных бахчевых культур;
передвижное сооружение - изотермические емкости и цистерны, прочие передвижные объекты;
объект мобильной торговли - нестационарный торговый объект, представляющий специализированный автомагазин, автолавку или иное специально оборудованное для осуществления розничной торговли транспортное средство;
специализированный нестационарный торговый объект для организации реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - специализированный нестационарный торговый объект) - выполненный в едином архитектурном решении нестационарный торговый объект, состоящий из соединенных между собой нестационарных торговых объектов, находящихся под общим управлением, общей площадью не более 150 кв. м, в которых не менее восьмидесяти процентов торговых мест от их общего количества, предназначено для осуществления продажи товаров сельскохозяйственными товаропроизводителями, в том числе осуществляющими деятельность на территории Московской области;
понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель" используется в значении, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
елочный базар - нестационарный торговый объект, представляющий собой специально оборудованную временную конструкцию в виде обособленной открытой площадки для новогодней (рождественской) продажи натуральных хвойных деревьев и веток хвойных деревьев;
торговая палатка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легковозводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли;
объект реализации сельскохозяйственных и декоративных кустов и растений - нестационарный торговый объект, представляющий собой киоск или павильон со специально оборудованной временной конструкцией в виде обособленной огороженной открытой площадки (экспозиционной и/или декоративной), предназначенный для реализации сельскохозяйственных и декоративных деревьев, кустов и растений и сопутствующих товаров.
2. Требования к разработке схемы
2.1. При разработке схемы учитываются:
особенности развития торговой деятельности муниципальных образований Московской области (далее - муниципальные образования);
необходимость размещения не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов;
обеспечение беспрепятственного развития улично-дорожной сети;
обеспечение беспрепятственного движения транспорта и пешеходов;
специализация нестационарного торгового объекта;
обеспечение соответствия деятельности нестационарных торговых объектов санитарным, противопожарным, экологическим требованиям, правилам продажи отдельных видов товаров, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей.
2.2. Размещение нестационарных торговых объектов должно обеспечивать свободное движение пешеходов и доступ потребителей к торговым объектам, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и иных маломобильных групп населения, беспрепятственный подъезд спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях.
2.3. Внешний вид нестационарных торговых объектов должен соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки муниципального образования.
2.4. Площадки для размещения нестационарных торговых объектов и прилегающая территория должны быть благоустроены.
2.5. Период размещения нестационарного торгового объекта устанавливается с учетом следующих особенностей:
для мест размещения передвижных сооружений (выносного холодильного оборудования), торговых палаток период размещения устанавливается с 1 апреля по 1 ноября;
для мест размещения бахчевых развалов период размещения устанавливается с 1 августа по 1 ноября;
для мест размещения елочных базаров период размещения устанавливается с 1 декабря по 10 января;
для иных нестационарных торговых объектов, за исключением предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым настоящего пункта, - с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, на срок действия схемы.
2.6. Не допускается размещение нестационарных торговых объектов:
в местах, не включенных в схему;
в арках зданий, на газонах (без устройства специального настила), площадках (детских, для отдыха, спортивных, транспортных стоянках), посадочных площадках пассажирского транспорта (в том числе сблокированных с остановочным павильоном), в охранной зоне водопроводных, канализационных, электрических, кабельных сетей связи, трубопроводов, а также ближе 5 метров от остановочных павильонов, 25 метров - от вентиляционных шахт, 20 метров - от окон жилых помещений, перед витринами торговых организаций, 3 метра - от ствола дерева, 1,5 метра - от внешней границы кроны кустарника;
на территории выделенных технических (охранных) зон магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого, низкого напряжения и слабых токов, линий высоковольтных передач;
под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, мостами;
в надземных и подземных переходах, а также в 5-метровой охранной зоне от входов (выходов) в подземные переходы, метро;
на расстоянии менее 25 метров от мест сбора мусора и пищевых отходов, дворовых уборных, выгребных ям;
в случае, если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры (объекты энергоснабжения и освещения, колодцы, краны, гидранты и т.д.);
без приспособления для беспрепятственного доступа к ним и использования их инвалидами и другими маломобильными группами населения;
с нарушением санитарных, градостроительных, противопожарных норм и правил, требований в сфере благоустройства.
