1. Общие положения
1.1 Введение
1.1.1 Антимонопольная политика (далее также - Политика) является Локальным нормативным актом, описывающим основные требования Антимонопольного законодательства, устанавливающим для Работников и Руководства правила поведения, направленные на недопущение нарушения требований законодательства Российской Федерации, а также предусматривающим внедрение и развитие Системы комплаенс, направленной на снижение Комплаенс-рисков.
1.1.2 Политика разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и правоприменительной практикой, Уставом Общества, Этическим кодексом Общества и иными Локальными нормативными актами.
1.1.3 Политика содержит описание основных правил и ограничений Антимонопольного законодательства, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении хозяйственной деятельности Общества. При этом необходимо учитывать, что в отношении каждой отдельно взятой ситуации, сделки или действия, которые прямо или косвенно могут повлечь нарушение Антимонопольного законодательства и Политики, необходимо проведение дополнительного анализа и получения разъяснений и/или консультации Департамента по комплаенсу (compliance-R00@russianpost.ru) в порядке, предусмотренном разделом 5.4 Политики.
1.1.4 В рамках реализации положений Антимонопольной политики Руководство и Работники должны:
- знать требования Политики;
- понимать, что правила, содержащиеся в Политике, не являются исчерпывающими;
- в рамках своей деятельности всегда руководствоваться интересами Общества в совокупности с принципами законности и честной Конкуренции;
- обращаться в Департамент по комплаенсу (compliance-R00@russianpost.ru) в порядке, предусмотренном разделом 5.4 Политики, в любой спорной ситуации, которая может привести к нарушению требований Политики, а также незамедлительно сообщать обо всех случаях нарушения требований Политики.
1.1.5 Политика подлежит размещению на внутренних и внешних информационных ресурсах Общества.
Общество обязано ознакомить с Политикой всех Работников и Руководство Общества.
1.1.6 Политика подлежит регулярному пересмотру для обеспечения актуальности Политики и отражения всех изменений Антимонопольного законодательства.
1.2 Терминология
Антимонопольное законодательство |
система нормативно-правовых актов, основанная на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящая из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иных федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой Конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и Недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, организации, Органы власти, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели |
Антимонопольный орган |
Федеральная антимонопольная служба (далее также - ФАС России) и ее территориальные органы |
"Вертикальное соглашение" |
Соглашение между Хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает Товар, а другой предоставляет (продает) Товар |
Группа лиц |
совокупность физических и/или юридических лиц, действующих в едином экономическом интересе в силу особых связей (имущественных, родственных, управленческих и иных) и соответствующих одному или нескольким признакам, перечисленным в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции |
Дискриминационные условия/Дискриминация |
условия доступа на Товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи Товара, при которых Хозяйствующий субъект или несколько Хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим Хозяйствующим субъектом или другими Хозяйствующими субъектами |
Доминирующее положение |
положение Хозяйствующего субъекта (Группы лиц) или нескольких Хозяйствующих субъектов (Групп лиц) на рынке определенного Товара, дающее такому Хозяйствующему субъекту (Группе лиц) или таким Хозяйствующим субъектам (Группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения Товара на соответствующем Товарном рынке, и (или) устранять с этого Товарного рынка других Хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот Товарный рынок другим Хозяйствующим субъектам |
Естественная монополия |
состояние Товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие Конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу Товара по мере увеличения объема производства), а Товары, производимые субъектами Естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими Товарами, в связи с чем спрос на данном Товарном рынке на Товары, производимые субъектами Естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот Товар, чем спрос на другие виды Товаров |
Закупка/Закупочная деятельность |
совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей заказчика в Товарах, в том числе для целей коммерческого использования |
Злоупотребление доминирующим положением |
действия (бездействие) занимающего Доминирующее положение субъекта, результатом которых являются/могут являться недопущение, ограничение, устранение Конкуренции и (или) ущемление интересов других Хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей |
Комплаенс |
деятельность Общества, направленная на создание корпоративной системы, обеспечивающей соблюдение требований законодательства, правил и стандартов |
Комплаенс-риск |
риск применения к АО "Почта России" санкций, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения требований законодательства (в рамках Политики - Антимонопольного законодательства), правил, стандартов |
Конкурент |
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на том же Товарном рынке, что и Общество |
Конкуренция |
соперничество Хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения Товаров на данном Товарном рынке |
Контрагент/Клиент |
субъект, с которым Общество вступает в договорные отношения (или имеет договорные отношения), за исключением трудовых отношений |
Координация экономической деятельности |
согласование действий Хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну Группу лиц ни с одним из таких субъектов и не осуществляющим деятельности на Товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий Хозяйствующих субъектов (за исключением действий Хозяйствующих субъектов, осуществляемых в рамках реализации "Вертикальных соглашений") |
