Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
распоряжением Правительства
Чеченской Республики
от 15.10.2020 г. N 400-р
Концепция
создания и функционирования в Чеченской Республике центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию и функционированию в Чеченской Республике центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с указанием проблематики и предполагаемых результатов
Концепция создания и функционирования в Чеченской Республике центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников разработана с учетом основных положений федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
Система образования Чеченской Республики по состоянию на 1 января 2020 года состоит из 531 общеобразовательной организации, в том числе 481 государственной (муниципальной), из них 15 начальных, 45 основных, 414 средних, 5 коррекционных, 2 вечерние и 50 частных. В ведении органов управления образованием находятся 67 организаций дополнительного образования. Профессиональное образование включает в себя 24 государственных и 8 частных организаций.
В системе общего образования работают 42 434 человека, в том числе 25 339 педагогических работников. Численность педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, - 1 985 человек. Численность педагогических работников организаций дополнительного образования составляет 2 434 человека.
Главный приоритет развития системы образования Чеченской Республики - обеспечение современного качества образования и его доступности. Все изменения существующей инфраструктуры, реализация образовательных стандартов, использование новых образовательных технологий ориентированы на то, чтобы вывести систему образования республики на новый качественный уровень, чтобы обучающиеся могли максимально реализовать свой потенциал и достигали высоких результатов, адекватных современной экономике и жизни.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработана и внедряется модель национальной системы учительского роста (НСУР) в части использования уровневого подхода к квалификации (профессиональным компетенциям) педагога и реализации требований Профессионального стандарта педагога. Особое значение приобретают повышение квалификации и профессиональное совершенствование педагога как условие его активной адаптации к новой модели деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач.
В настоящее время обновление профессиональных компетенций педагогических работников обеспечивается сложившейся в Чеченской Республике системой повышения квалификации. Ее основное звено - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Чеченский институт повышения квалификации работников образования" (далее - ЧИПКРО). Деятельность ЧИПКРО ориентирована на научно-методическое сопровождение модернизации системы образования в республике и решение задач перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию через повышение квалификации педагогических и управленческих кадров сферы образования и индивидуализацию образовательных программ в соответствии с запросами слушателей. ЧИПКРО выполняет государственный заказ на предоставление спектра образовательных услуг в соответствии со стратегическими направлениями развития системы образования, выявляемыми в ходе итоговых оценочных процедур и республиканских мониторингов педагогическими дефицитами, а также гибко реагирует на непрерывно изменяющийся социальный запрос со стороны основных заказчиков на данный вид образовательных услуг: работников образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием, Министерства образования и науки Чеченской Республики. ЧИПКРО ежегодно проводит повышение квалификации педагогических кадров как за счет бюджетных средств так и за счет внебюджетных источников, обеспечивает выполнение и научно-методическое сопровождение мероприятий региональных и федеральных проектов и программ. ЧИПКРО имеет опыт функционирования в качестве стажировочной площадки, обеспечивающей практико-ориентированное повышение квалификации педагогических работников республики по вопросам преподавания учебных предметов и предметных областей с использованием межпредметных технологий, на основе концепций учебных предметов и ФГОС; формирования и оценивания метапредметных и личностных результатов школьников; освоения проектной и исследовательской деятельностей. ЧИПКРО как стажировочная площадка стал координирующим центром открытой сети базовых площадок, являющихся носителями ценного опыта и лучших педагогических практик. Наработан опыт взаимодействия и реализации каскадной модели оперативного доведения актуальных вопросов через функционирующую сеть из 17 муниципальных методических служб посредством регулярных мероприятий: установочных и аналитических семинаров, вебинаров, практикумов.
О востребованности предоставляемых ИПК услуг свидетельствует спрос на них в республике и за ее пределами. Так в 2019 году 8758 тысяч педагогических работников республики прошли повышение профессионального мастерства в ЧИПКРО по модульным, практико-ориентированным программам, носящим персонифицированный характер, предусматривающим использование современных электронных цифровых образовательных ресурсов и платформ.
ЧИПКРО имеет ценный опыт координации деятельности учебно-методических объединений республики, их взаимодействия с ассоциациями учителей - предметников и сетевыми профессиональными сообществами.
ЧИПКРО имеет давние партнерские отношения с Чеченским государственным университетом, Чеченским государственным педагогическим университетом, Региональным центром оценки качества образования, Национальной библиотекой им. А. Айдамирова и другими образовательными организациями республики. ЧИПКРО сотрудничает с ведущими издательствами России. В рамках договоров и партнерства налажены взаимоотношения с институтами и центрами дополнительного профессионального образования субъектов Российской Федерации.
