См. Указания по подготовке и проведению выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, утвержденные приказом Росстата от 27 сентября 2021 г. N 591
Настоящие Указания вводятся в действие для отчета в 2021 г.
Приложение N 3
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росстата
от 12.10.2020 N 629
Указания
по подготовке и проведению выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах
30 августа 2021 г.
I. Основные положения проведения наблюдения
Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах (далее - наблюдение) проводится Росстатом и его территориальными органами во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
Единицей наблюдения при проведении наблюдения является частное домашнее хозяйство (далее - домохозяйство) и члены домохозяйства.
Домохозяйство* - совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.
Наблюдение осуществляется на основе личного опроса членов домохозяйств (респондентов) по месту их проживания в составе отобранного для наблюдения домохозяйства.
Опросы респондентов проводятся на условиях добровольного согласия принять участие в наблюдении.
Опросы респондентов проводятся на основании специальных форм федерального статистического наблюдения (далее - вопросников):
Вопросник для домохозяйства;
Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более.
В ходе наблюдения интервьюером осуществляется заполнение отчетности, содержащей информацию о результатах отбора домохозяйств и ходе проведения наблюдения, в следующем составе:
Раздел "Информация о качестве вопросов" в Вопроснике для домохозяйства;
Раздел "Примечания интервьюера" в Индивидуальном вопроснике;
Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств (приложение N 1 к настоящим Указаниям);
Отчет интервьюера о выполненной работе (приложение N 2 к настоящим Указаниям).
По завершении опросов в домохозяйствах интервьюером производится специальная подготовка информации, содержащейся в вопросниках, для последующей обработки и осуществляется сдача-приемка результатов работ - заполненных вопросников и отчетности о результатах отбора домохозяйств и ходе проведения наблюдения в территориальные органы Росстата (далее - территориальные органы) по установленному им адресу.
Настоящие Указания определяют состав и порядок выполнения мероприятий, предусмотренных Основными организационными и методологическими положениями Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, утвержденными приказом Росстата:
на полевом уровне - в части заполнения, подготовки к обработке и сдаче-приемке материалов наблюдения;
на территориальном уровне - в части порядка проведения контрольных мероприятий.
II. Порядок отбора домохозяйств
2.1. Общие положения
Начиная с 2021 года, выборка наблюдения состоит из двух подвыборок: случайной и целевой. Случайная выборка сформирована на принципах случайного отбора домохозяйств, а целевая выборка - на принципах целевого отбора группы домохозяйств (населения) по определенному признаку.
2.1.1. В целях формирования статистических показателей, характеризующих финансовое положение семей с детьми, начиная с 2021 года дополнительно обследуется целевая группа населения "семьи с детьми" (далее - целевая группа) с охватом 10 тыс. домохозяйств во всех субъектах Российской Федерации.
Основой для формирования целевой выборки наблюдения служит обезличенный перечень адресов из талонов родовых сертификатов и (или) перечень домохозяйств целевой группы, участвовавших ранее в выборочных наблюдениях по социально-демографическим проблемам.
Перечень домохозяйств целевой группы формируется Росстатом централизованно по каждому субъекту Российской Федерации и направляется в территориальные органы.
Отбор домохозяйств целевой группы производится территориальным органом Росстата в каждом субъекте Российской Федерации в пределах счетного участка, отобранного для проведения наблюдения в текущем году, или граничащих с ним участков.
Количество домохозяйств, подлежащих отбору по целевой группе для каждого интервьюера, составляет 10 домохозяйств (с учетом резерва), как по городской, так и по сельской местности. Резервный массив используется для замены недостижимых домохозяйств. В случае недостаточности списка из 10 адресов для опроса домохозяйств целевой группы интервьюер должен обратиться в территориальный орган для получения дополнительных адресов домохозяйств.
Если Перечень домохозяйств целевой группы, сформированный Росстатом централизованно, не содержит населенные пункты, отобранные для проведения наблюдения в 2021 году, интервьюеру при проведении наблюдения по основной выборке на отобранном счетном участке рекомендуется обратиться к руководителю ТСЖ или управляющей компании, старшему по подъезду, главе сельского поселения или представителю местного органа власти и попросить список адресов домохозяйств, в которых проживают семьи с детьми.
2.1.2. При формировании случайной выборки наблюдения использована модель многоступенчатого отбора.
В качестве основы выборки на первой ступени отбора использована территориальная выборка многоцелевого назначения (далее - ТВМН) на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года (далее - ВПН 2010). Единицей отбора является счетный участок.
На второй ступени при построении выборки за единицу отбора принято жилое помещение (и, в его рамках, - домохозяйство), расположенное в жилых строениях, входящих в состав счетного участка, отобранного на первой ступени.
Количество жилых помещений (домохозяйств), подлежащих отбору в выборочный массив наблюдения, составляет в целом по Российской Федерации 60 000 домохозяйств.
Отбор счетных участков и жилых помещений (домохозяйств) производится Росстатом централизованно.
2.2. Отбор домохозяйств
2.2.1. Количество домохозяйств, подлежащих отбору по целевой выборке в пределах счетного участка, составляет 4 домохозяйства как по городской, так и по сельской местности.
На уровне территориального органа составляется таблица N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив" (приложение N 3 к настоящим Указаниям) с перечнем адресов целевой группы (незаштрихованные строки не заполняются). Данная таблица составляется по каждому счетному участку, включенному в выборку.
Порядок нумерации домохозяйств целевой группы (гр. 6 Списка отобранных домохозяйств). Первая графа таблицы предназначена для присвоения порядковой нумерации домохозяйствам. Каждому домохозяйству из целевой группы присваивается номер с добавлением 50 000.
2.2.2. Количество домохозяйств, подлежащих отбору по случайной выборке в пределах счетного участка, составляет 48 домохозяйств (с учетом резерва) как по городской, так и по сельской местности.
Резервный массив используется для замены недостижимых домохозяйств основного списка.
На уровне территориального органа на основе программного комплекса по составлению списков адресов домохозяйств составляется таблица N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив" (приложение N 3 к настоящим Указаниям).
Данная таблица составляется по каждому счетному участку, включенному в выборку. Первая графа таблицы предназначена для присвоения порядковой нумерации домохозяйствам. Затемненные заштрихованные строки в таблице предназначены для занесения в них резервного домохозяйства. С учетом принятого уровня недостижимости домохозяйств в Списке отобранных домохозяйств заштрихованной будет являться каждая вторая строка.
