Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Направления социально-экономического развития Костромской области на 2021 - 2023 годы
Социально-экономическая политика администрации Костромской области на среднесрочную перспективу (2021 - 2023 годы) будет определяться на основе приоритетов, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474), от 16 января 2017 года N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года.
В 2020 году распространение новой коронавирусной инфекции оказало негативное влияние на экономику Костромской области.
Введение режима нерабочих дней с 30 марта 2020 года, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей привело к существенному снижению экономической активности. Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Объем платных услуг, предоставленных населению, сократился в апреле и мае почти на - 22,7% и 26,3% к аналогичным месяцам прошлого года, оборот розничной торговли снизился на -22,1% г/г. и -11% г/г. соответственно (преимущественно за счет торговли непродовольственными товарами). В то же время в базовых отраслях, за исключением торговли, масштаб падения оказался более умеренным. Ограничить спад в экономике и обеспечить ее дальнейшее восстановление позволили меры поддержки бизнеса и населения, принятые Правительством Российской Федерации в течение острой фазы кризиса и направленные прежде всего на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса.
В то же время дальнейшее восстановление экономической активности с текущих уровней будет сдерживаться отложенным спросом населения, сформировавшимся в период действия карантинных мер и принятыми мерами социальной поддержки. По мере исчерпания данных факторов падение доходов населения будет сдерживать потребительский спрос. В этих условиях потребление домашних хозяйств в ближайшие месяцы будет сохраняться ниже уровней прошлого года.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
диверсификация экономики, развитие инфраструктуры.
В части улучшения инвестиционного климата:
предоставление режима наибольшего благоприятствования в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области;
использование разнообразных инструментов поддержки инвестиционной деятельности:
предоставление налоговых преференций для различных категорий налогоплательщиков (резиденты ТОР, участники региональных инвестиционных проектов, участники специальных инвестиционных контрактов);
предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов отдельным категориям инвесторов, в т.ч. для реализации масштабных инвестиционных проектов, а также проектов, предусматривающих строительство многоквартирных домов со встроено-пристроенными помещениями социального назначения;
вовлечение в инвестиционный процесс государственного имущества Костромской области, в т.ч. неэффективно используемого;
предоставление поддержки инвесторам, осуществляющим затраты на восстановление объектов культурного наследия;
создание транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов с использованием бюджетных инструментов;
содействие предприятиям области в получении мер государственной поддержки на федеральном уровне и др.
Особое внимание будет уделено "внутренним инвесторам", деятельность которых направлена на расширение действующего производства, создание дополнительных высокопроизводительных мест.
В части развития конкуренции:
создание новых высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию, не уступающую мировым аналогам.
Будет продолжена работа, направленная на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем оказания финансовой поддержки, предоставления поручительств области по привлекаемым кредитам, предоставления образовательных услуг на базе бизнес-инкубатора Костромской области, организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в международных выставочных мероприятиях, создания и развития организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор, центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, центр прототипирования коллективного пользования, центр поддержки экспорта).
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
увеличение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации, повышение адресности социальных выплат;
реализация мер по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям экономики;
обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг: развитие первичной медико-санитарной помощи, повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, повышение эффективности службы родовспоможения и детства, совершенствование организации оказания медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, использование механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении;
развитие открытости системы образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые образовательные подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь, строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства.
В целях развития инфраструктуры:
содержание и развитие транспортной инфраструктуры (наземной, водной и воздушной), повышение безопасности транспорта, расширение автодорожной инфраструктуры, в том числе через механизмы дорожного фонда;
модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей, системообразующих предприятий через механизмы поддержки (содействие продвижению продукции на российском и международном рынках, субсидирование процентных ставок);
развитие лесопромышленного комплекса, минерально-сырьевой базы.
Для сбалансированного регионального развития:
формирование взвешенной налоговой и бюджетной политики региона, в том числе по выстраиванию межбюджетных отношений; расширение практики использования программно-целевых методов бюджетного планирования через реализацию государственных, муниципальных и ведомственных целевых программ;
создание территорий опережающего социально-экономического развития в моногородах Костромской области, что позволит повысить инвестиционную привлекательность гг. Галича и Мантурово и региона в целом, создать особые условия ведения предпринимательской деятельности и установить льготный налоговый режим для реализации инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.