Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Правительства
Алтайского края
от 15.10.2020 N 324-р
Описание
(концепция) создаваемого центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР)
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников рамках национального проекта "Образование" с указанием проблематики и предполагаемых результатов
В рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" перед системой образования, включая дополнительное профессиональное образование, поставлена задача формирования условий для непрерывного и системного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников.
Политика кадрового развития в системе образования Алтайского края строится на основе решения задачи улучшения качественных показателей, характеризующих педагогические кадры, повышение эффективности их педагогической деятельности за счет непрерывного повышения их профессионального уровня.
Сеть организаций системы образования включает: 344 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 171 филиал, 368 структурных подразделений общеобразовательных организаций; 680 общеобразовательных организаций, 401 филиал, 31 краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 98 организаций дополнительного образования детей; 39 учреждений профессионального образования.
В организациях региональной сферы образования работает 34181 педагогический работник, в том числе в дошкольных образовательных организациях - 9802 чел., из них - 7720 воспитателей; общеобразовательных организаций - 21368 чел., из них 19549 учителей, профессиональных образовательных организаций - 3011 чел., из них 2103 преподавателя общеобразовательных дисциплин.
В крае дополнительное профессиональное образование для педагогических работников предоставляют образовательные организации: КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова", ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина", ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет", ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет", пять педагогических колледжей.
Ежегодно более 12 тысяч педагогических и руководящих работников системы образования повышают свою квалификацию, в том числе за счет средств краевого бюджета около 10 000 человек. Из них более 7000 человек проходят курсы на базе КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова". Благодаря системной работе, проводимой на всех уровнях управления образованием, доля педагогических и руководящих работников системы общего образования, своевременно прошедших курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку, ежегодно составляет около 99%.
Сегодня в крае формируется система проектирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и профессионального развития учителей через систему непрерывного педагогического образования.
При реализации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП) образовательная деятельность основана на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного обучения.
Важным направлением профессионального роста педагогических кадров региональной системы образования является подготовка к работе в условиях действия профессиональных стандартов "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".
В рамках исполнения Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 28.05.2014 N ОГ-П8-3898 о реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общего образования с 2015 года в крае на всех уровнях управления образованием реализуется комплекс мероприятий, направленных на устранение профессиональных дефицитов педагогических работников, модернизацию педагогического образования, развитие общественного профессионально-педагогического движения.
Алтайский край в числе 21 региона Российской Федерации являлся стажировочной площадкой по реализации проекта "Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога" (далее - "профстандарт педагога"). Завершается реализация плана поэтапного внедрения профстандарта педагога в образовательных организациях Алтайского края. Каждый педагог составил стратегию профессионального роста, с 2015 года ведет индивидуальный план профессионального развития (далее - "индивидуальный план"), образовательные организации - дифференцированные программы развития профессиональной компетентности педагогических работников (далее - "дифференцированные программы"). В соответствии с индивидуальными планами и дифференцированными программами на краевом и муниципальном уровнях, уровне учреждения для педагогов создаются условия для профессионального роста и самореализации.
В Алтайском крае более 80% образовательных организаций являются сельскими, в том числе 64% - малокомплектными, в которых работает более 8,5 тыс. педагогических работников, совмещающих преподавание нескольких предметов. Данная специфика учитывается при составлении педагогами индивидуальных планов, администрацией образовательных организаций - дифференцированных программ, высшими и профессиональными образовательными организациями - ДПП.
Особенностью реализуемых ДПП является их практическая направленность на решение приоритетных задач системы образования края, ежегодное обновление с учетом индивидуальных профессиональных дефицитов и запросов педагогов, обязательная общественно-профессиональная экспертиза проектов указанных программ с последующим включением в реестр программ дополнительного профессионального образования.
С целью решения задач по обеспечению системы образования квалифицированными кадрами, развитию кадрового, научного и инновационного потенциала региональной системы образования заключены соглашения между Министерством образования и науки Алтайского края и ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет", КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова". Педагогические колледжи являются учреждениями, подведомственными Министерству образования и науки Алтайского края.