В Списке отобранных домохозяйств указываются: порядковый номер домохозяйства в отобранной выборке (гр. 6), адрес домохозяйства (гр. 7), размер домохозяйства (из ТВМН) (гр. 8), информация об участии в наблюдении (гр. 9).
Порядок нумерации домохозяйств (гр. 6 Списка отобранных домохозяйств). Каждому домохозяйству в незаштрихованной строке присваивается порядковый номер из интервала в 24 номера (с 1 по 24, с 25 по 48, с 49 по 72 и так далее), который предназначен для данного счетного участка и определяется централизованно территориальным органом исходя из общего объема выборки для субъекта Российской Федерации. В нижеследующей (заштрихованной) строке каждому резервному домохозяйству присваивается номер с добавлением 10000, то есть если номер домохозяйства из основного списка - 17, то номер домохозяйства из резервного списка - 10017 (в заштрихованной строке).
2.3. Формирование участка наблюдения
Формирование участка наблюдения осуществляется на основе информации, содержащейся в таблице N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив". Интервьюер посещает домохозяйства по маршруту, который определяется порядковым номером домохозяйства в списке (начиная с наименьшего).
При первом посещении домохозяйства интервьюер должен представиться членам домохозяйства, показать свое удостоверение и кратко изложить причину своего визита, цели и задачи наблюдения. При благожелательном отношении следует выяснить намерения домохозяйства относительно участия в наблюдении и при получении согласия более подробно разъяснить членам домохозяйства условия проведения наблюдения.
Если выясняется, что проживающие в этом помещении лица составляют более одного домохозяйства, но имеют один лицевой счет по оплате жилья, то для проведения опроса производится отбор одного из домохозяйств по возрасту главы домохозяйства. По первому случаю попадания такого адреса на вашем участке опрашивается домохозяйство со старшим главой домохозяйства, во втором таком случае - отбираем домохозяйство с младшим главой домохозяйства, в третьем - опять отбираем домохозяйство со старшим главой домохозяйства и так далее.
В случае отсутствия членов домохозяйства по указанному адресу интервьюер должен посетить домохозяйство еще, по крайней мере, два раза в различные дни и часы. Только в тех случаях, когда после трехразового посещения интервьюер абсолютно точно выяснит, что домохозяйство является недостижимым, он может обратиться к списку резервных адресов.
Резервный список домохозяйств должен использоваться для замены в случае крайней необходимости и только после исчерпания основного списка. К наиболее частым причинам замены домохозяйств относятся: отказ от участия в наблюдении; жилое помещение ликвидировано или является незанятым и останется таковым все время наблюдения.
Решение о замене недостижимого домохозяйства принимается на основании тщательного анализа причин отказа от участия в наблюдении. Замена домохозяйства должна проводиться другим, наиболее сходным по размеру, домохозяйством, чей номер в таблице N 3-отбор начинается с 10000. Не следует ставить в известность домохозяйство из резервного списка о том, что оно является замещающим.
На случай возникновения форс-мажорных обстоятельств, когда для выполнения плана наблюдения оказывается недостаточным список из 48 адресов домохозяйств, интервьюер должен обратиться в территориальный орган для получения дополнительных адресов домохозяйств.
Дополнительные адреса домохозяйств отбираются территориальным органом вручную из ТВМН на том же участке переписи населения. Территориальный орган определяет номер дополнительного домохозяйства, начинающегося с 30000. В этом случае домохозяйства, опрошенные вне списка отобранных домохозяйств, должны получить номер начиная с 30001, 30002 и так далее, информация по ним в графах 6-9 таблицы N 3-отбор записывается интервьюером в пустых дополнительных строках таблицы. В пределах субъекта Российской Федерации дополнительные домохозяйства должны иметь уникальный номер.
Порядок отбора дополнительных домохозяйств.
1-й этап. Подготовка к отбору списка жилых помещений (домохозяйств), составленного в результате натурного обхода территории счетного участка. В данном списке необходимо его единицам (жилым помещениям или домохозяйствам) присвоить порядковые номера от 1 до , где
- количество домохозяйств в i-счетном участке (если не удалось установить число домашних хозяйств, то
- количество жилых помещений в i-счетном участке).
2-й этап. Проведение отбора установленного числа жилых помещений (домохозяйств) - . Для этого требуется определить интервал (шаг) отбора (ИО). Значение интервала отбора вычисляется по формуле:
,
где - количество домохозяйств (помещений) в счетном участке в соответствии с данными натурного обхода;
- число домохозяйств, подлежащих отбору в счетном участке с учетом 50%-го резерва.
3-й этап. Определение случайного начала отбора. Случайное начало отбора соответствует случайному числу, выбранному в рамках интервала отбора. Для определения случайного числа используется генератор случайных чисел или таблица случайных чисел.
Если интервал отбора - целое число, то случайное начало отбора выбирается из совокупности целых чисел: , где 01 - первая единица отбора,
- последняя единица в интервале отбора на i-счетном участке (например, если шаг отбора равен 3, то этим единицам присваивается нумерация от 01 до 03 и в этом диапазоне выбирается случайное начало отбора).
Если интервал отбора является дробным числом, то для определения случайного начала отбора может быть использована следующая процедура:
с помощью генератора случайных чисел (или по таблице случайных чисел) определяется одно из случайных чисел (СЧ). Например, оно оказалось равным 0,75331892;
определяется случайное начало отбора с помощью найденного случайного числа и вычисленного значения интервала отбора. Для этого значение интервала отбора умножается на найденное случайное число:
,
где СНО - случайное начало отбора. Например, если интервал отбора равен 1,58333 (то есть ), а СЧ = 0,75331892,
то .
4-й этап. Реализация процедуры систематического отбора. Определение всех других чисел проводится путем периодического прибавления к случайному началу интервала отбора (ИО), то есть:
СНО - номер первого отобранного домохозяйства;
СНО + ИО - номер второго отобранного домохозяйства;
(СНО + ИО) + ИО - номер третьего отобранного домохозяйства;
...
- номер последнего отобранного домохозяйства.
5-й этап. Определение совокупности номеров конечных единиц отбора, то есть домохозяйств (или жилых помещений), которые подлежат обследованию в счетном участке при проведении Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах в субъекте Российской Федерации отдельно по городскому и сельскому населению.
