Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Утверждена
распоряжением
администрации области
от 15.10.2020 N 713-р
Концепция
по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
С учетом динамичных изменений в социально-экономической и технологической сферах образовательная система должна постоянно обновляться, предоставляя обучающимся новые образовательные возможности, отвечающие возникающим вызовам.
Формирование подобной образовательной системы невозможно без изменения в существующей практике и институциональных механизмах профессионального развития педагогических работников и руководителей образовательных организаций. В реалиях XXI века востребованной становится модель повышения квалификации, основанная на гибком сочетании формального и неформального обучения, активном использовании ресурсов "горизонтального обучения" по принципу Р2Р ("равный обучает равного") и ориентированная на максимально оперативное обновление знаний и инструментария педагогической деятельности, а также цифровых навыков педагогических работников. В основу подобного повышения квалификации согласно концепции национальной системы учительского роста должна быть положена комплексная диагностика профессиональных компетенций педагогических работников, являющаяся базисом для выстраивания индивидуализированных образовательных программ с учетом дефицитов и запросов конкретного педагога.
Ключевую роль в решении данной задачи призвано сыграть создание в регионах Российской Федерации сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР), предусмотренное федеральным проектом "Учитель будущего" национального проекта "Образование". ЦНППМПР, дополняющие собой традиционные институты повышения квалификации и методические службы, должны стать основным движителем инновационного обновления технологий и содержания образования.
ЦНППМПР предоставят педагогическим работникам возможность обучения по "эксклюзивным" дополнительным профессиональным программам, концентрирующим лучшие инновационные практики мирового образования, выступят организаторами эффективных стажировочных программ и современных форматов обучения, в том числе через участие в деятельности сетевых профессиональных сообществ.
В настоящее время система образования области включает 366 образовательных организаций, 160687 обучающихся и воспитанников, 15437 педагогических работников (из них: 362 руководителя образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам).
Система повышения квалификации педагогических и руководящих работников в регионе представлена:
Тамбовским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" (далее - ТОИПКРО);
3 образовательными организациями высшего образования (федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования (далее - ФГБОУ ВО) "Мичуринский государственный аграрный университет", ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина", ФГБОУ ВО "Тамбовский государственный технический университет").
Региональный реестр программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки составляет 128 единиц, в том числе в 2018 - 2019 годах были разработаны и актуализированы 70 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации и профессиональную переподготовку на базе ТОИПКРО ежегодно проходят порядка 6000 педагогических и руководящих работников всех уровней образования, что составляет 46% от общей численности.
Сопровождение профессионального развития педагогических работников обеспечивают также 23 муниципальные методические службы. Однако методические службы имеются не во всех муниципалитетах области, а их кадровый состав в количественном и качественном отношении не полностью соответствует актуальным потребностям развития системы образования.
В регионе имеется значительный опыт по модернизации системы повышения квалификации педагогических работников на основе проведения диагностики профессиональных дефицитов, повышения адресной направленности содержания и форматов реализации дополнительных профессиональных программ.
С 2011 года в практику обучения педагогических работников образовательных организаций на курсах повышения квалификации была интегрирована входная диагностика на основе самооценки слушателями уровня своей готовности к выполнению ключевых профессиональных задач, обусловленных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования. Позднее инструментарий диагностики был доработан с учетом положений профессионального стандарта учителя. Данные самодиагностики учитывались при разработке содержательного наполнения дополнительных профессиональных программ.
В течение последних двух лет в ТОИПКРО разработана, апробирована и включена в систему повышения квалификации педагогических работников новая модель диагностики профессиональных дефицитов, отвечающая общей парадигме формирования национальной системы учительского роста. Модель реализуется в форме входного оценивания слушателей курсов на основе диагностического инструментария, разработанного с учетом методологических подходов, использованных при создании апробируемых на современном этапе образцов единых федеральных оценочных материалов (далее - ЕФОМ). Разработанные образцы оценочных средств позволяют оценить на данный момент предметную компетентность и методическую компетентность учителей-предметников. Значительная часть заданий моделирует действия учителя в типичных ситуациях профессиональной деятельности. Результаты диагностики служат базисом для разработки программ повышения квалификации, отвечающих специфике затруднений конкретных групп учителей. Адресность обучения достигается за счет разного наполнения вариативной части программы курсов: учителям одного и того же предмета могут быть предложены различающиеся по содержанию учебные планы повышения квалификации.
