Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Ливны
от 13 июля 2020 г. N 386
Муниципальная программа
"Укрепление общественного здоровья в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2024 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Укрепление общественного здоровья в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2024 годы (далее также - программа) |
Основание для разработки программы |
Паспорт национального проекта "Демография", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам; паспорт регионального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек" национального проекта "Демография" |
Руководитель программы |
Заместитель главы администрации города по социальным вопросам |
Разработчик программы |
Администрация города Ливны |
Ответственный исполнитель программы |
Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации города Ливны |
Участники программы |
Управление общего образования администрации города Ливны; БУЗ Орловской области "Ливенская ЦРБ"; МАУ ФОК г. Ливны; Образовательные учреждения, учреждения в сфере спорта и культуры |
Цель программы |
Увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (далее также - ЗОЖ), путем формирования у них ответственного отношения к своему здоровью, а также формирование культуры общественного здоровья |
Задачи программы |
1. Пропаганда здорового образа жизни; 2. Снижение смертности населения; 3. Увеличение доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом; 4. Увеличение численности населения, проходящего диспансеризацию |
Срок реализации программы |
2020 - 2024 годы |
Источники финансирования программы |
Финансирование мероприятий программы осуществляется: - за счет средств бюджета города Ливны в рамках обеспечения текущего финансирования подведомственных учреждений образования, спорта и культуры; - в рамках муниципальных программ "Профилактика правонарушений в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2022 годы" и "Молодежь города Ливны Орловской области на 2019 - 2023 годы", "Развитие физической культуры и спорта в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2024 годы"; - за счет средств, выделяемых БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ" |
Ожидаемые конечные результаты и важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
- пропаганда здорового образа жизни среди населения города до 100%; - снижение смертности населения; - увеличение доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом, до 55% к 2024 году; - увеличение численности населения, проходящего диспансеризацию |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Муниципальная программа "Укрепление общественного здоровья в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2024 годы" (далее - программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- государственная программа Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения Орловской области", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 17 декабря 2019 года N 695 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие отрасли здравоохранения в Орловской области".
Актуальность программы очевидна, потому что из всех факторов, оказывающих влияние на здоровье человека и продолжительность жизни, 60 процентов составляет образ жизни. Состояние здоровья - это важный показатель социального, экономического, экологического благополучия и качества жизни населения города Ливны.
Доминирующими факторами риска, влияющими на возникновение заболеваний, являются: гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, стрессы, вредные привычки, избыточная масса тела.
Повысить уровень здоровья живущего и будущих поколений населения возможно через формирование политики, ориентированной на укрепление здоровья населения и оздоровление окружающей среды, через формирование ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
Все это диктует необходимость комплексного подхода: объединение различных ведомств, организаций всех форм собственности, гражданского общества, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье; построение устойчивой системы целенаправленного и согласованного их взаимодействия в целях решения проблем здоровья населения.
Так, ведение жителями города Ливны здорового образа жизни повлияет на снижение смертности, в том числе среди трудоспособного населения, заболеваемости среди взрослых и детей, вероятности преждевременного выхода на пенсию по инвалидности, предупреждение болезней и выявление болезней на ранних стадиях. Как следствие - произойдет снижение расходов на амбулаторное содержание и лечение больных в лечебных учреждениях. Здоровый образ жизни населения, высокие показатели в области здравоохранения приведут к снижению выездной миграции и увеличению рождаемости, что положительно скажется на общей демографической обстановке в городе Ливны.
Здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности, ресурсом для обеспечения стабильности государства. По уровню качества жизни и состоянию здоровья населения можно судить об эффективности государственной политики в области социальной сферы.
Неустойчивое развитие экономики, недостаточное правовое, ресурсное, информационное и финансовое обеспечение мероприятий по сохранению общественного здоровья и развитию здравоохранения, затянувшиеся реформы способствовали значительному ухудшению здоровья населения.
Отсутствие не только в Орловской области, но и в России налаженной системы мониторинга факторов риска не позволяет оценить распространенность неинфекционных заболеваний.
Администрацией города Ливны уделяется большое значение формированию у населения мотивации к здоровому образу жизни.
В городе Ливны реализуются муниципальные программы "Развитие физической культуры и спорта в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2024 годы", "Молодежь города Ливны Орловской области на 2019 - 2023 годы", "Образование в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2025 годы", в рамках которых проводятся мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, правильного питания, борьбу с вредными привычками.
