См. справку "Коронавирус COVID-19"
Введение
1. Мы, министры труда и занятости Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики, встретились в Москве 9 октября 2020 года для проведения шестой встречи министров труда и занятости государств - членов БРИКС. Встреча министров занятости была посвящена обсуждению последних вопросов, возникших на глобальном рынке труда и обмену опытом в целях продвижения сотрудничества государств - членов БРИКС в сфере труда и занятости.
2. В 2020 году мировые экономики и рынки труда столкнулись с беспрецедентными проблемами из-за вспышки COVID-19. Мы по-прежнему глубоко опечалены человеческими жертвами и экономическими разрушениями, вызванными распространением пандемии, и вновь подчеркиваем необходимость совместной и согласованной работы для решения этой общей проблемы.
3. В период пандемии особенно остро встал вопрос сохранения рабочих мест и уровня доходов, гарантирующих не только выживание, но и восстановление трудоспособности как работников, так и их семей. Мы подчеркиваем необходимость конструктивного и постоянного (социального - СА, МОТ, МАСО) диалога с организациями работодателей и работников с целью объединения усилий для преодоления влияния и последствий пандемии COVID-19, а также для восстановления и дальнейшего развития национальной экономики.
4. Мы признаем необходимость продолжения наших усилий по решению проблем глобального рынка труда и общественного здравоохранения и их воздействия на работников и работодателей. Мы приветствуем прогресс, достигнутый государствами - членами БРИКС в обеспечении стабильности и открытости рынков труда во время этого кризиса, а также в выполнении обязательств, взятых на наших предыдущих встречах, для обеспечения создания высококачественной формальной занятости и содействия переходу от неформальной экономики к формальной посредством программ создания рабочих мест, которые поощряют инновации и предпринимательство; разработки эффективных, справедливых и экономически устойчивых всеобъемлющих систем социальной защиты; и деятельности, направленной на раскрытие потенциала работников.
5. Мы также стремимся как коллективно, так и на национальном уровне к инклюзивному и ориентированному на человека развитию работников во всех секторах. Мы будем продвигать профилактическую культуру безопасности и гигиены труда, сокращать бедность за счет дальнейших социальных и экономических преобразований и использовать эффективное и действенное использование цифровых технологий для достойного труда.
Развитие безопасности и условий охраны труда
6. Безопасность и условия охраны труда - важный элемент устойчивого и инклюзивного роста. Несчастные случаи и заболевания на производстве приводят к потере рабочих дней, снижению производительности, плохим отношениям между работодателем и работником и другим последствиям, которые затрагивают отдельных людей, семьи, предприятия, сообщества и национальную экономику. Значение безопасности и условий охраны труда стало еще более заметным во время пандемии COVID-19, что оказалось особенно важным для защиты работников, непосредственно борющихся с коронавирусом, которые должны были продолжать работать во время изоляции, а также для безопасного возвращения к работе.
7. Государства - члены БРИКС привержены делу улучшения безопасности и условий охраны труда, в которой право на безопасную, здоровую и достойную рабочую среду уважается на всех уровнях.
8. Мы продолжим уделять внимание превентивным и защитным мерам, управлению рисками, выявлению опасностей, включая использование иерархии контроля и управления, повышению осведомленности общественности и развитию национальных органов по охране труда и профессионально зарегистрированных лиц.
9. Мы будем поощрять предприятия брать на себя основную ответственность и улучшать условия труда за счет более точной оценки рисков и соответствующего управления новыми материалами, новыми технологиями и развивающимися отраслями.
10. Мы подчеркиваем необходимость продвижения безопасности и условий охраны труда среди работников, находящихся в уязвимом положении и в секторах повышенного риска, особенно среди женщин, молодежи и пожилых работников.
11. Мы согласны с тем, что безопасность и условия охраны труда - это многомерное явление. В связи с этим мы подтверждаем наши обязательства по искоренению насилия и домогательств на работе в соответствии с национальными условиями.
12. Мониторинг и сбор данных о безопасности и условиях охраны труда в соответствии с национальными условиями по-прежнему имеют важное значение для разработки и реализации соответствующих стратегий, политики и нормативных положений по развитию безопасности и условий охраны труда.