3. Порядок разработки и утверждения схемы
3.1. Проект схемы разрабатывается органом местного самоуправления с учетом требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка.
3.2. В текстовой части схемы (в таблице), разработанной по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, указывается следующая информация:
адресные ориентиры, вид, специализация нестационарного торгового объекта;
форма собственности земельного участка, на котором будет расположен нестационарный торговый объект;
период размещения нестационарного торгового объекта;
информация о возможности размещения нестационарного торгового объекта субъектами малого и среднего предпринимательства.
Графическая часть схемы разрабатывается в виде карты-схемы генерального плана городского округа (М 1:5000); генерального плана поселения масштабом (М 1:5000) с предусмотренными на ней (на них) возможными местами размещения объектов.
Пункт 3.3 изменен с 25 марта 2021 г. - Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
3.3. После разработки проекта схемы орган местного самоуправления направляет указанный проект на согласование в органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области (при наличии таких органов), уполномоченные:
в области градостроительной деятельности;
в области использования и распоряжения земель;
в области жилищно-коммунального хозяйства;
в области организации благоустройства;
в области обеспечения благоприятной окружающей среды;
в области организации дорожной деятельности и обеспечения оказания транспортных услуг населению;
в области создания условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли;
в области охраны объектов культурного наследия (если схема предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на территориях объектов культурного наследия и зон их охраны (при наличии таковых).
Проект схемы (проект изменений, внесенных в схему) направляется на рассмотрение Московской областной межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка через Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство).
В целях создания условий для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на территории муниципального образования, орган местного самоуправления направляет проект схемы (проект изменений, внесенных в схему) в структурные подразделения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области (далее - ГУ МВД России по Московской области).
Пункт 3.4 изменен с 25 марта 2021 г. - Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
3.4. Органы, указанные в пункте 3.3 настоящего Порядка, рассматривают в течение 10 рабочих дней представленный им на согласование проект схемы, по итогам рассмотрения принимают решение о согласовании или отказе в согласовании проекта схемы.
Согласование, отказ в согласовании, замечания (предложения) оформляются письменно.
Структурные подразделения ГУ МВД России по Московской области в течение пяти рабочих дней направляют в органы местного самоуправления свои замечания на представленный им проект.
3.5. Замечания (предложения) к проекту схемы, поступившие от органов, указанных в пункте 3.3 настоящего Порядка, рассматриваются органом местного самоуправления, который по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:
внести изменения и (или) дополнения в проект схемы;
отказать в принятии замечаний (предложений) с направлением письменного мотивированного ответа в адрес органа (органов), направившего (направивших) соответствующие замечания (предложения).
3.6. Измененный с учетом поступивших замечаний (предложений) проект схемы подлежит в течение 10 рабочих дней повторному согласованию с органами, указанными в пункте 3.3 настоящего Порядка, представившими замечания (предложения).
3.7. Согласованная схема утверждается муниципальным правовым актом, размещается органом местного самоуправления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение десяти дней после утверждения.
3.8. В течение пяти рабочих дней после опубликования муниципальный правовой акт, утвердивший схему, а также копия официального печатного издания, в котором опубликована схема, представляются в Министерство.
Абзац утратил силу с 25 марта 2021 г. - Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
3.9. Предоставление в Министерство документов, указанных в пункте 3.8 настоящего Порядка, осуществляется следующими способами:
по электронной почте. Электронный адрес Министерства: msh@mosreg.ru;
доставкой по почтовому адресу Министерства: 127994, г. Москва, ул. Садовая - Триумфальная, д. 10/13.
