Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 16.10.2020 N 30-рп
Описание
предполагаемого центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
23 апреля 2021 г.
1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР, в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета
Настоящее описание изложено в соответствии с требованиями документации на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2021 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание ЦНППМПР в рамках федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование", утвержденной заместителем Министра просвещения Российской Федерации от 09.10.2020 N ВБ-1901/08.
Реализация мероприятия по созданию ЦНППМПР вызвана необходимостью обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических работников в условиях системных изменений в образовании Российской Федерации, развития региональной системы профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров.
Одним из главных приоритетов деятельности Правительства Санкт-Петербурга в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164, является развитие системы непрерывного образования и переподготовки педагогических работников для развития их личностных и профессиональных компетенций, внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников общеобразовательных организаций.
Система профессионального роста педагогических работников основана на профессиональном развитии педагога в соответствии с требованиями профессионального стандарта и предполагает модернизацию педагогического образования, в том числе дополнительного профессионального образования педагогических кадров.
Государственный приоритет непрерывного профессионального развития педагогических работников закреплен в поручении Президента Российской Федерации о формировании национальной системы учительского роста и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Целью развития педагогических кадров является обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования.
Такое повышенное внимание к развитию дополнительного профессионального образования актуализирует необходимость обеспечения опережающего развития системы дополнительного профессионального педагогического образования, которая может стать стратегической моделью развития дополнительного профессионального образования отдельной отрасли, обеспечить ее необходимыми педагогическими ресурсами.
Дополнительное профессиональное образование, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения на приобретение дополнительных компетенций, в первую очередь на повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников.
Создание ЦНППМПР должно способствовать развитию в Санкт-Петербурге условий для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования профессиональных ассоциаций и участия в их работе, участия в программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.
Открытие ЦНППМПР направлено на развитие возможностей и механизмов повышения профессионального мастерства педагогических работников в Санкт-Петербурге.
Создание ЦНППМПР позволит объединить все методические ресурсы на территории Санкт-Петербурга и создать единое методическое пространство как динамичную систему, обеспечивающую непрерывное профессиональное развитие педагогов и управленческих кадров. Организующим и координирующим звеном в этой системе является ЦНППМПР, выполняющий функции регионального института методической поддержки.
Таким образом, ЦНППМПР станет центральным субъектом в Санкт-Петербургской системе научно-методического сопровождения педагогов и управленческих кадров, основной целью которого является обеспечение их непрерывного профессионального роста, и как следствие - повышение результатов профессиональной деятельности.
Деятельность ЦНППМПР позволит организовать стабильную, системную работу, обеспечивающую профессиональное развитие педагогических работников через взаимодействие и оперативное освоение, распространение и масштабирование новых рациональных и эффективных образовательных практик.
В результате реализации мероприятия по созданию ЦНППМПР будет обеспечено функционирование единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе:
развитие профессиональных компетенций педагогов и управленческих кадров, приобретение ими новых профессиональных возможностей, повышение трудовой мобильности за счет компенсации профессиональных дефицитов;
повышение мобильности, гибкости и открытости системы дополнительного профессионального педагогического образования в конкурентной среде;
доступность технологических, организационных и образовательных инноваций в реализации новой модели развития профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров, сопровождении и поддержке молодых педагогов;
обеспечение мониторинговой деятельности в системе дополнительного профессионального педагогического образования с разработкой адресных рекомендаций и принятием управленческих решений;
повышение качества общего образования и инновационного потенциала общества.
Модернизация региональной системы профессионального роста педагогических работников, в том числе разработка и реализация дополнительных профессиональных программ, должна производиться с учетом актуальной ситуации с качеством образования в Санкт-Петербурге, на основе анализа диагностики профессиональных дефицитов педагогических кадров, использования потенциала максимально большего количества субъектов образовательной деятельности Санкт-Петербурга с опорой на инициативу каждого.