В настоящее время ТОИПКРО апробируется автоматизированная технология объективной и комплексной оценки профессиональной квалификации педагогических работников, разработанная межрегиональной профессионально-общественной "Ассоциацией развития технологий оценки работников и образовательных учреждений". Автоматизированная технология обеспечивает оценку уровня сформированности определенных профессиональных компетенций с помощью практико-ориентированных заданий, ситуативных педагогических задач и других методов. Выводы по результатам оценки позволяют формировать адресные рекомендации по повышению квалификации.
Модульный принцип проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ и действующая кредитно-зачетная система (возможность зачета слушателям тематических модулей, изученных в рамках других курсов) позволяет выстраивать вариативную часть реализации содержания программ повышения квалификации с учетом уровня подготовки, выявленных дефицитов и запросов обучающихся.
За последние годы значительно возросла доля занятий, организуемых в современном интерактивном формате (проектировочные сессии, тренинги, деловые и ролевые игры и т.д.).
Имеется опыт организации обучения педагогов по индивидуальным образовательным программам с тьюторским сопровождением. Формирование индивидуальных образовательных программ осуществляется на основе результатов самодиагностики педагогами профессиональных дефицитов, организуемой в формате электронного анкетирования на основе специально разработанного специалистами ТОИПКРО инструментария.
С 2009 года действует Центр дистанционного обучения ТОИПКРО, обеспечивающий частичную реализацию программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий (http://68cdo.ru). Контент для дистанционного обучения регулярно обновляется и включает в себя базовый теоретический материал, примеры успешных практик из опыта образовательных организаций области, видеозаписи лекций и вебинаров, разработки практических заданий для слушателей, блок диагностики.
Инновационным и, как показывает практика, эффективным способом информального обучения педагогов в части освоения современных педагогических технологий, развития ключевых компетенций и цифровых навыков стало включение педагогических работников в разнообразные интернет-активности обучающего характера (виртуальные мастер-классы, тренинги, педагогические мастерские, совместные образовательные квесты и образовательные путешествия для педагогов и учащихся). Участниками организуемых интернет-активностей становятся педагоги не только Тамбовской области, но и других субъектов Российской Федерации.
Существенным стимулом ориентации региональной системы повышения квалификации на обучение педагогов новейшим образовательным технологиям и методикам с практической опорой на лучшие практики, имеющиеся в региональной системе образования, стало участие Тамбовской области в качестве федеральной стажировочной площадки в реализации мероприятий Государственной программы "Развитие образования Российской Федерации" по направлениям:
модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений;
развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;
повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов.
Тем не менее, существующая в регионе институциональная модель сопровождения профессионального развития педагогических и руководящих работников не обладает в полной мере гибкостью и оперативностью, материально-технической базой и кадровым ресурсом, отвечающими современным требованиям.
Для поддержки дальнейшего развития системы образования области в условиях динамично меняющегося информационного общества необходима построенная на новых основаниях система непрерывного повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников. Организационное и содержательное решение этой задачи может быть обеспечено посредством создания ЦНППМПР.