13. Мы будем усиливать обучение по вопросам безопасности и условиям охраны труда для всех заинтересованных сторон, включая обучение руководителей.
14. Мы продолжим продвигать меры по обеспечению безопасности и условий охраны труда на рабочем месте с помощью стратегических подходов, сочетающих стимулы и правоприменение.
15. Мы продолжим тесно сотрудничать с социальными партнерами для повышения культуры безопасности и условий охраны труда.
16. Мы соглашаемся продолжить консультации и обмен информацией о способах продвижения безопасности и условий охраны труда, в том числе применительно к МСП и неформальной экономике, с использованием существующих ресурсов БРИКС.
Снижение уровня бедности за счет социальных и экономических преобразований
17. Снижение уровня бедности остается одной из важнейших задач во всем мире. Пандемия COVID-19 повлияла на доходы наших граждан. Наши ответные политические меры направлены на защиту доходов и предоставление соответствующей поддержки всем нуждающимся работникам, независимо от их статуса занятости, возраста или пола. Мы продолжим наши усилия по смягчению воздействия пандемии, поддерживая создание более достойных рабочих мест, в том числе на микро-, малых и средних предприятиях, устраняя барьеры, с которыми сталкиваются уязвимые группы, которые хотели бы выйти на рынок труда, а обеспечение базовой социальной защиты для всех имеет важное значение для борьбы со всеми формами бедности.
18. В соответствии с нашими национальными условиями мы будем разрабатывать и осуществлять соответствующую политику по сокращению масштабов бедности путем содействия производительной занятости и достойным рабочим местам.
19. Мы продолжим наши усилия по достижению целей, поставленных в Плане действий БРИКС по борьбе с бедностью и сокращению масштабов бедности посредством навыков (2017 г.). Мы увеличим инвестиции для повышения возможностей занятости работников с помощью непрерывного профессионального образования, обучения, повышения квалификации, переподготовки кадров и активной поддержки перехода на рынок труда через службы занятости.
20. Мы будем уделять особое внимание наиболее уязвимым группам и работникам, подвергающимся наибольшему риску, с помощью адресных мер по обеспечению занятости и социальной защиты.
21. Мы обязуемся способствовать расширению прав и возможностей женщин и расширению их возможностей занятости путем поощрения женщин к участию в науке, технологиях, инженерии и математике (СТЕМ).
22. Мы также обязуемся инвестировать в экономику ухода, которая обеспечивает оплачиваемую работу по уходу и открывает возможности карьерного роста как для женщин, так и для мужчин, включая работников по уходу и тех, кто не работает из-за семейных обязанностей.
23. Мы будем поощрять работодателей создавать возможности для молодых работников и удерживать пожилых работников, которые хотели бы продолжить работу, обеспечивая пенсионное обеспечение тем, кто хочет выйти на пенсию.
24. Мы будем и далее укреплять наши системы социальной защиты, особенно за счет установленных на национальном уровне минимальных уровней социальной защиты с учетом Рекомендации МОТ N 202 о минимальных уровнях социальной защиты 2012 года, и постепенно обеспечивать всеобщий доступ к инклюзивной и соответствующей социальной защите для укрепления солидарности и социальной сплоченности.
25. (Мы продолжим, в соответствии с национальными условиями, предоставлять широкий спектр пособий по социальной защите через универсальные схемы, социальное страхование и социальную помощь нуждающимся. Мы будем и далее повышать эффективность наших систем социальной защиты за счет улучшения связей между предоставлением денежных переводов и доступом к занятости, здравоохранению, образованию и другим услугам.)
26. (Мы продолжим следить за прогрессом, достигнутым в сокращении бедности, особенно в контексте выхода из кризиса, вызванного COVID-19, и просим (Сеть исследовательских институтов труда БРИКС) при поддержке международных организаций подготовить отчет о Практиках государств - членов БРИКС по искоренению бедности.) (Предложение Китая - объединить 26 + 37, подлежит уточнению.)
