Для обеспечения участия Ярославской области в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2021 - 2023 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование"
Правительство области постановляет:
1. Определить региональным координатором мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" департамент образования Ярославской области.
2. Утвердить прилагаемый комплекс мер ("дорожную карту") по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в 2021 году.
3. Утвердить прилагаемую Концепцию создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в 2021 году (описание создаваемого центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников).
4. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 03.07.2019 N 476-п "О создании в Ярославской области центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов".
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования, охраны объектов культурного наследия, имущества и природопользования.
6. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства области |
Р.А. Колесов |
Утверждён
постановлением Правительства области
от 16 октября 2020 г. N 817-п
Комплекс мер ("Дорожная карта") по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в 2021 году
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Результат |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) |
департамент образования Ярославской области |
приказ департамента образования Ярославской области |
15 января 2021 года |
2. |
Согласованы и утверждены модель, организационно-правовая форма организации, на базе которой создается ЦНППМПР, и местонахождение ЦНППМПР |
департамент образования Ярославской области, федеральный оператор* |
письмо департамента образования Ярославской области, письмо федерального оператора, приказ департамента образования Ярославской области |
01 февраля 2021 года |
3. |
Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ЦНППМПР |
департамент образования Ярославской области |
приказ департамента образования Ярославской области |
01 февраля 2021 года |
4. |
Утверждено Положение о деятельности ЦНППМПР на территории Ярославской области |
департамент образования Ярославской области, организация, на базе которой создается ЦНППМПР |
приказ департамента образования Ярославской области и (или) локальный акт организации, на базе которой создается ЦНППМПР |
15 февраля 2021 года |
5. |
Предоставлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ЦНППМПР по статьям расходов |
департамент образования Ярославской области, федеральный оператор |
письмо департамента образования Ярославской области |
01 марта 2020 года |
6. |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ЦНППМПР |
департамент образования Ярославской области, федеральный оператор |
письмо департамента образования Ярославской области, письмо федерального оператора, приказ департамента образования Ярославской области |
01 апреля 2021 года |
7. |
Заключено дополнительное соглашение о реализации регионального проекта "Учитель будущего" на территории Ярославской области в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
департамент образования Ярославской области, Министерство просвещения Российской Федерации, федеральный оператор |
дополнительное соглашение |
01 мая 2021 года |
8. |
Заключено финансовое соглашение в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
департамент образования Ярославской области, федеральный оператор |
финансовое соглашение |
01 мая 2021 года |
9. |
Заключено соглашение между федеральным оператором и организацией, на базе которой создается ЦНППМПР, по вопросам взаимодействия в рамках единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров |
департамент образования Ярославской области, федеральный оператор |
соглашение |
01 июня 2021 года |
10. |
Завершен процесс оснащения ЦНППМПР оборудованием |
департамент образования Ярославской области |
информация департамента образования Ярославской области |
30 августа 2021 года |
11. |
Завершено комплектование штатного расписания ЦНППМПР |
департамент образования Ярославской области |
приказ об утверждении штатного расписания |
30 августа 2021 года |
12. |
Открытие ЦНППМПР |
департамент образования Ярославской области, федеральный оператор |
письмо департамента образования Ярославской области, письмо федерального оператора |
01 сентября 2021 года |
* Федеральный оператор - подведомственное учреждение Министерства просвещения Российской Федерации, уполномоченное на осуществление организационно-технического, методического и информационного сопровождения создания в субъектах Российской Федерации ЦНППМПР.
Утверждена
постановлением Правительства области
от 16 октября 2020 г. N 817-п
Концепция создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в 2021 году (описание создаваемого центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников)
1. Общие положения
Концепция создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в 2021 году (описание создаваемого центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников) (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и в целях обеспечения исполнения федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование".
В настоящее время система общего образования в Российской Федерации переживает глубокие модернизационные процессы. Качество образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников. На фоне происходящих изменений в обществе изменяются требования к педагогу. Без создания условий для профессионального роста педагогических работников невозможно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, что является одной из стратегических целей развития Российской Федерации, обозначенной в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Одним из таких условий является создание центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР), призванных обеспечить системную работу по непрерывному совершенствованию профессионального мастерства педагогических работников, приобретению инновационных, практико-ориентированных компетенций для успешной профессиональной деятельности посредством реализации персонифицированных моделей повышения квалификации.