Многоуровневая модель персонифицированного повышения квалификации (далее - ПК) работников образования, реализуемая в регионе, обобщена на федеральном уровне и включает в качестве инвариантной составляющей практико-ориентированную стажировку. Модернизация системы ПК основывается на активном использовании практико-ориентированных модулей. Содержание ПК проектируется и оценивается на основе диагностики, выявления и коррекции профессиональных дефицитов педагогов, а также по результатам оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и т.д.), профессиональных потребностей педагогов.
Педагогам предлагаются технологии обучения, позволяющие осваивать содержание программы в режиме индивидуальной траектории, в том числе с применением цифровой образовательной платформы - системы дистанционного обучения Алтайского института развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова (LMS MOODLE). Модель персонифицированного ПК предполагает как повышение квалификации, так и отслеживание результатов обучения, осуществление посткурсового сопровождения и индивидуального консультирования.
Применение "каскадной" технологии, практики онлайн-курсов и смешанного обучения позволяет проводить обучение не только отдельных специалистов, но и муниципальных и школьных команд.
Развитию профессиональных компетенций педагогов способствует созданная в крае инфраструктура методической работы. Эффективно работают 20 отделений краевого учебно-методического объединения и 13 ассоциаций учителей по учебным предметам (областям), методические центры (службы) при муниципальных органах управления образованием.
В регионе развивается сетевая инновационная инфраструктура, объединяющая региональные инновационные площадки, созданные с целью поддержки педагогов по вопросам модернизации содержания и технологий образования, реализации приоритетных направлений государственной инновационной политики в сфере образования.
Проводимая в крае работа по созданию условий для непрерывного профессионального роста педагогических работников позволила:
обеспечить ежегодное повышение квалификации более 10 тысяч педагогических и руководящих работников за счет средств краевого бюджета;
достичь значения показателя 78% педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории, из них 78,8% учителей;
обеспечить методическую поддержку деятельности общественно-профессиональных объединений, охватывающих более 60% педагогов;
реализовывать дифференцированные программы развития профессиональной компетентности педагогических работников в 95% школ края;
сохранять в течение последних трех лет показатель закрепляемости молодых специалистов на уровне 85%.
Вместе с тем, практическая реализация мероприятий и программ в системе дополнительного профессионального образования выявила проблемы, для решения которых необходимо:
разрабатывать эффективные управленческие механизмы, нацеленные на создание условий для постоянного профессионального развития педагогических и руководящих работников, повышения профессиональных компетенций и профессионального мастерства;
расширять формы и форматы мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональных компетенций педагогов;
реализовывать новую политику мониторинга востребованности программ дополнительного профессионального образования на региональном рынке образовательных услуг;
внедрять сетевые формы реализации программ дополнительного профессионального образования, расширять сетевое взаимодействие субъектов образования.
Перед краевой системой образования в настоящее время стоят следующие задачи:
создание условий для непрерывного повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных общественных и технологических вызовов образованию - цифровизации экономики, преодоления профессиональных дефицитов и развития профессиональной компетентности конкретного учителя (на основе результатов оценочных процедур, диагностики профессиональных компетенций и анализа запросов педагогических работников на овладение новыми профессиональными компетенциями);
развитие сетевого профессионального общения и поддержку экспертных сообществ как эффективных ресурсов современного регионального повышения квалификации;
расширение участия педагогов с высокими результатами качества педагогической деятельности в проектировании повышения квалификации и путей его развития в целях непрерывного роста профессионального мастерства;
модернизация системы работы муниципальных методических служб, муниципальных органов управления образованием через сетевое взаимодействие организаций образования и науки, ориентацию на лучшие педагогические практики;
создание ресурсных центров, представляющих собой базу лучших управленческих и педагогических практик.
Для решения указанных задач в Алтайском крае планируется создание ЦНППМПР.
Создание в Алтайском крае ЦНППМПР будет способствовать достижению следующих результатов:
расширению кадрового потенциала научно-педагогических и методических работников для обеспечения адресного сопровождения профессионального развития педагогов, реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, составленных с учетом выявленных образовательных потребностей педагогических работников на основе оценочных процедур;
актуализации единого многоуровневого методического пространства, созданию условий для мотивации педагогических работников к профессиональному развитию и саморазвитию, адаптации их к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;
совершенствованию инфраструктуры, обновлению содержания и развития форм повышения квалификации (в том числе организации стажировок, "горизонтального обучения"), росту участия педагогических работников, общественно-профессиональных ассоциаций в их реализации;
развитию цифровой компетенции педагогических работников и их способности повышать уровень профессионального мастерства в условиях новой инфраструктуры непрерывного образования;
привлечению работодателей к дополнительному профессиональному образованию;
росту качества реализуемых дополнительных профессиональных программ и программ непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников планируется создать как обособленного структурное подразделение КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова".
