Распоряжение Правительства Сахалинской области от 16 октября 2020 г. N 640-р
"Об утверждении региональной программы Сахалинской области "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы"
В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 годы N 2039-р:
1. Утвердить региональную программу Сахалинской области "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Председатель Правительства Сахалинской области |
А.В. Белик |
Утверждена
распоряжением Правительства
Сахалинской области
от 16 октября 2020 г. N 640-р
Региональная программа
"Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы"
Паспорт программы
Наименование программы |
Региональная программа "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р |
Координаторы Программы |
Министерство финансов Сахалинской области; Отделение по Сахалинской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России (Отделение Южно-Сахалинск)) |
Цель Программы |
Содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг |
Исполнители и участники Программы |
Министерство финансов Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); министерство образования Сахалинской области; министерство социальной защиты Сахалинской области; министерство экономического развития Сахалинской области; департамент информационной политики Правительства Сахалинской области; агентство по труду и занятости населения Сахалинской области; агентство по делам молодежи Сахалинской области; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области (по согласованию); Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (по согласованию); ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" (по согласованию) |
Задачи Программы |
1) повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения в Сахалинской области, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных технологий; |
2) разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка | |
Целевые показатели Программы |
1) количество образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, реализующих образовательные программы по повышению финансовой грамотности: в 2021 году -75 образовательных организаций; в 2022 году - 90 образовательных организаций; в 2023 году - 105 образовательных организаций; |
2) количество педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, прошедших профессиональную подготовку или повышение квалификации по вопросам преподавания основ финансовой грамотности обучающимся, не менее 25 педагогических работников в год; | |
3) доля обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, охваченных мероприятиями по повышению уровня финансовой грамотности обучающихся: в 2021 году - 27%; в 2022 году - 32%; в 2023 году - 37%; | |
4) информирование работников областных учреждений занятости, социальной защиты об основах финансовой грамотности с целью формирования финансово грамотного поведения взрослого населения Сахалинской области по заявкам учреждений, по мере необходимости; | |
5) организация просветительских мероприятий по финансовой грамотности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пенсионного и предпенсионного возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - социально уязвимые группы населения), не менее 1 мероприятия в год; | |
6) количество мероприятий по финансовой грамотности (вебинары, лекции, круглые столы, зачеты, тестирования) для субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан, желающих открыть своё дело, направленных на развитие знаний, навыков и умений в финансовой и предпринимательской сфере, число мероприятий, планируемых к проведению, определяется на заседании межведомственной комиссии с учетом выявленной потребности и предложений от всех участников Программы; | |
7) мероприятия, направленные на развитие движения волонтеров финансового просвещения, в том числе развитие компетенции волонтеров финансового просвещения через участие в обучающих мероприятиях, не менее 1 мероприятия в год | |
Сроки реализации Программы |
2021 - 2023 годы |
Ресурсное обеспечение Программы |
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется в рамках основной деятельности участников Программы |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) совершенствование государственной политики Сахалинской области в отношении мер по повышению финансовой грамотности населения Сахалинской области и субъектов малого и среднего предпринимательства; |
2) обеспечение комплексного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке населения Сахалинской области; | |
3) обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с их возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями; | |
4) обеспечение большей доступности финансового образования в различных формах для целевых групп, особенно социально уязвимых | |
Система организации управления, координации и контроля за исполнением Программы |
Межведомственная координационная комиссия по реализации региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" |
1. Общие положения
Настоящая Программа основывается на Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р (далее - Стратегия), и учитывает принятые документы, сопряженные с вопросами повышения уровня финансовой грамотности населения, развития финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Сахалинской области, в том числе региональную программу "Обеспечение защиты прав потребителей в Сахалинской области на 2020 - 2025 годы", утвержденную распоряжением Правительства Сахалинской области от 14.10.2019 N 584-р, а также действующие соглашения о сотрудничестве органов исполнительной власти Сахалинской области с Банком России (Отделение Южно-Сахалинск).