Система образования Ярославской области охватывает порядка 240 тысяч детей и молодежи и представлена сетью образовательных организаций, насчитывающей свыше 900 образовательных организаций.
В системе общего, дополнительного и профессионального образования региона занято 13 194 педагогических работников:
Статистическая информация о педагогических работниках образовательных организаций Ярославской области
Всего педагогических работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования |
В том числе |
||
в системе общего образования |
в системе дополнительного образования |
в системе среднего профессионального образования |
|
13194 |
10426 |
1313 |
1455 |
Профессиональное развитие педагогических кадров является одной из ключевых задач региональной образовательной политики, организационным инструментом реализации которой начиная с 2014 года был проект "Развитие кадрового потенциала системы образования Ярославской области". В регионе сформирована многоуровневая система повышения квалификации педагогических кадров, включающая государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО ЯО ИРО), учреждения дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), муниципальные образования (самостоятельные юридические лица, структурные подразделения органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образованием, или образовательной организации), сеть профессиональных образовательных организаций, в том числе 4 педагогических колледжа, имеющих лицензию на реализацию программ ДПО. На базе ряда образовательных организаций высшего образования региона (федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского") осуществляются мероприятия по повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических кадров. В общеобразовательных организациях внедряются модели внутрифирменного образования.
Головным учреждением системы повышения квалификации региона является ГАУ ДПО ЯО ИРО, которое обеспечивает работу с профессиональными потребностями и дефицитами профессиональных компетенций педагогических и руководящих кадров системы образования. На решение задач повышения мастерства педагогов в формате непрерывного дополнительного образования, обеспечение современных требований к качеству ДПО, удовлетворение потребностей в практико- и клиенториентированном# неформальном ДПО региона направлен комплекс форм профессионального развития педагогических работников, реализуемых ГАУ ДПО ЯО ИРО, в том числе современные модульные программы ДПО, формы "горизонтального обучения" в профессиональных объединениях и сообществах, технологии тьюторского сопровождения, профессиональные стажировки.
В целях создания условий для профессионального развития работников системы образования на базе образовательных организаций региона создано 80 базовых площадок, которые участвуют в реализации программ ДПО, в том числе в формате стажировки, а также в разработке научно-методических материалов в помощь практикам. Наряду с очной формой обучения в регионе реализуется очно-заочная и заочная формы, в том числе с использованием дистанционных технологий.
ГАУ ДПО ЯО ИРО имеет опыт реализации программ ДПО в сетевой форме совместно с муниципальными учреждениями ДПО, организациями среднего профессионального образования, образовательными организациями высшего образования.
В 2017 и 2018 годах командой специалистов, возглавляемой ректором ГАУ ДПО ЯО ИРО, было проведено исследование проблем формирования метапредметных компетенций педагогов, по результатам которого разработана концепция кластера метапредметных компетенций педагога, создан оценочный инструмент - компьютерный тестинг, содержащий кейсовые задания для оценки сформированности метапредметных компетенций и выявления их дефицитов, разработана и апробирована модульная программа формирования метапредметных компетенций. В настоящее время остро стоит задача подготовки педагога к будущим переменам, необходимо научить его стать модератором, разработчиком образовательных технологий, тьютором, организатором проектного обучения, координатором онлайн-платформы, ментором стартапов, игропедагогом и т.п. Для решения задач подготовки педагогов к реализации новых функций в регионе запущен и реализуется ряд проектов. В 2019 году на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО создан тьюторский центр непрерывного ДПО учителей начальной школы. С декабря 2018 года в регионе реализуется программа развития личностного потенциала у детей и педагогов в рамках партнерства между департаментом образования Ярославской области, благотворительным фондом Сбербанка "Вклад в будущее", ГАУ ДПО ЯО ИРО.
