Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Государственный железнодорожный надзор
(Госжелдорнадзор)*
Примечание: * Принятые сокращения органов Ространснадзора даны во Введении к настоящему Докладу.
1. Состояние нормативно-правового регулирования для осуществления Госжелдорнадзора
УГЖДН ЦА, проанализировало нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность ОГЖДН и его должностных лиц, а также устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления Госжелдорнадзора, и в пункте 7.2. раздела II представило предложения по их совершенствованию.
Федеральное и ведомственное законодательство в сфере Госжелдорнадзора опубликовано в свободном доступе на официальном сайте органов Ространснадзора в сети Интернет.
2. Организация государственного контроля (надзора) Госжелдорнадзора
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления представлены в таблице N 18
Таблица N 18
2.2. Перечень и описание видов государственного контроля (надзора) Госжелдорнадзора представлен в таблице N 19
Таблица N 19
Наименование исполняемой функции* |
Описание функции** |
1. Основные функции
| |
1.1. Контрольные (надзорные) функции
| |
1. Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации ж.д. транспорта |
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области железнодорожного транспорта, обязательных требований в области безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" статья 4 пункт 2; пункт 5.1.5 ПП РФ N 398) |
2. Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
Предметом государственного надзора за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава по железнодорожным путям общего и необщего пользования, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и к их деятельности в области пожарной безопасности (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" статья 4 пункт 2; пункт 5.1.7 ПП РФ N 398) |
3. Расследованию транспортных происшествий на железнодорожном транспорте |
Классификация, расследование и учет транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта) |
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации |
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" |
5. Прием уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности |
|
6. Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" |
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2015 N 104 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" |
Примечание:
* перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций, исполнение которых обязательно для всех подразделений Ространснадзора даны в п. 2.2. Раздела I;
наименование и реквизиты административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
**Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций ОГЖДН, представлены в таблице N 20
Таблица N 20
N |
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения контрольных функций |
1. |
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" |
2. |
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" |
3. |
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
4. |
Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" |
5. |
Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" |
8. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" |
9. |
Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" |
10. |
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" |
11. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2015 г. N 104 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного Союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" |
12. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" |
13. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2011 N 270 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте" |
14. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2011 N 271 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава" |
Примечание:
* Наименование и реквизиты:
административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнение функций, действия которых распространяются, на все органы Ространснадзора даны в п. 2.3. Раздела I.
2.4. Информация о взаимодействии при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия, представлена в таблице N 21
Таблица N 21
Наименование органа государственного контроля (надзора), с которым организовано взаимодействие |
Основание для взаимодействия (договор, соглашение, нормативный правовой акт и т.п.) |
Формы взаимодействия |
Территориальные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации |
ч. 1 ст. 22 ФЗ N 2202-1 |
участие в проверках, проводимых транспортными прокурорами, в качестве специалистов, обладающих специальными техническими знаниями; ежемесячное направление отчетов о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях |
ч. 2 ст. 25 ФЗ N 2202-1 |
в соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ N 2202-1 |
|
п. 2 УП РФ N 224 |
направление перечня организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без наличия лицензии, выдаваемой Федеральной службой по надзору в сфере транспорта |
|
ч. 6 ст. 9 ФЗ N 294 |
направление в установленные сроки для согласования ежегодного плана проведения плановых проверок |
|
п. 1.5 Пр ГПРФ N 93 |
ежемесячное направление информации о проведенных внеплановых выездных проверках |
|
Федеральная служба судебных приставов |
в соответствии со п. 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 229 |
взыскание неуплаченных в установленный срок административных штрафов |
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу |
соглашение от 02 июня 2009 года |
проведение регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в рамках Постановления Правительства Российской Федерации N 83 от 06.02.2002 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" |
ОАО "Российские железные дороги" |
соглашение от 13.10.2017 N 207 о взаимодействии между ОАО "Российские железные дороги" и Ространснадзором |
сотрудничество в области безопасности движения на железнодорожном транспорте |
Минтранс России, Росжелдор, Ространснадзор, ФГУП "Ведомственная охрана на ждт", ОАО "Российские железные дороги" |
Соглашение от 05.04.2013 N 10-38-12/К-6/75 |
осуществление информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта |
Примечание: * Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2.5. Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными организациями
ОГЖДН подведомственных организаций не имеет.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
ОГЖДН аккредитацию не проводит.
