Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 16.10.2020 N 611-р
Описание Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Обоснование потребности в создании Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в Республике Бурятия
В настоящее время в системе образования Российской Федерации происходят глубокие модернизационные изменения. Президентом Российской Федерации Путиным В.В. поставлена глобальная задача: войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, достижение которой определено в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204. В таких условиях развитие профессионального мастерства педагогических работников приобретает непрерывный и мобильный характер, связанный с его интенсификацией, динамичностью, напряженностью. Он обусловлен быстро изменяющимся и нарастающим потоком профессиональной информации, а также требований, социальных и личностных запросов к процессу образования и его результатам. Проблема подготовки специалиста, отвечающего требованиям времени, является главной для современной системы профессионального педагогического образования.
Федеральный проект "Учитель будущего" нацелен на решение задач повышения уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров для современной системы образования посредством введения национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (далее - НСПРПР), основные принципы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р.
Одним из принципов НСПРПР является непрерывное профессиональное развитие педагогов, которое предусматривает обновление инфраструктуры дополнительного профессионального образования и применения технологий для адресной реализации программ профессионального развития педагогических работников.
В настоящее время кадровый потенциал образовательных организаций республики составляют 16308 педагогических работников системы общего и среднего профессионального образования республики, в том числе: в организациях общего образования - 12977 (организации дошкольного образования - 3454, муниципальные общеобразовательные организации - 8494, государственные общеобразовательные организации - 1029), в организациях дополнительного образования - 1843, в организациях среднего профессионального образования - 1488 педагогических работников. Совершенствование профессионального уровня педагогических работников в республике осуществляет государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Бурятия "Бурятский республиканский институт образовательной политики" (далее - ГАУ ДПО РБ "БРИОП"). В рамках государственного задания ГАУ ДПО РБ "БРИОП" в 2017 году обучено на курсах повышения квалификации 5366, в 2018 году - 5126, в 2019 году - 5130, в 2020 году запланировано обучение 5125, обучено за 9 месяцев 3707 педагогических работников.
Анализ содержательной части регионального дополнительного профессионального образования позволяет определить ряд проблем, препятствующих введению НСПРПР, одной из которых является отсутствие механизмов диагностики профессиональных дефицитов. Соответственно дополнительное профессиональное образование в регионе не ориентировано на анализ и устранение профессиональных дефицитов, в связи с чем значительная часть педагогических работников не осознает наличие дефицитов, следовательно, не может осуществить выбор актуальной дополнительной профессиональной программы. Такая ситуация не позволяет эффективно проектировать в том числе и индивидуальные траектории профессионального развития педагогических работников, что может вызвать существенные сложности при внедрении новой модели аттестации. Вместе с тем мониторинговые исследования показывают, что существенная доля учителей осознает наличие у себя определенных профессиональных дефицитов, в том числе дефицит навыков в области информационно-коммуникационных технологий.
Следует подчеркнуть, что для оценки качества профессионального развития педагогических работников необходимо создание единой информационной системы, которая объединяла бы данные о профессиональных дефицитах педагогических работников, выявленных в ходе аттестации и по итогам анализа результатов оценочных процедур для обучающихся, а также о мероприятиях по индивидуальному профессиональному развитию.
При сравнении данных о прохождении профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников на базе ГАУ ДПО РБ "БРИОП" намечается тенденция снижения числа слушателей по программам очного повышения квалификации от 72 часов и выше. Вместе с тем отмечается рост числа слушателей по программам от 16 до 72 часов, рост числа слушателей, проходящих обучение в заочной и очно-заочной формах с применением дистанционных образовательных технологий.
Одним из факторов, существенно тормозящих реализацию модели непрерывного профессионального развития педагогических работников региона, является устаревшая материально-техническая база, которая не позволяет организовать дистанционное повышение квалификации в соответствии с современными требованиями к мобильному пространству, мультимедийному и интерактивному оборудованию, информационно-методическому сопровождению на базе современных цифровых технологий.
Другая проблема выявлена в развитии профессионального мастерства педагогических работников в том, что в регионе недостаточно организован обмен опытом и лучшими практиками, не используется потенциал дополнительных профессиональных программ, реализуемых в форме стажировок. Отсутствуют нормативные и организационно-методические механизмы, стимулирующие образовательные организации выступать в качестве стажировочных площадок. Существующие же стажировочные площадки не позволяют в полной мере реализовать все образовательные потребности потенциальных слушателей. В связи с чем имеется потребность в организационно-методическом сопровождении систематической работы по обмену опытом и деятельности стажировочных площадок, соответствующей всем необходимым требованиям в части нормативно-методической базы, инфраструктуры, кадрового обеспечения, содержания образовательных программ, результатов образования.