Данная совокупность номеров устанавливается на основе, полученной на 4-м этапе последовательности ряда десятичных чисел, в которых необходимо взять только их целую часть.
В графе 9 таблицы N 3-отбор в ходе проведения наблюдения регистрируется информация об участии домохозяйств в наблюдении. Следует проставить следующие отметки:
1 - домохозяйство принимало участие в наблюдении;
2 - при рекрутировании от домохозяйства получен отказ от участия в наблюдении (кратко необходимо описать причину отказа, что в дальнейшем будет использовано сотрудниками территориального органа при подготовке итогового отчета о проведении наблюдения);
3 - домохозяйство было недоступно по любой другой причине, кроме отказа от участия в наблюдении.
Полностью заполненные таблицы N 3-отбор представляются интервьюерами в территориальный орган одновременно с заполненными вопросниками.
III. Порядок заполнения вопросников, подготовка к обработке и сдаче-приемке материалов наблюдения
3.1. Общие положения
При проведении наблюдения как по случайной выборке, так и по целевой выборке личному опросу подлежат респонденты в возрасте 16 лет и более, установленные в составе домохозяйства, за исключением лиц, отсутствующих на момент проведения опроса, и лиц, не имеющих возможности дать информацию за себя лично по состоянию здоровья или в силу преклонного возраста и тому подобное.
Опросы респондентов и заполнение вопросников производятся интервьюером со слов респондентов и без предъявления каких-либо документов, подтверждающих правильность ответов.
Внимание! Сведения, записанные в вопросниках, не подлежат разглашению и предназначены только для получения сводных статистических данных.
Получение и обработка данных для наблюдения осуществляется исключительно для статистических целей при условии обязательного обезличивания персональных данных, полученных от каждого опрошенного члена домохозяйства.
Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных") (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).
Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных (часть 9 статьи 3 Федерального закона N 152-ФЗ).
В целях обеспечения требований Федерального закона N 152-ФЗ интервьюеру строго запрещается производить в вопросниках записи, не предусмотренные программой наблюдения (адрес проживания и фамилии членов домохозяйств).
Работниками, получающими доступ к персональным данным в ходе сбора и уточнения информации в домохозяйствах, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных.
Лица, виновные в нарушении требований Федерального закона "О персональных данных", несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность (статья 24 Федерального закона N 152-ФЗ).
Интервьюеры представляют заполненные вопросники территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации в сроки и по адресу в соответствии с установленными в формах федерального статистического наблюдения.
3.2. Порядок заполнения вопросников
Утратил силу для отчета в 2022 г. - Пр иказ Росстата от 30 августа 2021 г. N 531
3.3. Порядок заполнения отчетов о ходе проведения наблюдения
В ходе проведения наблюдения, кроме вопросников, интервьюером заполняются следующие формы:
1. Раздел "Примечания интервьюера" в Индивидуальном вопроснике;
2. Раздел "Информация о качестве вопросов" в Вопроснике для домохозяйства;
3. Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств (приложение N 1 к настоящим Указаниям);
4. Отчет интервьюера о выполненной работе (приложение N 2 к настоящим Указаниям).
3.3.1. Раздел "Информация о качестве вопросов"
Для регистрации проблем, возникающих в ходе опроса, полезной информации по теме, которой обладает респондент, а также для характеристики личности респондента и общей ситуации интервью предусмотрены:
1. Свободные поля в вопросниках;
2. Раздел "Информация о качестве вопросов" в Вопроснике для домохозяйства.
Регистрация и обобщение информации о характере проблем, препятствующих ответам на вопросы, осуществляется интервьюерами непосредственно в ходе опроса и после его завершения.
1. Свободные поля в вопросниках
Поля представляют собой любое свободное место рядом с проблемным вопросом, или свободное место в конце листа, на котором расположен проблемный вопрос. К преимуществам такого способа регистрации комментариев следует отнести, во-первых, возможность быстро регистрировать возникающие проблемы, не отвлекаясь при этом на дополнительные материалы, перелистывание страниц и тому подобное и не создавая существенных пауз в ходе интервью. Во-вторых, таким образом, будет зафиксировано максимальное количество информации - поскольку регистрация этой информации уже после завершения опроса влечет за собой риск забывания сделанных заметок и, как следствие, утрату важных сведений.
К составу собираемых сведений на полях вопросников относится информация о наличии в программе наблюдения:
1) Неясных для респондента по смыслу слов или выражений в тексте вопроса или вариантах ответа;
2) Непонятных вопросов* - вопросов, смысл которых в целом остался не до конца понят респондентом, несмотря на неоднократное прочтение (в данном случае неясность не должна быть связана с присутствием незнакомых респонденту слов или выражений);
3) Длинного или плохо воспринимающегося на слух вопроса* - как правило, признаками таких вопросов является то, что респондент, не дослушав вопрос до конца, забывает то, о чем шла речь в начале;
4) Слишком сложных вопросов*. Вопросы этой категории обычно вызывают у респондентов затруднения и требуют приложения существенных и нежелательных усилий, например, для выполнения сложных расчетов, учета большого количества отдельных элементов и тому подобного. Возможно, такие вопросы следует разделить на несколько составляющих частей;
5) Деликатных вопросов*, вызывающих у респондента негативную эмоциональную реакцию или желание утаить запрашиваемую информацию из каких-либо опасений, стеснительности, принципиальной позиции и тому подобного. Причиной такой реакции могут быть отдельные слова, выражения или содержание вопроса, или подсказки в целом;
6) Ошибочных вопросов* - то есть вопросов, которые по логике не должны быть заданы опрашиваемому респонденту (вероятно, в анкете не хватает соответствующего фильтра или перехода);
7) Вопросов, вызывающих затруднения в связи с необходимостью вспомнить какую-то информацию*, забытую или полузабытую респондентом. Вероятно, в тексте таких вопросов следовало бы привести какую-либо подсказку;
8) Неполных (или неадекватных) вопросов, выявленных респондентами (или самими интервьюерами), обладающих знаниями по теме вопроса*. Здесь могут быть указаны какие-то не учтенные в вопросе элементы, варианты ответа либо обоснована некорректность или неточность составления вопроса.
При выявлении такого вопроса производится запись с отметкой типа проблемного вопроса в соответствии с аббревиатурой, приведенной в нижеследующей таблице, и написанием комментария или примечания, необходимого по данному типу проблемного вопроса.