В системе непрерывного профессионального педагогического образования Санкт-Петербурга работает:
около 100 учреждений высшего образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга;
более 60 учреждений среднего профессионального образования;
государственные бюджетные учреждения дополнительного профессионального образования: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее - АППО), Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий, информационно-методические центры администраций районов Санкт-Петербурга (далее - ИМЦ), которые реализуют дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Особенностью действующей региональной системы непрерывного профессионального роста педагогического работника является:
большое количество образовательных организаций, предоставляющих возможности для профессионального развития;
равные возможности различных субъектов рынка дополнительного профессионального образования в Санкт-Петербурге;
многоканальность доступа к широкому спектру дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, различных образовательных событий городского, межрегионального, всероссийского и международного уровня (в рамках государственного задания, инициативно, через реализацию персонифицированной модели повышения квалификации);
шаговая доступность очного обучения через разветвленную сеть ИМЦ;
уникальная социокультурная среда Санкт-Петербурга с ее высоким образовательным потенциалом для всех категорий граждан.
Методическое обеспечение системы образования Санкт-Петербурга осуществляется в процессе деятельности 60 методических объединений (включает 1980 методистов, педагогов, представителей профессиональной и родительской общественности).
Региональное учебно-методическое объединение в своей деятельности обеспечивает консультационную и экспертную работу (80 процентов), поддержку и сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов (52 процента), методическое сопровождение практической деятельности (43 процента), проблематику содержания образования (37 процентов), реализацию государственной политики в сфере образования (30 процентов).
В 2020 году 17 образовательных учреждений Санкт-Петербурга получили статус федеральных инновационных площадок. Общее число федеральных инновационных площадок в Санкт-Петербурге достигло 43. Результатом работы таких площадок должны стать транслируемые инновационные продукты. На начало 2020 года в системе образования Санкт-Петербурга более 150 образовательных учреждений работают в статусе региональных инновационных площадок, в том числе 88 экспериментальных площадок, шесть ресурсных центров общего образования, 14 ресурсных центров подготовки специалистов. Из них в качестве стажировочных площадок выступают 34 образовательных учреждения: 22 общего образования (школы, лицеи, гимназии), пять среднего профессионального образования, семь дополнительного профессионального образования. Таким образом, в перечень площадок входят образовательные учреждения всех уровней образования (общего, среднего профессионального и дополнительного образования), входящие в ТОП-200 и ТОП-500 лучших школ Российской Федерации, являющиеся участниками движения "Молодые профессионалы" (WorldSkillsRussia).
Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования, являясь частью профессионального сообщества Санкт-Петербурга, призвана координировать сетевое взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности, включая различные формы профессиональной коммуникации в содержание программ повышения квалификации и иных образовательных событий.
Сетевое партнерство в реализации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников предусматривает развитие сетевой кооперации образовательных организаций, информационно-методических и научных центров, стажировочных и инновационных площадок регионального и федерального уровня для реализации распределенных модульных схем совершенствования компетенций педагогов. В рамках деятельности ЦНППМПР будет увеличено число образовательных организаций, предоставляющих образовательные услуги по направлениям дополнительного профессионального педагогического образования; социальных партнеров, привлеченных к совершенствованию механизмов получения образовательных услуг, связанных с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.
Достижение поставленных целей в развитии кадрового потенциала будет способствовать созданию территориальных образовательных кластеров с опорой на профессиональное педагогическое сообщество.
С 2019 года в Санкт-Петербурге реализуется проект "Комплексная модель сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников "Высшая школа педагогического мастерства" в рамках федеральной инновационной площадки на базе АППО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2019 N 741 "О федеральных инновационных площадках"). Целью проекта является разработка, апробация и внедрение комплексной модели сопровождения непрерывного профессионального роста педагогических работников.
