Решение Новосибирского областного суда от 26 июня 2020 г. N 3а-73/2020 (извлечение)
Административный истец обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением к Губернатору Новосибирской области о признании не действующим в части постановления Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств".
В обоснование иска указал, что оспариваемым постановлением Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств" созданы препятствия в осуществлении его профессиональной деятельности, поскольку в силу данного постановления он не может осуществлять передвижение от места своего проживания к месту осуществления профессиональной деятельности и обратно.
Указывает, что является адвокатом (номер в реестре адвокатов Новосибирской области N), адвокаты не имеют фиксированного заработка, и размер их доходов зависит исключительно от объема оказываемой ими юридической помощи. Соответственно, для адвоката невозможность осуществления адвокатской деятельности в определенный период фактически означает полную утрату заработка за этот период.
При введении чрезвычайного положения или при введении режима чрезвычайной ситуации граждане, оказавшиеся на соответствующей территории, имеют право на получение соответствующих компенсаций. На компенсации также вправе рассчитывать граждане, оказавшиеся под действием карантина.
Чрезвычайное положение на территории Новосибирской области указом Президента Российской Федерации не вводилось. Режим чрезвычайной ситуации на территории Новосибирской области постановлением Губернатора Новосибирской области не вводился. Обязательный карантин Губернатором Новосибирской области не вводился.
При таких обстоятельствах граждане, находящиеся на территории Новосибирской области, попавшие под ограничения на свободу передвижения, установленные постановлением Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств", не могут рассчитывать на получение каких-либо компенсаций. Однако в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Отдельные ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться лишь в условиях чрезвычайного положения.
По мнению истца, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 постановления Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48, противоречат требованиям нормативных правовых актов, устанавливающим полномочия на установление подобного рода ограничений, в частности Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". Нарушение лицом, издавшим правовой акт, содержащий нормативные положения, своей компетенции при издании этого акта является основанием для признания нормативных положений не действующими.
Кроме этого указывает о нарушении порядка введения в действие оспариваемых нормативных положений.
В судебном заседании административный истец К имеющий высшее юридическое образование, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, письменных объяснениях.
Представитель Губернатора Новосибирской области П действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено при рассмотрении настоящего административного дела, 31 марта 2020 г. Губернатором Новосибирской области принято постановление N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств".
В период рассмотрения настоящего административного дела, в оспариваемый нормативный правовой акт вносились изменения.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пунктах 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.
В случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта (далее - основные нормативные положения), суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПК РФ).
В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
Административный истец, ссылаясь на вышеуказанное разъяснение, просил проверить законность пунктов 1, 2 постановления Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств" в первоначальной редакции.
Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции РФ).
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в тексте решения приводятся редакции законов, которые действовали на момент принятия нормативного правового акта) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Подпунктом "в" пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) установлено, что на региональном уровне меры реагирования вводятся решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Губернатор Новосибирской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - Правительство Новосибирской области и является Председателем Правительства Новосибирской области (часть 5 статьи 27 Устава Новосибирской области), является высшим должностным лицом Новосибирской области.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Устава Новосибирской области Губернатор Новосибирской области на основании, в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Новосибирской области издает:
по вопросам, требующим нормативного регулирования, - постановления;
по всем остальным вопросам - распоряжения.
Разграничение полномочий органов исполнительной власти Новосибирской области в сфере защиты населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации установлено Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера".
Принятие решения об установлении регионального (межмуниципального) уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию отнесено к компетенции Губернатора Новосибирской области (статья 6).
Согласно преамбуле Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" (далее - Закон N 80-ОЗ) настоящий Закон принимается в целях установления единых требований, предъявляемых к нормативным правовым актам Новосибирской области, их опубликованию, вступлению в силу, действию и систематизации, определения общих правил юридической техники, применяемых при подготовке нормативных правовых актов Новосибирской области.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 26 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 N 80-ОЗ "О нормативных правовых актах Новосибирской области" постановления Губернатора Новосибирской области, постановления Законодательного Собрания, постановления Правительства Новосибирской области, нормативные правовые акты областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, либо сведения конфиденциального характера, в течение десяти дней после дня их подписания.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона N 80-ОЗ датой официального опубликования нормативного правового акта считается дата первой (в хронологическом порядке) публикации его полного текста в газете "Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области" или газете "Советская Сибирь" либо дата первого размещения (опубликования) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в сетевом издании "Сайт Законодательного Собрания Новосибирской области. Нормативные правовые акты", в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Новосибирской области" (www.nsopravo.ru).
