1. Нормативно-правовые акты
Указ Президента РФ от 28.12.2010 N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р "Об утверждении концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город";
ГОСТ Р 22.7.01-2016 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения";
Положение о ЕДДС муниципального образования, утвержденное протоколом заседания Правительственной КЧС и ОПБ от 28.08.2015 N 7;
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 367;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.05.2008 N 242н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.06.2008 N 11856);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
2. Перечень используемых сокращений
АВР - аварийно-восстановительные работы
АТС - автоматизированная телефонная станция
АРМ - автоматизированное рабочее место
ВКС - видео-конференц-связь
ГО - гражданская оборона
ГУ - Главное управление
ГИС - геоинформационная система
ДДС - дежурно-диспетчерская служба
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба
ИБП - источник бесперебойного питания
КЧС и ОПБ - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
МКУ - муниципальное казенное учреждение
МБУ - муниципальное бюджетное учреждение
МФУ - многофункциональное устройство
МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
ОГ - оперативная группа
ОДС - оперативная дежурная смена
ОИВ - органы исполнительной власти
ОМСУ - органы местного самоуправления
РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
СМИ - средства массовой информации
ТО ФОИВ - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
ТП РСЧС - территориальная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ПОО - потенциально-опасный объект
Ф и ТП РСЧС - функциональные и территориальная подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях
ЧС - чрезвычайная ситуация
3. Общие положения
Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования (ЕДДС) - орган повседневного управления подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб (далее - ДДС), действующих на территории муниципального образования, и создаваемый при органах управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления.
Целью функционирования ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Основные задачи ЕДДС:
- прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
- анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор и обработка данных необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроля их исполнения;
- сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга, действующих на территории муниципального образования, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествий);
- обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;
- обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
- информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных органами РСЧС вышестоящего уровня, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;
- уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";
- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории муниципального образования.
4. Функционирование ЕДДС
При муниципальном или более масштабном характере ЧС немедленно оповещается и приводится в готовность комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, которые берут на себя управление дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС.
В таких ситуациях ЕДДС обеспечивает сбор, обработку и представление собранной информации, а также оперативное управление действиями органов управления, сил и средств подсистемы РСЧС муниципального уровня.
ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС, действующих на территории муниципального образования по вопросам сбора, обработки, анализа и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в чрезвычайных ситуациях и при реагировании на происшествия.
ЕДДС муниципального образования функционирует круглосуточно и при этом должна:
- немедленно приступить к действиям по оповещению и информированию ДДС, координации их усилий по предотвращению и ликвидации ЧС, а также реагированию на происшествия после получения необходимых данных;
- самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если возникшая обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.
ЕДДС и дежурно-диспетчерские службы муниципального образования функционируют в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
В режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и ДДС муниципального образования переводятся решением руководителя органа местного самоуправления.
В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
- прием от населения, организаций и ДДС сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);
- обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации и средств связи;
- внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС на ЧС;
- уточнение и корректировку действий привлеченных ДДС по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";
- контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру "112" с территории муниципального образования.
ДДС в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС оперативную информацию об угрозе возникновения или возникновении ЧС.
Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности принявшей их дежурно-диспетчерской службы, незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению.
Сообщения, которые ДДС идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются в ЕДДС.
В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС, действующих на территории муниципального образования. В этом режиме ЕДДС дополнительно обеспечивает:
- заблаговременную подготовку дежурно-диспетчерского персонала возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов должностных лиц, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления и органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органе местного самоуправления, ЕДДС, ДДС, действующих на территории муниципального образования и подчиненных ЕДДС сил постоянной готовности;
- получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой в муниципальном образовании, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
- прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования ЕДДС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС, действующими на территории муниципального образования;
- координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
В этом режиме ДДС действуют в соответствии с положением о местной подсистеме РСЧС, положениями об ЕДДС муниципального образования и ведомственными инструкциями.
В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС и привлекаемые ДДС осуществляют решение задач в полном объеме.
В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС осуществляется через ЕДДС муниципального образования.