Реализация данного проекта предоставляет педагогическим и управленческим командам возможность прохождения комплексной диагностики профессиональных компетенций педагогических и управленческих работников в целях выявления профессиональных дефицитов; формирования индивидуальных траекторий профессионального развития работников на основе результатов их самодиагностики и специфики профессиональной деятельности; получения непрерывного образования (формального, неформального, информального); получения методической поддержки в формате "онлайн-методист".
Создание в рамках системы дополнительного профессионального педагогического образования Санкт-Петербурга единой информационно-методической базы обеспечит доступ педагогических работников и управленческих кадров к ресурсам сопровождения развития профессионального мастерства, экспертизе ресурсов со стороны профессиональных сообществ.
При этом для более эффективной работы методической системы Санкт-Петербурга необходимо обеспечить взаимодействие методических служб разного уровня иерархии в условиях решения интегрированных задач повышения качества образования.
На территории Санкт-Петербурга создается один ЦНППМПР по модели "стандарт" в организационно-правовой форме структурного подразделения организации дополнительного профессионального образования, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ.
Создание ЦНППМПР по модели "стандарт" поможет решить следующие задачи:
обеспечить действенные механизмы профессиональной помощи и поддержки непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и управленческих кадров в условиях национальной системы профессионального роста;
создать условия для конструктивного преодоления профессиональных дефицитов;
повысить вариативность, качество и доступность профессионального педагогического образования для каждого педагога, в том числе посредством сетевых форм реализации персонифицированных программ дополнительного профессионального педагогического образования;
обновить содержание дополнительного профессионального педагогического образования в логике компетентностного подхода с учетом требований профессионального стандарта "Педагог" в соответствии с интересами и потребностями разных групп педагогических работников, задачами развития конкретного образовательного учреждения, с учетом лучших образовательных практик, требований рынка труда;
обеспечить развитие среды профессиональной коммуникации и совместной образовательной деятельности педагогов, поддержку педагогических профессиональных сообществ, общественных объединений педагогов;
обеспечить развитие информационных и кооперационных связей, партнерства и сотрудничества; развитие сетевой кооперации образовательных организаций, информационно-методических и научных центров для реализации распределенных модульных схем формирования умений, компетенций, квалификаций современных педагогов;
обеспечить развитие дополнительного профессионального педагогического образования как эффективного способа освоения новых ниш в образовательном пространстве, создания условий для научного и творческого роста личности педагогов;
усилить связи педагогической науки и образовательной практики для системного повышения качества профессионального педагогического образования.
Основной целью деятельности ЦНППМПР становится создание условий для непрерывной актуализации и расширения профессиональных компетенций в течение всей профессиональной карьеры, в том числе для удовлетворения образовательных потребностей и запросов, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, подготовки к выполнению новых видов профессиональной деятельности.
2. Опыт Санкт-Петербурга в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования
С 2012 года Санкт-Петербург принимал участие в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы". В 2012 - 2015 годах в реализации указанных программы приняли участие 137 общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, из них в 2012 году - десять школ, в 2013 году - десять школ, в 2014 году - 35 школ, в 2015 году - 84 школы.
В 2016 году Санкт-Петербург принял участие в конкурсном отборе региональных программ развития образования и был признан регионом-победителем.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Санкт-Петербургу в 2016 - 2018 годах была предоставлена субсидия на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений (далее - проект). Задача проекта - представить петербургский опыт реализации федеральных государственных образовательных стандартов. За эти годы федеральной стажировочной площадкой Санкт Петербурга были успешно реализованы курсы повышения квалификации более 20 тысяч педагогических работников других регионов Российской Федерации (43 региона), в том числе реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, из них в регионах Российской Федерации - 562 педагога (Курская область, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Крым).
Опыт Санкт-Петербурга востребован во многих регионах России. В выездных семинарах и конференциях по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов приняли участие в Чеченской Республике - более 400 человек, в Кемеровской области - более 160 человек, в Ростовской области - 180 человек, во Владимирской области - более 110 человек, в Ленинградской, Калининградской и Липецкой областях - более 200 человек.