Локальный нормативный акт/ЛНА |
внутренний организационный документ Общества, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий, в том числе права и обязанности Общества, всех или отдельных категорий Работников |
Недобросовестная конкуренция |
любые действия Хозяйствующих субъектов (Группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим Хозяйствующим субъектам - Конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации |
Орган власти |
федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации |
Общество |
АО "Почта России", включая все структурные и обособленные подразделения, в том числе филиалы и представительства |
Признаки ограничения конкуренции |
сокращение числа Хозяйствующих субъектов, не входящих в одну Группу лиц, на Товарном рынке, рост или снижение цены Товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения Товара на Товарном рынке, отказ Хозяйствующих субъектов, не входящих в одну Группу лиц, от самостоятельных действий на Товарном рынке, определение общих условий обращения Товара на Товарном рынке Соглашением между Хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования Хозяйствующими субъектами, не входящими в одну Группу лиц, своих действий на Товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для Хозяйствующего субъекта или нескольких Хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения Товара на Товарном рынке, а также установление Органами власти, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к Товарам или к Хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации |
Работник |
физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с Обществом. |
Руководство |
Работники Общества, выполняющие управленческие функции и/или имеющие полномочия на принятие управленческих решений в отношении Общества, его обособленных подразделений или дочерних компаний в соответствии с учредительными документами, организационно-распорядительными документами. Под Руководством, в том числе, понимаются члены совета директоров, члены правления, генеральный директор |
Система комплаенс |
совокупность корпоративных правил, стандартов, процедур, направленных на предотвращение возникновения и минимизацию Комплаенс-рисков |
Согласованные действия |
действия Хозяйствующих субъектов на Товарном рынке при отсутствии Соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий: - результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных Хозяйствующих субъектов; - действия заранее известны каждому из участвующих в них Хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; - действия каждого из указанных Хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных Хозяйствующих субъектов, участвующих в Согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все Хозяйствующие субъекты на соответствующем Товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства Товара, изменение цен на Товар на мировых Товарных рынках, существенное изменение спроса на Товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего Товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год. Совершение указанными лицами действий по Соглашению не относится к Согласованным действиям, а является Соглашением |
Соглашение |
договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме |
Товар/Услуга |
объект гражданских прав (в том числе работа, финансовая услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот |
Товарный рынок |
сфера обращения Товара (в том числе Товара иностранного производства), который не может быть заменен другим Товаром, или взаимозаменяемых Товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести Товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами |
Формы злоупотребления доминирующим положением |
Злоупотребление доминирующим положением может выражаться, в том числе в: - установлении, поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены Товара; - изъятии Товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены Товара; - навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные нормативными правовыми актами или судебными актами); - экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства Товара, если на этот Товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства Товара прямо не предусмотрено нормативными правовыми актами или судебными актами; - экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего Товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены нормативными правовыми актами или судебными актами; - экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же Товар, если иное не установлено федеральным законом; - создании Дискриминационных условий; - создании препятствий доступу на Товарный рынок или выходу из Товарного рынка другим Хозяйствующим субъектам; - нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования |
Хозяйствующий субъект |
коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации |
Экономическая концентрация |
сделки и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции |
1.3 Задачи Антимонопольной политики
1.3.1 Политика направлена на решение следующих задач:
- выражение приверженности принципам законности, прозрачности ведения хозяйственной деятельности и социальной ответственности Общества;
- обеспечение информированности и осведомленности Работников об основных требованиях Антимонопольного законодательства, последствиях его нарушения;
- обеспечение своевременного выявления Комплаенс-рисков, объективной оценки их причин и последствий, а также принятия решений по предотвращению Комплаенс-рисков;
- формирование у Руководства и Работников единообразной позиции неприятия нарушений Антимонопольного законодательства;
- обеспечение непрерывного эффективного функционирования элементов Системы комплаенс, а также обеспечение их четкой и систематичной регламентации;
- совершенствование корпоративной культуры Общества, внедрение, развитие и соблюдение лучших практик корпоративного управления, а также стандартов и принципов делового поведения;
- обеспечение регулярного мониторинга Антимонопольного законодательства, оценка его изменений и влияния на деятельность Общества.
