Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 6 октября 2020 г. N 3.5-04/1528
на проект федерального закона N 962485-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в 2019 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
По итогам за 2019 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 770,6 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом о бюджете Фонда на 17,6 млрд рублей (102,3% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2018 годом доходы увеличились на 4,8%.
Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 738,1 млрд рублей (99,6% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2018 годом расходы увеличились на 5,1%.
В целом бюджет Фонда за 2019 год исполнен с профицитом в сумме 32,5 млрд рублей.
С 1 февраля 2019 года социальные пособия и выплаты проиндексированы на 4,3% (постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года N 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году").
Основную долю в объеме доходов бюджета Фонда составили поступления от страховых взносов на обязательное социальное страхование в сумме 714,7 млрд рублей (92,7%), в том числе поступления от страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 131,4 млрд рублей (107,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 583,3 млрд рублей (100,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
В 2019 году по сравнению с 2018 годом доход бюджета Фонда от поступлений страховых взносов, недоимки, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством увеличился на 52,4 млрд рублей (9,9%), страховых взносов, недоимки, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 10,7 млрд рублей (8,8%).
Увеличение поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование обусловлено увеличением фонда заработной платы в 2019 году, а также повышением предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 815,0 тыс. рублей в 2018 году до 865,0 тыс. рублей в 2019 году.
В 2019 году в доходы Фонда поступили денежные взыскания (штрафы, санкции, возмещение ущерба) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов) на 76,5 млн рублей меньше показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда, и составили 210,2 млн рублей.
Комитет отмечает, что поступления от налогов на совокупный доход в 2019 году в сумме 4,6 млн рублей составили лишь 4,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда, однако по сравнению с 2018 годом увеличились на 1,1 млн рублей (30,9%). Поступления задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным платежам в 2019 году составили 15,7 млн рублей (65,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда) и уменьшились по сравнению с 2018 годом на 2 млн рублей.
Доходы от размещения средств резерва (временно свободных средств Фонда) в 2019 году составили 2,1 млрд рублей (35,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), что согласно отчету Фонда об исполнении бюджета на 1 января 2020 года связано с низким уровнем спроса банковского сектора на привлечение денежных средств во вклады, обусловленного избыточной ликвидностью у кредитных организаций. Кроме того, Фонд не осуществлял размещение резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с октября 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 4 ноября 2019 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в статью 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающего передачу полномочий по размещению средств страхового резерва Фонда с 1 января 2020 года Федеральному казначейству.
Кредиторская задолженность Фонда перед страхователями по обязательному социальному страхованию в 2019 году снизилась на 3,6 млрд рублей.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в размере 56,8 млрд рублей, из них:
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций - в сумме 39,5 млрд рублей, на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 3,3 млрд рублей;
- межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - в сумме 14,0 млрд рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 39,1 млн рублей.
В 2019 году из бюджета Фонда были возвращены в федеральный бюджет средства межбюджетных трансфертов, неправомерно израсходованные в прошлые периоды, в сумме 9,9 млн рублей и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования средства, неправомерно израсходованные учреждениями здравоохранения за прошлые периоды, в сумме 212,5 млн рублей.
Отмечается увеличение межбюджетных трансфертов по сравнению с установленными Законом о бюджете Фонда показателями, что обусловлено поступлением в бюджет Фонда средств федерального бюджета на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, не предусмотренных данным законом в размере 5,2 млрд рублей и увеличением бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) на 710,4 млн рублей, а также на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами - 737,2 млн рублей.
Расходы бюджета Фонда в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличились на 5,1% и составили 738,1 млрд рублей, в том числе:
- расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 583,8 млрд рублей;
- расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 100,6 млрд рублей;
- расходы на исполнение государственных функций за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета - 39,8 млрд рублей;
- расходы на исполнение государственных функций за счет межбюджетных трансфертов, полученных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 13,9 млрд рублей.
Основная доля расходов Фонда в объеме 712,9 млрд рублей (96,6%) приходится на социальную политику.
В 2019 году расходы на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств составили 638,0 млрд рублей и увеличились по сравнению с 2018 годом на 30,4 млрд рублей в основном за счет увеличения расходов на пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на оплату четырех дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.