В ЧИПКРО учебный процесс осуществляют 61 педагогический работник, имеют ученую степень: доктор педагогических наук - 1, кандидаты наук - 7 и ученое звание профессора - 1, звание доцента -7. Из состава специалистов ЧИПКРО 20 человек имеют звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 6 - звание "Заслуженный учитель Чеченской Республики", 5 сотрудников - победители и финалисты конкурсов профессионального мастерства педагогических работников. Имеющийся кадровый состав позволяет успешно выполнять стоящие перед институтом задачи.
Анализ состояния системы образования Чеченской Республики позволяет выделить следующие проблемы, которые актуализируют потребность в создании центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР):
- недостаточный уровень соответствия профессиональных компетенций педагогов требованиям профессиональных стандартов и обновляющимся образовательным стандартам;
- отсутствие достаточных условий для опережающей подготовки педагогов к реализации современных образовательных задач;
- необходимость развития у определенной части руководителей образовательных организаций управленческих компетенций в вопросах обеспечения качества образования, проектного управления, мотивации педагогических работников работать на результат;
- совершенствование деятельности методических объединений педагогов по обобщению, независимой экспертизе и диссеминации лучших практик учителей Чеченской Республики;
- необходимость содержательного и организационного обновления процедуры аттестации руководящих кадров;
- недостаточная степень персонификации и стимулирования непрерывного профессионального мастерства педагогов при создании "точек роста", особенно для молодых педагогов;
- несформированность подходов к созданию эффективных условий для развития профессионального педагогического мастерства, определяющих формат непрерывного образования средствами освоения лучших педагогических практик, применения сетевого взаимодействия и дистанционных образовательных технологий;
- недостаточность структур общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга качества образования для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства педагогов, его результативности и открытости;
- недостаточность практики привлечения педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в процессы проектирования и соучастия в различных формах повышения квалификации педагогов;
- необходимость приобретения кадрами института повышения квалификации новых компетенций согласно стратегическим направлениям развития сферы образования.
Стратегические ориентиры развития системы образования республики определены в государственной программе Чеченской Республики "Развитие образования Чеченской Республики", утвержденной постановлением Правительства Чеченской Республики от 17 августа 2020 года N 180, и входящих в его структуру региональных проектах, обеспечивающих достижение целей и задач федеральных проектов национального проекта "Образование".
B этих условиях исходя из общего количества педагогических работников Чеченской Республики актуально создание на базе ЧИПКРО ЦНППМПР по модели "стандарт" по следующему адресу:
364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. М. Митаева, 30, Учебный корпус ГБПОУ "Чеченский государственный строительный колледж" (модель - Стандарт).
Создаваемый в рамках проекта ЦНППМПР будет оснащен современными средствами обучения. ЦНППМПР будет заниматься анализом, выявлением передовых методик повышения квалификации, в том числе с учетом международного опыта, разрабатывать и реализовывать современные программы повышения квалификации, отвечающие ключевым направлениям развития Российской Федерации.
ЦНППМПР обеспечит комплексное повышение компетенций управленческих команд образовательных организаций, позволит повысить эффективность финансовой, хозяйственной, содержательной и организационной деятельности образовательных организаций, а также минимизировать издержки за счет эффективных управленческих решений. В ЦНППМПР будет сформирована база бесплатных дистанционных программ повышения квалификации педагогических и иных работников образовательных организаций, что позволит поднять уровень компетентности, создать равные возможности для саморазвития и профессионального совершенствования; платформа, используемая для реализации указанных программ, может стать коммуникационной площадкой для обмена опытом членов профессионального сообщества.
