Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 6 октября 2020 г. N 3.1-05/4914
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 29 сентября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 969984-7) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 9 июня 2020 года и принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части расширения полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания" 21 июля 2020 года, 22 сентября 2020 года - во втором чтении, 29 сентября 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на расширение полномочий таможенных органов Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.1 "Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов" и частью первой статьи 200.2 "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
В соответствии с действующим законодательством производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.1 УК РФ, относится к полномочиям таможенных органов Российской Федерации, производство предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 200.2 УК РФ, относится к полномочиям следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным законом предлагается уголовные дела о преступлениях, выразившихся в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере (часть первая статьи 200.2 УК РФ), перевести в категорию дел, по которым предварительное расследование производится в форме дознания, и наделить полномочиями по его производству таможенные органы Российской Федерации и пограничные органы федеральной службы безопасности.
Пограничные органы федеральной службы безопасности также наделяются полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, выразившихся в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном размере (часть первая статьи 200.1 УК РФ).
При этом указанные полномочия по производству дознания предоставляются таможенным органам Российской Федерации и пограничным органам федеральной службы безопасности в случае выявления преступлений этими органами, что в свою очередь оставляет возможность производства по уголовным делам об указанных преступлениях предварительного следствия следователями органа, выявившего эти преступления.
Расследование квалифицированных составов данных деяний остается в подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации.
Статья 157 "Производство неотложных следственных действий" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняется положениями о том, что органы федеральной службы безопасности и таможенные органы Российской Федерации наделяются полномочиями производить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 200.2 "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий" УК РФ в случае выявления их данными федеральными органами.
Принятие Федерального закона позволит повысить эффективность защиты экономической безопасности Российской Федерации в сфере противодействия контрабанде.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Первый заместитель |
В.В. Полетаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.