Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Администрации
муниципального образования
"Шарканский район"
от 25 января 2019 г. N 68
Положение
о спасательных службах гражданской обороны в муниципальном образовании "Шарканский район"
Настоящее Положение о спасательных службах гражданской обороны разработано в соответствии с главой 5 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" и определяет основные направления деятельности спасательных служб гражданской обороны в выполнении и обеспечении мероприятий гражданской обороны, обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий.
I. Общие положения
1. Спасательные службы гражданской обороны (далее - службы ГО) - это нештатные организационно-технические объединения органов управления сил и средств гражданской обороны организаций и их структурных подразделений (далее - организации), обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и при ведении военных действий.
2. Службы ГО предназначены для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических актов на соответствующих территориях.
3. Службы ГО создаются:
в муниципальном образовании "Шарканский район" постановлением Администрации муниципального образования "Шарканский район";
в организации - распоряжением или приказом руководителя организации.
3.1. Руководителем службы ГО муниципального образования "Шарканский район" является соответствующий руководитель отраслевого (функционального) органа администрации или специализированной организации и учреждения, на базе которого создается служба.
3.2. Положение о службе ГО муниципального образования "Шарканский район" разрабатывается руководителем службы ГО, согласовывается и утверждается Главой муниципального образования "Шарканский район".
3.3. Положение о службе ГО организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.
3.4. Органом управления службы ГО считается штаб, состоящий из руководителя службы ГО, начальника штаба службы ГО, специалистов и руководства организаций, силы и средства ГО которых входят в данную службу. Состав штаба и формирований служб ГО определяются руководителями служб гражданской обороны.
3.5. В состав сил службы ГО включаются штатные и нештатные аварийно-спасательные и другие формирования специализированных организаций.
Силы гражданской обороны, входящие в службы ГО муниципального образования "Шарканский район", в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
4. Вид и количество служб ГО, создаваемых на территории муниципального образования "Шарканский район" (организации), определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения задач.
5. Общее руководство службами ГО осуществляет Глава муниципального образования "Шарканский район", а непосредственное руководство - руководители этих служб.
6. Ответственность за создание и обеспечение готовности служб ГО несут соответствующие руководители служб.
7. Службы гражданской обороны осуществляют свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми ими планами по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны, по обеспечению действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Методическое руководство и координацию деятельности служб гражданской обороны по выполнению мероприятий гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "Шарканский район" осуществляет начальник отдела общественной безопасности Администрации муниципального образования "Шарканский район".
9. Общими задачами служб ГО являются:
- планирование и контроль выполнения специальных мероприятий гражданской обороны и в чрезвычайных ситуациях в соответствии с профилем службы ГО;
- организация создания и подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, входящих в состав службы ГО;
- подготовка необходимых сил и средств по выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;
- управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, другими службами ГО, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории;
- руководство рассредоточением сил службы ГО, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы;
- ведение учета сил и средств, входящих в состав службы ГО, в том числе привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;
- участие в поддержании готовности пунктов управления;
- планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;
- подготовка предложений руководителю гражданской обороны для принятия решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- создание и хранение материально-технических средств для обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны.
10. Указания вышестоящих руководителей служб ГО являются обязательными к руководству для нижестоящих служб ГО данной специализации.
11. Службами ГО разрабатываются:
- "План спасательной службы ГО по обеспечению мероприятий гражданской обороны на военное время";
- "План спасательной службы ГО по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Планы утверждаются соответствующими руководителями гражданской обороны, подписываются руководителями служб и начальниками штабов служб.
12. Корректировка планов осуществляется 1 раз в год (до 1 декабря текущего года) по состоянию на 1 января последующего года. Переработка 1 раз в 5 лет.
II. Основные задачи служб ГО по видам их деятельности
На службы ГО муниципального образования "Шарканский район" возложены следующие задачи:
2.1. Спасательная служба оповещения и связи:
- обеспечение циркулярного оповещения Главы муниципального образования "Шарканский район" и его заместителей;
- обеспечение централизованного оповещения населения муниципального образования "Шарканский район" по сигналам гражданской обороны об угрозе (возникновении) чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение руководящего состава по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций муниципального образования "Шарканский район" дополнительными каналами связи;
- организация выполнения мероприятий, предусмотренных планом выполнения основных мероприятий гражданской обороны муниципального образования "Шарканский район";
- приведение в готовность формирований службы, систем связи и оповещения, введение усиленного режима работы службы с круглосуточным дежурством руководящего состава или ее круглосуточной работы;
- оперативное восстановление поврежденных каналов связи, линий связи.