Записи производятся на свободных полях страницы вопросника, где расположен проблемный вопрос, либо рядом с этим вопросом, либо в конце листа. В случае если запись произведена в конце листа, следует указать, к какому именно вопросу она относится. Запись следует вносить аккуратно, не повредив информацию, отмеченную в процессе опроса.
Тип проблемного вопроса |
Тип отметки рядом с вопросом |
Содержание комментария |
Неясные для респондента по смыслу слова или выражения |
Подчеркивание по тексту вопроса |
Какая редакция была бы более приемлема? Может быть, какие-то виды доходов респондент привык называть по-другому? Возможно, такие вопросы следует разделить на несколько составляющих частей? |
Непонятный вопрос |
Heп. |
|
Длинный или плохо воспринимающийся на слух вопрос |
Дл. |
|
Слишком сложный вопрос |
Сл. |
|
Деликатный вопрос |
Дел. |
Если это покажется уместным, то спросите, почему респондент так прореагировал на этот вопрос? Если респондент отказался отвечать на вопросы о некоторых видах дохода, то как он это объяснил? |
Ошибочный вопрос |
Ош. |
Указать ошибку |
Вопрос, вызывающий затруднения в связи с необходимостью вспомнить какую-то информацию |
Зат. |
Что помогло респонденту вспомнить нужную информацию? Запишите формулировку наводящего вопроса |
Неполный (или неадекватный) вопрос, выявленный респондентом (интервьюером) |
Heaд. |
Запишите полезную с точки зрения респондента (интервьюера) информацию |
По завершении опроса интервьюер должен обобщить все сделанные записи и перенести в специальную таблицу в раздел "Информация о качестве вопросов" на последней странице Вопросника для домохозяйства.
3.3.2. Отчет интервьюера о рекрутировании домохозяйств
Отчет заполняется по всем домохозяйствам, посещенным в период проведения наблюдения. В отчете осуществляется регистрация результатов этих посещений.
Адресная часть
Коды в графах 1 и 2 заполняются территориальными органами государственной статистики.
В графе 1 проставляется 2-значный код субъекта Российской Федерации.
В графе 2 проставляется 9-значный код населенного пункта.
В графе 3 проставляется код типа населенного пункта в зависимости от его местонахождения: городской - 1, сельский - 2.
В графе 4 проставляется 6-значный номер участка переписи населения. Первые два знака - номер переписного участка, следующие два знака - номер инструкторского участка, последние два знака - номер счетного участка переписи населения, на котором проводилось наблюдение. Например, если номер переписного участка - 1, инструкторского - 4, счетного - 3, то в графе 5 проставляется код участка "010403".
В графе 5 проставляется номер интервьюера.
В графах 6-9 проставляется дата начала и окончания периода, за который составлен отчет.
Заполнение формы производится последовательно по всем графам с соблюдением указанных переходов.
Информационная часть
В графах 2 и 3 регистрируется дата посещения домохозяйства.
В графе 4 указывается порядковый номер домохозяйства в отобранной выборке из таблицы N 3-отбор.
В графах 5 и 6 регистрируется информация о доступности домохозяйства.
В графе 7 делается отметка о проведении опроса в домохозяйстве,
Код 1 "Да" ставится в том случае, если интервьюер больше не будет возвращаться в данное домохозяйство. Следует сделать переход на графу 9, где следует определить, полностью проведен опрос в домохозяйстве (код 1) или частично (код 2).
Вариант "полностью" (код 1) ставится в случае, если в домохозяйстве опрос завершен полностью и заполнены все вопросники (графа 7 = 1, графа 9 = 1, графа 11 = порядковый номер посещения домохозяйства).
Вариант "частично" (код 2) ставится в том случае, если на этапе опроса домохозяйство отказалось от участия в наблюдении, но частично вопросники уже заполнены. Интервьюер потратил в домохозяйстве время, но опрос не был завершен, и домохозяйство отказалось от продолжения опроса (графа 7 = 1, графа 9 = 2, графа 10 = 1 или 2, графа 11 = порядковый номер посещения домохозяйства).
Код 2 "Нет" ставится в случае, если домохозяйство было доступно, но интервьюер получил отказ от участия в наблюдении. Следует перейти к графе 8 и отметить причину, по которой опрос не был проведен. Отмечается код 1 (получен отказ) или код 2 (другая причина). В графе 11 делается отметка о посещении домохозяйства.
Если получен отказ домохозяйства от участия в обследовании, то следует в графе 8.1 указать основную причину отказа. Коды для заполнения графы 8.1 приведены в отчете.
Код 3 "В стадии проведения" отмечается в случае, если интервьюер начал проводить опрос в домохозяйстве, но по каким-то причинам домохозяйство предложило интервьюеру прийти в другой день для продолжения опроса. В данном случае следует перейти к заполнению графы 11 и отметить соответствующий код.
В графе 10 делается отметка о незаполненных вопросниках.
В графе 11 проставляется порядковый номер посещения в пределах одного домохозяйства. Если первый раз посетил домохозяйство, то ставится "1", при втором посещении этого же домохозяйства ставится "2", при третьем - "3".
3.3.3. Отчет интервьюера о выполненной работе
Адресная часть
Коды по строкам 1 и 2 заполняются территориальными органами государственной статистики.
В строке 1 проставляется 2-значный код субъекта Российской Федерации.
В строке 2 проставляется 9-значный код населенного пункта.
В строке 3 проставляется код типа населенного пункта в зависимости от его местонахождения: городской - 1, сельский - 2.
В строке 4 проставляется 6-значный номер участка переписи населения, на котором проводилось наблюдение.
Информационная часть
Строка 1 - общее число домохозяйств из таблицы N 3-отбор (приложение N 3 к настоящим Указаниям; далее - таблица N 3-отбор) на момент завершения опросов. Эта строка должна равняться сумме строк 2 и 5.
Строка 2 - домохозяйства, из числа отобранных для проведения наблюдения на участке, которые были посещены интервьюером. Эта строка должна равняться сумме строк 3 и 4.
Строка 3 - домохозяйства, в которых опрос был проведен полностью.
Строка 4 - количество неопрошенных домохозяйств, включая недоступные и отказавшиеся от участия в опросе.