Компонентом системы непрерывного педагогического образования в регионе является муниципальная методическая служба, в деятельности которой в настоящее время происходят изменения, осуществляется переход к реализации стратегии сопровождения, предполагающей создание условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников. Преемственность методического сопровождения профессионального развития кадров, реализуемого на разных уровнях, обеспечивается единством целей и задач по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Развитие методического потенциала системы образования региона в настоящее время является одной из приоритетных задач, на это направлен региональный проект "Создание единой методической службы", научно-методическое сопровождение которого осуществляет ГАУ ДПО ЯО ИРО. Особой формой развития кадрового потенциала системы образования региона можно назвать сопровождение профессиональных сообществ (общественно-профессиональных сообществ). В настоящее время в регионе созданы и функционируют 65 региональных профессиональных сообществ, из них 47 объединяют педагогических работников (более 600 человек) и 18 - образовательные организации.
С 2018 года Ярославская область в числе 20 субъектов Российской Федерации включена в реализацию приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". Указанный проект направлен на равное обеспечение детей современным, вариативным и востребованным дополнительным образованием с учетом их интересов и интересов родителей (законных представителей), потребностей социально-экономического и технологического развития страны. В рамках мероприятий по реализации указанного проекта на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО создан региональный модельный центр, который обеспечивает организационное и методическое обновление региональной системы дополнительного образования детей, в том числе подготовку педагогов к этим изменениям.
В 2016 - 2020 годах Ярославская область стала победителем ряда конкурсных отборов на получение субсидий из федерального бюджета для реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы", и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в том числе:
- по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов;
- по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом;
- по обновлению содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей;
- по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей;
- по созданию условий, обеспечивающих доступность дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленности для обучающихся.
В последние годы в Ярославской области большое внимание уделяется работе с молодыми педагогами. В 2018 году по инициативе ГАУ ДПО ЯО ИРО создано профессиональное сообщество молодых педагогов Ярославской области, объединяющее педагогов, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов, имеющих стаж работы от 1 года до 3 лет.
Для молодых педагогов был проведен ряд мероприятий, направленных на их адаптацию в профессии ("Формирование коммуникативной, методической и технологической компетентности молодого педагога", "Молодой педагог: от адаптации в профессии к вершине мастерства", "Инноватика в деятельности молодого специалиста образовательной организации", "21 век: развитие образования и профессионализм педагога" и др.). Также в регионе действует школа молодого лидера, представляющая собой краткосрочную образовательную программу, участники которой получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы. В 2018 году стартовал региональный конкурс "Педагогический дебют".
Несмотря на положительные результаты в развитии кадрового потенциала региональной системы образования, в настоящее время остро стоят следующие задачи:
- обеспечение персонифицированного повышения квалификации педагогических кадров, создание условий для реализации моделей профессионального развития кадров в течение всей жизни, в том числе моделей тьюторского сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;
- создание новых условий для приобретения и повышения предметных и метапредметных компетенций педагогов, овладения современными цифровыми технологиями;
- повышение эффективности включения профессиональных сообществ, педагогических и руководящих работников образовательных организаций в процесс "горизонтального обучения";
- расширение практики разработки и реализации модульных дополнительных профессиональных программ в сетевой форме, в том числе с использованием профессиональной стажировки;
- совершенствование деятельности муниципальных методических служб, включение их в процессы методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов на местах;
- создание новых условий для работы с молодыми педагогами в региональной системе образования.
Система образования региона в последние годы активно развивается, результаты позволяют говорить о наличии предпосылок, детерминирующих успешную реализацию целей и достижение результатов национального проекта "Образование", в том числе для создания ЦНППМПР.
2. Порядок создания ЦНППМПР
Для создания ЦНППМПР Правительство области утверждает:
- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ярославской области или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий создание и функционирование ЦНППМПР, включая финансовое обеспечение их деятельности, в том числе расчет и реализацию финансового обеспечения процедур оценки квалификации педагогических работников, услуг (работ) по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ и программ краткосрочных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, форумов, образовательных программ в сетевой форме и др.), а также осуществление общей межведомственной координации при организации деятельности ЦНППМПР на территории Ярославской области;
- комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию ЦНППМПР;
- Концепцию.
Комплексом мер ("дорожной картой") по созданию и функционированию ЦНППМПР признается план мероприятий на очередной год и плановый период, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию ЦНППМПР, включающий в том числе:
- мероприятия, направленные на создание и открытие ЦНППМПР;
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования ЦНППМПР;
- мероприятия, направленные на актуализацию (модернизацию) нормативных и иных актов, действующих на территории субъекта Российской Федерации, касающихся обеспечения условий для профессионального развития педагогических кадров, в том числе для повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, в субъекте Российской Федерации.