Для этого в ЕДДС от взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на безвозмездной основе передаются сведения об угрозе возникновения или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительно силах и средствах. Поступающая информация доводится ЕДДС до всех заинтересованных ДДС.
Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается. В зависимости от поступившего сообщения, масштаба ЧС, характера принятых мер по каждому принятому сообщению готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
5. Требования к штатной численности ЕДДС
ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).
Категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории:
I категория: более 1 млн человек;
II категория: от 250 тыс. до 1 млн человек,
III категория: от 100 до 250 тыс. человек,
IV категория: от 50 до 100 тыс. человек;
V категория до 50 тыс. человек.
ЕДДС муниципального образования должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, а также комплекс средств автоматизации ЕДДС.
В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства.
Численность специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС, а также характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т.п.) и может составлять:
для ЕДДС муниципального района - общая численность сотрудников ЕДДС 11 человек:
для ЕДДС городских округов - общая численность сотрудников ЕДДС 16 человек:
6. Должностные обязанности и квалификационные требования к должностным лицам ЕДДС
Начальник ЕДДС муниципального образования должен знать:
федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы-112.
Должен уметь:
организовывать выполнение и обеспечивать контроль поставленных перед ЕДДС задач;
разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, а также приказы о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;
организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;
организовывать проведение занятий, тренировок и учений;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.
Требования к начальнику ЕДДС муниципального образования:
высшее образование, стаж оперативной работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий и прошел обучение по установленной программе, допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).
Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:
функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного, диспетчера системы-112;
руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, диспетчера системы-112;
структуру и технологию функционирования ЕДДС;
нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;
документы, определяющие деятельность оперативного дежурного ЕДДС по сигналам ГО и другим сигналам;
правила ведения документации.
Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:
проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;
обеспечивать оперативное руководство и управление пожарно-спасательными подразделениями муниципального образования - при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами РСЧС - при реагировании на ЧС (происшествия);
координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;
организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), с администрацией муниципального образования и органами местного самоуправления;
эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент;
использовать гарнитуру при приёме информации;
четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;
применять коммуникативные навыки;
быстро принимать решения;
повышать уровень теоретической и практической подготовки.
Требования к оперативному дежурному ЕДДС:
среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.
7. Требования к уровню заработной платы сотрудников ЕДДС
С целью повышения статуса и требований к персоналу ЕДДС необходим перевод с должностей диспетчеров на оперативных дежурных.
В случае если ЕДДС муниципального образования создана как самостоятельное учреждение - муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) (муниципальное бюджетное учреждение - далее МБУ):
- утвердить штатное расписание созданного МКУ (МБУ), в котором предусмотреть должности: начальник МКУ (начальник ЕДДС), заместитель начальника МКУ (заместитель начальника ЕДДС - старший оперативный дежурный), "Дежурный оперативный" и "помощник оперативного дежурного" (оператор 112) в соответствии с "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденным Постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 г. N 367". В соответствии с "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденным Постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 г. N 367 должности "Старшего оперативного дежурного" соответствует код ОКПДТР 41212_4_3_4190_06, "Дежурный оперативный" соответствует код ОКПДТР 41212_4_3_4190;
- разработать положение об оплате труда работников МКУ (в соответствии с Постановлением Правительства субъекта РФ "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений".
В случае, если ЕДДС муниципального образования создана при администрации муниципального образования и не является самостоятельным учреждением (МКУ, МБУ):
- внести изменения в штатное расписание ЕДДС муниципального образования утвержденное Постановлением Администрации муниципального образования "Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе...";
- предусмотреть в новом штатном расписании ЕДДС муниципального образования должности: Начальник ЕДДС, заместитель начальника ЕДДС - старший оперативный дежурный, "Дежурный оперативный" и "помощник оперативного дежурного" (оператор 112) в соответствии с "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденным Постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 г. N 367". В соответствии с "Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", утвержденным Постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 г. N 367 должности "Старшего оперативного дежурного" соответствует код ОКПДТР 41212_4_3_4190_06, "Дежурный оперативный" соответствует код ОКПДТР 41212_4_3_4190.