Строка 5 - неиспользованным резервом считаются домохозяйства, которые интервьюер не посещал.
По строкам 6-8 уточняется, из какого списка было опрошено домохозяйство (сумма этих строк должна равняться строке 3):
по строке 6 проставляется количество домохозяйств из основного списка;
по строке 7 из резервного списка (номера домохозяйств 1xxxx);
по строке 8 домохозяйства из дополнительного списка (номера 3хххх).
По строкам 9-12 следует распределить все опрошенные домохозяйства по их размеру (сумма этих строк должна равняться строке 3). Размер домохозяйства определяется по числу лиц, указанных в разделе 1 Вопросника для домохозяйства.
По строкам 13 и 17 уточняется, по какой причине не было опрошено домохозяйство:
по строке 13 - количество домохозяйств, отказавшихся принять участие в наблюдении;
по строке 17 - количество домохозяйств, в которых не представлялось возможным провести опрос (при трехкратном посещении никого не смогли застать дома, жилое помещение по указанному адресу отсутствовало и тому подобное).
По строкам 14-16 уточняется, из какого списка было отказавшееся домохозяйство (сумма этих строк должна равняться строке 13).
По строкам 18-20 уточняется, из какого списка было отказавшееся домохозяйство (сумма этих строк должна равняться строке 17).
Строка 21 - общее количество заполненных вопросников равняется сумме строк 22-23.
Строка 22 - количество заполненных Вопросников для домохозяйства.
Строка 23 - количество заполненных Индивидуальных вопросников для лиц в возрасте 16 лет и более.
Внимание! Отчет интервьюера о выполненной работе следует заполнить и по домохозяйствам целевой группы. Строки 5-8, 14-16, 18-20 не заполняются.
3.4. Порядок подготовки материалов наблюдения к обработке
Подготовка материалов наблюдения к обработке на полевом уровне состоит из двух этапов:
1. Визуальный контроль;
2. Кодирование информации.
3.4.1. Визуальный контроль
После завершения опроса в домохозяйстве необходимо просмотреть все заполненные вопросники на предмет правильности заполнения вопросов и соблюдения правил логических переходов. Вся цифровая информация должна быть записана четко и разборчиво.
Номер домохозяйства на титульном листе вопросника должен точно соответствовать номеру домохозяйства из таблицы N 3-отбор.
При подготовке материалов наблюдения к сдаче-приемке обратите особое внимание на соблюдение переходов в вопросниках. Если перехода нет, то следующий по порядку вопрос должен быть задан, а ответ - записан. В случае пропусков вопросов или при обнаружении других неточностей интервьюеру необходимо вновь встретиться с респондентом и получить недостающую информацию.
3.4.2. Кодирование информации
Кодирование адресной части Вопросника для домохозяйства:
Графы 2-5, 7. Заполняются территориальными органами государственной статистики.
Графа 2. Проставляется 2-значный код субъекта Российской Федерации.
Код должен строго соответствовать Плану административно-территориального размещения выборки домохозяйств для проведения наблюдения, утвержденного приказом Росстата.
Графа 3. Проставляется 9-значный код населенного пункта. Код должен строго соответствовать Плану административно-территориального размещения выборки домохозяйств для проведения наблюдения.
Графа 4. Проставляется код типа населенного пункта в зависимости от его местонахождения: городской - 1, сельский - 2 (см.: Порядок подготовки материалов наблюдения к обработке).
Графа 5. Проставляется 6-значный номер участка переписи населения в соответствии с Планом административно-территориального размещения выборки домохозяйств. Первые два знака - номер переписного участка, следующие два знака - номер инструкторского участка, последние два знака - номер счетного участка переписи населения 2010 года, на котором проводился отбор домохозяйств. Например, если номер переписного участка - 1, инструкторского - 4, счетного - 3, то в графе 5 проставляется код участка "010403" (Порядок подготовки материалов наблюдения к обработке).
Графа 7. Отметить тип населенного пункта в зависимости от численности его населения и вида поселения (городское, сельское). При этом для городов, имеющих в своем составе городские районы, тип населенного пункта определяется исходя из общей численности проживающего в городе населения.
Внимание! Населенные пункты с одинаковым кодом должны иметь одинаковый тип населенного пункта по численности населения.
Графы 6, 8-15 заполняются интервьюерами.
Графа 6. Проставляется номер домохозяйства в пределах территории, то есть субъекта Российской Федерации (интервалы, в которых домохозяйствам присваиваются номера, должны быть сообщены каждому интервьюеру территориальным органом). Каждому домохозяйству из резервного списка присваивается номер с добавлением 10000, то есть если домохозяйство из резервного списка, то его номер будет, например, 10024. Номера домохозяйств в пределах субъекта Российской Федерации не повторяются (см.: Порядок подготовки материалов наблюдения к обработке).
Графы 8-14. Проставляется фактическая дата проведения опроса, время его начала и окончания.
Графа 15. Интервьюер указывает свою фамилию и номер, присвоенный ему территориальным органом.
Графа 16. Проставляется код типа выборки. Случайная (код 1) - если домохозяйство из перечня адресов случайной выборки, а целевая (код 2) - если домохозяйство из перечня адресов целевой группы.
Кодирование адресной части Индивидуального вопросника для лиц в возрасте 16 лет и более:
Графы 2-8. Переносятся из соответствующего Вопросника для домохозяйства.
Графа 2. Проставляется 2-значный код субъекта Российской Федерации.
Графа 3. Проставляется 9-значный код населенного пункта.
Графа 4. Проставляется код типа населенного пункта в зависимости от его местонахождения: городской - 1, сельский - 2 (см.: Порядок подготовки материалов наблюдения к обработке).
Графа 5. Проставляется 6-значный номер участка переписи населения.
Графа 6. Проставляется номер домохозяйства (см.: Порядок подготовки материалов наблюдения к обработке).
Графа 7. Индивидуальный код опрашиваемого члена домохозяйства переносится из раздела 1 "Состав домохозяйства" Вопросника для домохозяйства.
Графа 8. Проставляется тип населенного пункта в зависимости от численности его населения и вида поселения (городское, сельское).
Внимание! Населенные пункты с одинаковым кодом должны иметь одинаковый тип населенного пункта по численности населения.
Графы 9-15. Проставляется фактическая дата проведения опроса, время его начала и окончания.
Графа 16. Интервьюер указывает свою фамилию и номер, присвоенный ему территориальным органом.