3. Финансовое и кадровое обеспечение Госжелдорнадзора
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора), представлены в таблице N 22
Таблица N 22
Периоды |
Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору), тыс. руб. |
Выплаты экспертным организациям и экспертам, привлекаемым к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок, тыс. руб. |
|
план |
факт |
||
2018 год |
213485 |
213485 |
0 |
3.2. Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору) и об укомплектованности штатной численностью, представлены в таблице N 23
Таблица N 23
Период |
Количество штатных единиц, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), ед. |
Укомплектованность штатных единиц, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), % |
||
всего |
замещенных |
вакантных |
|
|
2018 год |
187 |
163 |
24 |
87,2 |
3.3. Сведения о квалификации работников, выполняющих функции по контролю (надзору), и о мероприятиях по повышению их квалификации
3.3.1. Сведения по федеральным государственным гражданским служащим, которых необходимо направить на обучение, представлены в таблице N 24 (далее - Заявка)
Таблица N 24
Период |
Кол-во федеральных гос. служащих, выполняющих функции по контролю (надзору) |
Кол-во федеральных государственных служащих, направляемых на обучение (чел.) |
Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете (тыс. руб.) |
||||
всего |
профессиональной переподготовки |
повышение квалификации |
всего |
профессиональной переподготовки |
повышение квалификации |
||
2018 год |
187 |
33 |
- |
33 |
158,496 |
- |
158,496 |
3.3.2. Сведения о мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольные функции, представлены в таблице N 25.
Таблица N 25
Период |
Количество федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, (единиц) |
||||
запланированных на повышение квалификации в отчетном году |
прошедших повышение квалификации |
||||
согласно Заявке |
за счет целевых средств гос. заказа (при распределении денежных средств) |
всего |
из них: |
||
за счет целевых средств, выделенных на исполнение гос. заказа |
за счет средств по текущему виду финансирования |
||||
2018 год |
33 |
22 |
14 |
19 |
- |
3.4. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору) представлены в таблице N 26
Таблица N 26
Наименование исполняемой функции |
Показатель измерения объема функции |
Число сотрудников выполняющих функции по контролю (надзору) чел. |
Выполненный за отчетный период объем функции, ед. |
Средняя нагрузка на 1 работника, ед./чел. |
год |
год |
год |
||
Проверки хозяйствующих субъектов |
Количество проверок |
235 |
6791 |
28,9 |
3.5. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
4. Проведение государственного контроля (надзора) Госжелдорнадзора
4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора)
4.1.1. Сведения о проверках, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 27
Таблица N 27
4.1.2. Сведения о проверках транспортных средств, представлены в таблице N 28
Таблица N 28
Количество осмотров объектов транспортной инфраструктуры (проверки железнодорожных переездов), всего |
Период |
Ед. изм. |
Проведено проверок (осмотров) |
Выявлено нарушений |
год |
ед. |
1229 |
9539 |
|
I пол. |
1177 |
8039 |
4.1.3. Сведения об уведомлениях, о начале предпринимательской деятельности, представлены в таблице N 29
Таблица N 29
4.1.4. Сведения об аттестационной деятельности
ОГЖДН аттестационную деятельность не проводит.
4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору), а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности
Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору) ОГЖДН не привлекались.
4.3. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представлены в таблице N 30
Таблица N 30
4.4. Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 31
Таблица N 31
Наименование профильного (территориального) управления Ространснадзора |
Риск-ориентированный подход |
|
сведения о применении |
проблемные вопросы |
|
Госжелдорнадзор |
Госжелдорнадзором проведена работа по отнесению субъектов к категориям рисков согласно проекту Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности". Всего (на 01.01.2019) по категориям риска: Высокий риск (1 раз в год) - 2 ю.л.; Значительный риск (1 раз в 3 года) - 66 ю.л.; Средний риск (не чаще 1 раза в 5 лет) - 449 ю.л.; Низкий риск (не чаще 1 раза в 10 лет) - 17771 ю.л. |
|
4.5. Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований представлены в таблице N 32
Таблица N 32
Наименование профильного (территориального) управления Ространснадзора |
Проведение профилактики нарушений обязательных требований, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий |
|
Количество проведенных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований |
количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, ед. |
|
Госжелдорнадзор |
664 совещания с руководителями и специалистами, владельцами железнодорожных путей необщего пользования |
259 предостережений |
32 публичных обсуждения результатов правоприменительной практики с подконтрольными субъектами | ||
49 публикаций в СМИ |
4.6. Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями представлены в таблице N 33
Таблица N 33
количество проведенных рейдовых осмотров в 2018 году |
осмотрено ПС (ед.) |
выявлено несоответствий |
|
всего |
критических |
||
Госжелдорнадзор |
7030 |
7872 |
2566 |
4.7. Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства представлены в таблице N 34
Таблица N 34
Наименование профильного (территориального) управления Ространснадзора |
Количество проведенных в отчетном периоде проверок малого предпринимательства, ед. |
Госжелдорнадзор |
2 |
5. Действия ОГЖДН по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений выявленных при проведении Госжелдорнадзора
5.1. Сведения о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений
Сведения о результатах проверок и административных расследований, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 35.