При угрозе и наличии опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
- проведение своевременного оповещения руководящего состава по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций муниципального образования муниципального образования "Шарканский район", а также населения муниципального образования "Шарканский район", если это предусмотрено планом или вызвано условиями обстановки;
- организация укрытия личного состава спасательной службы оповещения и связи в кратчайшие сроки в защитном сооружении на период возможной опасности;
- оценка, доклад руководителю гражданской обороны муниципального образования "Шарканский район" о состоянии системы оповещения и связи и свои предложения по ее восстановлению;
- организация восстановления разрушенных линий связи;
- обеспечение соблюдения мер безопасности при проведении ремонтно-восстановительных работ на линиях связи и оповещения;
- обеспечение устойчивой связи Главы муниципального образования "Шарканский район" и его заместителей с органом управления гражданской обороны Удмуртской Республики, обеспечение возможности передачи докладов и взаимной информации об обстановке и проводимых мероприятиях.
2.2. Противопожарная спасательная служба:
- организация планирования и выполнения мероприятий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с предназначением противопожарной спасательной службы;
- организация управления силами и средствами противопожарной спасательной службы при проведении АСиДНР в очагах поражения, а также в районах возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время;
- организация мероприятий и контроль за созданием, хранением и своевременным обновлением запасов материально-технических и иных средств;
- организация взаимодействия с другими спасательными службами муниципального образования;
- организация и проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение возможности возникновения и распространения пожаров, защиту людей и материальных ценностей от огня и создание необходимых условий для действий сил формирований при проведении АСиДНР;
- организация ведения пожарной разведки, локализация и тушение пожаров на маршрутах выдвижения сил аварийно-спасательных формирований в районах проведения АСиДНР;
- организация и участие в разработке организациями мероприятий по повышению противопожарной устойчивости объектов экономики, контроль за их своевременным выполнением;
- организация работы по содержанию в постоянной готовности сил и средств тушения пожаров на территории муниципального образования;
- организация тушения пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
- организация создания резерва основной пожарной техники и нормативных запасов другой техники, средств индивидуальной защиты, средств связи, имущества, необходимых для работы и обеспечения жизнедеятельности органов управления и подразделений противопожарной спасательной службы в мирное и военное время;
- организация обеспечения личного состава и техники подразделений противопожарной спасательной службы защитными сооружениями гражданской обороны (убежищами и противорадиационными укрытиями) или осуществление в установленном порядке их приписки к защитным сооружениям гражданской обороны других ведомств;
- организация и осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования;
- организация и проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организация и проведение мероприятий по борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- организация и обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны;
- организация, разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, в соответствии с задачами противопожарной спасательной службы.
2.3. Инженерная спасательная служба:
- осуществление технического надзора за строительством защитных сооружений в мирное время;
- подготовка и организация действий инженерных формирований к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
- инженерное обеспечение действий сил гражданской обороны в исходных районах;
- инженерное обеспечение эвакуационных мероприятий;
- участие в разработке мероприятий по строительству недостающего фонда защитных сооружений гражданской обороны в военный период;
- ведение разведки в местах размещения формирований и населения;
- ведение разведки при выдвижении к очагам поражения и в очагах поражения;
- организация создания и содержания запасов материально-технических средств.
К формированиям службы относятся команды, группы, звенья, созданные на базе строительных, строительно-монтажных, других организаций и предназначенные для ведения инженерной разведки, обеспечения ввода сил ГО в очаги поражения, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановления и ремонта дорог, дорожных сооружений.
