Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 октября 2020 г. N 5.1-01/2253
на проект федерального закона N 1023276-7 "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 30 сентября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 1023276-7 "О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесен в Государственную Думу 18 сентября 2020 года Правительством Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта во втором чтении был расширен его предмет правового регулирования.
Федеральным законом в главы 25.4 и 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) внесены изменения, направленные на уточнение порядка взимания налога на дополнительный доход от добычи углеводородов (далее - НДД) и налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Федеральным законом к деятельности по освоению участка недр в целях применения НДД отнесены разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. В перечень участков недр, добыча углеводородного сырья на которых позволяет применять НДД, включены новые участки недр, в частности, расположенные полностью или частично в границах Северо-Кавказского федерального округа, Сахалинской области (за исключением морских месторождений), Оренбургской и Самарской областей, севернее 65 градусов северной широты в границах Республики Коми.
Федеральным законом уточняется порядок представления налогоплательщиком уведомления о начале исчисления НДД, состав и порядок признания фактических расходов налогоплательщика, учитываемых в целях применения НДД, в частности, из состава фактических расходов, связанных с производством и реализацией, исключаются расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, затраты, оплаченные за счет предоставленных на цели финансирования этих затрат бюджетных средств. Изменяются правила учета исторических убытков, в том числе, за счет введения предельной величины учета таких убытков в налоговом периоде (не более 50 процентов налоговой базы) в налоговых периодах с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года и введения специальных коэффициентов.
Федеральным законом вводится новый коэффициент (рентный коэффициент, ), корректирующий размер ставки НДПИ на добычу полезных ископаемых. При общем значении этого коэффициента равном 1 в отношении твердых полезных ископаемых рентный коэффициент установлен в размере 3.5, за исключением концентратов и полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии, торфа и горючих сланцев, общераспространенных полезных ископаемых, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней, промышленных термальных вод и битуминозных пород. Рентный коэффициент в размере 1 также может применяться в течение пяти календарных лет, следующих за годом начала промышленной добычи соответствующего полезного ископаемого, на участках недр, степень выработанности запасов которых по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1 процента, при условии заключения с пользователем недр соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Федеральным законом также установлен стимулирующий налоговый вычет по НДПИ, применяемый при добыче нефти на участках недр, расположенных, в частности, полностью или частично в границах Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Коми.
Федеральный закон в целом согласуется с основами налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Однако обращаем внимание на то, что введение носит исключительно фискальный характер и кратно увеличивает налоговое бремя на налогоплательщиков НДПИ при добыче полезных ископаемых, используемых преимущественно в качестве сырья в металлургической промышленности (руд черных и цветных металлов). Однако сопроводительные материалы к законопроекту N 1023276-7 не содержат каких-либо расчетов, обосновывающих введение данного коэффициента и его значение в отношении отдельных видов полезных ископаемых. Такое регулирование вызывает сомнение с точки зрения пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса, согласно которому налоги должны быть экономически обоснованными и не могут носить произвольный характер.
Статья 2 Федерального закона о порядке вступления в силу его положений соответствует нормам абзаца первого пункта 1 и пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (федеральные налоги).
Федеральный закон в соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федеральных налогов.
Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 15 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.Ю. Синенко.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.