Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждено
распоряжением
Правительства
Кировской области
от 16.10.2020 N 299
Описание
создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Кировской области
12 июля 2021 г.
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Кировской области с указанием проблематики и предполагаемых результатов
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены профессиональные стандарты в сфере образования "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 N 298н), "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 N 544н), "Специалист в области воспитания" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 N 10н), "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н), которым должны соответствовать работники образовательных организаций.
На федеральном уровне вводится национальная система учительского роста (далее - НСУР), которая основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта. При этом одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации, которая предусматривает оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов и должна стать основанием для персонифицированного повышения квалификации учителя, что является новой задачей как для системы повышения квалификации, так и для самого педагогического работника.
Одной из главных задач развития системы образования Кировской области является повышение качества и доступности дополнительного профессионального образования. Все изменения инфраструктуры, реализация образовательных стандартов, новые образовательные технологии ориентированы на то, чтобы педагогические работники в максимальной степени реализовали свой потенциал и достигли высоких результатов в профессиональной деятельности.
Однако существует ряд проблем, сдерживающих развитие кадрового потенциала системы образования региона, в том числе в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников: нехватка педагогических кадров, старение педагогического состава, значительный разрыв между общеобразовательными организациями региона в качестве образования, недостаточный уровень владения информационными, мультимедийными технологиями в образовательном процессе, дефицит профессиональных компетенций в области современного технологического обеспечения предметных областей.
Численность педагогических работников в образовательных организациях Кировской области составляет 22 447 человек, в том числе численность педагогических работников общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам, - 11 085 человек.
В 2017 году в Кировском областном государственном образовательном автономном учреждении дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области" повысили квалификацию 7 122 педагогических и руководящих работника образовательных организаций (31,4% от общего количества педагогических работников образовательных организаций Кировской области), в 2018 году - 8 042 человека (35,4%), в 2019 году - 8 921 человек (39,7%).
Руководящие и педагогические работники образовательных организаций повышают свою квалификацию один раз в три года. Программы повышения квалификации реализуются в коллективных формах обучения, что не позволяет качественно закрепить полученные компетенции на практике. Индивидуализация программ осуществляется на основе самостоятельного выбора педагога и не всегда носит системный и обоснованный характер.
Внедрение системы непрерывного совершенствования профессионального мастерства с пролонгированной поддержкой педагога наряду с оценкой профессиональных компетенций позволит в целом повысить эффективность системы развития профессионального мастерства педагогов, а также качество образовательного процесса в образовательных организациях.
В таких условиях создание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) является эффективным решением, способным вывести процессы профессионального сопровождения учительских кадров на принципиально новый уровень, интегрировать усилия по модернизации системы образования на территории региона и сформировать современную систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Данный формат предусматривает использование активных методов обучения, которые помимо приобретения педагогом новых профессиональных знаний должны еще сформировать у него компетенцию определять и выстраивать приоритетность актуальности проблем, возникающих в его собственной профессиональной деятельности. Овладение этой компетенцией позволит педагогу постоянно критически оценивать свою профессиональную практику, самостоятельно формулировать заказ на новые знания, тем самым непрерывно совершенствоваться.
ЦНППМПР по модели "Стандарт" создается как структурное подразделение Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области", на базе которого будет проводиться работа по повышению профессионального мастерства работников образования региона с привлечением ресурсов современных технологических образовательных площадок и высококвалифицированных специалистов.
ЦНППМПР будет не только осуществлять обучение, но и выполнять роль ресурсного центра, консолидирующего вокруг себя образовательные и организационные ресурсы, что позволит повысить уровень профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования и создать постоянно действующую систему их профессиональной поддержки через внедрение активных форм методической работы. Проведение семинаров, вебинаров, мастер-классов, проектных сессий направлено на реализацию педагогами форматов инновационной педагогической практики и научных исследований, на обеспечение внедрения новой методологии оценки качества образования в контексте современных международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA. Обмен опытом и лучшими педагогическими практиками, функционирование стажировочных площадок, оптимизация ресурсов инновационных образовательных учреждений при использовании дистанционных образовательных технологий позволят создать точки профессионального и карьерного роста педагогов, в том числе молодых специалистов (до 35 лет), через систему наставничества.
Целью деятельности ЦНППМПР является создание условий для непрерывного совершенствования профессиональных знаний педагогических работников и иных лиц в течение всей их профессиональной карьеры, в том числе для удовлетворения образовательных потребностей и запросов учителей, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, подготовки к выполнению новых видов педагогической деятельности.
Практическое значение проекта по созданию ЦНППМПР заключается в осуществлении новых подходов к организации научно-методического сопровождения учителя, в повышении его профессионального мастерства, компетенций в области экспертно-аналитической и рефлексивной деятельности, в том числе:
развитие самомотивации педагога к деятельности по осуществлению своего профессионального роста;
формирование потребности учителя в создании индивидуального образовательного маршрута карьерного роста;
обеспечение качественных изменений в состоянии и результатах образовательного процесса, обусловленных реализуемой потребностью педагога в повышении своей профессиональной компетентности.
Задачами ЦНППМПР будут являться:
создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, руководящего состава образовательных организаций и иных лиц;
проведение исследований по вопросам развития профессионального мастерства работников образования Кировской области;
выявление и продвижение эффективных моделей педагогических практик и менеджмента, в том числе через развитие профессиональных сообществ и ассоциаций;
проведение конкурсных отборов и организация конкурсов профессионального мастерства педагогов;
участие в создании информационно-образовательного пространства региона через изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;
совершенствование цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профессионального мастерства в новых электронных средах;
активное использование цифровых технологий при реализации образовательных проектов;
создание системы повышения социального статуса и престижа профессии педагога.
Функции ЦНППМПР:
обновление профессиональных знаний и навыков в связи с изменением предъявляемых потребителями образовательных услуг требований к уровню квалификации педагогических работников и необходимостью освоения ими новых способов решения педагогических задач;
построение индивидуальной образовательной траектории на основе диагностики и регистрации результатов профессиональной деятельности каждого руководящего и педагогического работника системы образования;
обеспечение функционирования системы адресной и персонифицированной программ профессионального развития и индивидуального сопровождения руководящих и педагогических работников системы образования региона;
внедрение моделей "гориз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.