Расходы на создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры в 2019 году снизились и составили 291,9 млн рублей (95,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), что, по данным Фонда, обусловлено несоблюдением подрядчиками договорных обязательств, в частности: увеличением продолжительности выполнения проектных работ и проведения государственной экспертизы проектной документации по сравнению с планировавшимися сроками, длительностью сроков оформления договора на технологическое присоединение, увеличением сроков выполнения строительно-монтажных работ по заключенному контракту.
Неполное перечисление субсидий центрам реабилитации Фонда на проведение капитального ремонта и приобретение основных средств связано с непредоставлением или несвоевременным предоставлением ими документов, подтверждающих необходимость данных расходов.
Расходы на выплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сложились в сумме 570,2 млрд рублей и составили 97,7% всех расходов по данному виду страхования (увеличились на 5% по сравнению с 2018 годом).
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 278,8 млрд рублей (107,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), что на 27,6 млрд рублей больше, чем в 2018 году.
Превышение плановых показателей по данному виду расходов обусловлено увеличением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности по сравнению с запланированными на 18,4 млн дней или на 6,2%.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособий по материнству в 2019 году составили 291 млрд рублей (93,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда) и уменьшились по сравнению с 2018 годом на 218,6 млн рублей, что обусловлено уменьшением количества выплаченных пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
На общее снижение расходов по материнству повлияло значительное снижение рождаемости в 2019 году. Так, по предварительным данным Росстата, рождаемость в Российской Федерации в 2019 году снизилась на 8,6% или на 138,7 тыс. человек по отношению к прогнозному показателю, учтенному при расчете к Закону о бюджете Фонда.
Снижение в 2019 году расходов на выплату пособий по беременности и родам, объем которых составил 115,2 млрд рублей (93,6% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), обусловлено сокращением числа оплаченных дней по беременности и родам по сравнению с запланированным на 11,1 млн дней.
Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уменьшились и составили 156,1 млрд рублей (93,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Количество выплаченных пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составило 14,8 млн пособий. Правом на получение этого вида пособия воспользовались около 2,1 млн граждан.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы составили 100,6 млрд рублей (95% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Снижение в 2019 году расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, объем которых составил 2,8 млрд рублей (95,5% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), обусловлено уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 141,7 тыс. дней. Средний размер дневного пособия в 2019 году составил 1 050 рублей.
В 2019 году выплачено 10,36 тыс. единовременных страховых выплат на сумму 1,6 млрд рублей (88,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). Снижение расходов на единовременные страховые выплаты связано с сокращением числа выплат на 2,2 тыс. выплат по отношению к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда.
Число ежемесячных страховых выплат составило 5,2 млн выплат на сумму 58,5 млрд рублей (97,6% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). Снижение указанных расходов сформировалось за счет уменьшения на 211,8 тыс. числа выплат.
В 2019 году расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 21,6 млрд рублей (88% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Неполное освоение бюджетных ассигнований, предусмотренных на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обусловлено снижением в 2019 году количества страховых случаев на 0,7% по сравнению с 2018 годом, снижением начальной максимальной цены государственного контракта на осуществление санаторно-курортного лечения пострадавших, обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Кроме того, неполное освоение бюджетных ассигнований Фонда связано с имеющимися случаями расторжения государственных контрактов на осуществление санаторно-курортного лечения в связи с медицинскими противопоказаниями, либо с досрочным прекращением прохождения санаторно-курортного лечения по различным причинам.
В 2019 году отмечается увеличение расходов Фонда на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на сумму 710,4 млн рублей, объем которых составил 28,7 млрд рублей (с учетом остатка неиспользованных средств за 2018 год в сумме 416,6 млн рублей). При этом образовавшийся по состоянию на 1 января 2020 года в результате неполного использования федеральных средств остаток в сумме 301,8 млн рублей, сформировавшийся в основном в связи с экономией средств федерального бюджета за счет проведения торгов в ходе процедур государственных закупок (аукционов), расторжением государственных контрактов по причине неисполнения поставщиками своих обязательств, отказами инвалидов, будет использован Фондом на указанные цели в 2020 году, в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2019 году.
Отмечается увеличение расходов на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, объем которых составил 4,8 млрд рублей (120,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), что обусловлено увеличением числа оплаченных дней на 160,6 тыс. дней и средним размером выплаты на 218,55 рублей по сравнению с запланированными.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2019 год".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.