Концепция включает в себя информацию:
- об обосновании потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР с указанием проблематики и предполагаемых результатов;
- об организационно-правовой модели создаваемого ЦНППМПР,
- о деловых партнерах ЦНППМПР по основному и дополнительным направлениям деятельности.
Обязательными приложениями к Концепции являются:
- таблица индикаторов деятельности ЦНППМПР (приложение 1 к Концепции);
- предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ЦНППМПР (приложение 2 к Концепции);
- штатное расписание ЦНППМПР (приложение 3 к Концепции);
- информация о предполагаемом ЦНППМПР (приложение 4 к Концепции).
Дополнительно в Концепцию включен проект зонирования ЦНППМПР (приложение 5 к Концепции).
При достижении минимальных индикаторов деятельности ЦНППМПР, определяемых Концепцией, ЦНППМПР имеет возможность осуществлять дополнительный объем работ (услуг), в том числе за счет средств бюджета Ярославской области, собственных средств и внебюджетных источников.
В Ярославской области ЦНППМПР по модели "стандарт" будет создан как структурное подразделение ГАУ ДПО ЯО ИРО.
3. Организация деятельности ЦНППМПР
Организация образовательной деятельности в ЦНППМПР осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в том числе по дополнительным профессиональным программам, а также иным видам деятельности, направленным на развитие педагогических кадров.
Приоритетными направлениями деятельности ЦНППМПР являются:
- обеспечение доступных условий для профессионального развития и самореализации педагогических работников на территории Ярославской области;
- поиск, обобщение и внедрение лучших практик повышения квалификации педагогических работников;
- разработка и создание организационных и методических условий для реализации индивидуального образовательного маршрута педагогических работников;
- создание общественных пространств для обеспечения взаимодействия педагогических работников, в том числе по формату центра коллективного пользования;
- расширение использования сетевых форм реализации дополнительных профессиональных программ в части организации стажировок на базе организаций культуры, научных, медицинских, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения стажировок и иных видов учебной деятельности;
- разработка и реализация программ ДПО и краткосрочных мероприятий, в том числе с привлечением симуляционного оборудования;
- обеспечение методического сопровождения педагогических работников, в том числе в процессе освоения ими индивидуального образовательного маршрута;
- организация, руководство и сопровождение стажировок педагогических работников;
- формирование и сопровождение деятельности экспериментальных и инновационных площадок для создания, деятельности и развития профессиональных педагогических сообществ;
- внедрение моделей эффективного обмена опытом ("горизонтального обучения") педагогических работников;
- обеспечение активного использования цифровых технологий при реализации программ ДПО, программ краткосрочных обучающих мероприятий и проектов, методическом сопровождении профессионального роста педагогических работников;
- обеспечение взаимодействия с образовательными организациями, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях формирования краткосрочного и среднесрочного прогноза на содержание программ повышения квалификации педагогических работников и другие мероприятия по развитию педагогических кадров.
ЦНППМПР планирует свою деятельность с учетом результатов диагностики профессиональных компетенций, анализа результатов оценочных процедур, проводимых в рамках добровольной независимой оценки профессиональной квалификации, потребностей педагогических работников в повышении уровня профессионального мастерства и устранении профессиональных дефицитов, в том числе на основе реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Методическая поддержка деятельности ЦНППМПР осуществляется федеральным оператором - подведомственным учреждением Министерства просвещения Российской Федерации, уполномоченным на осуществление организационно-технического, методического и информационного сопровождения создания в субъектах Российской Федерации ЦНППМПР. Методическая поддержка осуществляется в том числе на сайте федерального оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Создание ЦНППМПР позволит обеспечить посреднические функции между руководителями, педагогами и организациями, реализующими программы ДПО (как государственными, так и негосударственными), усилить внутренний ресурс ГАУ ДПО ЯО ИРО для реализации задач федерального проекта "Учитель будущего", обеспечить взаимодействие и координацию деятельности всей сети ЦНППМПР в регионе.