Создание и обеспечение функционирования ЦНППМПР с учетом особенностей сложившейся в регионе системы повышения квалификации и актуальных векторов ее развития будет способствовать достижению следующих результатов:
созданию принципиально новой инфраструктуры повышения квалификации, полноценными субъектами которой наряду с создаваемым ЦНППМПР и существующими организациями дополнительного профессионального образования должны стать профессиональные ассоциации педагогических работников и руководителей, а также стажировочные площадки на базе образовательных организаций региона;
рациональному распределению функций и выстраиванию эффективных моделей сетевого взаимодействия между субъектами региональной системы повышения квалификации;
успешной ликвидации индивидуальных профессиональных дефицитов педагогических работников и руководителей, выявляемых на основе их комплексной диагностики (ежегодно не менее 5% педагогических работников области будут осваивать программы непрерывного повышения профессионального мастерства по индивидуальным образовательным маршрутам в ЦНППМПР);
обеспечению доступности для каждого педагогического работника качественного повышения квалификации по профилю педагогической деятельности с учетом его профессиональных дефицитов и интересов, а также требований работодателей;
стимулированию участия педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций;
росту участия педагогических работников и руководителей в мероприятиях, направленных на общественно-профессиональное развитие педагогических работников;
поддержке развития "горизонтального обучения" среди педагогических работников, в том числе на основе обмена опытом;
росту удовлетворенности педагогических работников качеством дополнительных профессиональных программ, условиями и результатами их реализации.
2. Описание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
ЦНППМПР будет создан в качестве структурного подразделения Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования". Информация о предполагаемом ЦНППМПР представлена в приложении N 1.
ЦНППМПР будет размещаться на 3 и 4 этажах здания, расположенного на пересечении крупных транспортных магистралей города, с хорошей транспортной доступностью. Общая площадь помещений составляет 929,1 м2 и разделена на следующие функциональные зоны:
медиатека - организованное пространство для индивидуальной и массовой работы с информацией на электронных носителях (количество мест для посетителей - не менее 15);
помещение для организации пространства для групповой работы (количество мест для посетителей - не менее 15);
2 лектория (количество мест для посетителей - не менее 100);
1 помещение для проектной деятельности;
5 многофункциональных учебных аудиторий - помещения, оборудованные и сконструированные как легкотрансформируемые под различные формы организации образовательного процесса, из них 2 аудитории-трансформер (оборудованных мест для участников - не менее 15 в каждой аудитории);
рецепция, помещение для персонала (рабочие места для сотрудников ЦНППМПР), рекреации, коридоры.
Штатное расписание ЦНППМПР и предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ЦНППМПР представлены в приложении N 2 и приложении N 3 соответственно.
Создаваемый в Тамбовской области ЦНППМПР будет оснащен оборудованием и средствами обучения в соответствии с Примерным перечнем, содержащимся в Методических рекомендациях по созданию и обеспечению функционирования центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
Содержание дополнительных профессиональных программ, реализуемых на базе ЦНППМПР, будет направлено на развитие комплекса методических, психолого-педагогических, цифровых и коммуникативных компетенций педагогических работников, обеспечивающих формирование современных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. В качестве примеров можно привести такие программы, как "Межпредметные технологии в онлайн-обучении на основе геймификации", "Использование инструментов сетевой онлайн-коммуникации для организации образовательной деятельности", "Организация проектной деятельности в цифровой среде" и др.
Особенностью реализации дополнительных профессиональных программ станет реальное погружение в практическую деятельность посредством проведения тренингов, мастер-классов, применения проектных и рефлексивных методик обучения с использованием цифровых инструментов, онлайн-коммуникации. В деятельности ЦНППМПР получат широкое применение дистанционные образовательные технологии, моделирование сетевой проектной деятельности, прохождение стажировок на инновационных площадках региона. Работа ЦНППМПР будет строиться на основе интеграции ресурсов методического пространства региона, сочетания формальных и информальных форм повышения квалификации, что поможет обеспечить академическую мобильность педагогических работников.
ЦНППМПР станет важным элементом методической сети региона. Методическая работа ЦНППМПР будет направлена на координацию деятельности профессиональных ассоциаций, реализацию современных форматов обмена профессиональным опытом и лучшими практиками, модернизацию системы конкурсов профессионального мастерства, консультационную поддержку педагогов. Таблица индикаторов эффективности деятельности ЦНППМПР представлена в приложении N 4.
3. Взаимодействие с центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Деятельность ЦНППМПР будет выстроена с опорой на взаимодействие с ЦНППМПР других субъектов Российской Федерации (в том числе - Астраханской области, Кабардино-Балкарской Республики) в целях привлечения их ресурсов для разработки дополнительных профессиональных программ, расширения возможностей реализации индивидуальных образовательных траекторий, информационной и консультационной работы с педагогами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.