Таблица 1
Сведения
об образовательной организации, на площадке которой планируется создание ЦНППМПР
Наименование учреждения |
Модель |
Целевые группы подготовки педагогов на базе Центров |
Кол-во реализуемых ДПП |
Общая численность педагогических работников Алтайского края на 12.10.2020 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова" |
стандарт |
Педагогические работники образовательных организаций (в том числе молодые педагоги), школьные команды, участники ассоциаций учителей, отделений краевого учебно-методического объединения, руководители образовательных организаций |
302 |
34181 |
Создаваемый Центр имеет необходимый кадровый потенциал для реализации мероприятий проекта, а также планирует привлечение квалифицированных специалистов организаций высшего образования. Сведения о качественном кадровом составе представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сведения
о качественном кадровом составе учреждения, площадкой которого станет создаваемый ЦНППМПР
Наименование учреждения |
Кол-во педработников, чел. |
Кол-во педработников, задействованных в ДПО, чел. |
Квалификация |
1 |
2 |
3 |
4 |
КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова" |
171 (с совместителями) |
171 (с совместителями) |
Все педагогические работники имеют квалификацию, соответствующую профилю реализуемых программ ДПО. 1 доктор наук, 43 кандидата наук |
Описание создаваемого ЦНППМПР:
ЦНППМПР по модели "стандарт" создается на площадке КАУ ДПО "Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова" по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Социалистический, 60. Общая площадь здания составляет 2862,4 кв. м, из них 698,8 кв. м выделяется на ЦНППМПР. Здание 1938 года постройки, трехэтажное кирпичное, размещено на самостоятельном благоустроенном земельном участке площадью 4449 кв. м.
По периметру здания установлено видеонаблюдение и электрическое освещение. Въезды и входы на территорию имеют твердое покрытие. На территории оборудована парковка, в том числе с местами для людей с инвалидностью. Здание подключено к городским инженерным сетям (холодному, горячему водоснабжению, канализации, отоплению).
На первом этаже размещена столовая площадью 178,8 кв. м, рассчитанная на 70 посадочных мест.
Создаваемый ЦНППМПР включает медиатеку площадью 70 кв. м, помещение для организации коворкинг-пространства 50 кв. м, 2 лектория площадью 100 кв. м и 70 кв. м, рецепцию и помещение для персонала площадью 50 кв. м, помещение для проектной деятельности площадью 50 кв. м, 5 многофункциональных учебных аудиторий площадью от 35 кв. м до 65 кв. м, включая 2 аудитории-трансформера, рекреационные пространства.
Зонирование помещений и дизайн-проект разработаны в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2019 N МР-4/02вн "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего".
2. Иная дополнительная информация
Таблица 3
Успешный опыт
Алтайского края по выполнению масштабных программ и проектов в сфере образования в 2014-2020 годах
Наименование проекта/мероприятия |
Статус проекта/мероприятия (международный, межрегиональный, общероссийский) |
Кол-во участников, (в т.ч. из других регионов), основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
4 |
5 |
Федеральная стажировочная площадка "Развитие современных образовательных практик средствами инновационных методических сетей и механизмами профессионально-общественного управления" (2016) |
Общероссийский |
Приняли участие 5934 чел. (из них 3152 чел. из других регионов); проведено 22 мероприятия по обсуждению и реализации концепций модернизации содержания и технологий обучения (1810 чел.); приобретено 6555 экз. литературы гражданско-патриотического характера в печатном виде; 964 образовательным организациям края обеспечен доступ к полнотекстовым электронным ресурсам; разработано 19 программ ПК, обучено 2173 чел. из 62 субъектов РФ |
Увеличение доли учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них методическую помощь и поддержку, до 99,7% |
Проект Tempus "Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей BUSEEG-RU-UA" (2014-2016 гг.) |
Международный |
Приняли участие 131 чел.: прошли повышение квалификации 109 студентов и 22 сотрудника учреждений среднего профессионального образования |
536 консультаций по формированию предпринимательских качеств |
Всероссийская онлайн конференция "Модернизация концепций предметного содержания: проблемы теории и практики" (2016) |
Общероссийский |
Приняли участие 778 чел. |
Увеличение числа педагогов, участвующих в обсуждении предметных концепций |