Функционал ЦНППМПР будет включать в себя:
- создание и ведение регионального навигатора программ ДПО, направленных на непрерывное повышение педагогического мастерства педагогических работников, формирование консолидированного ресурса разных организаций, реализующих программы ДПО, в том числе привлечение потенциала организаций среднего профессионального образования и образовательных организаций высшего образования;
- взаимодействие с государственным учреждением Ярославской области "Центр оценки и контроля качества образования" по вопросу выявления профессиональных дефицитов, работа с информационными ресурсами и базами государственного учреждения Ярославской области "Центр оценки и контроля качества образования";
- создание и ведение информационной системы заказа на непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов, построение их индивидуальных образовательных маршрутов, ведение мониторинга их прохождения;
- формирование предметных и метапредметных компетенций педагогических работников, выявление их профессиональных потребностей и дефицитов на основе анализа результатов комплекса оценочных процедур, применяемых в регионе (анализ государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ, тестирование, анкетирование и др.);
- формирование заказа на разработку актуальных программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки для восполнения выявленных профессиональных дефицитов, координация реализации программ ДПО;
- организация взаимодействия с другими структурными подразделениями ГАУ ДПО ЯО ИРО по разработке эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов в рамках программ ДПО и других форм повышения профессионального мастерства педагогических работников;
- организация взаимодействия с работодателями, заключение соглашений и договоров о реализации программ стажировок;
- формирование и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников;
- организация "горизонтального обучения" с использованием формата Р2Р с привлечением потенциала профессиональных ассоциаций и педагогических сообществ;
- создание пакета сетевых программ ДПО на основе организации конкурсов модулей эксклюзивных программ, выявления и объединения лучших модулей в сетевые программы ДПО;
- создание пакета программ стажировки на базе образовательных организаций региона, демонстрирующих лучшие практики организации образовательной и педагогической деятельности;
- создание пакета дистанционных программ ДПО, формирование компетенций педагога как модератора цифровых ресурсов;
- создание системы мониторинга результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, ведение базы мониторинга;
- координация деятельности межмуниципальных тьюторских центров.
Создание ЦНППМПР в Ярославской области позволит:
- актуализировать знания и компетенции педагогов в области применения передовых образовательных технологий, получить представление о наиболее успешных и перспективных образовательных трендах как в мировой, так и в отечественной педагогической практике;
- выявить степень владения педагогом профессиональными (предметными, метапредметными, методическими) компетенциями и оценить возможности их развития, получить направление для дальнейшего профессионального развития по уникальной образовательной траектории;
- обеспечить формирование консолидированного ресурса разных организаций, реализующих программы ДПО, в том числе привлечение потенциала профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, негосударственных организаций для реализации программ ДПО эксклюзивного содержания;
- выстроить систему тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов;
- внедрить эффективные механизмы восполнения профессиональных дефицитов в рамках реализации программ ДПО;
- привлечь работодателей к ДПО педагогических работников, обеспечить формирование инновационных практик деятельности в образовательных организациях, внедрить лучшие практики в формате программ стажировок;
- создать в образовательной среде точки роста для профессионального и карьерного лифта педагогов, занятых в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей;
- организовать сопровождение развития профессиональных педагогических сообществ;
- внедрить модели "горизонтального обучения" в рамках системы Р2Р;
- задействовать дополнительные стимулы для привлечения молодых и амбициозных специалистов в образовательные организации через создание условий для их профессиональной и социально-бытовой адаптации;
- разнообразить спектр цифровых навыков для применения их в повседневной профессиональной деятельности, расширить возможности повышения квалификации в заочной и очно-заочной формах с применением дистанционных образовательных технологий.
4. Требования к имущественному комплексу ЦНППМПР
Создаваемый на базе ГАУ ДПО ЯО ИРО ЦНППМПР по модели "стандарт" будет располагаться на общей площади 679 квадратных метров и будет включать следующие функциональные зоны:
- медиатека (80 квадратных метров), количество мест для посетителей - не менее 15;
- помещение для организации коворкинг-пространства (50 квадратных метров), количество мест для посетителей - не менее 15;
- 2 лектория (87 квадратных метров и 72 квадратных метра), количество мест для посетителей - не менее 100;
- административные зоны: рецепция, 2 помещения для персонала (33 квадратных метра и 33 квадратных метра), рабочих мест сотрудников - не менее 12;
- помещение для проектной деятельности (67 квадратных метров), мест для участников - не менее 16;
- 5 многофункциональных учебных аудиторий (34 квадратных метра, 66 квадратных метров, 50 квадратных метров, 53 квадратных метра, 72 квадратных метра), включая 2 аудитории-трансформера, мест для участников - не менее 15 в каждой аудитории.