Важными результатами деятельности ЦНППМПР должны стать:
- эффективно функционирующая информационно-образовательная среда ЦНППМПР, построенная на принципах личностной ориентированности, доступности, вариативности, интерактивности, консалтинга и выступающая гарантом мобильности развивающего взаимодействия работников системы образования;
- создание пакета эксклюзивных модульных программ повышения квалификации, стажировок; "горизонтального обучения" в рамках функционирования системы Р2Р, которая активно задействует ресурс профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций;
- обеспечение восполнения компетентностных и знаниевых пробелов в деятельности педагогических работников образовательных организаций;
- эффективно используемая материально-техническая среда ЦНППМПР, обеспечивающая эргономичность образовательного пространства, возможность учета индивидуальных потребностей работников образования в разнообразии форм и методов интерактивного взаимодействия (коворкинг, лекторий, проектная мастерская, медиазона, аудитории-трансформеры, компьютерные классы и другие);
- изменение технологий повышения квалификации как развивающего взаимодействия участников по принципу "все учатся у всех", обеспечивающего достижения результатов - профессиональных компетенций, составляющих основу становления и развития личности работников системы образования как профессиональных лидеров (личностно-ориентированная и компетентностная ориентация). Технологическими основами такого взаимодействия должны стать проектирование, мастер-классы, деловые игры, тренинги и тому подобные мероприятия. Организация стажировок как профессиональной интеркоммуникации, сотрудничества, нацеленного на взаимо- и самообучение. Усиление ориентации на исследовательскую деятельность в области развития профессионального мастерства педагогов, использование рефлексивных практик оценивания своего опыта и проектирования изменений профессиональной деятельности;
- изменение роли преподавателей ЦНППМПР в процессе развивающего взаимодействия: как организатор и координатор приобретения участниками обучения профессиональных знаний, умений и опыта, как менеджер (фасилитатор, коуч, модератор) в становлении и развитии личности профессионала, удовлетворения образовательных запросов педагогов.
- освоение сотрудниками компетенций разработки и использования развивающих игр (деловых, имитационных, ОДИ-ориентированных, моделирующих реальные ситуации, которые могут возникнуть при работе с детьми); применения дистанционных технологий обучения с использованием онлайн-платформ; управленческих компетенций; техник ведения групповой дискуссии, мозгового штурма, группового анализа и групповой коммуникации; технологии проектного обучения взрослых; тьюторского сопровождения самообразования и саморазвития слушателей;
- расширение взаимовыгодных и социально значимых партнерских отношений ЧИПКРО, центра с профессиональными образовательными организациями и организациями высшего образования, реализующими образовательные программы по педагогическим специальностям; расширение института наставничества как неформального обмена профессиональными знаниями, осмыслением опыта, психологической поддержки;
- уровень удовлетворенности работников образования республики деятельностью ЦНППМПР не ниже 85 процентов; положительная динамика образовательных результатов обучающихся образовательных организаций; увеличение количества и качества достижений работников образования республики, связанных с участием и получением призовых мест в конкурсах профессионального мастерства, получением грантов и других наград.
Становление нового формата повышения квалификации и непрерывного развития профессионального мастерства делает востребованным измерения степени владения мастерством на текущем этапе профессиональной карьеры педагога.
Чеченская Республика имеет достаточно большой опыт участия в реализации федеральных программ и проектов. В 2017-2018 годах в республике реализованы практически все мероприятия Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", осуществляемые на уровне субъектов Российской Федерации. Все указанные мероприятия реализованы на достаточно высоком уровне. Диссеминация опыта реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" проводится на различных семинарах, конференциях и совещаниях регионального, межрегионального и Всероссийского уровней. ЧИПКРО с 2016 года является базовой площадкой по реализации мероприятия "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений".
Участие в реализации мероприятия по созданию регионального пространства непрерывного профессионального образования педагогов и управленческих команд, по совершенствованию педагогического мастерства и оценки его качества при помощи новой организационно-методических структуры - ЦНППМПР, позволит вывести систему образования Чеченской Республики на качественно новый уровень.
Статистическая информация о прохождении повышения квалификации педагогическими работниками образовательных организаций на базе ЧИПКРО представлена в таблице 1:
Таблица 1
Статистическая информация
о прохождении повышения квалификации педагогическими работниками образовательных организаций на базе ЧИПКРО
Наименование показателя |
2017 г. |
2018 г. |
2019 |
Численность педагогических работников образовательных организаций, прошедших повышение квалификации на базе ЧИПКРО |
14412 |
15722 |
8758 |
2. Дополнительная информация
Реализация мероприятий по созданию и функционированию в Чеченской Республике ЦНППМПР предусматривает выделение из бюджета Чеченской Республики определенных средств на функционирование центра и достижение определенных индикаторов федерального проекта "Учитель будущего", представленных в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников представлена в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Штатное расписание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников представлено в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Информация о предполагаемом ЦНППМПР представлена в приложении N 4 к настоящей Концепции.
Размещение ЦНППМПР по модели "Стандарт", создаваемого в рамках данного проекта, запланировано на основе договора сетевого взаимодействия и договора аренды. Предварительное зонирование и дизайн-проект центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с брендбуком представлены в приложении N 5 к настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.