Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждена
распоряжением
администрации области
от 15.10.2020 N 716-р
Концепция
создания Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"
1. Потребность в реализации мероприятий по созданию Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"
В условиях цифровизации общества остро стоит проблема изменения парадигмы образования, ориентированной на формирование и развитие у обучающихся навыков и компетенций XXI века.
Однако в условиях сельского социума с недостаточным уровнем развития ресурсного обеспечения активное использование цифровых технологий становится проблемным. В школах сельской местности и малых городов материально-техническое оснащение для технологической и естественно-научной подготовки уже не соответствуют требованиям современной экономики, степени развития техники и технологий, запросам обучающихся и их родителей.
Создание и развитие Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Центр), предназначенных для решения данной проблемы, планируется осуществлять с учетом приоритетов и стратегических задач Национальной технологической инициативы, приоритетов, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области, федерального и регионального проектов "Современная школа" национального проекта "Образование".
Центры создаются как структурные подразделения образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, расположенных в сельской местности или малом городе.
Деятельность Центра направлена на развитие естественно-научных, технологических, инженерных и конструкторских компетенций у обучающихся на основе интеграции содержания общеобразовательных предметов и предметных областей "Математика и информатика" и "Естественные науки", использования современного цифрового оборудования и современных достижений в области науки и техники.
Целью создания Центров является создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования новых средств, методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технологической направленностей.
Задачи Центра:
формирование у обучающихся базовых компетенций цифровой экономики, включающих основные когнитивные действия по получению доступа к информации, ее определению, управлению, интеграции, созданию, оценке и передаче информации (коммуникации), умений общаться, работать в коллективе, конструктивно взаимодействуя с другими членами команды;
освоение обучающимися новых информационных, промышленных, конвергентных технологий;
получение опыта практической деятельности по управлению высокотехнологичным оборудованием, освоению современных компетенций в рамках спроектированной системы практико-ориентированных занятий (профессиональных проб, интерактивных квестов, хакатонов, стажировок и т.д.);
организация научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с использованием цифровых технологий, робототехнических систем, компьютерной графики, 3D-моделирования;
организация различных профориентационных мероприятий, популяризирующих среди школьников и их родителей систему технологического и естественно-научного образования;
ориентация выпускников школ на востребованные профессии и специальности в области высокотехнологичных (наукоемких) отраслей промышленности.
Деятельность Центра по реализации поставленных задач будет осуществляться на основе:
обеспечения равного доступа к качественному образованию всех категорий детей с учётом их интересов и способностей, механизмов проектирования индивидуальных учебных маршрутов обучающихся;
системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в Интернет-среде, проведения тренингов по кибербезопасности, кейс-мастерских, виртуальных образовательных событий, предполагающих удаленную коллаборацию и онлайн взаимодействие;
системы организации и проведения образовательных мероприятий в цифровой среде (виртуальные путешествия, образовательные веб-квесты, интернет-форумы, виртуальные мастер-классы, технологические студии);
сетевого взаимодействия участников образовательных отношений; создания условий для академической мобильности обучающихся и их творческого саморазвития.
Основными механизмами функционирования Центра являются:
гибкая система интеграции общего и дополнительного образования в решение учебных, познавательных, исследовательских, проектных задач полидисциплинарного и метапредметного характера;
организация проектной деятельности обучающихся как в урочное, так и внеурочное время по научным интересам, при которой формирование групп производится не по возрастному принципу, а по проблематике и видам деятельности;
сетевое взаимодействие с партнерами (Центры молодежного инновационного творчества "Технологии нового поколения" и "Интегратор", обладающие комплексами современного производственного оборудования, Детский технопарк "Кванториум-Тамбов" и его удаленные площадки (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей N 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина", муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 1 "Школа Сколково-Тамбов").
Результатом функционирования Центров станет охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе не менее 100% обучающихся образовательной организации, осваивающих программы общего образования естественно-научной и технологической направленностей, а также повышение результативности ОГЭ, ЕГЭ по предметам естественно-научной и технологической направленностей ежегодно на 0,5%. Таблица индикаторов эффективности деятельности Центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" приведена в приложении N 1.
Научно-методическое сопровождение будут осуществлять федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный технический университет", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мичуринский государственный аграрный университет", Тамбовское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования".
Материально-техническое оснащение и пространственное зонирование Центра позволят осуществлять гибкую организацию образовательного процесса: для индивидуального и коллективного творчества, проектной деятельности, экспериментирования, организации и поддержки виртуальных и реальных сообществ (ученического, профессионального и социального). Активное использование в образовательной деятельности образовательных ресурсов Национальной электронной библиотеки, электронной библиотеки "ЛитРес: Школа", цифровых образовательных платформ обеспечит метапредметную направленность деятельности Центра и будет способствовать формированию у школьников навыков самоопределения и непрерывного образования, целостного мировоззрения, гражданской идентичности, оказывать профориентационную поддержку.
