Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Описание
Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
(утв. постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 19 октября 2020 г. N 137-п)
15 июня 2021 г.
В современных условиях успешное развитие системы образования Республики Хакасия невозможно без радикального изменения качества подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, обеспечивающих развитие и конкурентоспособность региона.
Реализация регионального проекта "Учитель будущего", вошедшего в федеральный проект "Современная школа" национального проекта "Образование", направлена на создание в Республике Хакасия центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР).
Концепция создания регионального ЦНППМПР (далее - Концепция) - документ, в содержании которого заложена интеграция учительского роста и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников как направлений личностного и профессионального развития педагогических работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Концепция разработана в целях:
содействия интеграции регионального дополнительного профессионального (педагогического) образования в единую государственную систему непрерывного образования за счет предоставления педагогическим работникам конкурентоспособных образовательных услуг;
создания единой системы взглядов на содержание, принципы и основные подходы к формированию государственной образовательной политики;
обеспечения непрерывного характера профессионального развития педагогических кадров в условиях системных изменений в образовании.
Основаниями для разработки Концепции являются:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
стратегические цели Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642;
стратегические цели национального проекта "Образование" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года N 16);
федеральные и региональные проекты "Учитель будущего", "Современная школа", "Цифровая образовательная среда", "Новые возможности для каждого" национального проекта "Образование";
ключевые положения федерального проекта "Учитель будущего" (утверждены протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Образование" от 07.12.2018 N 3), которые направлены на обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Координатором реализации регионального проекта "Учитель будущего" в Республике Хакасия выступает Министерство образования и науки Республики Хакасия.
Основой развития региональной системы образования является высокий уровень профессионализма каждого педагога. Именно педагог является ведущей фигурой реализации основных нововведений в республике и в стране. Для успешного введения инноваций, для реализации поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. От сформированности этого уровня зависит качество образования и успешность каждого обучающегося в приобретении знаний, практического опыта и профессиональном самоопределении. В рамках формирующейся национальной системы учительского роста важным в становлении педагога-мастера является мотивация к непрерывному профессиональному росту и наличие оптимальных условий для ее осуществления.
Проведя детальный анализ ситуации в системе дополнительного профессионального образования республики, был выделен ряд затруднений, которые способны снизить темпы ее развития:
1) недостаточность проработки механизмов:
выявления и восполнения профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников;
построения индивидуальных маршрутов развития профессионального мастерства;
стимулирования профессионального карьерного роста;
2) отсутствие условий для функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в Республике Хакасия.
Также был выявлен ряд противоречий:
между значимостью государственных задач по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогических работников и недостатком методических, кадровых и инфраструктурных ресурсов;
между традиционными устоявшимися формами организации образовательной деятельности в дополнительном профессиональном образовании и усложнением задач сопровождения профессионального развития педагогических работников в условиях меняющейся системы образования.
Создание ЦНППМПР позволит решить обозначенные проблемы и достичь планируемых результатов в соответствии индикаторами по созданию условий для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников (приложение 1), в том числе на основе:
использования современных цифровых технологий;
содействия в формировании профессиональных ассоциаций и вовлечении общественных объединений в систему профессионального педагогического роста, в программы обмена опытом и лучшими практиками;
привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
Предполагается открыть ЦНППМПР по модели "стандарт" в городе Абакане как структурное подразделение Государственного автономного образовательного учреждения Республики Хакасия дополнительного профессионального образования "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации" (приложение 2).
Содержательно деятельность ЦНППМПР будет направлена на восполнение профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников в предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетентностях. При этом для каждого педагога выстраивается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от выявленных дефицитов, стажа, возраста и т.д. Учителя республики будут вовлечены в различные формы методической поддержки и сопровождения. Данная работа предполагает уровневое и сетевое взаимодействие, в котором задействованы все субъекты образовательного процесса: Министерство образования и науки Республики Хакасия, муниципальные органы управления в сфере образования, Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия дополнительного профессионального образования "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации" (далее - ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК"), методические службы городов и районов, образовательные организации, ассоциации и др. Одним из важных направлений деятельности ЦНППМПР будет совершенствование профессиональных компетенций руководящих работников образовательных организаций.
Арсеналом, обеспечивающим непрерывность профессионального развития, станут: цифровые образовательные технологии, стажировка, технологии наставничества, модели "горизонтального обучения" по системе "Р2Р", дистанционные технологии и технологии комбинированного (смешанного) обучения (blended learning), формирование управленческих команд, конструирование педагогических проектов и др.
Необходимо отметить, что в Республике Хакасия накоплен достаточный опыт реализации инновационных процессов. В 2017 году Республика Хакасия стала победителем конкурсного отбора на предоставление субсидии из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы по мероприятию "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов".
В течение последних пяти лет в ГАОУ РХ ДПО "ХакИРОиПК" идет постоянный поиск и апробация эффективных способов организации образовательного процесса для совершенствования профессиональных компетенций (психолого-педагогической, методической, предметной, коммуникативной), развития проектного мышления и осмысления накопленного опыта с позиции современных подходов в науке и практике: организация стажировок как части дополнительных профессиональных программ, реализация модульных программ повышения квалификации на основе практико-ориентированного, компетентностного подхода, организация заочного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на образовательной платформе E-learning. В 2018 году завершилась работа по созданию модели повышения квалификации, состоящей из трех уровней - базового, продвинутого и высокого, что обеспечило персонификацию обучения и адаптацию педагогических работников к введению национальной системы учительского роста.
Таким образом, для достижения стратегических целей развития системы образования Республики Хакасия, повышения уровня профессионального мастерства педагогов и руководителей образовательных организаций необходимо преобразовать формы работы, создать новые условия для повышения квалификации. Открытие в Республике Хакасия ЦНППМПР будет способствовать достижению поставленных целей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.