Всероссийская научно-практическая конференция "Модернизация содержания общего образования и технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках профессиональных сообществ" (2016) |
Общероссийский |
Приняли участие 1000 чел. |
19 секций по обмену опытом эффективных решений развития профессиональных компетенций |
VIII межрегиональная научно-практическая конференция имени И.К. Шалаева "От результатов оценки - к достижению нового качества образования" (2016) |
Межрегиональный |
Приняли участие 500 чел. |
Увеличение доли педагогов, использующих результаты оценки качества образования в профессиональной деятельности |
Мероприятие ФЦПРО на 2016-2020 гг. "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных и создание национальных механизмов оценки качества образовательных проектов" (2016) |
Общероссийский |
Обучен 361 эксперт предметных комиссий |
Создана инфраструктура системы независимой оценки качества образования |
Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности (2016-2017 гг.) |
Общероссийский |
Обучено 1200 человек |
Увеличение доли педагогов, обеспечивающих повышение финансовой грамотности обучающихся |
Повышение потенциала педагогических работников в вопросах предотвращения насилия и дискриминации в образовательных организациях (2017) |
Межрегиональный |
Обучено 600 человек из 5 регионов |
Увеличение числа участников проекта, эффективно использующих современные образовательные технологии в профессиональной деятельности |
Межрегиональная научно-практическая конференция "Второй иностранный язык в школе: проблемы и перспективы" (2017) |
Межрегиональный |
Приняли участие 400 педагогов из 11 регионов России |
Повышение компетентности педагогов по внедрению второго иностранного языка в школах |
Межрегиональная научно-практическая конференция по естественнонаучным дисциплинам "Построение единого естественнонаучного пространства системы образования Алтайского края: опыт и перспективы" (2017) |
Межрегиональный |
Приняли участие 114 чел. |
Увеличение числа участников проекта, эффективно использующих современные образовательные технологии в профессиональной деятельности |
VI форум "Электронная неделя на Алтае - 2017" (2017) |
Общероссийский |
Приняли участие более 1000 участников из 17 регионов РФ |
Увеличение доли педагогов, применяющих информационные технологии |
Мероприятие ФЦПРО на 2016-2020 гг. 2.4 "Модернизация технологий и содержание обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений" (2017) |
Общероссийский |
Обучено 1050 педагогических работников и руководителей образовательных организаций из 20 субъектов РФ; издан сборник инструктивных и методических материалов для сетевых сообществ; подготовлен комплект методических материалов для учителя (в т.ч. онлайн конструктор рабочих программ и т.д.) |
Увеличение доли школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, до 80%; увеличение доли учителей, участвующих в деятельности профессиональных сетевых сообществ и саморегулируемых организаций, и регулярно получающих в них методическую помощь и поддержку, до 99,7% |
Мероприятие ФЦПРО на 2016-2020 гг. 2.2. "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов" (2017) |
Общероссийский |
Приняли участие 1050 чел.; организовано 2 выездных мероприятия, охвачено более 50% общеобразовательных организаций (команд-пар); проведено: 4 вебинара, 8 учебно-методических семинаров для проектных команд; прошли обучение 100 педагогов |
Увеличение доли школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, до 80% |
Мероприятие ГП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013-2020 гг. в целях внедрения в краевых образовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы (2017-2018) |
Общероссийский |
Организованы курсы ПК (312 чел.); разработаны 3 УМК; подготовлен сборник "Сохранение, укрепление, формирование здоровья обучающихся в условиях реализации ФГОС и АОП" |
Увеличение числа специалистов и педагогических работников, повысивших профессиональный уровень по вопросам внедрения системы мониторинга здоровья обучающихся, до 800 человек |
Мероприятие ГП "Развитие образования" по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений (2018) |
Общероссийский |
Обучено 1050 педагогических работников и руководителей образовательных организаций из 20 субъектов РФ; изд |
<< Приложение 1 Приложение 1 |
||
Содержание Распоряжение Правительства Алтайского края от 15 октября 2020 г. N 324-р Об изменении комплекса мер по созданию и функционированию... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.