14 мая 2014 г.
В соответствии с законом Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о природном парке краевого значения "Ая".
2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Администрации края от 24.06.2003 N 315 "Об образовании природного парка краевого значения "Ая".
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Лукьянова А.Н.
Губернатор Алтайского края |
А.Б.Карлин |
Положение
о природном парке краевого значения "Ая"
(утв. постановлением Администрации Алтайского края от 30 июля 2008 г. N 306)
14 мая 2014 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о природном парке краевого значения "Ая" в Алтайском районе (далее - "природный парк") разработано в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", законом Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" с учетом экологических и рекреационных особенностей Алтайского района.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235 пункт 2 настоящего Положения изложен в новой редакции
2. Природный парк - особо охраняемая природная территория регионального значения, в границах которой выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.
3. Территория природного парка состоит из лесов, сельскохозяйственных угодий, болот и водоемов.
Общая площадь территории природного парка составляет 1879,67 га.
4. Границы природного парка "Ая" проходят: на юге - от подвесного моста через реку Катунь в западном направлении по левому берегу реки Катуни до питомника, расположенного южнее бывшего села Нижняя Устюба, далее - до места впадения реки Устюбы в реку Катунь. На западе - по левому берегу реки Устюбы, далее - в северо-восточном направлении по южной стороне автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча", огибая с восточной стороны бывшее село Нижняя Устюба. Далее - в северовосточном направлении по землям фонда перераспределения Алтайского района до контура каменистого пастбища, далее - в юго-восточном направлении до околка, расположенного на землях СПК "Айский". На севере - в восточном направлении до ручья, далее - вдоль ручья до пересечения с проселочной дорогой. Далее - в юго-восточном направлении вдоль проселочной дороги до болота Пучина, далее - вдоль северной границы болота Пучина, далее - по границе между паевыми землями СПК "Айский" и землями фонда перераспределения Алтайского района по полевой дороге до поселка Катунь. На востоке - в южном направлении с западной стороны автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча", далее - по границе поселка Катунь с южной стороны, далее - по левому берегу реки Катуни до подвесного моста через нее.
5. Природный парк создан без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев и землепользователей.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235 пункт 6 настоящего Положения изложен в новой редакции
6. Территория природного парка и его границы учитываются при разработке планов социально-экономического развития Алтайского района, схемы территориального планирования Алтайского района, схемы землеустройства и при лесоустройстве.
7. Срок действия природного парка - бессрочный.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235 пункт 8 настоящего Положения изложен в новой редакции
8. Природный парк находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края, осуществляющего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235 пункт 9 настоящего Положения изложен в новой редакции
9. Управление природным парком осуществляется специально созданным краевым государственным учреждением.
II. Цель и задачи создания природного парка
10. Основной целью создания природного парка является охрана и восстановление природных ресурсов, организация их использования в рекреационных, оздоровительных и эколого-просветительских целях.
11. На природный парк возлагаются следующие задачи:
сохранение природной среды, уникальных и эталонных природных ландшафтов, объектов растительного и животного мира;
создание условий для регулируемого отдыха и туризма и сохранение рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории природного парка;
осуществление постоянного мониторинга состояния озера Ая и других экосистем природного парка;
экологическое просвещение и воспитание населения.
III. Режим особой охраны территории природного парка
12. В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков на территории природного парка устанавливаются дифференцированные режимы природопользования и особой охраны.
На территории природного парка выделяются следующие функциональные зоны:
особо охраняемая зона обладает условиями для сохранения наиболее ценных природных комплексов и объектов при строго регулируемом хозяйственном и рекреационном их использовании. Особо охраняемая зона составляет 30 % территории природного парка и включает надпойменные террасы реки Катунь с березово-сосновыми лесами, подножие скалистого гребня с кустарниковой и луговой растительностью, южный склон гребня с закустаренными степями, каменистыми осыпями и скальными выступами, участок вершины и северных склонов скалистого гребня от скалы Чертов палец до села Устюба, а также земли в границах озера Ая и юго-западный склон скалистого гребня;
зона регулируемого рекреационного использования обладает условиями для осмотра достопримечательностей природного парка и кратковременного отдыха в нем. Эта зона составляет 20 % территории природного парка и включает туристические маршруты, проходящие по скале Чертов палец и по скалистому гребню до села Устюба, березовые леса в окрестностях озера Ая, конный маршрут, пролегающий у подножья скалистого гребня до села Устюба, береговые отмели реки Катуни, пригодные для отдыха и купания, дубово-еловые участки леса на протяжении 3 км от подвесного моста через реку Катунь по дороге "Ая - Нижнекаянча";
зона обслуживания посетителей обладает условиями для комфортного отдыха, размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного и информационного обслуживания посетителей. Эта зона составляет 10 % площади природного парка и включает территории существующих и планируемых туристических баз и комплексов, участок для прогулок у подвесного моста, а также окрестности здравницы "Ая", предприятия общественного питания, торговли, палаточные лагеря;
коммунально-хозяйственная зона, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для функционирования туристической и гостиничной инфраструктуры, составляет 3 % площади природного парка и включает территории, на которых располагаются очистные сооружения, водонапорная башня, другие объекты жилищно-коммунального хозяйства, проживает обслуживающий персонал туристических комплексов;
агрохозяйственная зона (зона традиционного землепользования), где осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения местного населения: заготовка сена, выпас скота, выращивание сельскохозяйственной продукции, пчеловодство, рыболовство, рыбоводство и прочее. Эта зона составляет 37 % территории природного парка и включает сенокосы, пашни и пастбища.