Помещения ЦНППМПР должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, в том числе Своду правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" и Своду правил "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования" и иным действующим нормативным правовым актам, определяющим требования к административным или учебным помещениям.
Дизайн-проект ЦНППМПР подлежит согласованию с федеральным оператором. Зонирование помещений ЦНППМПР осуществляется в соответствии с современными стандартами зонирования офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии, использование возможностей для создания записей на стенах и др.).
Обязательным условием в процессе оформления и зонирования помещений ЦНППМПР является размещение логотипа ЦНППМПР на фасаде здания, в зоне входной группы (ресепшен), функциональных зонах.
5. Требования к комплектованию наборов оборудования и мебели, в том числе средств обучения и воспитания, для создания ЦНППМПР
Минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальный перечень оборудования и мебели, в том числе средств обучения и воспитания, для создания ЦНППМПР определяются региональным координатором на основе примерного перечня оборудования и мебели, в том числе средств обучения и воспитания, для создания ЦНППМПР, разрабатываемого и утверждаемого Министерством просвещения Российской Федерации.
Затраты в целях создания ЦНППМПР осуществляются на приобретение основных средств и материальных запасов, монтаж, настройку оборудования, оказание сопутствующих услуг (выполнение работ), в том числе проведение ремонтных работ по подготовке помещений в соответствии с методическими рекомендациями и руководством по брендированию ЦНППМПР, за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по созданию ЦНППМПР, не могут превышать 10 процентов от общего объема указанной субсидии.
Региональный координатор обеспечивает согласование перечня оборудования с федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым федеральным оператором.
При проведении закупок из инфраструктурного листа для оснащения ЦНППМПР предпочтение отдается оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.
При осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе:
- о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами";
- об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- о применении национального режима при осуществлении закупок, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- об учете требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирования начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.
6. Требования к кадровому составу ЦНППМПР
Деятельность ЦНППМПР, в том числе непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников, осуществляется как штатными, так и привлеченными сотрудниками из числа высококвалифицированных специалистов образовательных организаций общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, а также при необходимости с привлечением сотрудников иных организаций (организаций культуры, научных, медицинских, физкультурно-спортивных и других организаций).
Педагогическая деятельность по реализации программ ДПО осуществляется лицами, имеющими высшее образование и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Должности, введенные в штатное расписание, как по категориям должностей, так и по количеству штатных единиц должны обеспечивать реализацию целей и задач ЦНППМПР. Должностные обязанности сотрудников ЦНППМПР могут исполняться по совместительству, за исключением должностных обязанностей руководителей ЦНППМПР.
Выполнение отдельных функций и разовых работ может осуществляться юридическими и физическими лицами, привлекаемыми ЦНППМПР по договору в соответствии с действующим законодательством.
Сотрудники ЦНППМПР в обязательном порядке проходят повышение квалификации, организуемое федеральным оператором посредством ежегодного проведения программ повышения квалификации в формате образовательных сессий.
7. Требования к финансовому обеспечению ЦНППМПР
Финансовое обеспечение функционирования ЦНППМПР осуществляется за счет средств консолидированного бюджета Ярославской области, внебюджетных средств.
Финансовое обеспечение деятельности ЦНППМПР содержит затраты на реализацию работ, а также на предоставление услуг, указанных в приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 20 ноября 2018 г. N 235 "Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением", в том числе:
- оплату труда работников ЦНППМПР;
- расходы на содержание помещения, аренду помещения (в случае аренды), коммунальные расходы;
- приобретение основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для непрерывного функционирования ЦНППМПР;
- расходы на организацию и проведение мероприятий, стажировок и др. для педагогических работников;
- командировочные расходы, в том числе расходы при направлении на повышение квалификации сотрудников ЦНППМПР и педагогических работников системы образования субъекта Российской Федерации.