2.4. Медицинская спасательная служба:
- прогнозирование медико-санитарных последствий военных действий и их влияния на организацию медицинского обеспечения населения, а также при чрезвычайных ситуациях в мирное время;
- организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и повышение устойчивости функционирования учреждений здравоохранения в военное время;
- планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения, оказание всех видов медицинской помощи пострадавшему населению при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- подготовка органов управления учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени;
- создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны;
- создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны;
- организация снабжения учреждений и формирований медицинской службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
- участие в подготовке населения по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным и больным гражданам в военное время;
- участие в подготовке санитарных дружин, создаваемых в организациях;
- своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам, их лечение в целях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- медицинское обеспечение рассредоточиваемого и эвакуируемого населения.
К формированиям службы, для выполнения мероприятий гражданской обороны относятся медицинские отряды, бригады, санитарные дружины, санитарные посты.
2.5. Служба охраны общественного порядка:
- организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта на объектах работ, в районах размещения, на пунктах сбора;
- регулирование движения на внутрирайонных маршрутах, маршрутах эвакуации населения пешим порядком, обеспечение установленной очереди перевозок и режима пропуска на территорию муниципального образования "Шарканский район";
- обеспечение безопасности и регулирования дорожного движения на маршрутах и выдвижения сил гражданской обороны в очаги поражения (заражения);
- борьба с преступностью;
- участие в борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями;
- организация обеспечения охраны материальных и культурных ценностей и личного имущества граждан;
- организация работы по выдаче специальных пропусков для транспорта участвующего в перевозках населения, материальных и культурные ценностях и перевозках сил гражданской обороны.
К формированиям службы относятся команды, группы охраны общественного порядка, формируемые на базе органов внутренних дел.
2.6. Спасательная служба электроснабжения:
- планирование и организация мероприятий по повышению устойчивости работы энергосистем в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- организация и проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах электроэнергетики и энергосетях;
обеспечение электроэнергией аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Для решения своих задач нештатная спасательная служба энергетики создает нештатные аварийно-спасательные формирования: аварийно - технические команды (группы) по электросетям.
2.7. Коммунально-техническая спасательная служба:
- организация и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы поселковых сетей коммунального хозяйства (газо-, энерго-, тепло-, водоснабжения);
- организация ликвидации аварий на сетях коммунального хозяйства;
- проведение дегазации, дезактивации и дезинфекции зараженных территорий, различных сооружений, транспортных средств и т.д.;
- организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание одежды и средств защиты;
- организация и оборудование при необходимости временных бань;
- организация газоснабжения населения;
- организация теплоснабжения населения;
- организаций водоснабжения населения;
- обеспечение создания необходимых запасов реагентов, реактивов;
- организация обеспечения сохранения резервных водоисточников;
- организация обеспечения и подвоза воды для личного состава формирований и пострадавшего населения;
- организация создания материальных запасов имущества гражданской обороны;
- планирование и организации выполнения мероприятий, направленных на повышение устойчивости работы системы энергоснабжения муниципального образования "Шарканский район";
- обеспечение устойчивой работы энергосетей, ликвидация аварий на энергетических сооружениях и сетях.
Обеспечение пострадавшего населения водой включает:
Состояние магистральных водопроводов и возможности их восстановления;
- места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;
- состояние защищенности мощностей водопроводов, артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин.
К формированиям службы относятся аварийно-технические команды, группы, в том числе водопроводно-канализационным и тепловым сетям.
2.8. Спасательная служба материально-технического, продовольственного и вещевого обеспечения:
- осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости;
- организация закладки запасов продовольствия на запасный пункт управления;
- организация развертывания пунктов питания для обеспечения горячим питанием личного состава формирований в районах размещения при выполнении АСДНР, а также обеспечение питанием пораженного населения; организация развертывания подвижных пунктов питания для обеспечения личного состава НАСФ, работающего в очагах поражения, а также пострадавшего населения продуктами питания, а при отсутствии возможности приготовления горячей пищи - обеспечение сухими пайками;
- организация развертывания подвижных пунктов вещевого снабжения для обеспечения пострадавшего населения, отрядов первой медицинской помощи;
- организация создания запасов продовольствия, вещевого имущества в целях обеспечения мероприятий гражданской обороны.
Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания включает:
- оценку запасов продовольствия на складах резерва и текущего довольствия;
- использование запасов продовольствия со складов резерва и текущего довольствия;
- организация учета и охраны сохранившихся запасов продовольствия;
- повышение производительности сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;
- подвоз продовольствия из не пострадавших районов;
- развертывание временных пунктов питания;
- определения порядка и организации обеспечения населения продуктами питания (очередность, списки, нормы отпуска);
- организация взаимодействия с республиканской службой торговли и питания, органами военного командования и силовых ведомств по возможности использования их ресурсов;
- принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.