3.10. В схему не чаще одного раза в квартал могут быть внесены изменения в порядке, установленном для ее разработки и утверждения.
3.11. Утратил силу с 25 марта 2021 г. - Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
3.12. Изменения, внесенные в схему, утверждаются муниципальным правовым актом, который подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещается органом местного самоуправления на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение десяти дней после его утверждения.
В течение пяти рабочих дней после опубликования муниципальный правовой акт, утвердивший внесенные в схему изменения, а также копия официального печатного издания, в котором опубликованы изменения в схему, представляются в Министерство способами, указанными в пункте 3.9 настоящего Порядка.
3.13. Информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах, включенных в схему, органы местного самоуправления ежемесячно до 5 числа предоставляют в Министерство по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Предоставление в Министерство информации осуществляется по электронной почте на адрес msh@mosreg.ru.
Приложение 1
к Порядку разработки и утверждения
органами местного самоуправления
муниципальных образований
Московской области схем размещения
нестационарных торговых объектов
Форма
Утверждена
____________________________________________
(наименование муниципального правового акта,
его дата и номер)
СХЕМА
размещения нестационарных торговых объектов на территории
_________________________________________________________
(наименование муниципального образования Московской области)
на ____________________ годы
N п/п |
Адресные ориентиры размещения нестационарного торгового объекта |
Вид нестационарного торгового объекта |
Специализация нестационарного торгового объекта |
Период размещения нестационарного торгового объекта |
Размещение нестационарного торгового объекта субъектом малого или среднего предпринимательства (да/нет) |
Форма собственности земельного участка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Приложение 2
к Порядку разработки и утверждения
органами местного самоуправления
муниципальных образований
Московской области схем размещения
нестационарных торговых объектов
Форма
Информация
о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую
деятельность в нестационарных торговых объектах,
за _______________________________
(месяц) (год)
_________________________________________________________
(наименование муниципального образования Московской области)
N п/п |
Адресные ориентиры нестационарного торгового объекта |
Вид нестационарного торгового объекта |
Специализация нестационарного торгового объекта |
Площадь нестационарного торгового объекта |
Период размещения нестационарного торгового объекта |
Наименование и местонахождение организации (наименование индивидуального предпринимателя) |
Субъект малого или среднего предпринимательства (да/нет) |
Основание размещения нестационарного торгового объекта (реквизиты договора) |
Форма собственности земельного участка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Утверждены
распоряжением Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 13.10.2020 N 20РВ-306
Методические рекомендации
по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области
23 марта 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области (далее - методические рекомендации) разработаны в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее - органы местного самоуправления) по вопросам, связанным с размещением и эксплуатацией нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области.
1.2. Понятия, применяемые в настоящих методических рекомендациях, используются в том значении, в котором они предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Пункт 1.3 изменен с 25 марта 2021 г. - Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
1.3. Нестационарные торговые объекты не являются недвижимым имуществом, права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
1.4. В целях применения настоящих методических рекомендаций:
к социально значимым специализациям нестационарных торговых объектов относятся следующие примерные продовольственные специализации, направленные на восполнение дефицита потребления покупателями продуктов питания в случае недостаточного количества торговых объектов в муниципальном образовании: "Хлеб и хлебобулочные изделия", "Молоко и молочные продукты", "Овощи-фрукты", "Мясная гастрономия";
под архитектурным решением понимается авторский замысел нестационарного объекта с комплексным решением функциональных, конструктивных и эстетических требований к нему, а также социальных, экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов, зафиксированных в документации.
1.5. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
2. Планирование и разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления
2.1. Разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема) основывается на результатах проведенного анализа состояния розничной торговли на территории муниципального образования, результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов, а также соблюдения требований о размещении не менее чем шестидесяти процентов от общего количества нестационарных торговых объектов для использования субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность.