Используемые в настоящей Программе термины означают следующее:
- "финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния;
- "финансовое образование" - процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения развивают свои навыки и повышают осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения. В русскоязычной среде под этим понимается скорее просветительская деятельность и точнее может быть названо финансовым просвещением;
- "основы финансово грамотного поведения" - сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия успешных и ответственных решений на финансовом рынке и являющихся результатом целенаправленной деятельности по повышению финансовой грамотности.
2. Характеристика текущего состояния в сфере повышения финансовой грамотности в Сахалинской области
C 2011 года Сахалинская область участвует во всероссийских акциях и программах, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках федерального проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации".
Ежегодные мероприятия проводятся во взаимодействии органов исполнительной власти Сахалинской области с представителями Банка России (Отделение Южно-Сахалинск), кредитных организаций, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и других заинтересованных сторон.
Традиционным стало проведение открытых уроков, которые организуются министерством финансов Сахалинской области для студентов высших и средних учебных заведений Сахалинской области в рамках Дней финансовой грамотности в учебных заведениях. На этих уроках студенты знакомятся с основными принципами финансово грамотного поведения, узнают о существующих рисках и способах защиты своих прав, обсуждают с экспертами вопросы грамотного подхода к принятию решений на рынке финансовых услуг.
Системную работу на территории Сахалинской области ведет Банк России (Отделение Южно-Сахалинск), в том числе, развивая двустороннее сотрудничество в области повышения финансовой грамотности населения Сахалинской области с органами исполнительной власти, государственными учреждениями, администрациями муниципальных образований Сахалинской области.
В 2017 году Соглашение о сотрудничестве заключено между Банком России и министерством образования Сахалинской области. В рамках данного Соглашения налажено взаимодействие по популяризации образовательных программ в области финансовой грамотности в педагогическом сообществе. Это сотрудничество позволяет проводить необходимую работу по развитию кадрового потенциала и подготовке педагогов дополнительного профессионального образования в области реализации программ повышения финансовой грамотности.
Одновременно министерство образования Сахалинской области совместно с Банком России проводит планомерную работу по финансовому просвещению и организации участия учащихся общеобразовательных организаций Сахалинской области во всероссийских программах и проектах в сфере финансовой грамотности:
- всероссийская программа "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях;
- онлайн-уроки финансовой грамотности;
- всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи;
- всероссийский финансовый зачет.
С каждым годом растет как география проводимых мероприятий, так и охват аудитории. Слушателями открытых лекций в сфере финансовой грамотности становятся не только школьники и студенты, но и взрослое население области, в том числе жители отдаленных сел и районов.
С 2018 года открытые лекции и онлайн-уроки проводятся специалистами Банка России (Отделения - Южно-Сахалинск) в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению финансовой доступности в Сахалинской области.
Практикуется проведение уроков финансовой грамотности для представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, налажено сотрудничество с предпринимательским сообществом Сахалинской области.
Развивается направление работы с социально уязвимыми группами населения. Для этих категорий слушателей проводятся лекции, мастер-классы, основная цель которых - помощь в адаптации незащищенных слоев населения к современным условиям функционирования финансовой (платежной, банковской и пр.) системы, защита от мошенничества на финансовых рынках.
Одновременно представителями Банка России в Сахалинской области реализуется информационная политика по повышению финансовой грамотности с использованием средств массовой информации (далее - СМИ): проводятся тематические интервью, теле- и радиоэфиры.
В 2019 году программа "Открытая студия" радио АСТВ была отмечена на Всероссийском конкурсе СМИ за лучшую журналистскую работу, посвященную теме финансового просвещения. В прямом эфире радиостанции представители Банка России (Отделение - Южно-Сахалинск) рассказывали о том, как распознать поддельные банкноты, как сохранить материальное благополучие, как повысить знания о финансах. Этот цикл программ эксперты конкурса признали лучшим - в номинации "Радиопроект" радио АСТВ заняло первое место.