Увеличение уровня заработной платы сотрудников ЕДДС исходя из уровня средней заработной платы по муниципальному образованию:
8. Требования к помещениям ЕДДС
Зал оперативно-дежурной смены должен позволять работать одновременно минимум пяти человекам, двум оперативным дежурным, помощнику оперативного дежурного - оператору 112, главе муниципального образования, председателю КЧС и находиться в едином информационном пространстве, для чего необходимо иметь возможность вывода оперативной обстановки в городе или районе на большом электронном экране, позволяющем оценивать обстановку, принимать быстрые, эффективные решения, знать местоположение дежурных служб, знать расположение коммуникаций, которые проходят по территории.
Проведение реконструкций помещений оперативных залов ЕДДС муниципальных образований (из расчета количества автоматизированных рабочих мест):
количество автоматизированных рабочих мест для ЕДДС муниципального района - 5 АРМ.
Схема размещения рабочих мест (ЕДДС муниципального района)
количество автоматизированных рабочих мест для ЕДДС городских округов - 6 АРМ.
Схема размещения рабочих мест (ЕДДС городских округов)
9. Оснащение ЕДДС средствами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки и с требуемым качеством, доведения сигналов оповещения до органов управления и населения на ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура, которая должна состоять из следующих основных элементов:
система телефонной связи;
система хранения, обработки и передачи данных;
система видео-конференц-связи;
система отображения информации;
система радиосвязи;
система оповещения персонала;
система внутренней связи;
система мониторинга транспортных средств;
система бесперебойного электропитания.
1. Система телефонной связи должна состоять из следующих элементов:
учрежденческая мини-АТС (УАТС);
телефонные аппараты;
система записи телефонных переговоров.
1.1. УАТС должна обеспечивать:
прием телефонных звонков одновременно от нескольких абонентов;
автоматическое определение номера звонящего;
сохранение в памяти входящих, исходящих и пропущенных номеров;
прямой набор номера с телефонных аппаратов (дополнительных консолей);
переадресацию вызова на телефоны внутренней телефонной сети и городской телефонной сети общего пользования.
1.2. Телефонные аппараты оператора ЕДДС должны обеспечивать:
отображение номера звонящего на дисплее;
набор номера вызываемого абонента одной кнопкой;
одновременную работу нескольких линий;
функцию переадресации абонента;
возможность подключения дополнительных консолей для расширения количества абонентов с прямым набором;
наличие микротелефонной гарнитуры.
1.3. Система записи телефонных переговоров должна обеспечивать запись всех исходящих и входящих телефонных разговоров со всех подключенных телефонных аппаратов диспетчеров.
Система записи может быть реализована как с помощью программно-аппаратных средств, подключенных к АТС, так и с помощью услуги, предоставляемой оператором связи ("облачные" технологии).
1.4. Телефонная связь с вышестоящими органами управления, а также с дежурно-диспетчерскими службами города должна быть организована по прямым телефонным каналам связи, либо путем предоставления оператором связи аналогичной услуги, обеспечивающей однозначное сопоставление абонентов.
Вызов абонентов из ЕДДС должен осуществляться с телефонного аппарата, либо пульта диспетчера нажатием одной кнопки.
Прием звонка от абонента, с которым организован прямой канал телефонной связи, должен осуществляться на телефонный аппарат (пульт диспетчера) ЕДДС с отображением индикации входящего звонка в ячейке (кнопке), соответствующей абоненту.
Для обеспечения прямой телефонной связи от объекта (ДДС) к ЕДДС на объекте должен устанавливаться телефонный аппарат, позволяющий организовать соединение только с одним абонентом. Данная функция может быть также реализована как услуга, предоставляемая оператором связи.
Организация телефонной связи с ЕДДС соседних муниципальных районов, потенциально опасными, социально значимыми объектами, объектами с массовым пребыванием людей, вышестоящими органами управления может осуществляться путем программирования на консоли кнопок прямого вызова абонента.
В качестве каналов прямой телефонной связи не могут быть использованы каналы для приема звонков от населения.