Основными направленностями реализации программ Центров "Точка роста" являются естественно-научная и технологическая. Перечень направленностей реализуемых программ и соответствующего оборудования может дополняться и расширяться в каждой из общеобразовательных организаций, на базе которых создаются Центры "Точка роста". Оборудование рассчитано на широкий спектр способов и методов применения в учебном процессе и внеурочной деятельности, дополнительном образовании.
Программы, по которым будет осуществляться обучение на базе Центра, направлены на получение практических навыков проектирования, компьютерного моделирования с использованием цифровых технологий, системных программных средств и сопутствующего программного обеспечения, освоение процессов автоматизации и роботизации технологических процессов.
В рамках образовательного процесса использование оборудования Центров "Точка роста" позволит повысить эффективность изучаемых предметов за счет использования современных, технологичных и наглядных материалов.
Цифровая образовательная среда Центра, обеспечивающая доступ к сетевым, информационным, методическим, материально-техническим ресурсам всем участникам образовательной деятельности, будет способствовать подготовке обучающихся к работе с комплексными IT-решениями, современными программными и техническими средствами.
2. Педагогические ресурсы и повышение квалификации педагогических работников
В Тамбовской области 107 общеобразовательных организаций - юридических лиц, 338 филиалов. Количество обучающихся 1-11 классов - 93700 человек. Предполагаемая сеть общеобразовательных организаций Тамбовской области, на базе которых планируется создание Центров образования естественнонаучной и технологической направленностей "Точка роста", приведена в приложении N 2.
В общеобразовательных организациях области работают 9875 учителей, 680 директоров, заместителей директоров и руководителей структурных подразделений. Квалификационные категории имеют 48,7 процента педагогических работников, 100 процентов имеют высшее и среднее профессиональное образование.
В области созданы определенные условия:
выстроена система повышения квалификации педагогических работников, базирующаяся на диагностике профессиональных дефицитов учителей и направленная на их устранение в контексте требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и профессионального стандарта педагога;
обновлено содержание дополнительных профессиональных программ в части формирования у учителей навыков применения методик и технологий, обеспечивающих достижение метапредметных результатов;
обновлено содержание учебных предметов с учетом концепций предметных областей;
внедрена персонифицированная модель повышения квалификации, реализуется обучение по индивидуальным образовательным траекториям на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников;
создана региональная сеть дистанционного образования, телекоммуникационных и мультимедийных методических центров;
организована поддержка педагогических инициатив и распространение лучших образовательных практик в рамках реализации проектов общероссийского уровня, деятельности федеральных стажировочных площадок;
во все программы повышения квалификации учителей встроены модули по вопросам работы в открытой информационной образовательной среде, внедрению цифровых технологий.
Планируется организовать повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам "Цифровая трансформация деятельности учителя", "Современные технологии информационного моделирования и 3D-визуализации (SketchUp, Autodesk Revit, VRay)", "Управление виртуальными объектами на основе голографических учебных макетов", "Инженерное моделирование, конструирование и проектирование на основе 3D-технологий", "Создание 3D-анимационных объектов", "Создание и продвижение мобильных приложений" и др.
3. Опыт Тамбовской области в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
Успешной реализации данного проекта способствуют накопленный системой образования региона определенный опыт использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности образовательных организаций.
В период с 2004 по 2013 годы педагогическое сообщество Тамбовской области принимало активное участие в инновационной деятельности международного и федерального уровней: международных программах Intel "Обучение для будущего" и Корпорации Microsoft "Партнерство в образовании", федеральных проектах "Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет" и "Сетевая школа управленцев". С 2011 года в общеобразовательных организациях началась реализация электронного обучения, прошла апробация электронного контента издательств "Просвещение", "Академкнига/Учебник", "Русское слово", издательской группы "Дрофа-Вентана-Граф", реализованы проекты: электронный образовательный комплекс "Живой урок", электронный учебно-методический комплекс "Школа БИНОМ", апробированы модели смешанного обучения "Перевернутый класс", "Смена рабочих зон".
В течение последних лет школы области принимают участие в реализации проектов "Яндекс. Лицей", "ЯКласс", активно используют образовательные платформы "Учи.ру", "Мобильное электронное образование". На базе информационно-библиотечных центров проходят онлайн занятия с преподавателями вузов, реализуются сетевые проекты.
Кроме указанных проектов по информатизации Тамбовская область за последние три года имеет опыт выполнения масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов по тематике развития образования.
