Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 16 октября 2020 года N 334-р
Описание предполагаемых организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, в которых будут создаваться новые места для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей
Обоснование потребности в реализации мероприятия, в том числе проблематики по обеспечению доступности дополнительного образования детей и ожидаемых результатов
Система дополнительного образования детей в Республике Адыгея в настоящее время претерпевает значительные изменения. Импульсом к множественным изменениям системы стала реализация национального проекта "Образование", а также активное участие региона в конкурсных отборах субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка". Региональные власти и специалисты отрасли образования на местах выражают готовность воспринимать эти изменения. Под изменениями системы подразумевается новая расстановка приоритетов в дополнительном образовании на техническую и естественнонаучную направленность, ориентация на прикладной характер системы дополнительного образования, интеграцию всех отраслей образования (дошкольного, общего, дополнительного, среднего, высшего) через потенциал дополнительного образования как системы профессиональных проб, введение механизмов рыночной конкуренции программ дополнительного образования и другие. Одним из приоритетных направлений развития дополнительного образования в регионе является обеспечение доступности дополнительного образования для детей из сельской местности и детей различных категорий.
Республикой Адыгея последовательно реализуются все федеральные инициативы по модернизации системы дополнительного образования детей:
- посредством успешного участия в конкурсных мероприятиях в регионе в 2019 году создан детский технопарк "Кванториум", региональный центр выявления и поддержки одаренных детей "Полярис-Адыгея"
- с 2019 года внедряются современные управленческие и организационно-экономические механизмы в системе дополнительного образования: создан региональный модельный центр, муниципальные опорные центры, внедряется система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, идет наполнение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам;
- в 2020 году создан мобильный технопарк;
- в 2020 году создано 4485 новых мест дополнительного образования детей.
В 2021 году продолжится реализация мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования и будет создано 18601 ученико-место.
Республика Адыгея - единственный регион России, расположенный внутри другого региона. Территория Республики Адыгея со всех сторон окружена территорией Краснодарского края. Площадь Адыгеи 7790 кв. км., протяженность территории с севера на юг - 208 км, с запада на восток - 165 км. Столица - г. Майкоп. Республика включает следующие административно-территориальные единицы: 7 районов и 2 города, в составе которых 3 городских поселения и 48 сельских поселений. Численность постоянного населения по муниципальным образованиям и населенным пунктам Республики Адыгея по состоянию на 1 января 2020 года составляет 463 тыс. чел. Средняя плотность населения - 58 чел./км, наиболее плотно заселена северная равнинная часть республики, сельское население сконцентрировано в крупных поселениях (Яблоновский, Энем, Гиагинская, Ханская, Тульский, Красногвардейское). Доля городского населения - 47%. В городах Майкоп и Адыгейск население составляет 164,5 и 15,1 тыс. чел. соответственно.
Сеть образовательных организаций Республики Адыгея представлена следующими учреждениями:
- 131 дошкольной образовательной организацией;
- 138 общеобразовательными организациями;
- 49 организациями дополнительного образования детей;
- 16 центрами спортивной подготовки;
- 7 профессиональными образовательными организациями;
- 2 федеральными образовательными организациями высшего образования.
По состоянию на 1 сентября 2020 года сеть организаций дополнительного образования детей Республики Адыгея представлена 49 организациями дополнительного образования, из которых:
- в системе образования - 20 организаций (из них 2 - государственных, 18 - муниципальных);
- в системе культуры - 21 организация (из них 7 - государственных, 14 - муниципальных);
- 8 негосударственных организаций (все сосредоточены в городе Майкопе).
В 2018 году организации спорта города Майкопа и Тахтамукайского района вышли из системы дополнительного образования - 16 организаций (соответственно 10 государственных и 6 муниципальных) - центры спортивной подготовки. 7 ДЮСШ в семи муниципальных образованиях осталось в подчинении управлениям образования.
Из 49 организаций дополнительного образования детей 21 (42,8%) расположена в городской местности и 28 (57,2%) расположены в сельской местности.
Учитывая, что доля детей в сельском населении больше, чем в городском, то имеющейся сети и емкости учреждений дополнительного образования детей в районах недостаточно.
В 2018 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием в республике составлял 57,9%. В 2019 году данный показатель составил 63%. Данные мониторинга показателя "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием детей", и выгрузки из навигатора дополнительного образования по состоянию на III квартал 2020 года системой дополнительного образования детей в Республике Адыгея охвачено более 63% детей.
В 2019 году Республика Адыгея приняла участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020 - 2021 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание новых мест дополнительного образования детей.
В 2020 году на реализацию данного мероприятия из федерального бюджета получено 29 685,9 тыс. рублей для создания 4485 новых ученико-мест. Таким образом с 1 сентября 2020 года в 52 учреждениях оснащено 67 кабинетов по всем шести направлениям.
По естественнонаучной направленности открылось 17 кабинетов (1275 ученико-мест) во всех муниципалитетах республики, которые оснащены оборудованием по биологическому профилю (микроскопы световые и стереоскопические; лупы, бинокли компасы, наборы микроскопических препаратов; наборы химических реактивов и красителей; расходные материалы, наборы химической посуды и пр. Для проведения исследовательских работ приобретены лаборатории "Физико-химический анализ воды" и "Биологический анализ воды").
