Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 6 октября 2020 г. N 3.5-03/1523
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье"
(проект N 984546-7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и направлен на развитие нефтегазохимического комплекса Российской Федерации путем создания стимулирующих налоговых условий для сжиженных углеводородных газов (далее - СУГ) в целях производства товаров нефтегазохимии, а также для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию.
Закон предусматривает отнесение с 1 января 2022 года этана и СУГ к подакцизным товарам. Ставки акциза составят в отношении этана - 9 000 рублей за 1 тонну этана, направленного на переработку, в отношении СУГ - 4 500 рублей за 1 тонну СУГ, направленного на переработку. При этом в случае осуществления инвестиций в производственные мощности по переработке СУГ в размере более ПО млрд рублей Законом предусмотрена ежегодная индексация ставки акциза на СУГ с 1 января 2024 года. Переработчикам этана или СУГ предоставляется право на применение с 1 января 2022 года налогового вычета по акцизам с повышающим коэффициентом, равного 2. Также предусматривается отнесение к внереализационным доходам налогоплательщика разницы между суммой налоговых вычетов из сумм акциза, начисленных при совершении операций по направлению этана или СУГ на переработку в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, и указанных сумм акциза.
В целях стимулирования увеличения глубины переработки нефти и выработки светлых нефтепродуктов Законом предусматривается применение дополнительного инвестиционного коэффициента, увеличивающего размер вычета сумм исчисленного акциза (далее - "обратный акциз") на нефтяное сырье. "Обратный акциз" смогут применить нефтепереработчики, заключившие до 1 октября 2021 года с Минэнерго России инвестиционное соглашение, согласно которому налогоплательщик обязан осуществить с 2019 по 2024 год капитальные вложения в объекты основных средств нефтеперерабатывающего завода или осуществить с 2020 года по 2026 год введение в эксплуатацию на таких предприятиях объектов основных средств, указанных в данном соглашении.
В сложившихся условиях конъюнктуры рынка мазута по состоянию на апрель 2020 года Законом предусмотрена корректировка определения средних дистиллятов, исключающая из этого определения мазут в целях выравнивания налоговой нагрузки у производителей мазута и создания равных условий для его потребителей, в частности, использующих мазут для выработки электроэнергии или бункеровки судов.
В целях соблюдения интересов бюджетной системы Российской Федерации и предприятий винодельческой отрасли Законом уточняется порядок расчета коэффициента, применяемого при определении размеров вычета сумм акциза, исчисленного в случаях использования винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла, поскольку действующий с 1 января 2020 года коэффициент приводит к уменьшению эффективной ставки акциза на указанную крепкую алкогольную продукцию ниже ставки акциза на слабоалкогольную продукцию. Это создает несопоставимые условия налоговой нагрузки в части акцизного налогообложения между производителями спиртных напитков по технологии полного цикла и производителями слабоалкогольной продукции. Также предусмотрена индексация такого коэффициента на 2023 год с учетом прогнозируемого уровня инфляции 4%. При этом для налогоплательщиков, имеющих на день вступления в силу Закона лицензию на производство, хранение и поставку спиртных напитков, производимых по технологии полного цикла, сохраняется право на применение до 31 декабря 2023 года указанного коэффициента в ранее установленных размерах.
Во избежание удорожания спиртосодержащей продукции, используемой для уничтожения микроорганизмов, способных вызывать инфекционные заболевания, Законом вводятся меры, направленные на поддержку производителей такой продукции в условиях действующего с 1 января 2020 года механизма по контролю за использованием этилового спирта. Производители данной продукции вправе получить свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции, что позволит применять "нулевую" ставку акциза.
Помимо этого, Законом предусмотрено взимание государственной пошлины за выдачу свидетельств о регистрации лица, совершающего операции по переработке этана, и о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, в размере 3 500 рублей.
Законом также вносятся изменения в главу 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых" (далее - НДПИ), исключающие возможность применения отрицательной ставки НДПИ в отношении нефти (за исключением добытой нефти, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья), а также отрицательного коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть. В случае, если указанные величины приобретают отрицательное значение, они принимаются равными нулю.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе в него были включены нормы, предусматривающие индексацию ставок акцизов на все подакцизные товары на 2023 год с учетом прогнозируемого уровня инфляции 4%. При этом в отношении табачной и никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина и устройств для нагревания табака ставки акцизов индексируются с 2021 года сверх уровня инфляции.
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.