Таблица N 35
N |
Наименование показателя |
Период |
Значение показателя |
1 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, единиц |
год |
1209 |
2 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единиц |
год |
1024 |
3 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единиц |
год |
0 |
4 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, единиц |
год |
1215 |
5 |
Выявлено правонарушений, единиц В том числе: |
год |
35044 |
6 |
нарушение обязательных требований законодательства |
год |
34746 |
7 |
несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям |
год |
0 |
8 |
невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
год |
298 |
9 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, единиц |
год |
1162 |
10 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, единиц |
год |
1139 |
11 |
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, единиц В том числе по видам наказаний: |
год |
10196 |
12 |
Дисквалификация, единиц |
год |
0 |
13 |
административное приостановление деятельности |
год |
3 |
14 |
предупреждение |
год |
449 |
15 |
административный штраф, всего В том числе: |
год |
9744 |
16 |
на должностное лицо |
год |
8367 |
17 |
на индивидуального предпринимателя |
год |
8 |
18 |
на юридическое лицо |
год |
432 |
19 |
Общая сумма наложенных административных штрафов, тыс. руб. В том числе: |
год |
43656 |
20 |
на должностное лицо |
год |
10499 |
21 |
на индивидуального предпринимателя |
год |
38 |
22 |
на юридическое лицо |
год |
31517 |
23 |
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов, тыс. руб. |
год |
47509 |
24 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, единиц |
год |
1 |
25 |
Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, единиц В том числе: |
год |
1 |
26 |
по решению суда |
год |
0 |
27 |
по предписанию органов прокуратуры |
год |
0 |
28 |
по решению руководителя органа государственного контроля (надзора# |
год |
1 |
29 |
Количество проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применены меры дисциплинарного и административного наказания, единиц |
год |
0 |
5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны
Работниками управлений государственного железнодорожного надзора регулярно доводится до руководителей поднадзорных предприятий информация о транспортных происшествиях, имевших место на железнодорожном транспорте. При проведении проверок проводится разъяснительная работа с ответственными лицами по вопросам скорейшего устранения выявленных нарушений в содержании технических средств, обустройств и недопущения нарушений в дальнейшем.
Для обеспечения большей эффективности, в ходе проверок предприятий проводится выборочный контроль исполнения хозяйствующими субъектами полученных предписаний.
Своевременно на официальном сайте Ространснадзора размещаются публикации новых нормативных документов.
В целях реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в соответствии с План-графиком работы Ространснадзора проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики с подконтрольными субъектами.
Принимается участие в заседаниях у Полномочных представителей Президента Российской Федерации, Коллегиях транспортных прокуратур, селекторных совещаниях, заседаниях технико-технологического совета, совещаниях-семинарах по развитию транспортной инфраструктуры, направляются информационные письма о состоянии безопасности движения. Осуществляется прием граждан в приемных Президента Российской Федерации в федеральных округах.
5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю, представлены в таблице N 36
Таблица N 36
Орган государственного контроля (надзора) |
Количество удовлетворенных судом заявлений |
Типовые основания для удовлетворения обращений заявителей |
Меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц Ространснадзора |
год | |||
Госжелдорнадзор |
0 |
нарушение требований, установленных ч. 12 ст. 9 N 294-ФЗ |
нет |
6. Анализ и оценка эффективности Госжелдорнадзора
6.1. Показатели эффективности Госжелдорнадзора
Показатели эффективности государственного контроля (надзора) рассчитаны на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденной Росстатом, и их значения представлены в таблице N 37.
Таблица N 37
6.2. Анализ эффективности действий ОГЖДН по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Показатели эффективности контрольной (надзорной) деятельности Ространснадзора, в том числе и ОГЖДН, планируются по всей контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Выполнение данных показателей представлены в таблице N 38.