По технической направленности открылось 17 кабинетов (1275 ученико-мест) во всех муниципалитетах республики, которые оснащены оборудованием по направлению робототехника, для детей начального уровня кабинет оснащен базовыми робототехническими наборами для проектирования и конструирования подвижных программируемых моделей роботов и производственных механизмов, ресурсными робототехническими наборами начального уровня и различными датчиками, а для ребят, занимающихся робототехникой на продвинутом уровне, закупаются базовые наборы для изучения промышленной робототехники, наборы для конструирования моделей роботов, обладающих большим числом сложных исполнительных механизмов на базе различных механических передач и участия в соревнованиях международной компетенции WS (WorldSkills) Mobile Robbotics.
По туристско-краеведческой направленности открылось всего 18 кабинетов на 810 ученико-мест во всех муниципалитетах республики. Объединения оснащены различным туристическим оборудованием для реализации программ с элементами спортивного туризма по группе дисциплин и программ, связанных с направлением "Краеведение".
Для занятий по социально-педагогической, физкультурно-спортивной и художественной направленностям оснащено 1125 ученико-мест (по 375 ученико-мест каждой из направленностей). Оборудование по данным направленностям в 2020 году получили образовательные организации в г. Майкопе, Красногвардейском, Майкопском и Тахтамукайском районах.
Для занятий по социально-педагогической направленности кабинеты оснащены интерактивными панелями. В оборудование по физкультурно-спортивной направленности входят различные мячи, шахматные столы и доски с наборами шахматных фигур, а для занятий художественной направленности школы получат различные музыкальные инструменты.
Образовательными организациями, на базе которых созданы новые места дополнительного образования детей, и специалистами региона проведена большая подготовительная работа: приобретено, доставлено и налажено оборудование для занятий, помещения приведены в соответствие с СанПин, получены лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей, разработаны новые программы, педагоги и сотрудники учреждений прошли курсы повышения квалификации.
В 2021 году продолжится реализация данного мероприятия и будет создано 18601 ученико-место.
Несмотря на большую работу, проведенную регионом по модернизации системы дополнительного образования, муниципалитеты продолжают испытывать дефицит новых мест дополнительного образования детей.
Расчет динамики увеличения охвата детей на 2020 - 2030 годы приведен в таблицах.
Исходя из анализа системы дополнительного образования в регионе, а также учитывая запущенные процессы модернизации системы разработана настоящая концепция создания новых мест дополнительного образования в Республике Адыгея, реализация которой принесет следующие планируемые результаты:
- обеспечение доступа к современным программам различной направленности всех категорий детей, в том числе из сельской местности;
- обеспечение к 2030 году 80% охвата детей дополнительным образованием;
- проведение ранней профориентационной работы, осознанного профессионального выбора;
- поддержка талантливых и одаренных детей и молодежи по различным направленностям;
- формирование эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей.
Таким образом, в целях решения приоритетной задачи по повышению охвата дополнительным образованием, а также учитывая описанную проблематику региона участие в мероприятии по созданию новых мест в сфере дополнительного образования является своевременным и важным шагом. Будет обеспечен равный доступ к современным программам дополнительного образования для всех детей, в том числе и из сельской местности.
В рамках проекта средства федерального бюджета планируется направить на оснащение новых учебных мест, отвечающих современным требованиям образовательного пространства, приобретение оборудования для реализации программ различной направленности.
Расчет на 2020 - 2030 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований, в разрезе направленностей
Таблица 1
Расчет на 2020 - 2024 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований
Номер п/п |
Муниципальное образование |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
Количество детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват детей дополнительным образованием (70%) |
Количество детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват детей дополнительным образованием (74%) |
Количество детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват детей дополнительным образованием (75%) |
