Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 6 октября 2020 г. N 3.5-04/1527
на проект федерального закона N 962479-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 23 сентября 2020 года, комитет отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2019 году осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 432-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда).
По итогам за 2019 год бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 8 781,0 млрд рублей, что превысило показатели, утвержденные Законом о бюджете Фонда на 88,5 млрд рублей (101% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 8 720,2 млрд рублей (100,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Расходы бюджета Фонда за 2019 год составили 8 627,1 млрд рублей (99% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, 8 564,3 млрд рублей (99% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 3 308,7 млрд рублей.
Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации поступили в сумме 3,3 млрд рублей.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2019 году направлено 8 404,6 млрд рублей.
Общий объем профицита бюджета Фонда за 2019 год составил 153,9 млрд рублей.
Общий объем доходов Фонда в 2019 году в размере 8 781,0 млрд рублей сформирован за счет налоговых и неналоговых доходов Фонда в размере 5 463,7 млрд рублей (102,5% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда) и безвозмездных поступлений в размере 3 317,3 млрд рублей (98,7% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). Основную долю в объеме налоговых и неналоговых доходов составили страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Фонд на выплату страховой пенсии в размере 5 165,9 млрд рублей (102,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета в 2019 году поступило за счет межбюджетных трансфертов 54,6 млрд рублей.
Поступление страховых взносов на выплату накопительной пенсии за 2019 год в условиях "моратория" на направление страховых взносов на финансирование пенсии составило 335,1 млн рублей, что на 111,4 млн рублей меньше, чем в 2018 году (446,5 млн рублей) и обусловлено сложностью их прогнозирования, поскольку в связи с "мораторием" указанные взносы поступают только за счет задолженности, образовавшейся до 1 января 2014 года.
Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц в 2019 году поступили в бюджет Фонда в сумме 4,1 млрд рублей (104,3% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
В 2019 году на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших в 2018 году дополнительный страховой взнос, в бюджет Фонда поступили средства из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов в сумме 4,7 млрд рублей, что на 0,4 млрд рублей меньше, чем в 2018 году (5,1 млрд рублей).
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в соответствии с законодательством Российской Федерации, составили 33,9 млрд рублей (149,4% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
В 2019 году объем доходов Фонда от инвестирования средств резерва по обязательному пенсионному страхованию по отношению к 2018 году (7,1 млрд рублей) увеличился и составил 12,4 млрд рублей (147,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
В бюджет Фонда поступили денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства в сумме 1,7 млрд рублей (96,7% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Объем межбюджетных трансфертов на выплату пенсий, социальных выплат и других выплат составил 2 188,9 млрд рублей (98% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), в том числе:
- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 692,4 млрд рублей;
- на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного материального обеспечения и пособий - 467,4 млрд рублей;
- на предоставление материнского (семейного) капитала - 325,6 млрд рублей, из них 146,6 млн рублей - средства материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии;
- на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам - 316,5 млрд рублей.
В бюджет Фонда направлены межбюджетные трансферты на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 065,2 млрд рублей (100% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Отмечается существенное уменьшение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам - 316,5 млрд рублей (87,2% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда или на 46,4 млрд рублей).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" с 1 января 2019 года установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме 5 334,19 рублей, в результате индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения к фиксированной выплате неработающим пенсионерам произведена на 7,05% и средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составил 15 496,20 рублей (в 2018 году 14 407,28 рублей).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года N 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году" с 1 февраля 2019 года размер ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан проиндексирован на 4,3%.
Кроме того, с 1 апреля 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2019 года N 271 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2019 года социальных пенсий" произведена индексация социальных пенсий и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий, на 2%.
Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2019 года N 95 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" размер ежемесячных выплат неработающим родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, увеличен с 5 500 рублей до 10 000 рублей с 1 июля 2019 года.
Объем расходов бюджета Фонда в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 198,4 млрд рублей и составил 8 627,1 млрд рублей (99% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). Основную долю в объеме расходов Фонда составили расходы на пенсионное обеспечение в сумме 7 660,6 млрд (99,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Расходы бюджета Фонда на выплату страховых пенсий в 2019 году составили 7 020,6 млрд рублей (99,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
В 2019 году расходы на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне составили 2 998,0 млн рублей (94,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). Численность получателей дополнительного ежемесячного материального обеспечения на конец 2019 года по сравнению с 2018 годом сократилась на 13,8% и составила 309,4 тыс. человек.
Расходы на ежемесячные денежные выплаты ветеранам в 2019 году составили 71,9 млрд рублей (97,8% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
В 2019 году расходы на ежемесячные денежные выплаты инвалидам составили 317,5 млрд рублей (88,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Объем расходов бюджета Фонда на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2019 году составил 93,9 млрд рублей (109,9% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). Средний размер указанной доплаты составил 1 936,0 рублей, а численность получателей по сравнению с 2018 годом увеличилась на 0,1 млн человек и составила 3,9 млн человек.
Общий объем расходов Фонда на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и детьми-инвалидами в 2019 году, составил 91,7 млрд рублей, в том числе:
- расходы на компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами (инвалид I группы, престарелый, нуждающийся в постоянном постороннем уходе или достигший возраста 80 лет), - 42,6 млрд рублей;
- расходы на ежемесячные выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, в размере 10 000 рублей родителю (усыновителю) и 1 200 рублей опекуну (попечителю) - 49,1 млрд рублей.
Расходы на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в 2019 году составили 4,0 млрд рублей (101,5% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2018 годом численность получателей увеличилась на 11,7 тыс. человек и составила 269,6 тыс. человек.
Средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала составили 325,6 млрд рублей, что на 16 млрд рублей меньше, чем в 2018 году (341,5 млрд рублей). Индексация размера материнского (семейного) капитала в 2019 году, составившего 453 026,00 рублей, приостановлена до 1 января 2020 года. При этом расходы Фонда на предоставление материнского (семейного) капитала в 2019 году составили 291,5 млрд рублей (89,6% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда), в том числе на:
- улучшение жилищных условий - 270,4 млрд рублей;
- на получение образования детей -12,7 млрд рублей;
- на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка в 2019 году -8,4 млрд рублей.
Отмечается низкое освоение средств на прикладные и научные исследования в области социальной политики, объем которых составил 20,0 млн рублей (33,1% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда).
Остатки средств бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по состоянию на 1 января 2020 года составили 335,22 млн рублей.
Остатки средств бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, по состоянию на 1 января 2020 года составили 1 098,74 млн рублей.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.