В целом только за истекшие три года реализации Стратегии в Сахалинской области в сфере финансового просвещения состоялось около 300 мероприятий с общим охватом аудитории свыше 14 тысяч человек.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности населения Сахалинской области остается пока еще достаточно низким. Исследование в этом направлении проведено аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований в рамках федерального Проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Сахалинская область находится в группе "С" по общему уровню финансовой грамотности населения (это места с 34 по 52 среди регионов, субъектов Российской Федерации), однако, по индексу "Знания в области финансов", который отражает понимание человеком базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности, Сахалинская область находится в группе с наименьшим значением показателя - в группе "E" (места с 70 по 85). Ответственность и грамотность при заключении договоров в отношении финансовых продуктов и услуг демонстрирует лишь 22% населения области, а в возрастной группе 60-70 лет этот показатель составляет 18%. Лишь треть жителей (33% населения области) согласно исследованию способны распознавать "финансовые пирамиды" - недобросовестные финансовые организации, использующие мошеннические схемы. Для сельского населения аналогичный показатель составляет 22%.
Повышается актуальность вопросов, связанных с недостаточной информированностью граждан о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты. Второе место по числу обращений о защите прав потребителей в Сахалинской области составляет сфера финансового рынка, наблюдается динамика роста обращений.
Как отмечается в Стратегии, проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.
Указанные установки являются преимущественно следствием двух групп проблем.
Первая группа проблем связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком доступных образовательных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь, для школьников и студентов), а также с недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг и взаимодействия с финансовыми организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.
Вторая группа проблем связана с:
- возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также отсутствием со стороны населения доверия к финансовой системе;
- отсутствием механизма взаимодействия государства и общества, обеспечивающего повышение финансовой грамотности населения и развитие финансового образования граждан;
- несовершенством законодательного и нормативного обеспечения;
- отсутствием четкого распределения полномочий и ответственности за принятие финансовых решения как на уровне индивида, так и на уровне участников финансового рынка;
- низкой информированностью о защите прав потребителей и пенсионных прав граждан;
- недостаточным уровнем ресурсного (финансового, кадрового, информационно-технологического) обеспечения необходимых программ и мероприятий.
Таким образом, проблемы недостаточного уровня финансовой грамотности населения носят комплексный характер. Для их решения необходима систематическая и скоординированная работа всех заинтересованных сторон, в том числе в рамках настоящей Программы.
3. Целевая аудитория
Настоящая Программа направлена на охват финансовым образованием различных целевых аудиторий населения Сахалинской области с учетом их возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий.
Имеющиеся между целевыми аудиториями различия требуют при реализации настоящей Программы применения дифференцированного подхода, который предусматривает учет сложившихся условий и возможностей повышения финансовой грамотности для определенных групп населения, требующих приоритетного внимания структур, привлеченных к реализации настоящей Программы. Предполагается, что мероприятия для этих групп будут реализованы и обеспечены в первоочередном порядке.
В рамках настоящей Программы следует выделить следующие целевые группы:
- целевую группу населения, составляющего потенциал будущего развития России, - обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- целевую группу населения, формирующую основы финансовой грамотности обучающихся, - педагогические работники дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, а также волонтеры финансового просвещения;
- целевую группу населения, склонного к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов;
- целевую группу населения, испытывающего трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья;
- субъекты малого и среднего предпринимательства, граждане, желающие открыть свое дело.
4. Характеристика основных мероприятий Программы
Решение поставленных задач Программы будет осуществляться в рамках Плана мероприятий по следующим направлениям.
1. Развитие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности.
Реализация данного направления предусматривает проведение комплекса мероприятий по подготовке специалистов и популяризации образовательных программ в области финансового просвещения, в том числе:
- обучение методистов и тьюторов по реализации программ повышения финансовой грамотности для обучающихся дошкольных, общеобразовательных, профессиональных и образовательных организаций высшего образования, а также взрослого населения;
- оказание методической поддержки специалистам в сфере образования (методистам, тьюторам, педагогическим работникам);
- проведение конкурсов профессионального мастерства по реализации программ повышения финансовой грамотности среди педагогических работников;
- обучение сотрудников организаций, оказывающих услуги населению Сахалинской области в области социальный защиты, занятости, пенсионного обеспечения;
- повышение квалификации педагогических работников дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного образования, а также педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Внедрение и развитие образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Целью данного направления является развитие финансовой грамотности населения через проведение комплекса информационных и образовательных мероприятий.
