Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Хатман Групп" (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме "Разработка научно-технического обеспечения создания федеральной государственной информационной системы навигации на автомобильных дорогах" Шифр: НИОКР "ФГИС НАД" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100013920000052) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1);
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Качество работы" (далее - Показатель N 2) критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2);
3. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении формы для заполнения заявки участниками Конкурса (далее - Форма 1) в составе заявки;
4. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлено требование к участникам закупки о соответствии требованиям Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Федеральный закон N 127).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 09.09.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 48 140 000 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 10304112140099998241;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.10.2020.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации, порядок оценки заявок на участие в Конкурсе следующий:
1) Цена контракта - значимость критерия 20%, коэффициент значимости 0,2;
2) Критерий N 1 - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4;
3) Критерий N 2 - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
Согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого оценке подлежат "успешно выполненные участником закупки научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере транспорта, подтвержденные копиями исполненных государственных контрактов, заключенных участником закупки с федеральными органами исполнительной власти, с казенными учреждениями, не ранее 4 лет с даты объявления настоящего открытого конкурса в электронной форме, с объемом финансирования (оплаты), составляющим не менее 50% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации, со всеми приложениями, изменениями и дополнениями к ним, копиями акта (ов) сдачи-приемки работ (для многолетних государственных контрактов при наличии итогового акта (ов) и отдельных актов о приемки работ в учитываемом году), содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненных государственных контрактов".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что по Показателю N 1 Критерия N 1 установлен ненадлежащий порядок оценки, не позволяющий выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку по указанному показателю подлежат оценке исключительно государственные контракты (договоры), заключенные с федеральными органами исполнительной власти и казенными учреждениями.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 2 Критерия N 2, а именно Заказчиком в Конкурсной документации не раскрыто понятие "дополнительные предложения", а также установлена ненадлежащая шкала оценки по указанному показателю.
В соответствии с Конкурсной документацией в рамках Показателя N 2 Критерия N 2 участниками закупки подаются предложения, в соответствии с Формой 1, которая содержит наименование пункта технического задания в отношении которого необходимо предоставить дополнительные предложения, шкалу присвоения баллов, а также перечень необходимых сведений и информации, подлежащих указанию участником закупки для получения максимального балла по данному показателю.
Так, например, в отношении пункта 3 технического задания Конкурсной документации устанавливаются следующие рекомендации по предоставлению дополнительных предложений: "Конкретизируются (См. п. 3 Технического задания) задачи для достижения конкретных научных и (или) научно-технических результатов в соответствии с п. 5.1 Технического задания и предложением Участника закупки - N 2 данной таблицы и/или указываются дополнительные задачи, определяющие выбор путей и средств для достижения цели работы - разрешения практической проблемы, достижения конкретных научных и (или) научно-технических результатов, предлагаемых Участником закупки в соответствии с предложением Участника закупки - N 3 данной таблицы".
При этом аналогичные рекомендации установлены в отношении всех пунктов технического задания Конкурсной документации в отношении которых требуется дать дополнительные предложения.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанный порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика, а также позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении Формы 1 в составе заявки.
На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации установлена Форма 1, которая включает в себя, в том числе требование к предоставлению сведений о результатах научно-технической деятельности.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Форма 1 является примерной формой для заполнения заявок участников закупки, а также что непредоставление участниками закупки Формы 1 в составе заявки не влечет отклонение заявки участника закупки.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к участникам закупки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
При этом пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Кроме того, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 127 научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном Федерального закона N 127, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 18 части 1 Конкурсной документации установлены "Единые требования к участникам закупки".
При этом требование в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 127 в Конкурсной документации не установлено.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что "Единые требования к участникам закупки" установлены Заказчиком в Конкурсной документации в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе и исходя из предмета закупки.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил документов и сведений, свидетельствующих о необходимости установлении Заказчиком требования в соответствии с Федеральным законом N 127 в Конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Хатман Групп" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки по Показателю N 1 Критерия N 1.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 29.09.2020 по делу N 20/44/105/1651 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 сентября 2020 г. N 20/44/105/1651 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был