Оспариваемое постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 марта 2020 г.
Частью 3 статьи 16 Закона N 80-ОЗ установлено, что постановления Губернатора Новосибирской области подписываются Губернатором Новосибирской области или лицом, временно исполняющим обязанности Губернатора Новосибирской области, и вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении. Постановления Губернатора Новосибирской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
С учетом вышеуказанных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что постановление Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя доводы административного истца о не подписании и нарушении порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, административным ответчиком представлена копия постановления, на которой имеется подпись Губернатора Новосибирской области Травникова А.А., а также представлены доказательства, подтверждающие факт размещения на "Официальном интернет-портале правовой информации" оспариваемого постановления 31 марта 2020 г. в соответствии в Регламентом взаимодействия между администрацией Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области и Федеральной службой охраны Российской Федерации по предоставлению на постоянной основе электронных образов контрольных экземпляров законов и иных правовых актов Новосибирской области и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru (л.д 134-135, 176-182).
Также суд отклоняет довод К о нарушении порядка введения в действие оспариваемого постановления, так как оно принято по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, поэтому вступает в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
Постановление Губернатора Новосибирской области N 48 действительно затрагивает права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Новосибирской области, однако не создает новое правовое регулирование по вопросам защиты указанных прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, данное постановление принято не по предмету совместного ведения "защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), а по предмету совместного ведения "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийным бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), поэтому положения части 3 статьи 16 Закона N 80-ОЗ устанавливающие, что постановления Губернатора Новосибирской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования, применению не подлежат.
Применительно к оспариваемому постановлению применяются общие положения вышеуказанной нормы, что постановления Губернатора Новосибирской области вступают в силу со дня их подписания.
Не имеет правового значения и точное время опубликования нормативного правового акта, так бесспорно установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован и приобрел юридическую силу. Кроме того, само по себе нарушение срока опубликования основанием для лишения данного нормативного правового акта юридической силы являться не может.
Проверяя законность оспариваемого в части нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В связи с угрозой распространения в Новосибирской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в целях защиты населения и территории Новосибирской области от угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, предотвращения угрозы общественно опасных последствий, в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 63-ОЗ "О защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера", постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 N 72-п "О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области", Губернатором Новосибирской области издано постановление от 31.03.2020 N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств".
Приняты следующие дополнительные меры по ограничению доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, с 20.00 часов 31.03.2020 до 24.00 часов 05.04.2020:
1. Гражданам, находящимся на территории Новосибирской области:
1) соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
2) не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) работы, в организации, у индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не приостановлена в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р, распоряжением Правительства Новосибирской области от 30.03.2020 N 98-рп "О перечне непродовольственных товаров первой необходимости" (далее - действующее законодательство), осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Новосибирской области, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с действующим законодательством (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров первой необходимости, работ, услуг, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
2. Установить, что ограничения, установленные пунктом 1 настоящего постановления, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности.
Ограничения, установленные пунктом 1 настоящего постановления, также не распространяются на руководителей и сотрудников государственных органов Новосибирской области, областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, организаций, деятельность которых не приостановлена в соответствии с действующим законодательством, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, а также граждан, определенных решением оперативного штаба по профилактике коронавирусной инфекции (далее - оперативный штаб).
Лица, указанные в настоящем пункте, должны иметь служебное удостоверение либо документ, выданный работодателем, свидетельствующий о привлечении их к работе, и документ, удостоверяющий личность, либо копию решения оперативного штаба и документ, удостоверяющий личность, либо иные документы.
В статье 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, 1950 года закреплено:
каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства (пункт 1);
пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц (пункт 3);
права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе (пункт 4).
