Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 октября 2020 г. N 5.1-01/2254
по Федеральному закону "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году",
принятому Государственной Думой 30 сентября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1022818-7) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2021 году" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 сентября 2020 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Федеральный закон направлен на создание правовых условий для формирования и последующего сбалансированного исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В этих целях Федеральным законом предлагается также сохранить на 2021 год действие отдельных положений законодательных актов, которые ранее предусматривались на 2020 год.
Федеральным законом (пункт 12 статьи 1) вносится изменение в порядок расчета общего объема расходов федерального бюджета в части увеличения используемого в нем расчетного объема на 2021 год с 585 млрд. рублей до 1 460 млрд. рублей.
Федеральным законом (часть 4 статьи 6) продлевается на 2021 год возможность использования Правительством Российской Федерации средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) сверх объема, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете, в случае превышения базовой цены на нефть. При этом объем использования средств ФНБ на обеспечение сбалансированности федерального бюджета ограничивается 1%ВВП.
Наряду с этим в целях обеспечения устойчивости федерального бюджета в условиях временного снижения нефтегазовых доходов уточняется порядок прогнозирования указанных доходов на 2020 и 2021 годы. Так, при расчете этих показателей должны учитываться прогнозные объемы добычи и переработки нефти и экспорта топливно-энергетических товаров, указанные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, положенном в основу прогноза доходов, утвержденных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (пункт 2 статьи 3, часть 5 статьи 6 Федерального закона).
Федеральный закон (пункты 1 - 8 статьи 1) содержит положения, направленные на пополнение доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, с 1 января 2021 года предусматривается зачисление в полном объеме в федеральный бюджет сумм налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также доходов в виде суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства.
Кроме того, предусматривается распределение части НДФЛ, уплачиваемого по повышенной налоговой ставке (15%) при превышении суммы доходов 5 млн. рублей, по следующим нормативам: в федеральный бюджет - 13%, в региональные и местные бюджеты - 87%. Указанная повышенная ставка установлена законопроектом N 1022669-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период".
Наряду с этим устанавливаются отдельные нормативы зачисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1: в федеральный бюджет - 83%, в региональные бюджеты - 17%. Указанные изменения связаны с Федеральным законом (N 1023276-7) "О внесении изменений в главы 254 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (принят Государственной Думой 30 сентября 2020 года).
Федеральный закон (часть 6 статьи 6) сохраняет за Правительством Российской Федерации право на осуществление в 2021 году государственных внутренних (внешних) заимствований и предоставление государственных гарантий с превышением верхнего предела государственного долга и показателей программ заимствований и государственных гарантий.
В связи с необходимостью оперативного использования бюджетных средств на 2021 год пролонгируется действие отдельных временных оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. При этом закрепляются положения по осуществлению парламентского контроля Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (статья 8 Федерального закона). Аналогичный порядок уже предусматривался на 2020 год.
В целях поддержки региональных и местных бюджетов пролонгируется снятие ряда ограничений по исполнению в 2021 году консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и объем государственного долга (муниципального долга) могут превысить ограничения, установленные пунктами 2, 3 статьи 92\ пунктами 4, 5 статьи 107 Бюджетного кодекса, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на реализацию антикризисных мер, связанных с коронавирусной инфекцией (части 9, 10 статьи 9 Федерального закона).
Кроме того, на 2021 год с учетом определенных ограничений сохраняется возможность размещения субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) ценных бумаг при получении кредитного рейтинга ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон (часть 10 статьи 6) определяет направления использования средств, высвобождаемых в 2021 году в рамках погашения обязательств (задолженности) регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Так, указанные средства подлежат направлению на реализацию новых инвестиционных проектов, на профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции, компенсацию снижения в 2021 году налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов по сравнению с 2019 годом.
Ряд положений Федерального закона касается исполнения федерального бюджета в 2020 году. В частности, предусмотрено увеличение с 1 800 000 000,0 тыс. рублей до 2 000 000 000,0 тыс. рублей объема средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (пункт 1 статьи 3 Федерального закона).
Федеральным законом (пункт 2 статьи 3) закрепляется положение, позволяющее не признавать государственное (муниципальное) задание на 2020 год невыполненным в случае недостижения установленных в задании показателей из-за приостановления деятельности указанных учреждений в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Указанная мера направлена на поддержку государственных (муниципальных) учреждений.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с системой федерального законодательства.
При этом обращаем внимание, что новый порядок распределения доходов от НДПИ (с применением рентного коэффициента) не нашел своего отражения в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 10 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктами "а" (федеральный бюджет), "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 15 октября 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, временно исполняющему обязанности полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.Ю. Синенко.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.