2.2. Инвентаризация нестационарных торговых объектов предусматривает:
учет хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах;
учет и оценку выданных документов, связанных с размещением нестационарных торговых объектов и осуществлением торговой деятельности;
учет незаконно размещенных нестационарных торговых объектов.
2.3. Инвентаризация нестационарных торговых объектов, включенных в схему, а также незаконно размещенных нестационарных торговых объектов проводится не реже одного раза в год.
2.4. Результаты инвентаризации оформляются по форме согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям и направляются в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) ежегодно до 20 декабря текущего года.
2.5. По итогам инвентаризации проводятся оценка потребности в нестационарных торговых объектах по видам и специализациям и мероприятия по рациональному размещению нестационарных объектов исходя из местных особенностей, обеспечения территориальной доступности, уровня развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах обеспечивается возможность приобретения населением товаров.
2.6. При планировании схемы рекомендуется учитывать следующее процентное соотношение нестационарных торговых объектов по специализациям к общему количеству мест размещения нестационарных торговых объектов в схеме исходя из особенностей организации торговой деятельности на территории муниципального образования:
"хлеб и хлебобулочные изделия" - от 10 процентов до 15 процентов;
"молоко и молочные продукты" - от 10 процентов до 15 процентов;
"овощи-фрукты" - от 15 процентов до 20 процентов;
"мясная гастрономия" - от 15 процентов до 20 процентов.
Для обеспечения товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах Московской области, отвечающих требованиям, установленным Законом Московской области N 49/2008-ОЗ "О дополнительных мерах по созданию условий для обеспечения продовольственными и промышленными товарами граждан, проживающих в сельских населенных пунктах в Московской области", рекомендуется предусматривать в схеме не менее одного объекта мобильной торговли, в иных случаях - не менее пяти процентов объектов мобильной торговли от общего количества мест размещения в схеме.
Рекомендуется предусматривать в схеме один специализированный нестационарный торговый объект на 100 тысяч жителей соответствующего муниципального образования Московской области.
2.7. Схема должна соответствовать градостроительным, строительным, архитектурным, пожарным, санитарным нормам, правилам и нормативам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
3. Размещение нестационарных торговых объектов после утверждения схемы
3.1. Размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области осуществляется по результатам проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области, который проводится органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области после утверждения схемы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
3.2. Органам местного самоуправления с учетом утвержденных типовых архитектурных решений рекомендуется предусматривать следующие размеры нестационарных торговых объектов:
павильоны общей площадью не более 50 кв. м;
киоски общей площадью не более 30 кв. м.
Пункт 3.3 изменен с 25 марта 2021 г. - Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
3.3. Основанием для размещения нестационарного торгового объекта является схема и договор на размещение нестационарного торгового объекта или иной договор, заключенный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, содержащий условие о праве размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой (далее - договор).
3.4. Договор не может быть заключен на срок, превышающий срок действия схемы.
3.5. Специализация нестационарного торгового объекта является существенным условием договора.
3.6. Договор заключается отдельно на каждый нестационарный торговый объект.
3.7. Нестационарные торговые объекты продовольственной специализации ("Молоко и молочные продукты", "Мясная гастрономия", "Овощи-фрукты", "Хлеб и хлебобулочные изделия") рекомендуется размещать преимущественно в жилых кварталах, а также в местах расположения образовательных учреждений, в торговых зонах.
Нестационарные торговые объекты со специализацией "Печать", "Цветы", "Театральные кассы", пункты быстрого питания, а также торговые (вендинговые автоматы) рекомендуется размещать в местах движения пешеходов.
Нестационарные торговые объекты со специализацией "Печать" рекомендуется размещать на пассажиропотоках вблизи транспортных узлов, крупных развлекательных, торговых, спортивных центров, учреждений.
