Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от "16" октября 2020 года N 661
Описание
Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Республике Крым
Целью национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол N 10 от 3 сентября 2018 года), является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования.
В условиях глобальных изменений устойчивое инновационное развитие экономики страны и отдельных регионов во многом определяется качеством общего образования, так как именно уровень сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов каждого учащегося является фундаментом для овладения им в дальнейшем современной высокотехнологичной профессией. Повышение качества общего образования является одной из приоритетных задач развития отечественного образования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Качество общего образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников, поэтому без создания условий для профессионального роста педагогов невозможно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Участником образовательных отношений, на котором лежит ответственность за качество образовательного процесса и результаты обучения, является учитель, педагог. Современный учитель должен обладать большим арсеналом ключевых и профессиональных компетенций, владеть актуальными образовательными технологиями.
На фоне происходящих изменений в обществе изменяются требования к педагогу. В течение последних лет разработаны и утверждены профессиональные стандарты в сфере образования, которым в полной мере должны соответствовать работники образовательных
организаций. Готовится к внедрению Национальная система учительского роста (далее - НСУР), обеспечивающая возможность карьерного роста педагогических работников в соответствии с уровнем владения профессиональными компетенциями. Одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации педагогических работников, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), которая позволит выявить профессиональные дефициты и определить направления непрерывного повышения профессионального мастерства педагога.
В октябре 2019 года учителя и руководители общеобразовательных организаций Республики Крым приняли участие в апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по 8 предметам и предметным областям. В 2020 году учителя начальных классов, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций приняли участие в апробации модели оценки компетенций работников образовательных организаций.
Одна из приоритетных задач федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" - создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов педагогических работников: недостаточного владения цифровыми навыками, в частности - неэффективное пользование информационно-коммуникационными сетями и технологиями; отсутствия навыков организации проектной деятельности обучающихся посредством информационных технологий; недостаточного развития профессиональных сетевых сообществ.
Решение указанных задач требует серьезных изменений в системе повышения квалификации педагогов. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров возможны лишь при большой мобильности и гибкости системы повышения квалификации, адресно отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций.
К проблемам системы образования Республики Крым относятся: дефицит педагогических кадров, старение педагогического состава; значительный разрыв между школами в качестве образования (наличие школ с низкими образовательными результатами); недостаточное использование информационных, мультимедийных технологий в учебном процессе, дефицит профессиональных компетенций в сфере современного технологического обеспечения предметных областей.
Среди первоочередных задач развития региональной системы общего, дополнительного и среднего профессионального образования можно выделить формирование учительского корпуса, отвечающего современным вызовам: учет возрастной динамики педагогических кадров; реализация механизмов по выравниванию возрастной структуры
педагогического корпуса; разработка системы сопровождения личностного развития педагога в профессиональной деятельности; организация взаимодействия педагогов разных поколений, наставничества; распространение инновационных образовательных практик.
Развертывание в Республике Крым федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование", предполагающего открытие Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР), позволит не только воплотить в жизнь региональную концепцию, но и сформировать новую эффективную систему непрерывного профессионального развития педагогов.
В Республике Крым создана региональная система повышения квалификации. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования" (далее - Институт) осуществляет реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для руководящих и педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Институт имеет богатую историю, в 2019 году ему исполнилось 80 лет. Благодаря его многолетней эффективной работе в Республике Крым сформировалась действенная система непрерывного повышения профессионального уровня педагогов, которая включает образовательный, методический, научно-исследовательский, инновационно-технологический и проектный компоненты. Кроме получения "планового" дополнительного профессионального образования один раз в три года в форме курсов повышения квалификации, работники образования Республики Крым в межкурсовой период принимают участие в работе многочисленных организационно-педагогических мероприятий: совещаний, семинаров, практикумов, вебинаров, конференций, конкурсов и т.п.
Формирование групп слушателей проводится на основе заявок, поступающих от муниципалитетов и непосредственно образовательных организаций.
Ежегодно сотрудниками Института разрабатываются, обновляются и реализуются более 200 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (далее - ДНИ ПК) и 25 дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки (далее - ДПППП).
В 2019 году на бюджетной основе педагогическим работникам было предложено 233 ДНИ ПК, 182 из них оказались актуальными и были включены в план-график. В 2019 году обучение прошли 11230 работников образования, из них 9268 - на бюджетной основе.
На бюджетной основе повышение квалификации на базе Института прошли 925 руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, 1412 учителей начальных классов, 2732 учителя-предметника, 182 педагога дополнительного образования и 4017 педагогических работников прочих специальностей.