13. На территории природного парка запрещается любая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств его территории, в том числе:
на территории зоны регулируемого рекреационного использования:
1) изыскательские работы и разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением необходимых для обеспечения деятельности природного парка, с обязательной государственной экологической экспертизой проектов планируемых работ;
2) проведение сплошных рубок лесных насаждений;
3) деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
4) движение транспортных и иных средств вне дорог общего пользования без разрешения дирекции природного парка, за исключением проезда работников лесного хозяйства, а также должностных лиц государственных органов, наделенных в соответствии с действующим законодательством полномочиями по беспрепятственному доступу на территорию при осуществлении служебной деятельности;
5) стоянка транспорта вне специально отведенных для этого мест;
6) мойка автотранспортных средств и других механизмов в водных объектах и на их берегах;
7) применение токсичных химических препаратов в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и для регулирования численности животных;
8) интродукция растений и животных в целях их акклиматизации;
9) загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором;
10) разведение огня вне специально отведенных для этого мест;
11) установка палаточных лагерей и прокладка троп в местах, не согласованных с дирекцией природного парка;
12) уничтожение и повреждение аншлагов, других информационных знаков и стендов природного парка, а также оборудованных мест отдыха;
13) заготовка лекарственно-технического сырья, грибов и дикорастущих ягод в промышленных масштабах;
на территории зоны обслуживания посетителей:
1) деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
2) стоянка транспорта вне специально отведенных для этого мест;
3) применение токсичных химических препаратов в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и для регулирования численности животных;
4) интродукция растений и животных в целях их акклиматизации;
5) загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором;
6) разведение огня вне специально отведенных для этого мест;
7) установка палаточных лагерей и прокладка троп в местах, не согласованных с дирекцией природного парка;
8) уничтожение и повреждение аншлагов, других информационных знаков и стендов природного парка, а также оборудованных мест отдыха;
на территории коммунально-хозяйственной зоны:
1) изыскательские работы и разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением необходимых для обеспечения деятельности природного парка, с обязательной государственной экологической экспертизой проектов планируемых работ;
2) проведение сплошных рубок лесных насаждений;
3) деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;
4) складирование производственных и бытовых отходов, а также горюче-смазочных материалов;
5) любые виды хозяйственной деятельности, противоречащие требованиям санитарных правил и норм, а также действующих стандартов в области охраны окружающей природной среды;
на территории агрохозяйственной зоны:
1) применение токсичных химических препаратов в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками;
2) сжигание сухих листьев и травы, проведение сельскохозяйственных палов;
3) изыскательские работы и разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением необходимых для обеспечения деятельности природного парка, с обязательной государственной экологической экспертизой проектов планируемых работ;
4) временное расширение границ выпасов и сенокосов без согласования с дирекцией природного парка;
на территории зоны особой охраны природного парка дополнительно к ограничениям, установленным для остальных зон, запрещается:
1) размещение хозяйственных, промышленных и жилых объектов, строительство дорог, путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
2) нарушение почвенного покрова и обнажений горных пород;
3) все виды лесопользования, сенокошение, пастьба скота, сбор и заготовка лекарственных растений, прочего растительного сырья и иные нарушения растительного покрова;
4) движение транспортных и иных средств вне дорог общего пользования, за исключением проезда работников лесного хозяйства, а также должностных лиц государственных органов, наделенных в соответствии с действующим законодательством полномочиями по беспрепятственному доступу на территорию при осуществлении служебной деятельности;
5) все виды охоты, рыбной ловли, отлов животных;
6) посещение лиц с домашними животными в период кладки и гнездования птиц.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235 пункт 14 настоящего Положения изложен в новой редакции
14. Специально созданное краевое государственное учреждение, осуществляющее управление природным парком, в период с 15 марта по 15 июля вправе вводить ограничения на посещение людьми особо охраняемой зоны природного парка.
15. Режим использования водоохраной# зоны и прибрежной защитной полосы на территории природного парка определяется в соответствии с действующим законодательством.
16. Утратил силу.
См. текст пункта 16
17. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, которые расположены в границах природного парка "Ая", а также иные юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в нем режим и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законодательством ответственность.
IV. Охрана территории природного парка
18. Охрана территории природного парка осуществляется государственным органом, в ведении которого он находится, в порядке, предусмотренном законодательством.
Постановлением Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235 пункт 19 настоящего Положения в новой редакции
19. Надзор за соблюдением режима особой охраны природного парка осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края.
20. К охране территории природного парка могут привлекаться работники правоохранительных органов, общественные природоохранные организации, члены добровольных народных дружин.
V. Финансирование природного парка
21. Финансирование природного парка осуществляется за счет следующих средств:
краевого бюджета;
научной, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природного парка;
возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
средств, полученных в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
VI. Порядок реорганизации и ликвидации природного парка
22. Реорганизация и ликвидация природного парка осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом материалов комплексного экологического обследования его территории, прошедших государственную экологическую экспертизу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Алтайского края от 30 июля 2008 г. N 306 "Об утверждении Положения о природном парке краевого значения "Ая"
Текст постановления опубликован в газете "Алтайская правда" от 16 августа 2008 г. N 235, Сборнике законодательства Алтайского края, июль 2008 г. N 147 ч.2 с.289
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Алтайского края от 21 июля 2022 г. N 263
Изменения вступают в силу с 21 июля 2022 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 2 апреля 2021 г. N 109
Изменения вступают в силу с 2 апреля 2021 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 23 июня 2020 г. N 274
Изменения вступают в силу с 26 июня 2020 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 24 мая 2019 г. N 183
Изменения вступают в силу с 27 мая 2019 г.
Постановление Администрации Алтайского края от 14 сентября 2016 г. N 316
Постановление Администрации Алтайского края от 25 августа 2015 г. N 340
Постановление Администрации Алтайского края от 14 мая 2014 г. N 235