1.5. Для реализации приема информации одновременно от нескольких прямых абонентов в ЕДДС подается необходимое количество специально выделенных линий местной телефонной сети общего пользования, которые с помощью оператора связи (подключения соответствующей услуги) объединяются в группу с единым номером, что позволяет реализовать функцию многоканального телефонного номера.
1.6. В качестве АТС может использоваться виртуальная АТС, предоставляемая оператором связи, с обеспечение всех вышеперечисленных функций.
2. Система хранения, обработки и передачи данных должна состоять из следующих элементов:
оборудование локальной вычислительной сети;
оборудование хранения и обработки данных;
оргтехника.
2.1. Оборудование локальной вычислительной сети (ЛВС) должно обеспечивать объединение автоматизированных рабочих мест ЕДДС для обмена между ними информацией в электронном виде. Оборудование ЛВС должно обеспечивать подключение к внешним сетям (выделенным сетям связи и интернет). Подключение ЛВС к сети интернет должно осуществляться только с применением сертифицированных средств криптографической защиты. При отсутствии сертифицированных средств защиты к сети интернет могут подключаться автоматизированные места, не включенные в ЛВС.
Оборудование ЛВС должно состоять из следующих основных компонентов:
первичный маршрутизатор (коммутатор);
коммутаторы для построения иерархической структуры сети.
Подключение ЛВС к внешним сетям должно быть осуществлено при помощи каналообразующего оборудования, реализующего ту или иную технологию подключения.
Оборудование ЛВС должно размещаться в телекоммуникационных шкафах в помещениях с соответствующими климатическими условиями. Для поддержания в телекоммуникационных шкафах установленной температуры и влажности должны быть установлены системы кондиционирования.
2.2. Оборудование хранения и обработки данных должно включать в себя следующие основные элементы:
сервера повышенной производительности для хранения информации (файлы, базы данных);
автоматизированные рабочие места персонала ЕДДС.
Сервера должны обеспечивать хранение и обработку информации как в формализованном, так и в неформализованном виде. Объем хранилища определяется в соответствии с перечнем, объемом хранящейся информации и сроком ее хранения.
Автоматизированные рабочие места персонала ЕДДС должны поддерживать работу в основных офисных приложениях (текстовый редактор, табличный редактор, редактор презентаций, электронная почта), а также в специализированном программном обеспечении.
2.3. Оргтехника должна обеспечивать вывод информации с АРМ диспетчеров, сканирование документов в память АРМ, копирование документов.
3. Система видео-конференц-связи должна обеспечивать участие диспетчеров ЕДДС, а также других должностных лиц в селекторных совещаниях с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
Система видео-конференц-связи должна состоять из следующих основных элементов:
видеокодек;
видеокамера;
микрофонное оборудование;
оборудование звукоусиления.
3.1. Видеокодек может быть реализован как на аппаратной, так и на программной платформе. Видеокодек должен обеспечивать:
работу по основным протоколам видеосвязи (H.323, SIP);
выбор скорости соединения;
подключение видеокамер в качестве источника изображения;
подключение микрофонного оборудования в качестве источника звука.
3.2. Видеокамера должна обеспечивать возможность показа общего вида помещения ЕДДС, а также наведение на участника (участников) селекторного совещания. В видеокамере должны быть реализованы функции трансфокации (приближение/удаление), а также функции поворота с помощью пульта дистанционного управления или через интерфейс компьютера.
3.3. Микрофонное оборудование должно обеспечивать:
разборчивость речи всех участников селекторного совещания;
подавление "обратной связи";
включение/выключение микрофонов участниками совещания;
возможность использования более чем одного микрофона.
При необходимости, для подключения микрофонов может быть использован микшерный пульт.
3.4. Оборудование звукоусиления должно обеспечивать транслирование звука от удаленного абонента без искажений.
Оборудование звукоусиления должно быть согласовано с микрофонным оборудованием для исключения взаимного негативного влияния на качество звука.
3.5. Изображение от удаленного абонента должно передаваться на систему отображения информации ЕДДС.
3.6. Система видео-конференц-связи должна быть согласована по характеристикам видеоизображения с системой отображения информации.