При формировании бюджета Ярославской области на очередной год и плановый осуществляется планирование бюджетных ассигнований в объеме, необходимом для финансового обеспечения функционирования ЦНППМПР, в том числе с учетом соответствующей индексации, а также иных мероприятий, необходимых для достижения показателей регионального паспорта соответствующего федерального проекта.
Приложение 1
к Концепции
Таблица индикаторов деятельности центра непрерывного профессионального мастерства педагогических работников
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение, в год |
Значение Ярославской области |
1. |
Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, % |
9 |
20 |
2. |
Доля педагогических работников и управленческих кадров системы общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования субъектов Российской Федерации, повысивших уровень профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам, % |
5 |
6,8 |
3. |
Сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, ед. |
1 |
1 |
Приложение 2
к Концепции
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Статья расходов |
Объем средств, тыс. руб. |
||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
211 - заработная плата: 2021 год: 20 чел. 34642,4 руб. 4 мес.; 2022 год: 20 чел. 37008 руб. 12 мес.; 2023 год: 20 чел. 39381 руб. 12 мес. |
2771,4 |
8882,0 |
9451,5 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) (20 чел. 7 дней 300 руб.) |
42,0 |
44,0 |
46,0 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
837,0 |
2682,4 |
2854,4 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
837,0 |
2682,4 |
2854,4 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
837,0 |
2682,4 |
2854,4 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
837,0 |
2682,4 |
2854,4 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов (проезд педагогов на обучение) (20 чел. 3000 руб. (билет) + 110 руб. (метро до гостиницы и обратно)) |
62,2 |
65,0 |
68,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) (20 чел. 3000 руб. 7 суток) |
420,0 |
437,0 |
455,0 |
310 - приобретение основных средств |
1200,0 |
1300,0 |
1400,0 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
200,0 |
210,0 |
220,0 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д.) |
2 416,1 |
2513,0 |
2614,0 |
Итого |
7 948,7 |
16 133,4 |
17 108,9 |
Всего |
41 191,0 |
Приложение 3
к Концепции
Штатное расписание центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
директор |
1 |
заместитель директора |
1 |
|
Административный персонал |
главный бухгалтер |
1 |
юрисконсульт |
0,5 |
|
делопроизводитель |
0,5 |
|
специалист по охране труда |
0,5 |
|
системный администратор |
1 |
|
специалист по работе с персоналом |
0,5 |
|
администратор |
1 |
|
Основной персонал |
тьютор |
4 |
методист |
1 |
|
педагог по повышению профессионального мастерства (профессорско-педагогический состав) |
8 |
Приложение 4
к Концепции
Информация о предполагаемом центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Год создания |
Муниципальное образование области |
Организационно-правовая форма центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (полное наименование) |
Адрес центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников |
Общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади |
2021 |
г. Ярославль |
структурное подразделение государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования" |
150014, г. Ярославль, ул. Богдановича, д. 16 |
- общая площадь - не менее 679 кв. м; - функциональные зоны: медиатека - 80 кв. м; помещение для организации коворкинг-пространства - 50 кв. м; 2 лектория - 87 кв. м и 72 кв. м; - административные зоны: рецепция; 2 помещения для персонала (по 33 кв. м каждое); помещение для проектной деятельности - 67 кв. м; 5 многофункциональных учебных аудиторий (34 кв. м, 66 кв. м, 50 кв. м, 53 кв. м, 72 кв. м), включая 2 аудитории-трансформера |
Приложение 5
к Концепции
Проект зонирования центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Рисунок 1. Зонирование помещений центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (4 этаж здания)
Рисунок 2. Организация рабочего пространства в помещениях центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (4 этаж здания)
Рисунок 3. Зонирование помещений центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (3 этаж здания)
Рисунок 4. Зонирование помещений центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (2 этаж здания)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 16 октября 2020 г. N 817-п "О реализации в 2021 году мероприятия по созданию центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего" и признании утратившим силу постановления Правительства области от 03.07.2019 N 476-п"
Вступает в силу с 16 октября 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 21 октября 2020 г. N 7600202010210001, в газете "Документ-Регион" от 27 октября 2020 г. N 90