1.4 Принципы Антимонопольной политики
1.4.1 Основными принципами соблюдения Политики являются:
- ответственное лидерство ("Тон сверху") - принцип личного примера Руководства в формировании корпоративной культуры и в создании эффективного механизма предупреждения Комплаенс-рисков, а также персональная ответственность за соблюдение требований Антимонопольного законодательства;
- вовлеченность Работников в реализацию положений Политики, формирование стандартов и процессов, направленных на соблюдение Антимонопольного законодательства;
- следование риск-ориентированному подходу, направленному на снижение и/или исключение Комплаенс-рисков;
- постоянное совершенствование и повышение эффективности действующих в Обществе процессов и процедур, направленных на обеспечение требований Антимонопольного законодательства.
2. Требования Антимонопольного законодательства
2.1.1 Настоящий раздел Политики содержит описание основных требований, в том числе требований ограничительного характера, направленных, с одной стороны, на недопущение ограничения Конкуренции, и с другой - на минимизацию Комплаенс-рисков. Соблюдение соответствующих требований является обязанностью Общества, его Работников и Руководства.
2.2 Требования, связанные с положением Общества как субъекта Естественной монополии
2.2.1 Общество является субъектом Естественной монополии в сфере Услуг общедоступной почтовой связи (в рамках оказания Услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции: почтовых карточек, писем, бандеролей).
2.2.2 Указанное в п. 2.2.1 Политики влечет за собой необходимость, в том числе:
- руководствоваться установленными ФАС России ценами/тарифами (или их предельным уровнем) на оказываемые Обществом Услуги в сфере Естественной монополии;
- обеспечивать свободный доступ Клиентов и Контрагентов к информации о своей деятельности в качестве субъекта Естественной монополии.
2.2.3 Помимо требований, указанных в п. 2.2.2 Политики, Общество обязано предварительно согласовывать с Антимонопольным органом следующие сделки и/или действия:
- любые сделки, в результате которых Общество приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) Товаров/оказания Услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала Общества по последнему утвержденному балансу;
- инвестиции Общества, в производство (реализацию) Товаров/оказание Услуг, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях и которые составляют более десяти процентов стоимости собственного капитала Общества по последнему утвержденному балансу;
- продажа, сдача в аренду или иные сделки, в результате которых Хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и/или пользования частью основных средств Общества, предназначенных для производства (реализации) Товаров/оказания Услуг, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, если балансовая стоимость таких основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала Общества по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход Хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах Естественной монополии составит более одного процента общего объема его дохода.
2.3 Требования, связанные с положением Общества как субъекта, занимающего Доминирующее положение
2.3.1 Положение Общества может быть признано Доминирующим по результатам проведенного Антимонопольным органом экономического анализа, в том числе в силу занимаемой значительной доли Товарного рынка и/или установленной возможности оказывать решающее воздействие на общие условия обращения Товара на соответствующем Товарном рынке.
2.3.2 Положение Общества, как субъекта Естественной монополии (в границах Товарного рынка, находящегося в состоянии Естественной монополии), является Доминирующим в силу закона и не требует доказывания со стороны Антимонопольного органа.
2.3.3 Доминирующее положение налагает на Общество ряд запретов и ограничений, несоблюдение которых может быть квалифицировано в качестве Злоупотребления Доминирующим положением и влечет возникновение Комплаенс-рисков.
2.3.4 Перечень конкретных действий/бездействий Общества, которые могут быть квалифицированы в качестве Форм злоупотребления доминирующим положением не является исчерпывающим.