Таблица N 38
7. Выводы и предложения по результатам проведения Госжелдорнадзора
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий период показатели его эффективности
Внеплановые проверки в отчетном периоде проводились на основании приказов (распоряжений), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказами и поручениями Минтранса России.
Основные показатели работы контрольной (надзорной) деятельности ОГЖДН в 2018 году в сравнении с 2017 годом представлены таблице N 39.
Таблица N 39
N |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2017 г. |
2018 г. |
||
Значение |
+/- |
% |
||||
1 |
Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей |
ед. |
1723 |
1324 |
-399 |
77 |
2 |
Общее количество внеплановых проверок |
ед. |
497 |
329 |
-168 |
66 |
3 |
Количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля |
ед. |
80 |
85 |
+5 |
106 |
4 |
Общее количество документарных проверок |
ед. |
256 |
160 |
-96 |
63 |
5 |
Общее количество выездных проверок |
ед. |
1467 |
1164 |
-303 |
79 |
6 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения |
ед. |
1470 |
1209 |
-261 |
82 |
7 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
ед. |
1304 |
1024 |
-280 |
79 |
8 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
ед. |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения |
ед. |
1517 |
1215 |
-302 |
80 |
10 |
Выявлено правонарушений |
ед. |
40079 |
35044 |
-5035 |
87 |
11 |
Общее количество проверок, по итогам проведения которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях |
ед. |
1440 |
1162 |
-278 |
81 |
12 |
Общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания |
ед. |
1402 |
1139 |
-263 |
81 |
13 |
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок |
ед. |
12720 |
10196 |
-2524 |
80 |
14 |
Общая сумма наложенных административных штрафов |
тыс. руб. |
49466 |
43656 |
-5810 |
88 |
15 |
Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов |
тыс. руб. |
36616 |
47509 |
+10893 |
130 |
16 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые проверки |
ед. |
1649 |
1322 |
-327 |
80 |
17 |
Количество проверок, предусмотренных ежегодным планом проведения проверок на отчетный период |
ед. |
1226 |
995 |
-231 |
81 |
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления Госжелдорнадзора
Предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации":
"Статью 2 "Основные понятия" дополнить абзацем:
"организации железнодорожного транспорта - владельцы инфраструктур и (или) объектов инфраструктуры, перевозчики, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, владельцы инфраструктурных комплексов железнодорожного транспорта необщего пользования, операторы, другие юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом, содержанием и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и объектов железнодорожного транспорта, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов".
Статью 20 "Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств" дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Организации железнодорожного транспорта должны разрабатывать и применять систему управления безопасностью движения поездов в порядке, установленным Правительством Российской Федерации".
Статью 21 "Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Запрещается эксплуатация технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов не соответствующих требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, строительства, приемки в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.
Эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов с нарушением установленных требований, а равно наличие информации о такой эксплуатации, является основанием для федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере транспорта для выдачи предписания о приостановке эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов до выполнения требований, предусмотренных главой 4 настоящего Федерального закона и главами 6 и 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
дополнить статьей 5.3. следующего содержания:
"Статья 5.3. Особенности технического регулирования на транспорте
Техническое регулирование на транспорте применительно к эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава как источников повышенной опасности, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность на транспорте".
7.3. Предложения, связанные с осуществлением Госжелдорнадзора и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
В целях оптимизации бюджетных расходов и с учетом решения Правительства Российской Федерации о сокращении бюджетных расходов на 2015 год, а также в целях сокращения административных ограничений в предпринимательской деятельности предполагается исключить участие сотрудников Ространснадзора из состава комиссий по принятию в эксплуатацию железнодорожных путей и комиссий по определению мест примыкания.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предметом проверки является выполнение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, строительства, приемки в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Проверка организуется и проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Участие в комиссиях по принятию в эксплуатацию железнодорожных путей и комиссиях по определению мест примыкания противоречит Федеральному закону N 294-ФЗ.
Учитывая вышесказанное, считаем необходимым:
- в пункте 64 приказа Минтранса России от 01.02.2013 N 20 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации путей общего пользования, на основе предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути": исключить слово "Ространснадзора";
- в пункте 5 приказа Минтранса России от 06.08.2008 N 127 "Об утверждении Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования" исключить слова: "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.