4. Система отображения информации должна обеспечивать вывод информации с автоматизированных рабочих мест, а также с оборудования видео-конференц-связи.
Система отображения информации должна состоять из видеостены, реализованной на базе жидкокристаллических или проекционных модулей. Размеры видеостены должны соответствовать размеру помещения и обеспечивать обзор с рабочего места любого диспетчера ЕДДС. Минимальный размер видеостены - 2х2 сегмента, при этом размер одного сегмента должен быть не менее 46 дюймов.
Система отображения информации должна иметь возможность разделения видеостены на сегменты для одновременного вывода информации с различных источников. Для этого необходимо предусмотреть контроллер видеостены и матричный коммутатор видеосигналов.
Должна быть предусмотрена возможность наращивания системы отображения информации за счет подключения дополнительных сегментов.
5. Система радиосвязи должна обеспечивать устойчивую связь с подвижными и стационарными объектами, оборудованными соответствующими средствами связи.
Система радиосвязи должна состоять из следующих основных элементов:
УКВ-радиостанция;
КВ-радиостанция.
5.1. УКВ-радиостанция VHF/UHF-диапазона (136-174 МГц, 400-470 МГц) должна обеспечивать связь с взаимодействующими органами управления, дежурно-диспетчерскими службами, потенциально опасными, социально значимыми объектами, подвижными объектами, зарегистрированными установленным порядком и имеющими право работы в указанном диапазоне, в том числе с гражданами, имеющими статус радиолюбителей, а также с абонентами, работающими в гражданском диапазоне.
В комплект радиостанции должны входить также антенно-фидерное устройство, устройство грозозащиты, источник электропитания.
Размещение антенн должно обеспечивать максимальный охват радиосвязью территории.
Диапазон радиостанции должен определяться исходя из необходимости взаимодействия с максимальным количеством дежурно-диспетчерских служб района.
5.2. КВ-радиостанция (3-30 МГц) должна обеспечивать связь с вышестоящими и взаимодействующими органами управления (в том числе соседними ЕДДС), отдаленными объектами, гражданами, имеющими статус радиолюбителей, а также с абонентами, работающими в гражданском диапазоне (CB-диапазон, 27 МГц). Радиосвязь в КВ-диапазоне может использоваться в качестве резервного канала связи с органами управления и объектами.
В комплект радиостанции должны входить также антенно-фидерное устройство, устройство грозозащиты, источник электропитания. При необходимости трансивер может быть доукомплектован антенным тюнером, усилителем мощности.
5.3. Для организации радиосетей должны быть получены разрешения на частоты в Радиочастотной службе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
5.4. Радиостанции должны быть зарегистрированы установленным порядком в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
5.5. Для связи с подразделениями МЧС России могут использоваться частоты, выделенные МЧС России для организации радиосетей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на использование указанных частот оформляется установленным порядком через службу РЭБ соответствующего военного округа.
5.6. Радиосвязь с взаимодействующими ДДС, имеющими свои радиосети, осуществляется путем получения радиоданных соответствующих ДДС на основании заключенных соглашений.
6. Система оповещения персонала должна обеспечивать оповещение и информирование персонала ЕДДС, руководства муниципального района и других должностных лиц по телефонной связи.
Система оповещения персонала может быть реализована на базе персонального компьютера с установленной платой подключения телефонных линий. Количество телефонных линий должно определяться исходя из количества оповещаемых абонентов и требуемого времени оповещения.
Количество одновременно задействованных телефонных линий должно обеспечивать оповещения абонентов за время не более 30 минут.
Система оповещения персонала должна быть согласована с АТС, установленной в ЕДДС.
Для оповещения персонала не должны задействоваться каналы (линии) связи, предназначенные для приема звонков от населения, а также каналы прямой телефонной связи.
Для оповещения персонала может использоваться услуга, предоставляемая оператором связи ("облачные" технологии).
7. Система внутренней связи должна обеспечивать оповещение лиц, находящихся в ЕДДС посредством задействования оборудования звукоусиления, установленного в помещениях ЕДДС.
Система внутренней связи должна состоять из следующих основных элементов:
микрофон диспетчера;
усилитель мощности;
акустические системы.