2.3.5 В целях соблюдения требований Антимонопольного законодательства и минимизации Комплаенс-рисков, Работникам и Руководству следует:
- принимать коммерческие решения на основании объективной оценки существующей ситуации на Товарном рынке;
- обеспечивать прозрачность и обоснованность ценовой/тарифной политики Общества в отношении реализуемых Товаров/Услуг;
- руководствоваться принципами открытости, прозрачности, доступности и недопущения Дискриминации Контрагентов и Клиентов при определении коммерческих условий взаимодействия;
- при возникновении вопросов, сомнений и спорных ситуаций незамедлительно обращаться за консультацией в Департамент по комплаенсу (compliance-R00@russianpost.ru) в порядке, предусмотренном разделом 5.4 Политики.
2.4 Требования, связанные с заключением и реализацией Соглашений (Согласованных действий)
2.4.1 При осуществлении предпринимательской деятельности любые коммерческие решения Руководству следует принимать самостоятельно, независимо от Конкурентов и, прежде всего, в интересах Общества, а также Контрагентов и Клиентов.
2.4.2 Общество не приемлет любые, фактически или потенциально ограничивающие Конкуренцию, а также направленные на получение каких-либо преимуществ в обход законодательно установленных процедур формы взаимодействия с Конкурентами, Контрагентами и иными Хозяйствующими субъектами, а также с Органами власти, включая устные и письменные Соглашения, Согласованные действия и Координацию экономической деятельности.
2.4.3 При возникновении вопросов, сомнений относительно спорных ситуаций, которые потенциально могут повлечь Ограничение конкуренции в рамках осуществляемого взаимодействия с Конкурентами, Контрагентами и иными Хозяйствующими субъектами, а также с Органами власти, следует обращаться за консультацией в Департамент по комплаенсу (compliance-R00@russianpost.ru) в порядке, предусмотренном разделом 5.4 Политики.
2.5 Требования, связанные с применением методов Недобросовестной конкуренции
2.5.1 При осуществлении хозяйственной деятельности Общества, продвижении его Товаров, а также в рамках подготовки и/или распространения информационных и рекламных материалов следует учитывать, что получение конкурентных преимуществ на Товарном рынке в нарушение требований законодательства Российской Федерации, а также принципов добропорядочности, разумности и справедливости не допускается.
2.5.2 Руководству и Работникам следует, в том числе:
- распространять сведения о Товарах и Услугах Общества, их преимуществах и сравнивать Товары и Услуги Общества с Товарами и Услугами Конкурентов только с использованием достоверных и точных сведений;
- проверять источники получения информации в отношении Конкурентов, их деятельности и реализуемых ими Товаров и Услуг.
2.5.3 Общество не приемлет:
- использования любых методов Недобросовестной конкуренции;
- распространения порочащих (ложных/искаженных) сведений о Конкурентах;
- сравнения Общества (его Товаров и Услуг) с Конкурентами, основываясь на ложных/неточных данных;
- введения в заблуждение Клиентов, а также потенциальных Клиентов в отношении качества Товара, условий его приобретения и других условий;
- совершения действий (в том числе имитации товарного знака, коммерческого обозначения), способных вызвать смешение с деятельностью Конкурента;
- получения, использования и разглашения информации, составляющей коммерческую тайну Конкурента или иного Хозяйствующего субъекта, в обход законодательных требований;
- использования промышленных достижений Конкурента в обход законодательных требований.
2.6. Требования, связанные с организацией и участием в Закупках
2.6.1 Закупки должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а также правилами, утвержденными заказчиком или организатором данных процедур.
2.6.2 Общество на регулярной основе задействовано в проведении Закупок как в качестве заказчика/организатора соответствующих процедур с целью удовлетворения собственных нужд, так и в качестве участника в рамках Закупок, организуемых иными лицами, в том числе, государственными, муниципальными заказчиками, государственными корпорациями.
2.6.3 При проведении Закупок запрещаются действия, которые могут привести к ограничению Конкуренции, в частности:
- Координация организатором Закупки деятельности участников;
- проведение переговоров с потенциальными участниками после объявления о проведении Закупки, в случаях если проведение таких переговоров прямо не предусмотрено законодательством Российской Федерации или Локальными нормативными актами;
- заключение ограничивающих Конкуренцию Соглашений между заказчиком и участниками Закупки;
- создание участнику Закупки преимущественных условий, в том числе путем доступа к той или иной информации;
- включение в закупочную документацию требований к закупаемому Товару либо к участникам Закупки, которым заведомо соответствует только один участник;
- предъявление к участникам Закупки требования о предоставлении документов, не предусмотренных закупочной документацией;
- нарушение утвержденного Обществом Положения о закупке товаров, работ, услуг;
- участие организатора Закупки (или работников организатора) в Закупке.