3.8. Требования к внешнему виду нестационарных торговых объектов определяются типовыми архитектурными решениями, утвержденными органом местного самоуправления городского округа Московской области, на двукратный срок действия схемы, установленный законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
4. Некоторые вопросы эксплуатации нестационарных торговых объектов
4.1. При осуществлении торговой деятельности в нестационарном торговом объекте должна соблюдаться специализация нестационарного торгового объекта, минимальный ассортиментный перечень, который должен быть постоянно в продаже, и номенклатура дополнительных групп товаров в соответствии со специализацией.
4.2. На нестационарных торговых объектах должна располагаться вывеска с указанием фирменного наименования хозяйствующего субъекта, режима работы. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, определяют режим работы самостоятельно, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
При определении (установлении) режима работы должна учитываться необходимость соблюдения тишины и покоя граждан.
4.3. При эксплуатации нестационарных торговых объектов должно обеспечиваться соблюдение санитарных норм и правил по реализации и условиям хранения продукции, противопожарных, экологических и других правил, а также соблюдение работниками условий труда и правил личной гигиены.
4.4. Транспортное обслуживание нестационарных объектов и загрузка их товарами не должны затруднять и снижать безопасность движения транспорта и пешеходов.
Подъездные пути, разгрузочные площадки, площадки для покупателей и для расположения столов должны обеспечивать удобный доступ ко входам, иметь твердое покрытие, обеспечивающее сток ливневых вод, а также должны быть освещены.
Не рекомендуется использование тротуаров, пешеходных дорожек, газонов, элементов благоустройства для подъезда транспорта к зоне загрузки товара, для стоянки автотранспорта, осуществляющего доставку товара.
4.5. При размещении передвижных сооружений запрещается их переоборудование (модификация), если в результате проведения соответствующих работ передвижные сооружения не могут быть самостоятельно транспортированы (за счет движущей силы, вырабатываемой двигателем) или не могут быть транспортированы в составе с механическим транспортным средством, в том числе запрещается демонтаж с передвижных сооружений колес и прочих частей, элементов, деталей, узлов, агрегатов и устройств, обеспечивающих движение передвижных сооружений.
Допускается работа передвижных пунктов быстрого питания, предприятий, имеющих специализированную производственную базу, реализующих унифицированный ассортимент продукции из полуфабрикатов высокой степени готовности и зарегистрированных в установленном порядке в государственном органе, осуществляющем регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
4.6. Передвижные нестационарные объекты размещаются в местах с твердым покрытием, оборудованные осветительным оборудованием, урнами и малыми контейнерами для мусора.
При размещении нестационарных торговых объектов необходимо обеспечить размещение туалетов, расположенных в радиусе не более 100 м от нестационарных торговых объектов. В местах размещения нестационарных торговых объектов регулярно проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации торговых объектов и прилежащей территории.
4.7. В нестационарных торговых объектах используются средства измерения (весы, гири, мерные емкости и другие), соответствующие метрологическим правилам и нормам, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Измерительные приборы должны быть установлены таким образом, чтобы в наглядной и доступной форме обеспечивать процессы взвешивания товаров, определения их стоимости, а также их отпуска.
4.8. Владельцы (пользователи) нестационарных торговых объектов обязаны обеспечить уход за их внешним видом: содержать в чистоте и порядке, своевременно красить и устранять повреждения на вывесках, конструктивных элементах, производить уборку и благоустройство прилегающей территории.
4.9. При реализации товаров в нестационарном торговом объекте должны быть документы, подтверждающие качество и безопасность продукции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.10. Образцы всех продовольственных и непродовольственных товаров должны быть снабжены единообразными оформленными ценниками с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, даты его оформления, подписью материально ответственного лица или печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
4.11. Работники нестационарных торговых объектов обязаны:
выполнять требования пожарной безопасности, соблюдать требования законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к продаже отдельных видов товаров, иные предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;
содержать нестационарные торговые объекты, торговое оборудование в чистоте;
предохранять товары от пыли, загрязнения;
иметь чистую форменную одежду;
соблюдать правила личной гигиены и санитарного содержания прилегающей территории, иметь медицинскую книжку;
предоставлять потребителям достоверную информацию о реализуемых товарах (оказываемых услугах) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отпуск хлеба, выпечных кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в упакованном виде.