Оборудование системы внутренней связи должно быть согласовано друг с другом, в том числе по мощности, сопротивлению, частотным характеристикам.
Для максимального охвата персонала акустические системы должны располагаться как в помещениях ЕДДС, так и в коридорах между помещениями.
8. Система мониторинга транспортных средств должна обеспечивать контроль нахождения и перемещения транспортных средств экстренных оперативных служб, служб коммунального хозяйства, образовательных учреждений, автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозку людей, транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также других транспортных средств, оснащаемых аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в соответствии с перечнем Министерства транспорта Российской Федерации, на территории соответствующего муниципального района.
Система мониторинга транспортных средств должна включать в себя сервер (персональный компьютер) с установленной программой (программами) мониторинга транспортных средств.
Сервер должен иметь подключение к серверам соответствующих служб (предприятий, организаций) для получения доступа к информации о транспортных средствах.
Информация из системы мониторинга транспортных средств должна отображаться на системе коллективного отображения информации ЕДДС.
На начальном этапе функционирования системы мониторинга транспортных средств допускается раздельный мониторинг транспортных средств различных служб (организаций, предприятий). В процессе развития АПК "Безопасный город" все системы мониторинга транспортных средств должны быть объединены единой кроссплатформенной системой мониторинга.
Система мониторинга транспортных средств должна обеспечивать следующие режимы работы:
идентификация транспортного средства (принадлежность, марка, регистрационный знак);
определение направления и скорости движения;
трекинг (маршрут перемещения) в течение заданного промежутка времени;
отображение информации на картографической основе.
9. Система бесперебойного электропитания должна обеспечивать работоспособность телекоммуникационного оборудования в течение времени, необходимого для перехода на резервный источник электропитания.
К системе бесперебойного электропитания должны быть подключены:
система телефонной связи;
система хранения, обработки и передачи данных;
система видео-конференц-связи;
система отображения информации;
система оповещения персонала;
система мониторинга транспортных средств;
система внутренней связи.
Система бесперебойного электропитания должна состоять из источников бесперебойного питания с необходимым количеством батарейных блоков и иметь запас по мощности не менее 30%.
Вариант (пример) оснащения ЕДДС средствами связи
Наименование оборудования |
Модель оборудования |
Примечание |
АТС |
АТС типа IP-АТС Panasonic серии KX |
В зависимости от необходимого числа внутренних и внешних линий |
Система записи телефонных переговоров |
Система записи типа SPRecord AT4 |
|
Система ВКС |
Система ВКС типа Logitech ConferenceCam CC3000e |
|
Система отображения информации |
Видеостена типа Видеостена 2х2 Level 42 дюйма |
|
Многофункциональное устройство |
МФУ типа HP LaserJetPro MFP M127fn |
|
Система радиосвязи |
УКВ-радиостанция типа Yaesu FT-7900R с блоком питания и АФУ |
|
КВ-радиостанция типа Icom IC78 с блоком питания и АФУ |
|
|
Система оповещения персонала |
Система оповещения типа Спрут-информ 4 канала (плата в ПК) |
|
Система трансляции и оповещения |
Система трансляции типа Audac AGRO |
В зависимости от размеров и количества помещений |
Система бесперебойного электропитания |
ИБП типа Исток ИДП-1-1/1-6-220-Т |
|
Для оснащения ЕДДС может быть использовано оборудование любых производителей, отвечающее (или превосходящее) требованиям методических рекомендаций.
Типовые технические задания по оснащению ЕДДС средствами информационно-телекоммуникационной инфраструктуры:
на поставку оборудования системы отображения информации (приложение 1);
на поставку КВ-, УКВ-радиостанций (приложение 2);
на поставку автоматизированных рабочих мест и оборудования (приложение 3);
на приобретение оборудования для организации телефонной связи (приложение 4).
В данных технических заданиях учтены основные минимально необходимые требования к системам, позволяющим обеспечить функционирование ЕДДС. Технические задания могут быть изменены в сторону улучшения минимально необходимых параметров и расширения функциональных возможностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов Российской Федерации (разработаны ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий), 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был