Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждена
распоряжением
администрации области
от 15.10.2020 N 713-р
Концепция
по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
С учетом динамичных изменений в социально-экономической и технологической сферах образовательная система должна постоянно обновляться, предоставляя обучающимся новые образовательные возможности, отвечающие возникающим вызовам.
Формирование подобной образовательной системы невозможно без изменения в существующей практике и институциональных механизмах профессионального развития педагогических работников и руководителей образовательных организаций. В реалиях XXI века востребованной становится модель повышения квалификации, основанная на гибком сочетании формального и неформального обучения, активном использовании ресурсов "горизонтального обучения" по принципу Р2Р ("равный обучает равного") и ориентированная на максимально оперативное обновление знаний и инструментария педагогической деятельности, а также цифровых навыков педагогических работников. В основу подобного повышения квалификации согласно концепции национальной системы учительского роста должна быть положена комплексная диагностика профессиональных компетенций педагогических работников, являющаяся базисом для выстраивания индивидуализированных образовательных программ с учетом дефицитов и запросов конкретного педагога.
Ключевую роль в решении данной задачи призвано сыграть создание в регионах Российской Федерации сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР), предусмотренное федеральным проектом "Учитель будущего" национального проекта "Образование". ЦНППМПР, дополняющие собой традиционные институты повышения квалификации и методические службы, должны стать основным движителем инновационного обновления технологий и содержания образования.
ЦНППМПР предоставят педагогическим работникам возможность обучения по "эксклюзивным" дополнительным профессиональным программам, концентрирующим лучшие инновационные практики мирового образования, выступят организаторами эффективных стажировочных программ и современных форматов обучения, в том числе через участие в деятельности сетевых профессиональных сообществ.
В настоящее время система образования области включает 366 образовательных организаций, 160687 обучающихся и воспитанников, 15437 педагогических работников (из них: 362 руководителя образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам).
Система повышения квалификации педагогических и руководящих работников в регионе представлена:
Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" (далее - ТОИПКРО);
3 образовательными организациями высшего образования (федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования (далее - ФГБОУ ВО) "Мичуринский государственный аграрный университет", ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина", ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный технический университет").
Региональный реестр программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки составляет 128 единиц, в том числе в 2018 - 2019 годах были разработаны и актуализированы 70 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации и профессиональную переподготовку на базе ТОИПКРО ежегодно проходят порядка 6000 педагогических и руководящих работников всех уровней образования, что составляет 46% от общей численности.
Сопровождение профессионального развития педагогических работников обеспечивают также 23 муниципальные методические службы. Однако методические службы имеются не во всех муниципалитетах области, а их кадровый состав в количественном и качественном отношении не полностью соответствует актуальным потребностям развития системы образования.
В регионе имеется значительный опыт по модернизации системы повышения квалификации педагогических работников на основе проведения диагностики профессиональных дефицитов, повышения адресной направленности содержания и форматов реализации дополнительных профессиональных программ.
С 2011 года в практику обучения педагогических работников образовательных организаций на курсах повышения квалификации была интегрирована входная диагностика на основе самооценки слушателями уровня своей готовности к выполнению ключевых профессиональных задач, обусловленных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования. Позднее инструментарий диагностики был доработан с учетом положений профессионального стандарта учителя. Данные самодиагностики учитывались при разработке содержательного наполнения дополнительных профессиональных программ.
В течение последних двух лет в ТОИПКРО разработана, апробирована и включена в систему повышения квалификации педагогических работников новая модель диагностики профессиональных дефицитов, отвечающая общей парадигме формирования национальной системы учительского роста. Модель реализуется в форме входного оценивания слушателей курсов на основе диагностического инструментария, разработанного с учетом методологических подходов, использованных при создании апробируемых на современном этапе образцов единых федеральных оценочных материалов (далее - ЕФОМ). Разработанные образцы оценочных средств позволяют оценить на данный момент предметную компетентность и методическую компетентность учителей-предметников. Значительная часть заданий моделирует действия учителя в типичных ситуациях профессиональной деятельности. Результаты диагностики служат базисом для разработки программ повышения квалификации, отвечающих специфике затруднений конкретных групп учителей. Адресность обучения достигается за счет разного наполнения вариативной части программы курсов: учителям одного и того же предмета могут быть предложены различающиеся по содержанию учебные планы повышения квалификации.