4.12. Запрещается:
заглубление фундаментов для размещения нестационарных торговых объектов и применение капитальных строительных конструкций для их сооружения;
раскладка товаров, а также складирование тары и запаса продуктов на прилегающей к нестационарному торговому объекту территории;
реализация пищевых продуктов домашнего приготовления: маринованных и соленых грибов, всех видов консервированных и герметически упакованных в банки продуктов, соков, изделий на основе сахара (леденцы, воздушный рис и т.п.);
реализация скоропортящихся пищевых продуктов при отсутствии холодильного оборудования для их хранения и реализации;
реализация с земли, а также частями и с надрезами картофеля, свежей плодоовощной продукции, бахчевых культур.
4.13. Ассортимент горячих блюд должен соответствовать основной специализации пунктов быстрого питания (блины, картофель фри, хот-дог, пирожки, вафли и другие виды продукции). Реализация горячих блюд разрешается из полуфабрикатов высокой степени готовности.
4.14. При отсутствии централизованного водоснабжения и канализации хозяйствующие субъекты должны обеспечить бесперебойную доставку и использование воды, отвечающей требованиям качества воды централизованного водоснабжения, вывод стоков с последующей дезинфекцией емкостей для питьевой воды и емкостей для стоков в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
4.15. Выносное холодильное оборудование размещается в соответствии со схемой и может использоваться для реализации мороженого, соков и прохладительных напитков.
5. Некоторые вопросы, связанные с демонтажем нестационарных торговых объектов
5.1. Нестационарные торговые объекты подлежат демонтажу по основаниям и в порядке, указанным в Договоре, в соответствии с требованиями и в порядке, установленными законодательством Российской Федерации.
5.2. При выявлении неправомерно размещенных и (или) эксплуатируемых на территории муниципального образования нестационарных торговых объектов орган местного самоуправления в течение календарных 10 дней со дня выявления указанных фактов выдает собственнику нестационарного торгового объекта предписание о демонтаже нестационарного торгового объекта и освобождении занимаемого им земельного участка (далее - предписание) в срок, определенный предписанием.
5.3. Срок демонтажа нестационарного торгового объекта определяется в зависимости от вида нестационарного торгового объекта и должен составлять не более 1 месяца со дня выдачи предписания органами местного самоуправления.
В случае невозможности осуществления собственником нестационарного торгового объекта демонтажа по не зависящим от него причинам срок, установленный предписанием, может быть продлен.
5.4. Если собственник незаконно размещенного и (или) эксплуатируемого на территории муниципального образования нестационарного торгового объекта установлен, предписание выдается ему лично под роспись.
В случае невозможности вручения предписания собственнику нестационарного торгового объекта по причине его уклонения от вручения или иной причине предписание направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением, о чем должностным лицом органа местного самоуправления делается отметка на бланке предписания с указанием причины его невручения.
Если собственник неправомерно размещенного и (или) эксплуатируемого на территории муниципального образования нестационарного торгового объекта не установлен, на нестационарный объект вывешивается предписание и наносится соответствующая надпись с указанием срока демонтажа, о чем должностным лицом органа местного самоуправления делается отметка на бланке предписания.
5.5. Демонтаж нестационарных объектов и освобождение земельных участков в добровольном порядке производится собственниками нестационарных торговых объектов за собственный счет в срок, указанный в предписании.
В случае невыполнения собственником нестационарного торгового объекта демонтажа в указанный в предписании срок органы местного самоуправления обращаются с соответствующими требованиями в суд.
6. Заключительные положения
6.1. Информацию о применении настоящих методических рекомендаций при разработке и подготовке схем органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области направляют в Министерство ежегодно до 15 декабря текущего года.
