Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 6 октября 2020 г. N 3.5-04/1529
на проект федерального закона N 962483-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в 2019 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 43З-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
В 2019 году уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - взносы на ОМС) работающего населения осуществлялась по тарифу 5,1% с выплат в пользу физических лиц.
Для отдельных категорий налогоплательщиков статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации сохранены и установлены пониженные тарифы страховых взносов на ОМС: 4,0%, 0,1%, 0%.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда в 2019 году составил 79,0 млрд рублей (100% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), в том числе межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов взносов на ОМС для отдельных категорий плательщиков в сумме 9,0 млрд рублей (100% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), а также межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями в сумме 70,0 млрд рублей (100% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). В 2018 году бюджетные ассигнования из федерального бюджета на указанные цели не направлялись.
Размер взносов на ОМС неработающего населения, уплачиваемых в бюджет Фонда из бюджетов субъектов Российской Федерации, определен в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" исходя из тарифа в размере 18 864,6 рублей.
По итогам за 2019 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 2 124,0 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом о бюджете Фонда на 26,0 млрд рублей или на 101,2%.
По сравнению с 2018 годом доходы Фонда увеличились на 228,1 млрд рублей или на 12,0%.
Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 2 186,7 млрд рублей (99,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2018 годом расходы увеличились на 198,2 млрд рублей или на 19,1%.
В 2019 году произошло увеличение уровня исполнения бюджета Фонда по сравнению с 2018 годом по доходам на 1,2 процентного пункта, по расходам - на 0,1%.
Бюджет Фонда за 2019 год исполнен с дефицитом в размере 62,7 млрд рублей, который обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджет Фонда.
В связи с исполнением обязанностей плательщиков страховых взносов на ОМС не в полном объеме просроченная дебиторская задолженность на 1 января 2020 года составила 74,9 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей или на 2,2% больше, чем на 1 января 2019 года (73,3 млрд рублей).
Общая сумма кредиторской задолженности на 1 января 2020 года составила 326,4 млрд рублей, что на 24,7 млрд рублей или на 8,2% больше, чем на 1 января 2019 года (301,7 млрд рублей). При этом большую долю 99,9% или 326 374,6 млн рублей в общем объеме кредиторской задолженности составляет задолженность главных администраторов доходов Фонда.
Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2020 года отсутствует.
Основным источником формирования доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС, доля которых в общем объеме доходов Фонда в 2019 году составила 96,2%. Страховые взносы на ОМС в 2019 году поступили на общую сумму 2 043,0 млрд рублей (101,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2018 годом объем их поступления вырос на 180,8 млрд рублей или на 9,7%.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения за 2019 год составил 1 322,9 млрд рублей (101,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), в том числе:
- страховые взносы, уплаченные работодателями - 1 299,2 млрд рублей;
- страховые взносы в фиксированном размере - 23,7 млрд рублей.
По сравнению с 2018 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 122,3 млрд рублей или на 10,2%.
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения за 2019 год составил 720,1 млрд рублей (100,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
По сравнению с 2018 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2019 году увеличился на 58,5 млрд рублей или на 8,8%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2019 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженности по их уплате не имеется.
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход в 2019 году составил 425,5 млн рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в 2019 году составили 1,6 млрд рублей.
В расходах бюджета Фонда основную долю (94,7%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2019 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 2 069,9 млрд рублей (100,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2018 годом субвенция увеличилась на 199,3 млрд рублей или на 10,7%.
В 2019 году на увеличение субвенций бюджету Территориального фонда ОМС Краснодарского края и Республики Северная Осетия - Алания за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Республики Абхазия и Республики Южная Осетия, Фондом из нормированного страхового запаса направлено 1,3 млрд рублей и 327,6 млн рублей соответственно.
В 2019 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 100,8 млрд рублей, в том числе:
- субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации - 94,6 млрд рублей;
- дотация федеральному бюджету в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации - 6,2 млрд рублей.
В 2019 году более чем 1 млн пациентов оказана ВМП.
Перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих ВМП, не включенную в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, в 2019 году утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 августа 2018 года N 560н "Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации, на 2019 год".
Расходы на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда в 2019 году составили 14,0 млрд рублей (88,2% от запланированного объема). Снижение объема расходов на указанные цели связано с заявительным характером выплат.
Нормированный страховой запас Фонда в 2019 году сформирован в сумме 3,1 млрд рублей. Расходование данных средств производилось на увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС Республики Северная Осетия - Алания и Краснодарского края в связи с исполнением международных соглашений в сумме 1,6 млрд рублей, а также на расходы по исполнению судебных актов по финансовому обеспечению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года, в сумме 8,7 млн рублей.
Кассовые расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2019 году составили 1,2 млрд рублей (91% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). В 2019 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 9,9 млн полисов, из них 4 млн - электронные, 5,9 млн - бумажные.
Размещение временно свободных средств Фонда в 2019 году не осуществлялось.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.