Реализация этих мероприятий предусматривает внедрение созданных образовательных программ и учебно-методических материалов:
- основных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе на базе учебных модулей по тематике финансовой грамотности для включения в учебные предметы - обществознание, экономика, математика, технология, информатика, окружающий мир и другие;
- дополнительных образовательных программ по повышению финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций;
- модульных образовательных программ и учебно-методических и информационных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности студентов;
- модульных образовательных программ и прочих материалов, направленных на повышение финансовой грамотности взрослого населения, в том числе на рабочем месте;
- материалов для воспитанников детских домов, учащихся школ интернатов и других социально уязвимых групп населения;
- материалов и обучающих модулей для субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан, желающих открыть свое дело;
- проведение междисциплинарных семинаров-практикумов по формированию рационального финансового поведения: "Личное финансовое планирование", "Семейный бюджет", "Типы финансового поведения", "Пенсионное планирование", "Страхование", "Защита прав потребителей", "Кредиты и кредитные карты", "Грамотное распоряжение наличными денежными средствами" и др.;
- проведение психологического исследования, направленного на изучение психологических особенностей личности с иррациональным финансовым поведением;
- организация групповых и индивидуальных консультаций по финансовым вопросам (с привлечением экспертов в области экономики);
- организация олимпиады по финансовой грамотности среди молодежи Сахалинской области;
- разработка образовательного веб-квеста по финансовым вопросам;
- организация научно-практической конференции по актуальным вопросам формирования рационального финансового поведения;
- организация конференций-эдьютейментов ("обучение через развлечение" в форме бизнес-игр, финансовых и экономических игр, киноклуба, финансового марафона), направленных на закрепление рациональных форм финансового поведения.
В рамках данного направления Программой предусматривается участие и поддержка мероприятий, проводимых на федеральном уровне:
- дни финансовой грамотности в учебных заведениях;
- всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи;
- всероссийская неделя сбережений;
- всемирный день защиты прав потребителей (15 марта);
- день российского предпринимательства (26 мая);
- мероприятий, приуроченных к празднику "День рубля", дню открытых дверей Банка России;
- мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливых обучающихся, организацию их участия в олимпиадах и конкурсах, всероссийских зачетах и диктантах по финансовой грамотности;
- мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан, желающих открыть свое дело (вебинары, круглые столы, семинары, лекции, дистанционные обучающие курсы, онлайн-зачеты).
3. Проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности.
В целях информирования населения в рамках Программы осуществляется разработка и распространение информационных материалов (включая тематические буклеты и брошюры) в печатном и электронном виде.
Распространение материалов и информирование населения организуется на системной основе с использованием сети многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг, социальных служб, библиотек, общественных объединений по защите прав потребителей, образовательных организаций, финансовых организаций, СМИ и иных.
Информационная кампания может осуществляться с использованием всех доступных информационных каналов, в том числе телевидения, радио, электронных СМИ, интернет-каналов, наружной рекламы, рекламы на транспорте, железнодорожных, морских, автотранспортных вокзалах, аэропортах, местах массового скопления и культурного отдыха населения.
В рамках взаимодействия со СМИ в сфере освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг необходимо проведение систематической работы по информированию СМИ о мероприятиях, проводимых в ходе реализации Программы, вовлечение журналистов в публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности, в качестве активных участников, проведение семинаров, дискуссий и мастер-классов по актуальным вопросам с привлечением экспертов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.
Организация конкурса социальной рекламы для студентов и молодежи Сахалинской области (создание продукта, направленного на повышение финансовой грамотности, предупреждение финансовых рисков, в виде буклетов, брошюр, листовок, видеороликов).
