Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 989758-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный депутатом Государственной Думы А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским.
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Рассматриваемым проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность за неприятие мер по ограничению доступа к информации, распространяемой с нарушением закона, при этом в отношении провайдера хостинга или иного лица, обеспечивающего размещение в информационно-телекоммуникационной сети информационного ресурса, ответственность будет наступать за непринятие мер по ограничению доступа к информации, а в отношении владельцев сайтов и информационных ресурсов в сети "Интернет" - за неудаление указанной информации (части 1 и 2 проектируемой статьи 13.41 Кодекса).
Также предусматривается усиленная административная ответственность за аналогичные правонарушения, совершенные в отношении информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений (части 3 и 4), и предусматриваются повышенные размеры административных штрафов в случае совершения рассматриваемых правонарушений (части 5 и 6).
При этом размеры административных штрафов за правонарушения, предусмотренные новой проектируемой статьей, варьируются для граждан в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей, для должностных лиц - от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, для юридических лиц - от восьмисот тысяч до пятнадцати миллионов рублей.
Внесение проектируемых изменений обусловлено вступлением в силу с 1 октября 2020 года Федерального закона от 08.06.2020 N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", регулирующим порядок ограничения информации, распространяемой с нарушением закона.
Таким образом, установление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях проектируемых составов в полной мере реализует превентивную функцию административной ответственности и будет способствовать своевременному реагированию провайдеров хостингов и владельцев сайтов и информационных на размещение противоправной информации, в связи с чем концепция законопроекта поддерживается. Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 177-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривается обязанность владельца информационного ресурса в течение суток с момента получения уведомления удалить с сайта распространяемую с нарушением закона информацию.
В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязан ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу незамедлительно по истечении суток с момента получения уведомления.
Установление в Федеральном законе "незамедлительной" обязанности провайдера хостинга, по нашему мнению, ставит его в заведомо неравное положение по сравнению с владельцем информационного ресурса и может повлечь на практике несистемное толкование и применение указанного термина, и, как следствие, непоследовательность правоприменительной практики привлечения к административной ответственности.
Также считаем необходимым отметить, что в случае принятия законопроекта в первом чтении, представляется обоснованным дополнительно проработать предлагаемые размеры административных штрафов, с учетом размеров штрафов, установленных за иные административные правонарушения в области распространения информации и информационных технологий, с целью выработки единого подхода по установлению санкций в затрагиваемой сфере.
Так, в частности, неисполнение оператором поисковой системы обязанности по прекращению на территории Российской Федерации выдачи по запросам пользователей указанной поисковой системы сведений об информационных ресурсах, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (часть 2 статьи 13.40 Кодекса), а производство либо выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, - в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (часть 6 статьи 13.15 Кодекса).
Также отмечаем, что предложение о проведении административного расследования по рассматриваемым административным правонарушениям (внесение изменений в статью 28.7 КоАП РФ), по нашему мнению, не в полной мере соотносится с общими сроками давности привлечения к административной ответственности и требует дополнительного обоснования.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 989758-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.