В 2020 году запланировано обучение по ДНИ ПК для 8934 работников образования Республики Крым по 182 ДНИ ПК.
Профессиональную переподготовку в 2019 году прошли 627 слушателей.
Ежегодно Институтом проводится более 150 республиканских мероприятий: семинары, конференции, семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, заседания творческих мастерских.
В соответствии с запросами педагогов и образовательных организаций обучение проводится в очной, очно-заочной и заочной формах. В настоящее время более 64 процентов дополнительных профессиональных программ реализуется с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Актуальными остаются курсы повышения квалификации с выездом преподавателей Института в отдельные города и районы Республики Крым. Это позволяет обеспечить доступность образовательной услуги для всех педагогов.
Профессорско-преподавательский состав Института составляют 38 штатных сотрудников, в том числе 25 кандидатов наук, 6 докторов наук. Преподаватели и методисты систематически повышают свою квалификацию, осваивают инновационные образовательные технологии, в том числе цифровые, проектные, игровые, профессии тьютора, модератора и т.д. На основе договоров гражданско-правового характера к проведению занятий с педагогами широко привлекаются ученые и преподаватели ведущего учреждения высшего образования Республики Крым - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского".
Потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР в системе образования Республики Крым обусловлены:
необходимостью в создании условий для непрерывного повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных общественных и технологических вызовов образованию - цифровизации экономики, роста влияния ассоциаций на профессиональную деятельность педагогов и образовательных организаций, ориентации на лучшие педагогические практики и сетевое взаимодействие при выборе ресурсов эффективного профессионального роста;
слабой оснащенностью повышения квалификации педагогических работников эффективными инструментами самоуправления профессиональным развитием, общественно-профессиональной экспертизы и мониторинга для обеспечения непрерывности роста профессионального мастерства, его результативности и открытости;
недостаточной нормативно-правовой базой для применения новых форм непрерывного профессионального образования и роста профессионального мастерства, в том числе на основе современных цифровых технологий;
низким уровнем участия педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в проектировании повышения квалификации и путей его развития в целях непрерывного роста профессионального мастерства.
Исходя из общего числа педагогических работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования Республики Крым планируется создать в Республике Крым один ЦНППМПР по модели "Мини", который будет являться структурным подразделением Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Крым "Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования".
Таким образом, в Республике Крым будет сформирована обновленная система непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования профессиональных ассоциаций и участия в их работе, участия в программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
Институт будет осуществлять образовательную, научно-инновационную, организационно-методическую и координационную деятельность, разрабатывать концепции развития региональной системы образования, реализовывать массовые (академические) дополнительные профессиональные программы, проводить "плановое повышение квалификации".
ЦНППМПР возьмет на себя функции анализа и диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, окажет им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов, организует обучение по эксклюзивным модулям ДПП ПК, стажировку и "горизонтальное обучение" в рамках системы "Р2Р". Он также будет выполнять диспетчерские функции, осуществляя взаимодействие между педагогами и Институтом.
Создание ЦНППМПР будет способствовать:
персонализации повышения квалификации педагогических работников и его результативности, диагностируемой как устойчивый рост уровней профессиональных компетенций педагогов - специально-предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных;
преодолению дискретности повышения квалификации и созданию необходимых условий для непрерывности роста профессионального мастерства и успешной ликвидации профессиональных дефицитов (разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации для онлайн обучения, электронных учебных модулей для самостоятельного конструирования программ повышения квалификации, библиотеки электронных образовательных ресурсов для непрерывного профессионального образования);
росту удовлетворенности педагогических работников дополнительными профессиональными программами повышения квалификации;
росту цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профессионального мастерства;
росту участия педагогических работников в создании и реализации программ непрерывного профессионального мастерства в условиях новой инфраструктуры непрерывного образования и повышения квалификации Республики Крым.
Современная техническая оснащенность, инновационные подходы к повышению квалификации и совершенствованию профессионального мастерства в ЦНППМПР, безусловно, окажутся привлекательными для молодых педагогических работников в возрасте до 35 лет. Это станет дополнительным стимулом для трудоустройства молодых специалистов в образовательные организации, что позволит привлечь в учительскую профессию лучших выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования.
Все изменения, указанные выше, уже на начальном этапе реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" позволят изменить отношение к системе повышения квалификации педагогических работников как со стороны непосредственных потребителей этой услуги - учителей, так и со стороны их работодателей - руководителей образовательных организаций.
Размещение одного ЦНППМПР в Республике Крым по модели "Мини" планируется в помещении Института по адресу: 295001, Республика Крым г. Симферополь, ул. Ленина, д. 27а.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.