4. Наставничество и волонтеры финансовой грамотности.
В рамках Программы предусматриваются мероприятия, направленные на развитие движения волонтеров финансового просвещения, в том числе:
- обеспечение внедрения направления по финансовому просвещению в деятельность волонтерских организаций;
- развитие компетенции волонтеров финансового просвещения через участие в обучающих стажировках и мероприятиях Программы;
- использование системы мотивации и нематериального поощрения волонтеров финансового просвещения.
5. Механизм, мониторинг хода реализации Программы и факторы риска
Реализация Программы осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий Программы согласно приложению к настоящей Программе.
Координацию деятельности исполнителей мероприятий Программы осуществляет межведомственная координационная комиссия по реализации региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы" (далее - Комиссия).
Координатором Программы со стороны Правительства Сахалинской области является министерство финансов Сахалинской области.
Решение о создании Комиссии и Положение о ней принимается министерством финансов Сахалинской области.
Министерство финансов Сахалинской области и Банк России (Отделение Южно-Сахалинск) участвуют в управлении реализацией настоящей Программы на условиях системного партнерства и паритета.
Исполнители мероприятий Программы для достижения значений целевых показателей Программы:
- обеспечивают разработку нормативных и правовых актов Сахалинской области, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
- обеспечивают взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти Сахалинской области, органами местного самоуправления, а также заинтересованными организациями по вопросам реализации мероприятий Программы;
- организуют работу по реализации мероприятий Программы в подведомственных им учреждениях и организациях;
- представляют сведения о реализации мероприятий Программы в министерство финансов Сахалинской области.
В целях организации мониторинга реализации Программы ее участники в срок не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным, представляют в министерство финансов Сахалинской области годовой отчет о реализации мероприятий Программы по форме к настоящей Программе (прилагается).
Министерство финансов Сахалинской области и Банк России (Отделение Южно-Сахалинск) на основе представленных отчетов осуществляют подготовку сводной информации и направляют ее в Министерство финансов Российской Федерации и Банк России не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Реализация Программы связана с влиянием факторов риска как внешнего, так и внутреннего характера.
Основные факторы риска, влияющие на реализацию Программы:
- риск, связанный с ресурсным обеспечением реализации Программы, - недостаточное квалификационно-кадровое и информационно-коммуникативное обеспечение мероприятий Программы;
- недостаточная заинтересованность региональных и местных СМИ в освещении мероприятий, проводимых в рамках реализации Программы;
- организационные и управленческие риски, связанные с работой системы управления реализацией Программы, слабая координация между участниками Программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части получения методической поддержки, отставание от сроков реализации мероприятий.
Факторы риска, влияющие на реализацию Программы, подлежат мониторингу, экспертной оценке и учету со стороны министерства финансов Сахалинской области, других исполнителей и участников мероприятий Программы.