Графа 17. Проставляется код типа выборки. Случайная (код 1) - если домохозяйство из перечня адресов случайной выборки, а целевая (код 2) - если домохозяйство из перечня адресов целевой группы.
Кодирование вопросов Индивидуального вопросника для лиц в возрасте 16 лет и более:
Раздел 3, вопрос 6: Кодирование вида экономической деятельности респондента производится интервьюером в соответствии с двузначным кодом из приведенного перечня классификационных группировок для видов экономической деятельности, построенных на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (приложение N 6 к настоящим Указаниям).
Раздел 3, вопрос 8: Кодирование профессионального или служебного положения респондента производится интервьюером с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ). Следует проставить 4-значный код, соответствующий профессии (должности) респондента (приложение N 7 к настоящим Указаниям).
Раздел 3, вопрос 24: Кодирование вида деятельности производится интервьюером с использованием справочника "Виды самостоятельной предпринимательской деятельности" (приложение N 8 к настоящим Указаниям). Следует закодировать все виды работ, которые назвал респондент.
Раздел 3, вопрос 30: Кодирование кода субъекта Российской Федерации и населенного пункта производится территориальным органом государственной статистики.
3.5. Порядок сдачи-приемки материалов наблюдения
Сдача-приемка материалов наблюдения производится в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, утверждаемым территориальным органом.
Сдача-приемка результатов работ производится с выездом в территориальный орган или, в отдельных случаях, по почте через районные отделы статистики.
При подготовке материалов наблюдения к сдаче-приемке обратите особое внимание:
каждый комплект вопросников на одно домохозяйство должен включать в себя один Вопросник для домохозяйства и столько Индивидуальных вопросников, сколько членов домохозяйства записано в Разделе 1 "Состав домохозяйства", за исключением членов домохозяйств, на которых индивидуальные вопросники не заполняются. Если домохозяйство состоит из одного человека, то на такое домохозяйство должен быть заполнен Вопросник для домохозяйства и один Индивидуальный вопросник для лиц в возрасте 16 лет и более;
на всех вопросниках должно быть написано время проведения интервью;
на обложках должны быть заполнены все пункты.
IV. Порядок проведения контрольных мероприятий
4.1. Общие положения
Проверка качества работы заключается в контроле двух основных позиций:
правильность реализации последней ступени выборки (привлечение домохозяйств к участию в наблюдении строго по адресам, включенным в таблицу N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив", соблюдение процедур использования резервного массива домохозяйств, наличие произвольных замен респондентов, соблюдение порядка ведения Отчета интервьюера о рекрутировании домохозяйств);
правильность проведения собственно интервью (проверка точности выполнения правил и требований по проведению опросов, возможные искажения и фальсификация информации, например, самостоятельное заполнение интервьюером вопросников без посещения домохозяйства, "улучшение" результатов опроса).
Контроль за качеством работы интервьюера производится в несколько этапов:
визуальный контроль вопросников (на стадии сдачи-приемки в отделе территориального органа, а также в ходе контрольной проверки работы интервьюера в полевых условиях), проведение формально-логического контроля первичного информационного фонда данных (проверка логических связей) при обработке вопросников;
проведение контрольных проверок в полевых условиях.
4.2. Визуальный контроль
В ходе сдачи-приемки заполненных вопросников производится их проверка на полноту заполнения и отсутствие несоответствий. Это необходимо, потому что даже небольшая ошибка может вызвать серьезные проблемы после того как информация введена в компьютер. Визуальным контролем следует охватить 100% вопросников.
При проверке следует особое внимание обращать на наличие информации на титульной странице вопросника и на заполнение социально-демографических характеристик, так как на этой информации построена система статистической обработки данных наблюдения.
Внимание! Необходимо проверить, чтобы один и тот же населенный пункт имел одинаковый тип населенного пункта по численности населения (графа 7 Вопросника для домохозяйства, графа 8 Индивидуального вопросника для лиц в возрасте 16 лет и более). На всех счетных участках в пределах одного и того же населенного пункта на титульной станице вопросников должен стоять одинаковый тип населенного пункта по численности населения.
Важно проконтролировать вопросники с точки зрения соблюдения логических связей и переходов. Необходимо убедиться, что респонденту задали все вопросы, относящиеся именно к этому респонденту, то есть выявить:
вопросы, на которые есть ответ, в то время как ответа на них быть не должно;
вопросы, оставленные без ответа, в то время как ответ на них должен быть зарегистрирован в обязательном порядке.
Целесообразно проверить такие взаимосвязи в вопросниках, ошибки в которых не очевидны при регистрации ответа и могут быть связаны с ошибкой в указании индивидуального кода респондента, ошибками в указании года того или иного события, случайным переходом к заполнению другой графы вопросника, строки в матричном вопросе и тому подобное (например, наличие у 34-летней женщины 24-летних детей; год замужества, не соответствующий возрасту респондента; регистрация в качестве участника Великой Отечественной войны 20-летнего члена домохозяйства и тому подобное).
Необходимо проверить правильность кодирования всех вопросов, кодировка по которым была возложена на интервьюера.
Важна проверка на полноту заполнения открытых и полуоткрытых вопросов. Если у интервьюера во всех вопросниках односложные краткие записи, например, о профессии, квалификации или отсутствует словесное описание в подавляющем большинстве ответов отмечено "другое", то это является одним из показателей некачественной работы интервьюера.
Косвенным методом контроля может стать время, затраченное на интервью в разных по составу или, напротив, однотипных домохозяйствах. Стабильность указанных временных периодов или вызывающие сомнение объемы работ, выполненные в один день, также говорят о добросовестности интервьюера в выполнении своих функций.
Наиболее эффективным является проведение визуального контроля в присутствии интервьюера (при его личной доставке материалов в отдел территориального органа или в ходе контрольной проверки интервьюера в поле), так как:
замечания могут быть высказаны немедленно;
личная беседа с интервьюером дает для проверяющего информацию о степени освоения интервьюером вопросников и возможных его недочетах в работе с домохозяйствами в ходе проведения опросов.
Обнаруженные ошибки, возможные исправления вносятся проверяющим красным цветом. На обложке проверенных вопросников проверяющий записывает "проверено", проставляет дату и ставит свою подпись.