В настоящее время ТОИПКРО апробируется автоматизированная технология объективной и комплексной оценки профессиональной квалификации педагогических работников, разработанная межрегиональной профессионально-общественной "Ассоциацией развития технологий оценки работников и образовательных учреждений". Автоматизированная технология обеспечивает оценку уровня сформированности определенных профессиональных компетенций с помощью практико-ориентированных заданий, ситуативных педагогических задач и других методов. Выводы по результатам оценки позволяют формировать адресные рекомендации по повышению квалификации.
Модульный принцип проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ и действующая кредитно-зачетная система (возможность зачета слушателям тематических модулей, изученных в рамках других курсов) позволяет выстраивать вариативную часть реализации содержания программ повышения квалификации с учетом уровня подготовки, выявленных дефицитов и запросов обучающихся.
За последние годы значительно возросла доля занятий, организуемых в современном интерактивном формате (проектировочные сессии, тренинги, деловые и ролевые игры и т.д.).
Имеется опыт организации обучения педагогов по индивидуальным образовательным программам с тьюторским сопровождением. Формирование индивидуальных образовательных программ осуществляется на основе результатов самодиагностики педагогами профессиональных дефицитов, организуемой в формате электронного анкетирования на основе специально разработанного специалистами ТОИПКРО инструментария.
С 2009 года действует Центр дистанционного обучения ТОИПКРО, обеспечивающий частичную реализацию программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий (http://68cdo.ru). Контент для дистанционного обучения регулярно обновляется и включает в себя базовый теоретический материал, примеры успешных практик из опыта образовательных организаций области, видеозаписи лекций и вебинаров, разработки практических заданий для слушателей, блок диагностики.
Инновационным и, как показывает практика, эффективным способом информального обучения педагогов в части освоения современных педагогических технологий, развития ключевых компетенций и цифровых навыков стало включение педагогических работников в разнообразные интернет-активности обучающего характера (виртуальные мастер-классы, тренинги, педагогические мастерские, совместные образовательные квесты и образовательные путешествия для педагогов и учащихся). Участниками организуемых интернет-активностей становятся педагоги не только Тамбовской области, но и других субъектов Российской Федерации.
Существенным стимулом ориентации региональной системы повышения квалификации на обучение педагогов новейшим образовательным технологиям и методикам с практической опорой на лучшие практики, имеющиеся в региональной системе образования, стало участие Тамбовской области в качестве федеральной стажировочной площадки в реализации мероприятий Государственной программы "Развитие образования Российской Федерации" по направлениям:
модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений;
развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов.
Тем не менее, существующая в регионе институциональная модель сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников не обладает в полной мере гибкостью и оперативностью, материально-технической базой и кадровым ресурсом, отвечающими современным требованиям.
Для поддержки дальнейшего развития системы образования области в условиях динамично меняющегося информационного общества необходима построенная на новых основаниях система непрерывного повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников. Организационное и содержательное решение этой задачи может быть обеспечено посредством создания ЦНППМПР.
Создание и обеспечение функционирования ЦНППМПР с учетом особенностей сложившейся в регионе системы повышения квалификации и актуальных векторов ее развития будет способствовать достижению следующих результатов:
созданию принципиально новой инфраструктуры повышения квалификации, полноценными субъектами которой наряду с создаваемым ЦНППМПР и существующими организациями дополнительного профессионального образования должны стать профессиональные ассоциации педагогических работников и руководителей, а также стажировочные площадки на базе образовательных организаций региона;
рациональному распределению функций и выстраиванию эффективных моделей сетевого взаимодействия между субъектами региональной системы повышения квалификации;
успешной ликвидации индивидуальных профессиональных дефицитов педагогических работников и руководителей, выявляемых на основе их комплексной диагностики (ежегодно не менее 5% педагогических работников области будут осваивать программы непрерывног
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.