Наименование проекта/мероприятия |
Кол-во участ-ов, в т.ч. - из других регионов |
Основные результаты |
1 |
2 |
3 |
Реализация мероприятия "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" государственной программы "Развитие образования" (далее - ГПРО) (Соглашение от 06.02.2018 N 074-08-2018-535) |
36 общеобразовательных организаций 30 муниципалитетов |
Обучено 328 руководящих и педагогических работников 36 школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в том числе специалистов 30 органов местного самоуправления; разработано 30 муниципальных программ помощи школам |
Реализация мероприятий по формированию сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов в рамках Государственной программы "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы (Соглашение от 08.02.2018 N 074-08-2018-113, от 26.01.2018 N 149-08-2018-072) |
89 общеобразовательных организаций, в т.ч. 46 филиалов |
Создана сеть из 89 образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития |
Реализация мероприятия "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" ГПРО (Соглашение от 06.02.2018 N 074-08-2018-535) |
Обучено 3145 чел. Создано 17 ИБЦ |
Обучено 3145 педагогических работников. Создано 17 ИБЦ. В 18 сетевых сообществах создан региональный банк методических материалов и медиаресурсов в поддержку практической реализации предметных концепций |
Реализация мероприятия "Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога" ГПРО (Соглашение от 06.02.2018 N 074-08-2018-533) |
Обучено 1600 чел |
Обучено 1600 чел. (в т. ч. из Республики Дагестан). Функционирует портал "Русский для всех" по организации консультационной и методической поддержки педагогических работников и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) (http://rusall.68edu.ru/) |
Реализация мероприятия "Цифровая образовательная среда и электронное обучение в образовательной организации" ГПРО (Соглашение от 26.11.2018 N 073-15-2018-154) |
1 общеобразовательная организация |
Организация образовательного пространства школы на основе современных цифровых технологий, обеспечивающего равный доступ к качественному образованию каждого обучающегося; обучено 45 специалистов, сформирована нормативно-правовая и организационно-методическая база; разработаны и апробированы 10 электронных курсов внеурочной деятельности; проведено 5 вебинаров |
Реализация мероприятия "Развитие внеурочной деятельности в условиях сельской школы" ГПРО (Соглашение от 22.11.2018 г. N 073-15-2018-185) |
1 общеобразовательная организация |
Формирование сообщества молодых и опытных педагогов: создание методической сети; разработан и апробирован комплекс методических материалов; проведено 4 вебинара |
Реализация мероприятия "Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" ГПРО (Соглашение от 05.02.2019 N 073-08-2019-165) |
510 чел. 15 ИБЦ |
Обучено 510 педагогических работников; создание 15 ИБЦ; развитие регионального банка методических материалов и медиаресурсов в поддержку практической реализации предметных концепций в 18 сетевых сообществах |
Реализация мероприятия по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка "Совершенствование норм и условий для полноценного функционирования русского языка" ГПРО (Соглашение от 05.02.2019 N 073-08-2019-196) |
1600 чел. |
Обучено 1600 чел. (в т. ч. из Республики Дагестан). Развитие портала "Русский для всех" по организации консультационной и методической поддержки педагогических работников и специалистов по вопросам изучения русского языка (http://rusall.68edu.ru/) |
Реализация мероприятия "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" ГПРО (Соглашение от 07.02.2019 N 074-08-2018-535) |
45 общеобразовательных организаций 30 муниципалитетов |
Обучено 300 руководящих и педагогических работников 45 школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в том числе специалистов 30 органов местного самоуправления |
Реализация мероприятия "Поддержка образования для детей с ограниченными возможностями здоровья" федеральный проект (далее - ФП) "Современная школа" (Соглашение от 11.02.2019 N 073-08-2019-489) |
2 общеобразовательные организации |
Обновлена материально-техническая база в двух организациях, реализующих адаптированные образовательные программы; созданы условия для реализации дистанционных программ образования обучающихся с ОВЗ; повышение квалификации 130 руководящих и педагогических работников |
Реализация мероприятия "Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков" ФП "Современная школа" (Соглашение от 11.02.2019 N 073-08-2019-489) |
54 общеобразовательных организации |
Обновлена материально-техническая база в общеобразовательных организациях, расположенных в сельских территориях, для реализации программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей |
Реализация мероприятия "Внедрение целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях" ФП "Цифровая образовательная среда" (Соглашение от 11.02.2019 N 073-08-2019-518) |
111 образовательных организаций |
Обновлена материально-техническая база для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования |
Реализация мероприятия "Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей" ФП "Поддержка семей, имеющих детей" (Протокол заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации от 27.03.2019 N 3) |
30 муниципалитетов |
Создана консультативная служба и оказаны 20 тыс. консультационных услуг ежегодно |
Реализация мероприятия "Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям" ФП "Молодые профессионалы" (Протокол заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации от 27.03.2019 N 3) |
3 организации СПО |
Созданы 14 мастерских по приоритетной группе компетенций; обновление материально-технической базы организаций, реализующих программы среднего профессионального образования |
Реализация мероприятия "Создание научно-учебных лабораторий на базе общеобразовательных организаций" ФП "Успех каждого ребенка" (Протокол заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации от 27.03.2019 N 3) |
2 общеобразовательные организации |
Созданы две научно-учебные лаборатории на базе общеобразовательных организаций |
Реализация мероприятия "Внедрение современных моделей реализации школьного технологического образования" ГПРО (Протокол заседания комиссии Министерства просвещения Российской Федерации от 04.06.2019 N 3) |
1 общеобразовательная организация |
Создана авторская методическая сеть для трансляции инновационного опыта реализации школьного технологического образования |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.