Письмо Минфина России от 2 октября 2020 г. N 02-07-10/87811
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо (далее - обращение) и сообщает.
В части пункта 1 обращения.
Обязательные общие требования к порядку признания объектов бухгалтерского учета в качестве активов определены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
В соответствии с пунктом 36 СГС "Концептуальные основы" для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Определение способа отражения объектов бухгалтерского учета на соответствующих счетах балансового учета или на забалансовом учете (на соответствующих счетах управленческого учета) находится исключительно в компетенции субъекта учета независимо от наличия (отсутствия) у него полномочий по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.
При этом перенесение бухгалтерских записей с балансового учета на забалансовый учет, ввиду признания объекта учета не соответствующим критериям признания активов, не является распоряжением имущества.
В случае если субъект учета выражает намеренность в ближайшем будущем использовать непригодное имущество после проведения его ремонта либо модернизации, то следует полагать, что субъект учета ожидает поступление полезного потенциала или экономических выгод от его использования в будущем. Таким образом, прекращение признания указанного имущества в качестве актива (на балансовом учете), по мнению Департамента, не является корректным.
Обращаем внимание, что в случае отсутствия у субъекта учета потребности в использовании имущества пригодного к использованию, находящегося у него на праве оперативного управления, указанное имущество подлежит передаче в государственную (муниципальную) казну.
В части пункта 2 обращения.
Согласно пункту 15 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), первоначальная стоимость объекта основных средств, созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений.
С учетом положений СГС "Основные средства" на основании представленной в обращении информации сформировать позицию о формировании стоимости объекта основных средств не представляется возможным.
Обращаем внимание, что переходные положения СГС "Основные средства" (в частности пункт 59, указанный в обращении) предназначены для первого применения стандарта в переходный период, определяемый как промежуток времени между годом до вступления в силу СГС "Основные средства" и годом введения в действие СГС "Основные средства" (с 1 января 2018 г.).
В связи с чем, применение переходных положений СГС "Основные средства" к операциям, осуществляемым при создании объектов за счет полученных бюджетных инвестиций, по завершении переходного периода является некорректным.
В части пунктов 3 и 4 обращения.
В соответствии с пунктом 141 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предназначен счет 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".
Для учета объектов имущества, полученных на праве оперативного управления, положениями Инструкции N 157н предусмотрены:
- для отражения материальных ценностей однократного применения счет 010500000 "Материальные запасы";
- для отражения материальных ценностей независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного использования, счет 010100000 "Основные средства".
Для отражения земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, Инструкцией N 157н предусмотрен счет 010300000 "Непроизведенные активы".
Порядок отражения на счетах бюджетного учета поступлений материальных ценностей определяется в зависимости от характера указанных поступлений в рамках обменных или необменных операций.
В соответствии с пунктом 7 СГС "Основные средства":
обменные операции - это операции, в ходе которых субъект учета передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости), преимущественно в форме денежных средств (их эквивалентов) и (или) иных материальных ценностей, работ, услуг, прав на пользование имуществом.
необменные операции - это операции, в ходе которых субъект учета получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам). К необменным операциям относятся операции по передаче (получению) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.
Материальные ценности, поступающие в рамках необменных операций, в бухгалтерском учете отражаются в корреспонденции со соответствующими счетами аналитического учета счета 040110190 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений в сектор государственного управления".
При этом операции по выкупу зданий следует отражать в порядке, предусмотренном для отражения обменных операций.
В части пункта 5 обращения.
Правовых оснований для отражения обязательств на соответствующих счетах аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" в момент включения заявки (заявления) на предоставление субсидии, в реестр заявителей, имеющих право на получение субсидии, по информации представленной в обращении определить не представляется возможным.
В бюджетном учете принятие обязательств по предоставлению субсидий в момент принятия решения об их предоставлении (на момент включения заявки в реестр заявителей, указанный в обращении) следует отражать, по мнению Департамента, на соответствующих счетах аналитического учета счетов Раздела 5. "Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта".
При этом отражение обязательств на соответствующих счетах аналитического учета счета 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам" осуществляется при предоставлении целевых субсидий в момент признания обязательств по достижении получателем таких субсидий целевых показателей (выполнении им условий).
В части пункта 6 обращения.
Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В связи с изложенным, передача кассовых операций при изменении собственника учреждения является фактом хозяйственной жизни, подлежащим отражению в бухгалтерском учете.
Порядок передачи кассовых поступлений (выплат) в ситуации, указанной в обращении, регулируется порядком ведения учета операций по исполнению бюджетов.
Унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" от 30 марта 2015 г. N 52н (далее - Приказ 52н).
При этом Приказ 52н не определяет первичные учетные документы по передаче кассовых выплат и поступлений, указанных в обращении.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н, установлено, что в случае, если для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, такие формы первичных (сводных) учетных документов устанавливаются актами субъекта учета в рамках формирования его учетной политики.
При этом обращаем внимание, что указанные формы документов должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям, предусмотренным СГС "Концептуальные основы".
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, некорректно прекращать признание непригодного имущества в качестве актива (на балансовом учете), если субъект учета намерен отремонтировать или модернизировать это имущество.
Переходные положения СГС "Основные средства" не применяются к операциям, осуществляемым при создании объектов за счет полученных бюджетных инвестиций, по завершении переходного периода.
Операции по выкупу зданий отражаются как обменные операции.
Письмо Минфина России от 2 октября 2020 г. N 02-07-10/87811
Текст письма опубликован не был