Численность населения города Ливны ежегодно уменьшается. Одной из причин сокращения населения является естественная убыль. Растет число умерших, так, в 2019 году число умерших составило 646 человек, на 14 человек больше по сравнению с 2018. Снижается рождаемость, в 2019 году родилось 574 ребенка, а в 2018 - 604.
Так, в 2020 году численность населения города Ливны на начало 2020 года составляет 47165 человек. Изменение численности населения в 2017 - 2019 годах представлено в таблице 1.
Таблица 1
Годы |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Численность населения (человек) |
47489 |
47221 |
47179 |
47165 |
Активную позицию в профилактической работе в городе играют специализированные учреждения здравоохранения, врачи и средние медицинские работники лечебной сети.
В структуре здравоохранения города Ливны функционирует 8 муниципальных учреждений здравоохранения, из них городской стационар, городская поликлиника, детская поликлиника и филиал, противотуберкулезный диспансер, акушерско-гинекологический комплекс, стоматологическое отделение и филиал стоматологического отделения, лаборатория СПИД, клинико-диагностическая лаборатория, бактериологическая лаборатория.
Профилактическая деятельность структурных подразделений Ливенской ЦРБ ведется по основным направлениям:
- информирование населения о принципах стимулирования к ведению здорового образа жизни;
- проведение профилактических скрининговых обследований, диспансеризации и профилактических медицинских осмотров с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний;
- коррекция выявленных факторов риска.
В 2018 году на:
1-е место вышли заболевания системы кровообращения;
2-е место - злокачественные новообразования;
3-е место - заболевания органов дыхания, из них 22 чел. - пневмония, 37,9% умерших от заболеваний органов дыхания.
В 2019 г. на
1-е место вышли заболевания системы кровообращения;
2-е место - злокачественные новообразования;
3-е место - заболевания органов дыхания, из них 31 чел. - пневмония, 52,5% умерших от заболеваний органов дыхания.
В трудоспособном возрасте умерли 326 чел. - 29,0%, в 2018 году - 221 - 19,8%, из них умерших мужчин - 282 - 86,5, в 2018 году - 184 - 83,3%.
Анализ смертности населения города Ливны и Ливенского района
|
2019 |
% |
2018 |
% |
Умерло, всего |
1123 |
|
1119 |
|
Город |
646 |
57,5 |
632 |
56,5 |
Село |
477 |
42,5 |
487 |
43,5 |
Среди умерших: |
|
|
|
|
Мужчин |
563 |
50,1 |
565 |
50,5 |
Женщин |
560 |
49,9 |
554 |
49,5 |
По возрастам: |
|
|
|
|
18 - 30 лет |
9 |
0,8 |
13 |
1,2 |
30 - 39 лет |
38 |
3,4 |
41 |
3,7 |
40 - 49 лет |
70 |
6,2 |
53 |
4,7 |
50 - 59 лет |
117 |
10,4 |
143 |
12,7 |
60 - 69 лет |
239 |
21,3 |
232 |
20,7 |
70 - 79 лет |
226 |
20,1 |
207 |
18,5 |
80 лет и старше |
424 |
37,8 |
430 |
38,41 |
До 18 лет умерли |
4 |
0,4 |
7 |
0,6 |
Структура общей смертности
|
2019 |
% |
2018 |
% |
1. Заболевания системы кровообращения, из них: |
520 |
46,3 |
514 |
45,9 |
А. заболевания сердечно-сосудистой системы |
355 |
31,6 |
|
|
Б. инсульты |
85 |
7,6 |
|
|
В. ЦВЗ |
104 |
9,3 |
|
|
2. Злокачественные новообразования |
220 |
19,6 |
|
|
3. Несчастные случаи, из них |
26 |
2,3 |
|
|
3.1. отравление алкоголем |
1 |
0,008 |
|
|
3.2. самоубийства |
2 |
0,18 |
|
|
4. Заболевания органов дыхания |
59 |
5,3 |
|
|
5. Заболевания органов пищеварения |
46 |
4,1 |
|
|
Среди граждан города Ливны отмечается высокий уровень распространенности факторов риска развития неинфекционных заболеваний, в том числе являющихся лидирующими в причинах смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, сахарного диабета, болезней органов дыхания. Сохраняются недостаточные мотивация и ответственность граждан за сохранение собственного здоровья.
Одна из причин - недостаточное информирование жителей города по вопросам здоровья. В связи с этим необходимо принятие мер, повышающих мотивацию к ведению здорового образа жизни, раннему выявлению факторов риска, а также ранней диагностике и лечению самих неинфекционных заболеваний.
Необходимо также отметить, что без преобразований в сфере приверженности к здоровому образу жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменения существующих показателей смертности и заболеваемости населения.