В рамках международного соглашения АППО и Народного университета русской культуры Таллинна (Эстония) реализуются программы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями (обучено более 150 слушателей), проведено 6 семинаров (Таллинн, Минск, Донецк), в которых участвовало более 200 человек. В период с 2010 года в Санкт-Петербурге повысили квалификацию более 2500 учителей из 25 зарубежных стран.
Раздел 3 изменен с 23 апреля 2021 г. - Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23 апреля 2021 г. N 14-рп
3. Таблица индикаторов
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение |
Значение Санкт-Петербурга (далее - ежегодно, не менее установленного минимального значения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства, % |
9 |
9 |
2 |
Доля педагогических работников и управленческих кадров системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования субъектов Российской Федерации, повысивших уровень профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам, % |
5 |
5 |
3 |
Сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, ед. |
1 |
1 |
4. Предварительная калькуляция
операционных расходов на создание ЦНППМПР
N |
Статья расходов |
Расчет суммы на 2021 год (тыс. руб.) |
1 |
2 |
3 |
1 |
211 - заработная плата |
1349,8 |
2 |
212 - прочие несоциальные выплаты (суточные) |
22,5 |
3 |
213 - начисления на выплаты по оплате труда |
407,6 |
4 |
226 - прочие работы, услуги (в т.ч. транспортные расходы, проживание сотрудников на обучении) |
76,4 |
5 |
310 - увеличение стоимости основных средств |
4930,6 |
6 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
44,0 |
7 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи и т.д. ремонт) |
3577,3 |
8 |
Итого |
10408,2 |
5. Штатное расписание
Категория персонала |
Позиция (содержание деятельности) |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Директор |
1 |
Заместитель директора |
1 |
|
Административный персонал |
Главный бухгалтер |
1 |
Юрисконсульт |
0,5 |
|
Делопроизводитель |
0,5 |
|
Специалист по охране труда |
0,5 |
|
Системный администратор |
1 |
|
Специалист по работе с персоналом |
0,5 |
|
Администратор |
1 |
|
Основной персонал |
Тьютор |
4 |
Методист |
1 |
|
Педагог по повышению профессионального мастерства (профессорско-педагогический состав) |
8 |
6. Предполагаемый ЦНППМПР
Год |
Субъект Российской Федерации |
Организационно-правовая форма ЦНППМПР (полное наименование) |
Адрес ЦНППМПР |
Общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
2021 г. |
Город федерального значения Санкт-Петербург |
Структурное подразделение существующего юридического лица - АППО |
191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13, литера А |
Общая площадь: 965 кв. м, из них: функциональные зоны: 737 кв. м; дополнительное пространство (коридор, место для отдыха): 228 кв. м |
|||
|
Медиатека |
82 |
|
||||
|
Помещение для организации пространства для групповой работы (коворкинг - пространство) |
51 |
|
||||
|
Лекторий - 1 |
88 |
|
||||
|
Лекторий - 2 |
87 |
|
||||
|
Рецепция |
22 |
|
||||
|
Помещение для персонала - 1 |
22 |
|
||||
|
Помещение для персонала - 2 |
22 |
|
||||
|
Помещение для персонала - 3 |
28 |
|
||||
|
Помещение для персонала - 4 |
15 |
|
||||
|
Помещение для проектной деятельности |
67 |
|
||||
|
Аудитория - трансформер - 1 |
43 |
|
||||
|
Аудитория - трансформер - 2 |
54 |
|
||||
|
Многофункциональная аудитория - 1 |
65 |
|
||||
|
Многофункциональная аудитория - 2 |
49 |
|
||||
|
Многофункциональная аудитория - 3 |
42 |
|
||||
|
Коридор |
144 |
|
||||
|
Зона отдыха |
38 |
|
Принятое сокращение.
ЦНППМПР - центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.