Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 970760-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части расширения видов муниципальных образований, в бюджетах которых в качестве составной части могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 970760-7 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в абзац четвертый части 1 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающие возможность установления в качестве составной части бюджетов всех видов муниципальных образований, в том числе муниципального, городского округа, сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. При этом в соответствии с законопроектом порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет будет определяться органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
Проектом федерального закона N 970757-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (об уточнении отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с введением нового вида муниципального образования в систему местного самоуправления) предусматривается также внесение аналогичных изменений в БК РФ.
В пояснительной записке к законопроекту необходимость внесения предлагаемых изменений обосновывается тем, что Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 62-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) был изменен статус городского округа, а Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 87-ФЗ) был введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ.
В соответствии с внесенными Федеральным законом N 62-ФЗ изменениями в часть 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ городской округ не является городским поселениям, поэтому в настоящее время городской округ является самостоятельным видом муниципального образования, статус которого юридически не связан со статусом городского поселения.
При этом согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 87-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период. В данный переходный период городские округа, которые не соответствуют требованиям Федерального закона N 131-ФЗ, должны наделяться законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа. При этом федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований должны приводиться в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 87-ФЗ).
Принятие указанного законопроекта необходимо в целях реализации упомянутых положений Федерального закона N 62-ФЗ и Федерального закона N 87-ФЗ.
В связи с изложенным, полагаем, что установление в Федеральном законе N 131-ФЗ и БК РФ возможности формирования указанной сметы доходов и расходов в качестве составной части бюджетов муниципальных округов и городских округов представляется правомерным и обоснованным.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно абзацу второму, третьему, пятому части 1 статьи 2, пунктам 1, 2, 5, 6, 12, 16 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ населенные пункты являются территориальной единицей поселений, а поселения территориальной единицей - муниципальных районов. При этом населенные пункты могут входить отдельно от поселений в состав муниципального района только в том случае, если они расположены в границах межселенных территорий, в которых отсутствуют поселения.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения (в которых могут образовываться межселенные территории), утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, не в каждом муниципальном районе могут находиться населенные пункты, входящие отдельно от поселений в состав территории соответствующего муниципального района.
Вместе с тем согласно проектируемой редакции указанных в законопроекте изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ в составе бюджета муниципального района, где нет межселенных территорий, могут быть утверждены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, так и в составе бюджетов поселений, входящих в состав такого муниципального района, также могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов этих же населенных пунктов, но при этом входящие в состав данных поселений. Таким образом, предлагаемая редакция указанных положений законопроекта может вызвать неоднозначное токование и применение на практике.
В связи с этим полагаем, что в предлагаемых законопроектом изменениях в Федеральный закон N 131-ФЗ необходимо перечислить виды муниципальных образований, в бюджетах которых могут быть предусмотрены указанные сметы доходов и расходов, установив, что в качестве составной части бюджетов поселений, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципальных округов, городских округов либо бюджетов муниципальных районов, в случае нахождения в их границах на межселенной территории населенного пункта, другой территорий, не являющейся муниципальным образованием, могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.