Количество детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват детей дополнительным образованием (76%) |
Количество детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет |
Планируемый охват детей дополнительным образованием (77%) |
||
|
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет (данные статистики) |
74203 |
51942 |
75579 |
55928 |
76532 |
57399 |
76764 |
58340 |
76462 |
58875 |
1. |
Город Адыгейск |
2689 |
1882 |
2822 |
2088 |
2934 |
2200 |
2975 |
2261 |
3038 |
2340 |
2. |
Гиагинский район |
5410 |
3787 |
5520 |
4085 |
5598 |
4198 |
5625 |
4275 |
5590 |
4304 |
3. |
Кошехабльский район |
5204 |
3642 |
5222 |
3864 |
5149 |
3862 |
5071 |
3854 |
4960 |
3820 |
4. |
Красногвардейский район |
5525 |
3867 |
5562 |
4116 |
5517 |
4138 |
5467 |
4155 |
5328 |
4102 |
5. |
Город Майкоп |
24798 |
17360 |
25449 |
18869 |
26039 |
19530 |
26348 |
20024 |
26595 |
20478 |
6. |
Майкопский район |
10314 |
7220 |
10438 |
7724 |
10449 |
7837 |
10409 |
7911 |
10255 |
7896 |
7. |
Тахтамукайский район |
14181 |
9926 |
14504 |
10733 |
14822 |
11116 |
14916 |
11336 |
14880 |
11457 |
8. |
Теучежский район |
3321 |
2325 |
2379 |
1760 |
3250 |
2438 |
3198 |
2430 |
3095 |
2383 |
9. |
Шовгеновский район |
2761 |
1933 |
2783 |
2059 |
2774 |
2080 |
2755 |
2094 |
2721 |
2095 |
Таблица 2
Расчет на 2025 - 2030 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием с учетом актуального демографического прогноза, в том числе в разрезе муниципальных образований
Номер п/п |
Муниципалитет |
Прогнозное (среднее) количество детей в муниципалитете в возрасте от 5 до 18 лет |
Значение показателя по годам реализации проекта |
|||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
77,5 |
78 |
78,5 |
79 |
79,5 |
80 |
|||
|
Количество детей в возрасте от 5 до 18 лет (прогнозное (среднее) количество) |
75900 |
58822 |
59202 |
59581 |
59961 |
60340 |
60720 |
1. |
Город Адыгейск |
2890 |
2240 |
2254 |
2268 |
2283 |
2297 |
2312 |
2. |
Гиагинский район |
5540 |
4294 |
4321 |
4348 |
4377 |
4404 |
4432 |
3. |
Кошехабльский район |
5120 |
3968 |
3994 |
4020 |
1045 |
4070 |
4096 |
4. |
Красногвардейский район |
5480 |
4247 |
4274 |
4302 |
4329 |
4356 |
4384 |
5. |
Город Майкоп |
25850 |
20033 |
20163 |
20293 |
20422 |
20553 |
20680 |
6. |
Майкопский район |
10370 |
8037 |
8088 |
8140 |
8192 |
8244 |
8297 |
7. |
Тахтамукайский район |
14660 |
11361 |
11435 |
11508 |
11581 |
11654 |
11728 |
8. |
Теучежский район |
3230 |
2503 |
2520 |
2535 |
2552 |
2568 |
2584 |
9. |
Шовгеновский район |
2760 |
2139 |
2153 |
2167 |
2180 |
2194 |
2208 |
Таблица 3
Охват детей дополнительным образованием в разрезе муниципалитетов и направленностей по итогам мониторинга III квартала 2020 года
Номер п/п |
Городской округ/муниципальное образование |
Направленность |
Охват детей технической и естественно-научной направленностями |
Процент от общего количества обучающихся в разрезе муниципалитетов |
|||||
Техническая |
Естественнонаучная |
Туристско-краеведческая |
Социально-педагогическая |
Физкультурно-спортивная |
Художественная |
||||
1. |
г. Майкоп |
864 |
2224 |
812 |
9255 |
1587 |
5643 |
3088 |
15,1 |
2. |
г. Адыгейск |
192 |
84 |
121 |
85 |
828 |
475 |
276 |
15,4 |
3. |
Гиагинский район |
107 |
267 |
108 |
23 |
218 |
566 |
374 |
29,0 |
4. |
Майкопский район |
483 |
790 |
646 |
1211 |
2355 |
1299 |
1273 |
18,7 |
5. |
Красногвардейский район |
209 |
150 |
288 |
686 |
1020 |
653 |
359 |
11,9 |
6. |
Кошехабльский район |
204 |
616 |
190 |
611 |
652 |
1105 |
820 |
24,2 |
7. |
Теучежский район |
386 |
195 |
346 |
- |
651 |
296 |
581 |
31,0 |
8. |
Тахтамукайский район |
480 |
616 |
440 |
591 |
491 |
1767 |
1096 |
24,9 |
9. |
Шовгеновский район |
224 |
150 |
107 |
123 |
404 |
502 |
374 |
24,7 |
|
Всего (44396) |
3149 |
5092 |
3058 |
12585 |
8206 |
12306 |
8241 |
- |
|
в процентах |
7,1 |
11,5 |
6,8 |
28,3 |
18,5 |
27,7 |
18,5 |
- |
Таблица 4
Расчет на 2020 - 2030 годы динамики увеличения охвата детей дополнительным образованием в разрезе направленностей
Направленность |
Значение показателя по годам реализации проекта |
||||||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
Техническая |
7,1 |
9 |
12 |
14 |
14,5 |
15 |
15,5 |
16 |
16,5 |
17 |
18 |
Естественно-научная |
11,5 |
12 |
13 |
14 |
14,5 |
15 |
15,5 |
16 |
16,5 |
17 |
18 |
Туристско-краеведческая |
6,8 |
8 |
9 |
10 |
10,5 |
11 |
11,5 |
12 |
12,5 |
13 |
13 |
Социально-педагогическая |
28,3 |
25 |
22 |
20 |
19 |
18 |
17 |
16,5 |
16 |
15 |
14 |
Физкультурно-спортивная |
18,5 |
19 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Художественная |
27,7 |
27 |
24 |
22 |
21,5 |
21 |
20,5 |
19,5 |
18,5 |
18 |
17 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.