В случае наличия пропусков вопросники должны быть доработаны, при необходимости с помощью уточнения ответов у респондентов. В случае возникновения серьезных проблем необходимо повторно опросить респондента. Если повторное посещение невозможно и выявленные несоответствия невелики, следует с помощью интервьюера попытаться выйти на правильный ответ на основе других содержащихся в вопроснике сведений. Если и это не представляется возможным, интервьюер должен провести дополнительные интервью.
Результаты визуального контроля могут явиться основой в выборе проверяющим специалистом территориального органа стратегии проведения контроля работы интервьюера непосредственно в домохозяйствах.
4.3. Контрольные проверки на полевом уровне
Контролирующие меры на этапе полевых работ предназначены для получения раннего сигнала о допущенных нарушениях и пропусках, которые могут быть исправлены до начала работ по вводу данных.
Целью контрольных проверок является:
проверка соблюдения процедур проведения наблюдения на полевом уровне установленной методологии;
содействие устранению систематических ошибок, если они были выявлены в ходе проверки.
Виды контрольных проверок в полевых условиях:
проверка процесса проведения опросов интервьюером в домохозяйствах;
контрольные опросы с посещением домохозяйства (по ограниченному кругу вопросов);
телефонные и почтовые контрольные интервью (с учетом сроков проведения наблюдения рекомендуются контрольные интервью по телефону).
Контрольные проверки осуществляются как специалистами отдела территориального органа, ответственного за проведение наблюдения, так и работниками внештатной службы в период (или после) проведения опросов интервьюерами. План-график контрольных проверок должен предусматривать проведение проверок в отношении каждого интервьюера и распределен как на дни проведения опросов (начиная после нескольких первых дней проведения опросов), так и на дни после завершения опросов. Период проведения опросов является наиболее насыщенным по выполнению интервьюерами различных видов работ, связанных с проведением наблюдения на полевом уровне, что позволит проверяющим охватить во время проверки возможно большее число возникающих проблем.
Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения проверяющего лица или посредством телефонного контроля.
При выезде на участок наблюдения проверяющий должен осуществить:
визуальный контроль находящихся на момент контрольной проверки на руках у интервьюера вопросников;
наблюдение за ходом проведения опроса выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос (по случайно выбранным адресам из не посещенных интервьюером);
проведение контрольных опросов выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос (по случайно выбранным адресам из уже охваченных наблюдением);
выяснение факта участия в наблюдении (выборочно в 8-10 домохозяйствах, в которых завершен опрос ) по телефону;
проверку правильности ведения интервьюером Отчета о рекрутировании домохозяйств.
Перед выездом на проверку проверяющий должен систематизировать все замечания, данные интервьюеру по представленным им ранее заполненным вопросникам (если таковые имеются), и наметить конкретные вопросы, которые необходимо специально рассмотреть с интервьюером в процессе предстоящей проверки.
4.4. Проверка процесса проведения опросов
Проверка процесса проведения опросов применяется в целях контроля за деятельностью интервьюера, его способностью установить положительный контакт с членами домохозяйства и предусматривает присутствие проверяющего во время проведения интервьюером опроса.
Задача проверяющего при проведении опроса состоит в том, чтобы оценить и улучшить работу интервьюера, выявить ошибки и неправильные представления, которые нельзя обнаружить посредством применения визуальных поверок и проверок с применением компьютерных программ. Распространена ситуация, когда заполненный вопросник формально не содержит ошибок, но интервьюер при этом задал ряд вопросов неточно.
Во время опроса проверяющий должен находиться достаточно близко, чтобы видеть, какие записи делает интервьюер. Это позволит оценить правильность интерпретации интервьюером ответов респондента и соблюдение порядка перехода к другим вопросам или разделам. При этом важно отметить неясности и моменты, которые следует позже обсудить с интервьюером. Проверяющий не должен вмешиваться в опрос во время его проведения, ему необходимо стараться вести себя таким образом, чтобы не нервировать и не смущать интервьюера или респондента. Вмешательство проверяющего возможно только в тех случаях, когда интервьюер совершает серьезные ошибки. Интервьюер должен быть предупрежден, что ему не разрешается обращаться к проверяющему за советом во время интервью.
При проверке качества проведения интервью необходимо обратить внимание на то, как интервьюер поддерживает контакты с респондентом, владеет ли разговором, не допускает ли неловких пауз, не оказывает ли влияние на ответы опрашиваемых, хорошо ли знает инструментарий (вопросники и указания к ним), какие вопросы являются наиболее трудными для респондента, проявил ли интервьюер достаточно настойчивости, чтобы получить определенный ответ респондента на все вопросы и так далее. Важно проследить, делает ли интервьюер необходимые пометки на полях вопросника для последующего заполнения раздела "Примечания интервьюера" в конце вопросников.
Необходимо также проверить, включен ли адрес, по которому проводится рекрутирование, в форму 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив".
Все замечания проверяющий заносит в "Отчет по результатам проверки проведения опроса интервьюером" (приложение N 9 к настоящим Указаниям) непосредственно на месте ведения опроса.
В конце Отчета проверяющим должна быть проставлена общая оценка работы интервьюера по результатам проверки. Оценка определяется в зависимости от соотношения положительных и отрицательных оценок. Преобладание положительных оценок означает удовлетворительную работу интервьюера, отрицательных - говорит о том, что оценка работы интервьюера неудовлетворительная и он должен повысить качество своей работы. В зависимости от количества отрицательных оценок может быть принято решение о необходимости проведения дополнительного инструктажа этого работника.
После каждого контрольного опроса проверяющий и интервьюер должны обсудить работу последнего.
4.5. Контрольное интервью
Контрольные интервью очень важны для поддержания стандартов проведения опросов на высоком уровне даже среди добросовестных интервьюеров.
Данный вид контроля работы интервьюера предполагает повторное посещение проверяющими тех домохозяйств, опросы которых уже завершены. Повторное посещение респондентов должно носить случайный характер. Интервьюеры, в принципе, должны быть в курсе того, что проведение контрольных интервью возможно, но они не должны знать заранее, в каких домохозяйствах конкретно эти интервью будут проведены и какие вопросы будут заданы домохозяйству повторно. В ходе контрольного интервью проверяющие выясняют, был ли интервьюер в домохозяйстве, с кем именно велась беседа, задают несколько вопросов из вопросника.
Продолжительность контрольных интервью должна составлять не более 15 минут.