Согласно статье 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
При этом часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации не является абсолютным, поскольку в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации оно может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
Статья 8 указанного закона прямо устанавливает, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено, в том числе, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2020 N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" установлено, что в настоящее время имеет место масштабное распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире. Всемирной организацией здравоохранения объявлена пандемия новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Для предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации в связи с угрозой распространения на территории Новосибирской области коронавирусной инфекции COVID-19 как заболевания, представляющего опасность для окружающих, на территории Новосибирской области постановлением Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 N 72-п введен режим повышенной готовности.
Правоотношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются специальным Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 8 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования: региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 4 Закона N 68-ФЗ).
Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (пункт 6 статьи 4.1. Закона N 68-ФЗ).
В статье 11 Закона N 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации: принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств" принято в соответствии с положениями Закона N 68-ФЗ и не противоречит ему, так как обладая соответствующими полномочиями при введении режима повышенной готовности Губернатор Новосибирской области вправе был принять дополнительные меры по защите населения и территории от возникновения чрезвычайной ситуации.
Доводы административного искового заявления о том, что ограничительные мероприятия могут применяться только в отношении конкретных лиц, а не всего населения в целом (неограниченного круга лиц) не основаны на законе.
Так, согласно статье 19 Закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а" пункта 10 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
С учетом приведенных норм и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установление обязательных для исполнения всеми гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2).
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации) как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод, и право на охрану здоровья (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.
В силу указанных положений на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты. Из изложенного следует, что государство должно защищать право граждан на жизнь и здоровье, обеспечивать его реализацию, уделяя надлежащее внимание вопросам предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, а также обязано принимать все разумные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15).
В число прав и свобод человека, являющихся основой конституционного строя Российской Федерации, действительно, включается право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27).
Вместе с тем, защита конституционных ценностей предполагает, как следует из статей 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, возможность, в соответствии с конституционно одобряемыми целями, на основе принципов разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов - ограничений прав и свобод человека и гражданина, включая права, закрепленные статьей 27 (часть 1) Конституции РФ, с тем чтобы не допустить умаления этих прав.
Жизнь и здоровье человека являются высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а, следовательно, их сохранение и укрепление играют первоочередную роль в жизни общества и государства.
Исходя из приведенных в настоящем решении правовых норм, суд приходит к выводу, что действующее на момент издания обжалуемого постановления российское законодательство позволяло органам власти субъекта Российской Федерации устанавливать режим повышенной готовности, а также обязательные правила поведения при введении соответствующего режима для защиты жизни и здоровья людей. Принимаемые Губернатором Новосибирской области меры в связи с угрозой распространения в Новосибирской области новой коронавирусной инфекции соответствовали требованиям соразмерности и обоснованности ограничения прав и свобод жителей области, поэтому не могли нарушать права и законные интересы граждан, в том числе административного истца.
При этом необходимо отметить, что данные меры носят исключительно временный характер и их целью является именно защита здоровья людей, а не произвольное вмешательство в их личную жизнь.
Ссылка административного истца на положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" правового значения не имеет, поскольку при издании оспариваемого постановления Губернатор Новосибирской области положениями вышеуказанного Федерального закона не руководствовался, так как он не регулирует правоотношения, связанные с введением режима повышенной готовности.
Необходимо также отметить, что оспариваемые пункты постановления Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств" соответствуют и действующему законодательству Российской Федерации на момент рассмотрения дела судом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" внесены изменения в Закон N 68-ФЗ.
С 01 апреля 2020 г. введен подпункт "у" и "ф" в пункт 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ, согласно которым, органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт требованиям действующего законодательства соответствует, права и законные интересы административного истца не нарушает, административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления К о признании не действующими пунктов 1 и 2 постановления Губернатора Новосибирской области от 31 марта 2020 г. N 48 "Об ограничении доступа людей и транспортных средств" отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Судья |
А.Л. Разуваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 14 декабря 2021 г. N 447-ТЭ "О корректировке на 2022 год платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии для отдельных категорий (групп) социально значимых потребителей Акционерного общества "Энергетик" на территориях города Новосибирска и Новосибирского района Новосибирской области, установленной на долгосрочный период регулирования"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации https://www.nsopravo.ru 29 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента по тарифам Новосибирской области от 18 ноября 2022 г. N 540-ТЭ
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2022 г.
Приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 1 марта 2022 г. N 43
Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.