27. (Принимаем к сведению предложение Российской Федерации о "Соглашении между государствами - членами БРИКС о сотрудничестве в области социального обеспечения" и приветствуем дальнейшее обсуждение двусторонних соглашений БРИКС о социальном обеспечении как инструмента, способствующего искоренению бедности.)
Будущее сферы труда в цифровой экономике
28. Технологическое развитие и цифровизация продолжат преобразование экономики государств - членов БРИКС, создавая новые рабочие места, требуя при этом перехода для работников, потерявших работу, изменяя способ работы людей и формируя будущее сферы труда. Пандемия COVID-19 не только высветила существующие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, такие как продолжающийся цифровой разрыв, но и стала катализатором перемен. Например, переход на удаленную работу позволил многим предприятиям продолжить свою деятельность и сохранить сотрудников. Это также создало новые возможности для развития услуг в то время, когда производственные цепочки поставок, вероятно, будут пересмотрены.
29. Мы подтверждаем нашу приверженность стремлению обеспечить обучение в соответствии с потребностями в навыках новых экономических моделей и новых рабочих условий в цифровой экономике.
30. Мы будем продвигать предпринимательство, особенно для молодежи, чтобы она начала ведение своей собственной предпринимательской деятельности с использованием цифровых технологий, которые могут обеспечить возможности для достойной работы.
31. Мы признаем необходимость преодоления цифрового разрыва. Мы продолжим повышать цифровую грамотность, особенно уязвимых групп в соответствии с национальными условиями, и улучшать информационную и коммуникационную инфраструктуру для поддержки и усиления цифровизации государственных услуг.
32. Мы будем стремиться оснастить и модернизировать наши государственные службы занятости, инспекции труда и учреждения социальной защиты передовыми цифровыми технологиями, чтобы повысить их эффективность и результативность, включая работу с работниками неформальной экономики.
33. Мы будем принимать во внимание более широкие цели обеспечения занятости, достойной заработной платы, социальной защиты и социального диалога при разработке новых цифровых рабочих механизмов.
34. Мы приветствуем участие социальных партнеров в разработке профессиональных стандартов и проведении обучения в области цифровой экономики.
35. Мы признаем, положительное влияние цифровизации на создание новых возможностей удаленной работы, особенно во время пандемии COVID-19. Удаленная работа позволила многим предприятиям продолжать свою деятельность и удерживать сотрудников.
36. Мы соглашаемся расширить обмен знаниями о цифровизации служб социального обеспечения и занятости, и мы будем стремиться обеспечить соответствующую защиту конфиденциальности данных для таких служб путем принятия мер, направленных на обеспечение безопасности и защиты частной личной информации.
37. Мы приветствуем более широкое участие Сети научно-исследовательских институтов БРИКС в сфере труда. В проведении исследования на тему "Развитие человеческих ресурсов в цифровую эпоху: стратегические вызовы и возможности" при поддержке Виртуального офиса связи Рамочной программы сотрудничества в области социального обеспечения БРИКС для сбора и предоставления передовых административных практик в этой области. (Подлежит уточнению. Предложено перенести его в следующий раздел и согласовать тему для исследований между участниками Сети.)
Путь вперед
38. Мы представим эту Декларацию на рассмотрение лидеров государств - членов БРИКС, подтвердив нашу приверженность ориентированному на человека развитию и инклюзивным рынкам труда, и системам социальной защиты.
39. Мы признаем ценный вклад социальных партнеров в разработку инклюзивной политики в сфере труда и социальной защиты. Мы продолжим укреплять социальный диалог, чтобы способствовать развитию рынка труда.
40. Мы ценим опыт МОТ, МАСО и других международных организаций и будем продолжать сотрудничать с ними.
41. Мы благодарим председательство России за руководство в организации шестой встречи министров труда и занятости государств - членов БРИКС и встреч Рабочей группы по занятости и с нетерпением ждем нашей следующей встречи в рамках председательства Республики Индия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Декларация министров труда и занятости БРИКС (Российская Федерация, 9 октября 2020 г.)
Текст Декларации опубликован не был