2.6.4 Нарушение указанных правил может являться, в том числе основанием для признания сделок, заключенных по результатам таких Закупок, недействительными.
2.7 Требования, связанные с государственным контролем за Экономической концентрацией
2.7.1 В рамках государственного контроля за Экономической концентрацией определенные сделки и/или действия Общества, которые могут оказать влияние на состояние Конкуренции на том или ином Товарном рынке, должны быть согласованы с Антимонопольным органом при условии достижения установленных Антимонопольным законодательством "пороговых значений" в отношении стоимости активов и выручки участников сделки или действия.
2.7.2 К числу сделок и/или действий, указанных в п. 2.7.1 Политики могут быть отнесены, в том числе:
- сделки с акциями/долями и имуществом российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки Товаров на территорию Российской Федерации (в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки);
- реорганизация коммерческих организаций, в том числе в форме слияния, и присоединения;
- создание новых юридических лиц с оплатой их уставного капитала акциями/долями или активами иных юридических лиц;
- соглашения с Хозяйствующим субъектом - Конкурентом о совместной деятельности.
2.7.3 Сделки и иные действия, указанные в п. 2.7.2 Политики, подлежат согласованию с Антимонопольным органом при условии соблюдения законодательно установленных "пороговых значений" в отношении стоимости активов и выручки участников сделки и их Групп лиц.
2.7.4 При возникновении вопросов относительно необходимости согласования той или иной сделки или действия Общества, которые могут соответствовать признакам, указанным в п. 2.7.1-2.7.3 Политики, следует обращаться за консультацией в Департамент по комплаенсу (compliance-R00@russianpost.ru) в порядке, предусмотренном разделом 5.4 Политики.
3. Ответственность
3.1.1 За нарушение Антимонопольного законодательства Общество, Руководство, а также в отдельных случаях Работники, могут быть привлечены к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также внутренними Локальными нормативными актами.
4. Взаимодействие с Антимонопольными органами
4.1.1 ФАС России является уполномоченным Органом власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением Антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов Естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на Товары/Услуги, рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере Закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере Закупок отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4.1.2 ФАС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими Органами власти, общественными объединениями и иными организациями.
4.1.3 Антимонопольные органы уполномочены, в том числе на:
- возбуждение и рассмотрение дел о нарушении Антимонопольного законодательства;
- привлечение к ответственности за нарушение Антимонопольного законодательства;
- проведение проверок соблюдения Антимонопольного законодательства (в том числе документарных, выездных, плановых и внеплановых);
- выдачу обязательных для исполнения предписаний (о прекращении нарушений; о совершении действий, направленных на обеспечение Конкуренции; о перечислении в бюджет денежных средств, полученных Обществом в результате совершения нарушения Антимонопольного законодательства).
4.1.4 Антимонопольный орган вправе запрашивать у Общества необходимую информацию посредством направления мотивированного запроса. Непредставление соответствующей информации может повлечь за собой возникновение Комплаенс-рисков.
4.1.5 Работникам и Руководству следует:
- содействовать исполнению предупреждений, а также вступивших в законную силу предписаний Антимонопольных органов;
- своевременно представлять необходимые документы или информацию по мотивированным запросам Антимонопольных органов;
- оказывать необходимое содействие Антимонопольным органам при осуществлении ими своих полномочий;
- осуществлять взаимодействие с Антимонопольными органами.
Выполнение указанных действий производится Работниками и Руководством в строгом соответствии с Локальными нормативными актами.
4.1.6 При осуществлении взаимодействия с Антимонопольными органами, в том числе в рамках процедур, указанных в п. 4.1.3-4.1.5 Политики, в случае возникновения вопросов, сомнений и спорных ситуаций Работникам и/или Руководству следует обращаться за консультацией в Департамент по комплаенсу (compliance-R00@russianpost.ru) в порядке, предусмотренном разделом 5.4 Политики.
5. Элементы Системы комплаенс
5.1.1 Для решения задач, определенных Политикой, в Обществе устанавливается Система комплаенс, которая направлена на предупреждение Комплаенс-рисков, внедрение высоких стандартов корпоративной этики, формирование максимальной заинтересованности и личной ответственности при соблюдении Антимонопольного законодательства и положений Политики Руководством и Работниками.