Формирование приверженности к здоровому образу жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, существенным образом должно быть поддержано мероприятиями, направленными на повышение информированности граждан о факторах риска для их здоровья, на формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и других психоактивных веществ, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающие развитие ожирения.
Активное информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через все средства массовой информации (электронные, печатные) и социальные сети с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.
Существует необходимость формирования системы непрерывного образования граждан и медицинских работников по проблемам здорового образа жизни, в том числе здорового питания.
Особое значение в настоящее время приобретает формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов, что обусловлено большой распространенностью среди данного круга лиц, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности.
Процесс повышения мотивации населения, в том числе детей и подростков, к ведению здорового образа жизни предполагает межведомственное многоуровневое взаимодействие, включая привлечение к реализации муниципальной программы, общественных организаций, участвующих в информировании населения о факторах риска приобретения неинфекционных заболеваний и зависимости, в формировании системы мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечении для этого соответствующих условий, а также в осуществлении контроля за всеми этими процессами посредством проведения мониторинга.
Таким образом, профилактические мероприятия должны стать ключевыми в борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, прежде всего среди граждан трудоспособного возраста.
II. Цель, задачи и сроки реализации программы
Целью программы является увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, путем формирования у них ответственного отношения к своему здоровью, а также формирование культуры общественного здоровья.
Основные задачи программы:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Снижение смертности населения.
3. Увеличение доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом.
4. Увеличение численности населения, проходящего диспансеризацию.
Программу предполагается реализовать с 2020 по 2024 годы.
III. Реализация программных мероприятий
Реализация муниципальной программы "Укрепление общественного здоровья в городе Ливны Орловской области на 2020 - 2024 годы" станет очередным важным шагом на пути формирования ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей и, следовательно, формирования здорового образа жизни и мотивации к здоровьесберегающему поведению, а также послужит основанием для получения ассигнований на проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения города Ливны.
Перечень программных мероприятий прилагается (приложение).
IV. Организация управления реализацией программы и механизм реализации
Организацию и координацию работы исполнителей по реализации программы осуществляет управление культуры, молодежной политики и спорта администрации города Ливны.
Управление культуры, молодежной политики и спорта администрации города Ливны в рамках реализации программы выполняет следующие функции:
1. Обеспечивает разработку муниципальной программы, ее согласование и внесение в установленном порядке на утверждении главе города Ливны.
2. Формирует структуру муниципальной программы, а также перечень соисполнителей и участников муниципальной программы.
3. Организует реализацию муниципальной программы и несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей программ, конечных результатов ее реализации.
4. Запрашивает у участников и соисполнителей информацию, необходимую для подготовки отчетов на запросы по ее реализации.
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется в соответствии с показателями эффективности и на основании механизма ее реализации.
Реализация программы будет осуществляться на основе межотраслевого взаимодействия в соответствии с планом мероприятий по реализации поставленных задач.
V. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов и оценка эффективности
Программа носит целевой характер и направлена на создание к 2024 году условий для укрепления общественного здоровья, качественной жизни граждан, мотивации граждан к ведению здорового образа жизни. Проводимые мероприятия позволят сформировать у граждан ответственное отношение к своему здоровью.
Целевые показатели по годам реализации муниципальной программы
N |
Наименование показателя |
Период, год |
|||||
Базовое значение |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
||
1. |
Пропаганда здорового образа жизни среди населения города, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Снижение смертности населения на 1000 чел. |
13,7 |
13,6 |
13,5 |
13,4 |
13,3 |
13,2 |
3. |
Увеличение доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом, % |
35 |
37 |
40 |
45 |
50 |
55 |
4. |
Численность населения, проходящего диспансеризацию, чел. |
18823 |
23583 |
27654 |
33067 |
37264 |
40215 |
Результатом реализации мероприятий программы станет увеличение к 2024 году доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, за счет формирования среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание (в том числе ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли и сахара), защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя, внедрение корпоративных программ укрепления здоровья на предприятиях и в организациях.
Прогнозируется снижение вероятности развития или уменьшение степени выраженности заболеваний, являющихся основными причинами смертности города Ливны, особенно трудоспособного возраста (прежде всего, инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью).
Информирование населения о факторах риска и мотивирование к ведению здорового образа жизни будут осуществляться с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.
Программа будет реализована за счет средств текущего финансирования в рамках муниципальных программ.
Мероприятия программы, направленные на мотивацию здорового образа жизни, организацию правильного питания и отказ от вредных привычек, позволят улучшить здоровье населения и снизить естественную убыль населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.