Кроме того, потребность модернизации дополнительного профессионального образования работников образования обусловлена необходимостью формирования эффективных инструментов самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства, его результативности и открытости; необходимостью создания инфраструктуры непрерывного профессионального образования, ориентированной на совместное социальное и профессиональное проектирование, на создание профессионально ориентированных стартапов, на сетевое профессиональное общение и поддержку экспертных сообществ как эффективных ресурсов современного регионального повышения квалификации.
Таким образом, вышеуказанные факторы определяют потребность в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР в системе образования Республики Бурятия, создание которого планируется на базе ГАУ ДПО РБ "БРИОП" в качестве обособленного структурного подразделения и предполагает внесение изменений в уставную деятельность в части расширения функционала вследствие введения новых уставных задач, так как ЦНППМПР будет осуществлять:
- обновление содержания программ повышения квалификации педагогов и внедрение современных технологий в реализацию дополнительных профессиональных программ, в том числе на основе диагностики профессиональных дефицитов и адресную реализацию программ профессионального развития педагогических работников (в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для онлайн-обучения, электронные учебные микромодули для самостоятельного конструирования программ повышения квалификации, библиотеки электронных образовательных ресурсов для непрерывного профессионального образования, инструменты для самотестирования уровней профкомпетенций и др.);
- организацию обмена опытом и лучшими практиками через реализацию на систематической основе "горизонтального обучения" и деятельность стажировочных площадок совместно с профессиональными сообществами, включением в процесс молодых педагогов и педагогов-наставников;
- содействие формированию профессиональных ассоциаций и участие в их работе, привлечение работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок;
- создание сетевых программ повышения квалификации с реализацией в смешанной форме с размещением на платформе электронного повышения квалификации;
- индивидуализацию повышения квалификации педагогических работников и ее результативность, диагностируемую как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогов - специально-предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных;
- комплексное повышение компетенций управленческих команд общеобразовательных организаций по эффективной организации финансовой, хозяйственной, содержательной и образовательной деятельности организации;
- формирование цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профессионального мастерства в новых электронных средах;
- организационно-методическое сопровождение участия педагогических работников в создании и реализации программ непрерывного профессионального мастерства в условиях новой инфраструктуры непрерывного образования и повышения квалификации Республики Бурятия.
Таким образом, создание ЦНППМПР, оснащенного современными средствами обучения и обеспеченного высококвалифицированными сотрудниками, прошедшими обучение у Федерального оператора, позволит сформировать условия для непрерывного профессионального роста педагогических работников, что приведет к росту удовлетворенности кадрами региональной системы образования профессиональными программами повышения квалификации; в конечном итоге позволит создать инновационную среду непрерывного профессионального развития педагогов и вовлечения в НСПРПР педагогических работников Республики Бурятия.
Опыт Республики Бурятия в реализации масштабных программ и проектов в сфере образования
Система образования Республики Бурятия имеет достаточный опыт проектной деятельности. Ежегодно Республика Бурятия принимает участие в реализации мероприятий по Государственной программе "Развитие образования".
2009 - 2013 годы - Республика Бурятия в рамках реализации мероприятия "Наша новая школа" (ННШ) в качестве победителя конкурсного отбора на субсидирование субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО) на 2011 - 2015 годы стала регионом-координатором программы в Сибирском федеральном округе.
2009 год - первый Байкальский образовательный форум (далее - БОФ). С тех пор БОФ позиционируется как открытая переговорная и экспертная площадка не только всероссийского, но и международного уровня, на которой происходит обсуждение наиболее важных проблем отечественной образовательной политики, принимаются стратегические решения, разрабатываются рекомендации по ключевым направлениям развития отрасли.
2011 - 2012 годы - реализована региональная программа развития образования в рамках мероприятий ФЦПРО на 2011 - 2015 годы по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" - Лот 1.4. "Распространение инновационных моделей развития техносферы в деятельности учреждений дополнительного образования детей, направленных на развитие научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся". Создано две стажировочные площадки, 20 базовых площадок, обучено около 200 педагогов дополнительного образования по направлениям "робототехника", "IT-технологии", "видеосъемка и видеомонтаж".
2011 - 2015 годы - Республика Бурятия в рамках ФЦПРО получила статус стажировочной площадки по реализации проекта "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования". На конкурсной основе была создана сеть из 50 республиканских стажировочных площадок и 4 республиканских авторских стажировочных площадок на рабочем месте учителя.
2012 год - IV Байкальский образовательный форум. На форуме принимало участие более 650 делегатов из 32 субъектов Российской Федерации.
2013 год -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.