5.1.2 Система комплаенс включает в себя, в том числе следующие элементы и мероприятия:
- обучение и информирование;
- оценка Комплаенс-рисков;
- рассмотрение обращений по вопросам, связанным с разъяснением/нарушением требований Политики.
5.2 Обучение и информирование
5.2.1. Для целей обеспечения соблюдения Руководством и Работниками требований Политики и поддержания высоких стандартов корпоративной этики, направленных на недопущение и предупреждение нарушений Антимонопольного законодательства, Департамент по комплаенсу осуществляет на регулярной основе:
- организацию регулярного очного и/или дистанционного обучения Руководства и Работников по вопросам, связанным с Антимонопольным законодательством, в том числе посредством проведения семинаров/тренингов и тестирований, самостоятельно и/или с привлечением внешних консультантов;
- информирование Руководства и Работников о действующих правилах, процедурах и требованиях Антимонопольного законодательства, в том числе при помощи новостных "дайджестов" и информационных рассылок.
5.2.2 Осуществление обучения и информирования Руководства и Работников способствует этическому ведению бизнеса, а также повышению уровня корпоративной культуры и осведомленности в вопросах, связанных со сферой действия Антимонопольного законодательства.
5.3 Оценка Комплаенс-рисков
5.3.1 Оценка Комплаенс-рисков осуществляется Департаментом по комплаенсу на регулярной основе (не реже одного раза в год) с целью обеспечения эффективности Антимонопольной политики и предупреждения соответствующих нарушений. При выявлении Комплаенс-рисков Департамент по комплаенсу разрабатывает предложения по их минимизации.
5.3.2 Оценка Комплаенс-рисков осуществляется по следующим направлениям, включая, но не ограничиваясь:
- установление/изменение цен на Товары и/или Услуги Общества;
- заключение договоров, Соглашений о сотрудничестве, совместной деятельности;
- взаимодействие с Конкурентами, Контрагентами и иными Хозяйствующими субъектами, Органами власти;
- проведение рекламных мероприятий и иное продвижение Товаров и Услуг Общества.
5.4 Рассмотрение обращений по вопросам, связанным с разъяснением/нарушением требований Политики
5.4.1 В случае возникновения вопросов, касающихся применения положений Политики и/или Антимонопольного законодательства при исполнении должностных обязанностей, каждый Работник вправе обратиться за разъяснениями в Департамент по комплаенсу посредством направления письменного обращения на адрес электронной почты: compliance-R00@russianpost.ru.
5.4.2 В случае обнаружения в действиях Руководства или Работника признаков нарушения требований Политики, а также Антимонопольного законодательства, следует:
- конфиденциально обратиться на "Линию доверия", оставив сообщение на круглосуточно работающем автоответчике специально выделенной телефонной линии (495) 739-47-12 и/или
- направить письменное обращение на адрес электронной почты: compliance-R00@russianpost.ru.
5.4.3 Общество, при непосредственном участии Департамента по комплаенсу, осуществляет оперативное, всестороннее, детальное рассмотрение вышеуказанных обращений в наиболее короткие сроки. В случае подтверждения фактов наличия признаков нарушения требований Политики Департамент по комплаенсу выносит указанный вопрос на рассмотрение Комитета по комплаенсу для выработки рекомендаций о форме реагирования на факт нарушения и мерах ответственности, которые подлежат применению к ответственным лицам.
5.4.4 Общество гарантирует для Работников конфиденциальность их обращения, а также отсутствие негативных последствий, связанных непосредственно с обращением в Департамент по комплаенсу.
5.5 Комитеты Общества
5.5.1 В Обществе могут создаваться различные комитеты, в том числе, для реализации целей и задач, определенных Политикой, обеспечения эффективного функционирования элементов Системы комплаенс и совершенствования корпоративной культуры Общества.
6. Ссылки
6.1 Основные внешние документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях";
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи";
- Практическое пособие Международной торговой палаты (ICC) по антимонопольному комплаенсу (2014).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Антимонопольная политика АО "Почта России" (утв. Советом директоров АО "Почта России" (протокол от 3 августа 2020 г. N 07-2020))
Текст документа опубликован не был