Приложение
к Региональной программе
"Повышение финансовой грамотности в
Сахалинской области на 2021 - 2023 годы",
утвержденной распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 16 октября 2020 г. N 640-р
Перечень
мероприятий региональной программы "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы"
N пп. |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
Планируемый результат / Целевое значение показателя |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Направление 1. Развитие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности | |||||
1.1 |
Доведение методических рекомендаций до педагогических работников, проходящих повышение квалификации по финансовой грамотности, для дальнейшего их включения в образовательные программы общего и профессионального образования по повышению финансовой грамотности |
Министерство образования Сахалинской области |
2021 г. |
Разработаны и доведены до образовательных организаций методические рекомендации для включения в образовательные программы по повышению финансовой грамотности |
|
1.2 |
Организация повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, по вопросам преподавания основ финансовой грамотности обучающимся |
Министерство образования Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
Не менее 25 педагогических работников в год |
|
1.3 |
Информирование работников областных учреждений занятости, социальной защиты об основах финансовой грамотности с целью формирования финансово грамотного поведения взрослого населения Сахалинской области |
Министерство финансов Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); агентство по труду и занятости Сахалинской области; министерство социальной защиты Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
По заявкам учреждений, по мере необходимости |
|
1.4 |
Приобретение (изготовление) учебных пособий для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области |
Министерство образования Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
По заявкам образовательных организаций |
|
Направление 2. Внедрение и развитие образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства | |||||
2.1 |
Внедрение и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области |
Министерство образования Сахалинской области; ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" |
|
Количество образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, реализующих образовательные программы по повышению финансовой грамотности: |
|
2021 г. |
75 |
||||
2022 г. |
90 |
||||
2023 г. |
105 |
||||
2.2 |
Организация и проведение региональных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области |
Министерство образования Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); министерство финансов Сахалинской области; ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" |
|
Доля обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Сахалинской области, охваченных мероприятиями по повышению уровня финансовой грамотности обучающихся |
|
2021 г. |
27% |
||||
2022 г. |
32% |
||||
2023 г. |
37% |
||||
2.3 |
Организация и проведение тематических мероприятий по повышению финансовой грамотности в детских летних лагерях |
Министерство образования Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск) |
2021 - 2023 гг. |
Проведение ежегодных мероприятий - не менее 1 мероприятия в год |
|
2.4 |
Организация и проведение мероприятий, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения Сахалинской области и информированности в указанной области (лекций, экскурсий, мастер-классов, тренингов, круглых столов, семинаров, конференций, встреч, конкурсов) |
Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); министерство финансов Сахалинской области; агентство по труду и занятости населения Сахалинской области; отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области; Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области; ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" |
2021 - 2023 гг. |
Проведение ежегодных мероприятий - не менее 1 мероприятия в год |
|
2.5 |
Участие во всероссийских мероприятиях (акциях, программах, олимпиадах, открытых уроках), таких как: - Всероссийская неделя сбережений; - Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения"; - Всероссийская программа "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях"; - онлайн-уроки финансовой грамотности; - Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников; - Всероссийский зачет по финансовой грамотности |
Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); министерство образования Сахалинской области; министерство финансов Сахалинской области; ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" |
2021 - 2023 гг. |
Целевой показатель - количество (доля) образовательных организаций, принявших участие в мероприятии, определять на заседании межведомственной комиссии |
|
2.6 |
Распространение информационных материалов (включая тематические буклеты и брошюры) в печатном и электронном виде во время проведения мероприятий для безработных граждан и граждан, ищущих работу, в областных учреждениях центрах занятости населения |
Агентство по труду и занятости Сахалинской области; министерство финансов Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск) |
2021 - 2023 гг. |
По потребности (исходя из количества граждан, присутствующих на мероприятиях) |
|
2.7 |
Организация просветительских мероприятий по финансовой грамотности для социально уязвимых групп населения |
Министерство социальной защиты Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск) |
2021 - 2023 гг. |
Проведение ежегодных мероприятий - не менее 1 мероприятия в год Программы |
|
2.8 |
Информирование и проведение мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан, желающих открыть свое дело (вебинары, круглые столы, семинары, лекции, дистанционные обучающие курсы, онлайн-зачеты) |
Министерство экономического развития; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск; ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" |
2021 - 2023 гг. |
Целевой показатель - число мероприятий, планируемых к проведению, определяется на заседании межведомственной комиссии с учетом выявленной потребности и предложений от всех участников |