Обеспечение населения предметами первой необходимости (одеждой, обувью, предметами личной гигиены и т.д.) предусматривает:
- использование предметов первой необходимости из резерва, а также из поврежденных и разрушенных складов;
- сбор и перераспределение предметов первой необходимости среди населения;
- выяснения объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения собственных возможностей;
- определение мест и порядка выдачи;
- использование текущих запасов по долговым распискам;
- обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства материально-техническими, ремонтными, строительными материалами;
- обеспечение организаций жилищно-коммунального хозяйства рабочим инвентарем и спецодеждой формирований гражданской обороны;
- организация ремонта транспорта и техники жилищно-коммунального хозяйства, вышедших из строя при выполнении задач гражданской обороны;
- организация эвакуации вышедших из строя транспорта и техники организаций жилищно-коммунального хозяйства с маршрутов и участков работ.
К формированиям гражданской обороны службы относятся подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.
2.9. Спасательная служба защиты животных и растении:
- организация планирования мероприятий по защите сельскохозяйственных животных и растений в военное время;
- проведение профилактических ветеринарно-санитарных, агрохимических и других мероприятий;
- организация накопления, хранения и защита кормов для животных;
- организация оборудования защищенных водозаборов на фермах и комплексах для обеспечения животных водой;
- организация накопления средств обеззараживания для обработки сельскохозяйственных растений и препаратов для экстренной профилактики и лечения сельскохозяйственных животных;
- массовая иммунизация сельскохозяйственных животных;
- организация оборудования площадок для проведения ветеринарной обработки зараженных сельскохозяйственных животных;
- организация подготовки к обеззараживанию пораженных животных, утилизации и захоронению;
- организация эвакуации сельскохозяйственных животных путем вывоза (отгона) в безопасные районы.
2.10. Спасательная служба защиты культурных ценностей:
- планирование, организация и осуществление подготовки органов управления и сил к защите культурных ценностей, памятников истории и культуры в военное время;
- разработка и представление в руководящие органы проектов нормативных правовых актов, докладов и отчетных материалов по вопросам защиты культурных ценностей и памятников истории и культуры в военное время;
- осуществление перспективного и текущего планирования мероприятий по повышению уровня защиты культурных ценностей и памятников истории и культуры от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствие этих действий;
- разработка Плана обеспечения мероприятий ГО спасательной службой;
- подготовка руководящего состава, специалистов и персонала гражданских организаций к выполнению возложенных на них задач;
- заблаговременное решение вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением службы в военное время, организация защиты личного состава службы от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- разработка нормативных правовых актов и методических документов в области защиты культурных ценностей и памятников истории и культуры;
- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для культурных ценностей и памятников истории и культуры при ведении военных действий или вследствие этих действий.
III. Формирования служб ГО
3.1. Формирования, создаваемые в службах ГО, подразделяются на территориальные и объектовые.
3.2. К территориальным формированиям служб ГО относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, оповещения и связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований, создаваемые в зависимости от местных условий.
Базой для создания территориальных формирований служб гражданской обороны являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.
Объектовые формирования служб гражданской обороны создаются в организациях, на базе которых создана служба.
Основными формированиями служб гражданской обороны, создаваемыми организациями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты), связи (группы, звенья), медицинские (санитарные дружины, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.
IV. Общие обязанности руководителей служб ГО
4.1. Общими обязанностями руководителей служб гражданской обороны различных уровней являются:
- организация планирования и выполнения мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением служб гражданской обороны;
- управление силами и средствами служб гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах (на объектах) возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий 9 военное время;
- организация мероприятий и контроль за созданием, хранением и своевременным освежением запасов материально-технических и иных средств гражданской обороны;
- руководство рассредоточением сил и средств, входящих в состав службы гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также размещением и порядком функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы эти службы;
- организация разработки предложений руководителю гражданской обороны для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения других мероприятий гражданской обороны, а также в чрезвычайных ситуациях;
- организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и другими службами гражданской обороны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.