Программа контрольного интервью приведена в приложении N 10 к настоящим Указаниям. При подготовке к контрольному интервью проверяющий должен вписать в Анкету контрольного интервью из заполненных вопросников 3-5 вопросов с вариантами ответа на них респондентов. При этом целесообразнее отбирать вопросы, вероятность изменения ответов на которые в период между интервью и контрольным интервью незначительна (возраст членов домохозяйства, занятость, сведения о жилье и тому подобное).
Разница в ответах во время контрольного и первоначального интервью еще не говорит о том, что интервьюер выполнил свои обязанности недобросовестно (возможны случаи проведения контрольного интервью с разными респондентами, в разное время одни и те же респонденты могут сообщать разную информацию). Однако наличие неоднократно выявленных расхождений указывает на то, что надо дополнительно поработать с интервьюером на предмет поиска возможных причин таких расхождений.
4.6. Контрольное интервью по телефону
Контроль качества работы интервьюера может быть проведен также по телефону. Преимуществами этого вида контроля является существенное сокращение потребности в затратах времени специалистов на выезды на места при увеличении охвата интервьюеров и домохозяйств контрольными мероприятиями. При проведении контроля необходимо вести тщательный учет домохозяйств, к которым обратились с контрольными вопросами, и полученных или не полученных от них ответов.
Охват данными видами проверок должен быть максимально возможным относительно домохозяйств, которые не были включены в контрольные опросы или не посещены с опросом вместе с интервьюером (с учетом временного периода проведения наблюдения).
Необходимо заранее подготовить 3-4 вопроса.
При проведении контрольного интервью по телефону можно воспользоваться следующей формой проведения контрольного интервью:
"Здравствуйте, Вас беспокоит (наименование субъекта Российской Федерации) служба государственной статистики. Несколько дней назад Вы участвовали в опросе на тему доходов населения и участия в социальных программах. Мы проверяем работу Вашего интервьюера. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
1. Сколько человек интервьюер опросил в Вашем домохозяйстве?
2. Кто-то из членов семьи заполнял анкету самостоятельно?
3. В прошлом году Ваше домохозяйство (кто-то из членов Вашего домохозяйства) получало (получал) (вид дохода)?
4. При ответе на сложные вопросы интервьюер показывал Вам карточку с перечнем ответов?
5. У Вас в домохозяйстве есть пенсионеры/учащиеся/студенты/дети? Спасибо. Есть ли какие-то замечания по работе интервьюера? До свидания".
Проведение контроля качества работы интервьюера по телефону фиксируется также в "Анкете контрольного интервью", приведенной в приложении N 10 к настоящим Указаниям.
В случае явного несоответствия информационных данных респондента, полученных в ходе контрольного интервью, с начальными данными, предоставленными интервьюером, проверяющий обязан исправить начальные данные в вопросниках (красным цветом) и считать достоверной ту информацию, которая была получена в результате контроля.
4.7. Оформление результатов проверки работы
По результатам проверки проверяющий должен указать на все имеющиеся в работе интервьюера недостатки и помочь разобраться во всех непонятных для него вопросах.
Результаты проверок оформляются в соответствии с образцом актами по результатам проверки работы интервьюера (приложение N 11 к настоящим Указаниям). Акт составляется в присутствии интервьюера по месту проведения проверки.
Проверяющий описывает выполненный в ходе проверки объем работ, подробно описывает все достоинства и недостатки, установленные при проверке интервьюера. Отмечается, выполняет ли интервьюер все требования и задания территориального органа, а также записываются предложения по улучшению работы интервьюера.
В случае выявления отсутствия адреса фактически опрошенного домохозяйства в таблице N 3-отбор "Список отобранных домохозяйств, включая резервный массив" интервьюер обязан исправить свою ошибку и провести опрос домохозяйства по одному из адресов, предоставленных ему территориальным органом. Если выявлены неоднократные нарушения подобного рода, осуществляется 100%-я проверка соответствия адресов опрошенных домохозяйств таблице N 3-отбор, составленной территориальным органом.
При выявлении каких-либо существенных и многочисленных несоответствий в ответах респондентов с данными вопросников, вопросники возвращаются интервьюеру на проведение повторных интервью. Если повторное интервью невозможно, интервьюер проводит дополнительные интервью по адресам из таблицы N 3-отбор, не задействованных при рекрутировании домохозяйств для участия в наблюдении.
Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр акта передается интервьюеру, второй представляется в территориальный орган. К акту прилагаются отчет по результатам проверки проведения опроса интервьюером, анкеты контрольных интервью, заполненные по результатам проверки.
Результаты контрольных мероприятий являются основанием для применения определенных санкций к интервьюерам, не справляющимся со своими обязанностями. По итогам проверок работы интервьюеров рекомендуется подготовка общего обзора по обнаруженным ошибкам и анализ причин их возникновения.
4.8. Контроль при обработке информации
Как правило, компьютерные программы, применяемые для обработки итогов выборочных наблюдений, позволяют оценить как в целом качество информационного массива, так и качество работы отдельного интервьюера.
На этапе компьютерного контроля выявляется наличие минимальных и максимальных значений (так называемых "выбросов") в количественных данных. При наличии "выбросов" необходимо определить, в каких вопросниках наблюдаются эти "выбросы". Такие вопросники должны пройти повторный визуальный и телефонный контроль, а при необходимости возвращены интервьюеру на проведение повторного опроса.
Компьютерный контроль, в частности, может выявить наличие у интервьюера превышения нормы ответов "Затрудняюсь ответить". Это обстоятельство должно стать предметом обсуждения с конкретным интервьюером, а также специальным вопросом для включения в дальнейшем в программу обучения или инструктажа интервьюеров.
Вместе с тем наибольшая ценность компьютерного контроля состоит в проверке логических связей, которые сложно полностью отследить при визуальном контроле вопросников. Задача отдела территориального органа, ответственного за организацию и проведение наблюдения, - добиться полного отсутствия ошибок по "жестко" установленным правилам формально-логического контроля и минимального количества логических отступлений, которые данными правилами допускаются. Содержание и объем протокола контроля, полученного на федеральном уровне по итогам наблюдения, является основным критерием оценки качества работы территориального уровня.
______________________________
* Здесь и далее значение понятия приведено исключительно в целях заполнения форм федерального статистического наблюдения N 1-доходы, N 2-доходы.