|
Направление 3. Проведение информационных кампаний по повышению финансовой грамотности | |||||
3.1 |
Организация взаимодействия ответственных исполнителей и участников Программы со СМИ, в том числе для подготовки видео- и аудиороликов, освещение в региональных СМИ информационных материалов (интервью) специалистов и мероприятий по вопросам финансовой грамотности населения |
Департамент информационной политики Правительства Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
Формирование и реализация информационной повестки в СМИ |
|
3.2 |
Изготовление доступных информационно-познавательных ресурсов (брошюр, справочников, буклетов, информационно-справочных материалов, рекламных проспектов, теле-, видео- и других медиаресурсов) по вопросам финансовой грамотности, в том числе в электронном виде и в сети Интернет |
Министерство финансов Сахалинской области; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); департамент информационной политики Правительства Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
Изготовление материалов исходя из оценки потребности по целевым аудиториям |
|
3.3 |
Организация конкурса социальной рекламы для студентов и молодежи Сахалинской области, направленной на повышение финансовой грамотности, предупреждение финансовых рисков (в виде буклетов, брошюр, листовок, видеороликов) |
Агентство по делам молодежи Сахалинской области; ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет"; Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); министерство финансов Сахалинской области; департамент информационной политики Правительства Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
Проведение ежегодных мероприятий - не менее 1 мероприятия в год |
|
3.4 |
Распространение печатных информационных материалов |
Министерство финансов Сахалинской области, Банк России (Отделение Южно-Сахалинск) (при содействии органов исполнительной власти Сахалинской области по предварительному согласованию); отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области; Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области; ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет" |
2021 - 2023 гг. |
Обеспечение точек распространения печатными материалами в соответствии с оценкой потребности по целевым группам |
|
3.5 |
Информационная поддержка реализации Программы (в том числе планируемые мероприятия, пресс-релизы о прошедших событиях) и других мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения |
Участники Программы, ответственные за организацию и проведение конкретных мероприятий; департамент информационной политики Правительства Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
Наличие информации в сети Интернет на официальных сайтах участников Программы (при наличии возможности) в разделе "Финансовая грамотность" |
|
Направление 4. Наставничество и волонтеры финансовой грамотности | |||||
4.1 |
Мероприятия, направленные на развитие движения волонтеров финансового просвещения, в том числе развитие компетенции волонтеров финансового просвещения через участие в обучающих мероприятиях |
Банк России (Отделение Южно-Сахалинск); ФГБОУ ВО "Сахалинский государственный университет"; агентство по делам молодежи Сахалинской области |
2021 - 2023 гг. |
Проведение ежегодных мероприятий - не менее 1 мероприятия в год; Привлечение волонтеров к мероприятиям по финансовой грамотности при проведении общественных массовых мероприятий на уровне города, области |
Форма
к Региональной программе
"Повышение финансовой грамотности в
Сахалинской области на 2021 - 2023 годы",
утвержденной распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 16 октября 2020 г. N 640-р
Годовой отчет
о реализации мероприятий региональной программы
"Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы"
за 20__ год
(отчетный год)
____________________________________________________________________
(наименование ответственного исполнителя)
N пп. |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Планируемый результат / Целевое значение показателя |
Результат реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.1 |
|
|
|
|
1.2 |
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
Примечания:
1) графы с 1 по 4 заполняются в соответствии с приложением к Программе;
2) в графе 5 указываются результаты реализации мероприятий, которые начинаются со слов:
- "Исполнено" - (указывается результат исполнения);
- "Частично исполнено" - (указывается результат исполнения и ожидаемый срок окончательного исполнения);
- "Не исполнен" - (указываются причины неисполнения и ожидаемый срок окончательного исполнения);
- "Срок исполнения не наступил".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг.
В рамках реализации программы планируется внедрение и реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности в образовательных организациях области, проведение информационных кампаний, развитие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности.
Программа будет реализована в 2021 - 2023 г.г.
Финансирование программы осуществляется в рамках основной деятельности ее участников.
Программа принята в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 г.г., утвержденной Правительством Российской Федерации.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 16 октября 2020 г. N 640-р "Об утверждении региональной программы Сахалинской области "Повышение финансовой грамотности в Сахалинской области на 2021 - 2023 годы"
Вступает в силу с 19 октября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (http://sakhalin.gov.ru) 19 октября 2020 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 октября 2020 г. N 6500202010210004, в газете "Губернские ведомости" от 18 ноября 2020 г. N 131
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с принятием распоряжения Правительства Сахалинской области от 17 июля 2024 г. N 538-р
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 18 апреля 2023 г. N 309-р
Изменения вступают в силу с 18 апреля 2023 г.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 2 февраля 2022 г. N 58-р
Изменения вступают в силу с 2 февраля 2022 г.