6.2. Информация, предусмотренная настоящими Методическими рекомендациями, предоставляется органами местного самоуправления в Министерство в установленные настоящими Методическими рекомендациями сроки.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по размещению нестационарных
торговых объектов на территории
муниципальных образований
Московской области
Итоги инвентаризации размещения нестационарных торговых
объектов на территории
___________________________________________________________
(наименование муниципального образования Московской области)
по состоянию на __________20___ года
Показатели |
Един, измерений |
Всего по городскому округу |
1 |
2 |
3 |
1. Общее количество объектов розничной торговли, в том числе: |
|
|
Продовольственные |
|
|
Непродовольственные |
|
|
Смешанный ассортимент |
|
|
1.1. Стационарные, в том числе: |
|
|
Продовольственные |
|
|
Непродовольственные |
|
|
Смешанный ассортимент |
|
|
1.2. Нестационарные, в том числе: |
|
|
Продовольственные |
|
|
Непродовольственные |
|
|
Смешанный ассортимент |
|
|
2. Площадь торговая, всего (стационарных, нестационарных торговых объектов) |
|
|
2.1. Нестационарных торговых объектов, в том числе: |
|
|
Продовольственные |
|
|
Непродовольственные |
|
|
Со смешанным ассортиментом |
|
|
2.2. Стационарных торговых объектов, в том числе: |
|
|
продовольственных |
|
|
непродовольственных |
|
|
со смешанным ассортиментом |
|
|
3. Численность занятых на объектах стационарной торговли |
|
|
4. Численность занятых на объектах нестационарной торговли |
|
|
5. Средняя месячная начисленная заработная плата работников предприятий стационарной торговли |
|
|
6. Средняя месячная начисленная заработная плата работников предприятий нестационарной торговли |
|
|
7. Виды нестационарных торговых объектов |
|
|
7.1. Павильоны, всего, в том числе: |
|
|
продовольственные |
|
|
непродовольственные |
|
|
со смешанным ассортиментом |
|
|
7.2. Киоски, всего, в том числе: |
|
|
продовольственные |
|
|
непродовольственные |
|
|
7.3. Пункты быстрого питания |
|
|
Передвижные |
|
|
Киоски |
|
|
павильоны |
|
|
7.4. Передвижные |
|
|
Автолавки |
|
|
Автомагазины |
|
|
Цистерны |
|
|
Изотермические емкости |
|
|
Презентационные стойки |
|
|
8. Торговые галереи |
|
|
9. Торговые автоматы |
|
|
10. Размещение нестационарного торгового объекта на участке, находящемся в собственности: |
|
|
Муниципальной |
|
|
Государственной |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлены единые требования к разработке и утверждению органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Определены методические рекомендации по размещению нестационарных торговых объектов. Разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов основывается на результатах проведенного анализа состояния розничной торговли на территории муниципального образования, результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов, а также соблюдения требований о размещении не менее чем шестидесяти процентов от общего количества нестационарных торговых объектов для использования субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность.
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 13 октября 2020 г. N 20РВ-306 "О разработке и утверждении органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов и Методических рекомендаций по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Московской области"
Вступает в силу с 13 октября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области (http://msh.mosreg.ru) 13 октября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 27 августа 2024 г. N 19РВ-250
Изменения вступают в силу с 29 августа 2024 г.
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 29 сентября 2023 г. N 19РВ-379
Изменения вступают в силу с 3 октября 2023 г.
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 13 октября 2022 г. N 19РВ-370
Изменения вступают в силу с 14 октября 2022 г.
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 июня 2022 г. N 19РВ-214
Изменения вступают в силу с 23 июня 2022 г.
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 21 февраля 2022 г. N 19РВ-44
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2022 г.
Распоряжение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 23 марта 2021 г. N 19РВ-88
Изменения вступают в силу с 25 марта 2021 г.